Статья учителя-логопеда для родителей "Сто тысяч : "почему"
консультация по логопедии (подготовительная группа)
В статье даны рекомендации родителям, как реагировать на вопросы "почемучек", как удержать интерес и любознательность детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Статья учителя-логопеда адресована родителям детей дошкольного возраста
Сто тысяч «почему»:
зачем дети задают вопросы родителям?
Ох уж эти бесконечные вопросы: почему, почему, почему?
Постоянное желание поговорить. Всегда ли у взрослых должны быть подробные и тщательно продуманные ответы на вопросы детей? А как отвечать, если не знаешь? – Почему у этой женщины такой большой живот? – Это дерево? А что оно делает? Растёт? А как оно это делает? – Может ли леопард бегать быстрее льва?
Почему гепард бегает быстрее всех, он же такая же кошка? Дети хотят все точно знать, спрашивают и спрашивают, порой целый день. Конечно, родители рада своим любознательным малышам – ведь вопросы делают умнее
Для маленького ребенка мир полон чудес. Что солнце встает утром и исчезает вечером за горизонтом, что экран телевизора оживает, когда мама нажимает кнопку, что звонит колокольчик, когда его трясут – в дошкольном возрасте дети поражаются всему этому. Они изучают события, постепенно познают их законы. Через некоторое время любой ребёнок начинает классифицировать то, что ему известно, и задавать вопросы: будет ли солнце вставать снова и снова каждое утро? И делает ли оно это, когда я даже не смотрю? Откуда ветер? А как насчет дождя?
Конечно, взрослые стараются правильно ответить на такие вопросы, поэтому напрягают голову и ищут правильное объяснение. В этом нет ничего плохого. Но порой бежим рыться в словарях или искать информацию в интернете. И очень удивлены, что ребенок тогда не так уж заинтересован в найденном ответе. Такая реакция не показывает, что ребенок не способен дождаться, а скорее показывает, что взрослые неправильно поняли его вопрос. Дети привносят в повседневность глубокую мудрость и рассудительность, они ощущают самое важное в жизни. Вот почему они не хотят знать, что Солнце находится на расстоянии 149 600 000 километров от Земли, если их все еще интересуют очевидные вещи – они хотят знать причину, по которой оно сияет. Поэтому ответ типа «Потому что живым существам нужен свет и тепло» удовлетворит их больше, чем любое рациональное объяснение.
Такие ответы вселяют в детей уверенность в мире: все и так правильно. Дети хотят подтверждения того, что и они останутся в безопасности, что завтра все будет так же, как сегодня. Доказательством этого служат одни и те же вопросы. Точно так же, как ребенок хочет слышать одну и ту же историю каждый вечер в одной и той же формулировке, он так же хочет одного и того же ответа всякий раз, когда задает вопрос снова и снова.
Постоянство дает безопасность в этой захватывающей и бурной жизни.
Когда ребенок идёт в школу, качество вопросов меняется. Теперь детям нужна информация, они хотят понимать связи. Родительский опыт подвергается испытанию. – Может ли кенгуру прыгать выше чемпиона мира? – Не знаю. Родители должны воздержаться от такого ответа на этот вопрос. Потому что, если ребенок слишком часто слышит «не знаю», он усвоит этот посыл и сам не захочет делать выводы. Так уходит любопытство, делающее человека живым и творческим. Вместо: “Я не знаю”. Пусть звучит: “Давай подумаем, как мы можем узнать!” И в книгах или в интернете искать, исследовать и изучать тему вместе. Кстати, ребенок также познакомится с инструментами, с которыми он позже сможет найти ответы на свои вопросы. Такое совместное исследование приносит обоим гораздо больше, чем любая хорошо подготовленная дидактическая книга. – Как это было, когда ты был в моем возрасте? – вопрос, который знают все родители, бабушки и дедушки.
Книга никогда не сможет ответить так, как родители, которые подробно и ярко рассказывают ребенку о том, «как это было раньше». Каждый вопрос, который задает ребенок, показывает, что он интересуется миром и что он хочет понять и исследовать жизнь вместе со своими родителями. Просто нужно ему в этом помочь.
Нет вопроса, который ребёнок не может задать в силу возраста. Если спросил, значит, дорос. Есть только неподходящие по возрасту ответы.
Вот почему мама должна рассматривать свои ответы с точки зрения ребенка. И смотреть на мир с позиции маленького человека.
Родительские слова должны быть понятными. Нужно стараться построить диалог доверительно, без высокомерия и стараться общаться с малышом на равных.
Учитель-логопед: Л.В. Абалмазова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сто тысяч почему живут на белом свете…
Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи с элементами риторики.Активизация речи детей дошкольного возраста....
Консультация для родителей «Сто тысяч почему?»
Консультация для родителей«Сто тысяч почему?»...

Взрослый открывает ребёнку мир, или сто тысяч «Почему».
Мир маленького ребенка — это его комната с кубиками и куклами, стульчиком и кроваткой, это двор, где можно качаться на качелях, ездить на велосипе...
Консультация для родителей "Сто тысяч почему?"
«Мама, а почему слон больше верблюда?»«Почему одуванчик желтый?»«Почему у зайца длинные уши, а хвост короткий?»Такая любознательность сына или дочки поначалу радуют родителей, рождая в них законное чу...

Родительское собрание во второй младшей группе "Сто тысяч почему"
Данное родительское собрание будет полезно педагогам, занимающимся эксперементальною деятельностью дошкольников....

Консультация для родителей «Сто тысяч почему?» 2 младшая группа
Когда малыш начинает говорить, его активный словарь пополняется с каждым днём всё новыми и новыми словами, появляются и вопросы....


