Статья учителя-логопеда для родителей "Сто тысяч : "почему"
консультация по логопедии (подготовительная группа)
В статье даны рекомендации родителям, как реагировать на вопросы "почемучек", как удержать интерес и любознательность детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Статья учителя-логопеда адресована родителям детей дошкольного возраста
Сто тысяч «почему»:
зачем дети задают вопросы родителям?
Ох уж эти бесконечные вопросы: почему, почему, почему?
Постоянное желание поговорить. Всегда ли у взрослых должны быть подробные и тщательно продуманные ответы на вопросы детей? А как отвечать, если не знаешь? – Почему у этой женщины такой большой живот? – Это дерево? А что оно делает? Растёт? А как оно это делает? – Может ли леопард бегать быстрее льва?
Почему гепард бегает быстрее всех, он же такая же кошка? Дети хотят все точно знать, спрашивают и спрашивают, порой целый день. Конечно, родители рада своим любознательным малышам – ведь вопросы делают умнее
Для маленького ребенка мир полон чудес. Что солнце встает утром и исчезает вечером за горизонтом, что экран телевизора оживает, когда мама нажимает кнопку, что звонит колокольчик, когда его трясут – в дошкольном возрасте дети поражаются всему этому. Они изучают события, постепенно познают их законы. Через некоторое время любой ребёнок начинает классифицировать то, что ему известно, и задавать вопросы: будет ли солнце вставать снова и снова каждое утро? И делает ли оно это, когда я даже не смотрю? Откуда ветер? А как насчет дождя?
Конечно, взрослые стараются правильно ответить на такие вопросы, поэтому напрягают голову и ищут правильное объяснение. В этом нет ничего плохого. Но порой бежим рыться в словарях или искать информацию в интернете. И очень удивлены, что ребенок тогда не так уж заинтересован в найденном ответе. Такая реакция не показывает, что ребенок не способен дождаться, а скорее показывает, что взрослые неправильно поняли его вопрос. Дети привносят в повседневность глубокую мудрость и рассудительность, они ощущают самое важное в жизни. Вот почему они не хотят знать, что Солнце находится на расстоянии 149 600 000 километров от Земли, если их все еще интересуют очевидные вещи – они хотят знать причину, по которой оно сияет. Поэтому ответ типа «Потому что живым существам нужен свет и тепло» удовлетворит их больше, чем любое рациональное объяснение.
Такие ответы вселяют в детей уверенность в мире: все и так правильно. Дети хотят подтверждения того, что и они останутся в безопасности, что завтра все будет так же, как сегодня. Доказательством этого служат одни и те же вопросы. Точно так же, как ребенок хочет слышать одну и ту же историю каждый вечер в одной и той же формулировке, он так же хочет одного и того же ответа всякий раз, когда задает вопрос снова и снова.
Постоянство дает безопасность в этой захватывающей и бурной жизни.
Когда ребенок идёт в школу, качество вопросов меняется. Теперь детям нужна информация, они хотят понимать связи. Родительский опыт подвергается испытанию. – Может ли кенгуру прыгать выше чемпиона мира? – Не знаю. Родители должны воздержаться от такого ответа на этот вопрос. Потому что, если ребенок слишком часто слышит «не знаю», он усвоит этот посыл и сам не захочет делать выводы. Так уходит любопытство, делающее человека живым и творческим. Вместо: “Я не знаю”. Пусть звучит: “Давай подумаем, как мы можем узнать!” И в книгах или в интернете искать, исследовать и изучать тему вместе. Кстати, ребенок также познакомится с инструментами, с которыми он позже сможет найти ответы на свои вопросы. Такое совместное исследование приносит обоим гораздо больше, чем любая хорошо подготовленная дидактическая книга. – Как это было, когда ты был в моем возрасте? – вопрос, который знают все родители, бабушки и дедушки.
Книга никогда не сможет ответить так, как родители, которые подробно и ярко рассказывают ребенку о том, «как это было раньше». Каждый вопрос, который задает ребенок, показывает, что он интересуется миром и что он хочет понять и исследовать жизнь вместе со своими родителями. Просто нужно ему в этом помочь.
Нет вопроса, который ребёнок не может задать в силу возраста. Если спросил, значит, дорос. Есть только неподходящие по возрасту ответы.
Вот почему мама должна рассматривать свои ответы с точки зрения ребенка. И смотреть на мир с позиции маленького человека.
Родительские слова должны быть понятными. Нужно стараться построить диалог доверительно, без высокомерия и стараться общаться с малышом на равных.
Учитель-логопед: Л.В. Абалмазова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сто тысяч почему живут на белом свете…
Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи с элементами риторики.Активизация речи детей дошкольного возраста....
Консультация для родителей «Сто тысяч почему?»
Консультация для родителей«Сто тысяч почему?»...
Взрослый открывает ребёнку мир, или сто тысяч «Почему».
Мир маленького ребенка — это его комната с кубиками и куклами, стульчиком и кроваткой, это двор, где можно качаться на качелях, ездить на велосипе...
Консультация для родителей "Сто тысяч почему?"
«Мама, а почему слон больше верблюда?»«Почему одуванчик желтый?»«Почему у зайца длинные уши, а хвост короткий?»Такая любознательность сына или дочки поначалу радуют родителей, рождая в них законное чу...
100 тысяч "почему"?
Консультация для родителей....
Родительское собрание во второй младшей группе "Сто тысяч почему"
Данное родительское собрание будет полезно педагогам, занимающимся эксперементальною деятельностью дошкольников....
Консультация для родителей «Сто тысяч почему?» 2 младшая группа
Когда малыш начинает говорить, его активный словарь пополняется с каждым днём всё новыми и новыми словами, появляются и вопросы....