Особенности логопедической работы с детьми раннего возраста, страдающими моторной алалией
методическая разработка по логопедии (младшая группа)

Гордиенко Наталья Сергевна

Особенности логопедической работы с детьми раннего возраста, страдающими моторной алалией

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности логопедической работы с детьми раннего возраста,

страдающими моторной алалией

Современные научные. исследования подчеркивают что на сегодняшний день до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми, около 70% имеют перинатальную патологию. Среди детей дошкольного возраста алалия встречается примерно у 1%, причем у мальчиков она в 2 раза чаще, чем у девочек.

Первые три года жизни определяющие для развития ребенка. Именно поэтому раннее речевое развитие (в 3— 4 года), ранний опыт социального окружения важны для формирования его личности и развития мозга. У ребенка появляются стремление к знаниям, необходимые для жизни активность, осознанность, заинтересованность, критичность.

Моторная алалия представляет собой сложный комплекс речевых и неречевых симптомов, отношения между которыми неоднозначны.

Выделяются разные степени тяжести алалии: от простой словесной неловкости до полной неспособности пользоваться разговорной речью. Детей с моторной алалией характеризуют: отсутствие мотивации к общению, неумение ориентироваться в ситуации, разлаженность поведения, негибкость в контактах, повышенная эмоциональная истощаемость. Коррекционная помощь заключается в формировании собственной речи, правильном эмоциональном развитии безречевого ребенка, воспитании желания и потребности общаться с окружающими; ликвидации речевого негативизма, стимуляции пользования речью, создании эмоциональной заинтересованности во время занятий; развитии возможности повторения (отраженная речь) и использовании ее в дальнейшей работе.

К отклонениям от нормального развития у ребенка-алалика относятся:

  • недостаточность общей моторной сферы;
  • речевой моторики;

—-     слухового внимания;

  • отклонение в области зрительного восприятия (различение цвета, формы предметов, воспроизведение их по образцу);

— отклонение в мотивационной сфере.

Развитие общей и речевой моторики, слухового внимания, зрительных и тактильно- кинестетичёских восприятий необходимо проводить одновременно с развитием речи. Перечислим этапы этой работы.

Речевую работу с алаликами следует начинать с развития и обогащения воспринимаемой речи. При ознакомлений с предметом необходимо добиваться от ребёнка не только показа, но и называния, хотя бы в лепетной речи.

Всю работу по развитию воспринимаемой речи необходимо проводить только наглядно, путем показа подлинных И предметов . или игрушек для установления прочной связи Ц между восприятием; слова и  самим предметом.. Все занятия проводить в форме игры, особенно в начале работы, для поддержания интереса, к изучаемому материалу и в доступ- Ц ной для их возраста форме — сказки.        '

Показывая ребенку незнакомый предмет,: важно ясно и четко назвать его. После ознакомления с новым предметом проводить проверку понимания и усвоения нового: ребенку предлагается показать предмет или картинку, изображающую этот предмет.

Приемлемо допускать временное упрощение речевых конструкций детей с моторной алалией. После преодоления речевого негативизма у ребенка цостепенно возникает речевая активность, что является толчком к дальнейшему развитию речи.

После пассивного накапливания словаря ребенком-алаликом следует переходить к развитию произносимой речи (в виде доступных для произношения звукоподражаний голосам животных). Например, «Корова мычит: м:у-му-му. Повтори, как мычит корова?»

Рекомендуется вводить в речь ребенка вновь усвоенные звукоподражания в сочетании с имеющимся словарем. Создавать ситуации, при которых он вынужден будет обращаться за игрушкой к логопеду или своему сверстнику, или сказочному герою. Например: «Миша, дай му-му».

  • Важно развивать практику общения на доступном для ребенка уровне: операции с отдельными словами (покажи, повтори, назови), фразами, не объединенными смысловым контекстом (понимание вопросов, ответы на них), фразовым материалом, объединенным смысловым контекстом на фоне эмоциональной и семантически значимой для ребенка ситуации (попросить игрушку, выбрать ее).
  • Расширять словарь и совершенствовать произносимую речь ребенка следует на материале, включающем овладение всеми звуками речи, начиная с таких наиболее легких по своей артикуляции, как [т], [д], [п], [б], [в], [ф]. По усвоению устойчивого произношения звука ребенком вводить его в слова, легкие фразы и тексты.

Понимание моторной алалии как результата недоразвития речедвигательного анализатора выдвигает одним из главных принципов работы привлечение других анализаторов, главным образом слухового, зрительного, тактильного. Так, одно и то же действие иди явление страдающий алалией ребенок должен пронаблюдать, . прослушать его название, назвать, изобразить жестом. В результате сочетания работы ряда анализаторов в сознании ребенка возникают дополнительные связи, усиливаются компенсаторные процессы, материал лучше закрепляется.

Для развития общей моторики сначала следует использовать упражнения, более доступные детям, затем движения проводятся с речью сначала совместно со взрослым, затем самостоятельно. Например, упражнение с мячом: «Саша, лови».

Воспитание слухового внимания и дифференцированного слуха помогает ребенку слушать чужую речь, улавливать отдельные звуки речи, контролировать свою речь, логопед приучает внимательно дослушивать фразу до конца, понимать оттенки лексйко-грамматических форм, вопросы, в ко торых скрыты разнообразные Предметные отношения: чем едят? что едят? из чего едят? У детей вырабатывается сознательная наблюдательность над употреблением лексико-грамматических форм, интонаций, закрепляется понимание флективных отношений, связи слов в разнообразных сочетаниях, последовательности словесных и грамматических структур.

Огромную роль в развитии фонематического слуха играет работа при участии зрения и выключенном зрении. Она строится на узнавании цвета и формы и закреплении их уклад, состоящий из сложного комплекса движений, при этом артикуляция, фонация и дыхание должны быть достаточно скоординированы, а речедвижения соотнесены с соответствующими слуховыми ощущениями. Развитие динамической координации артикуляторных движений осуществляется в сериях движений, выполняющихся последовательно и одновременно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности логопедической работы с детьми, имеющими сочетанные нарушения психического развития и зрения

Основной контингент нашего детского сада составляют дети с задержкой психического развития. У некоторых наших воспитанников процесс компенсации проблем развития осложняется наличием сочетанных деф...

Конспект логопедического занятия с детьми 4-5 лет (моторная алалия в стадии выхода) с использованием приёмов мнемотехники

В конспекте освещены основные приёмы мнемотехники, их важная роль в логопедической работе с алаликами....

Круглый стол для специалистов ДОУ на тему: «Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста, страдающими расстройствами аутистического спектра».

Каждая встреча с аутичным ребенком поистине уникальна. Но, зная общие закономерности развития детей-аутистов и имея в копилке "набор" приемов для работы с ними, всегда можно подобрать ключик...

Особенности логопедической работы с детьми раннего возраста

Презентация поможет родителям  понять актуальность ранней логопедической работы с детьми раннего возраста....

Особенности логопедических занятий с детьми раннего возраста.

Статья учителя-логопеда Воронцовой А. А. об особенностях логопедических занятий с детьми раннего возраста....

Особенности логопедических занятий с детьми раннего возраста

Занятия с малышами основаны на подражании взрослому, его движениям, действиям и словам, а не на объяснении, беседе, внушении.Отсутствие у малышей активной речи не позволяет строить занятия на основе о...