28.02.22 консультация
консультация по логопедии (старшая группа)

Иванова Наталья Викторовна

Консультация на тему:

«Значение изобразительной деятельности для развития речи

дошкольников с ОНР»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_izo.docx31.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 126 общеразвивающего вида»

города Магнитогорска

Консультация на тему:

«Значение изобразительной деятельности для развития речи

дошкольников с ОНР»

подготовила: учитель-логопед Иванова Н.В

Магнитогорск,2022

Значение изобразительной деятельности для развития речи

дошкольников с ОНР

В формировании полноценной личности ребёнка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно – творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т.д. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав то чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил. Не случайно ребёнок, как писала Н.К. Крупская, очень рано начинает стремиться, самыми разнообразными способами выразить полученные им впечатления: движением, словами, мимикой. Надо дать возможность ему, расширить область выражения складывающихся у него образов. Надо дать ему материал: пластилин для лепки, карандаши и бумагу, материал для построек, научить, как обращаться с этим материалом.

О том, что рисование, лепка и занятия с другими материалами очень важны для развития у детей их чувств, мышления и других полезных качеств личности, навыков и умений, писали многие педагоги прошлого (Я. А. Коменский, Ф. Фребель и др.).

Изобразительная деятельность не утратила широкого воспитательного значения и в настоящее время. Об этом пишут художники, педагоги, психологи, логопеды, русские и зарубежные ученые (В.М. Бехтерев, А.В. Бакушинский, О.М. Дьяченко, Е.И. Игнатьев, В.И. Кириенко, Г.В. Лабунская, В.С. Мухина, Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова и др.).

Значение художественно-творческой деятельности велико многогранно. С точки зрения логопедии художественно – творческая деятельность не только развивает у детей мелкую моторику и формирует пространственные представления, она позволяет решать специальные задачи по развитию речи детей (обогащая словарь, совершенствуется разговорная речь, подготавливается появления связной речи).

В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму. Чтобы не было проблем с письмом у первоклассника, или задержки речи у старшего дошкольника, начинать соответствующие развивающие занятия надо как можно раньше. Проводить такие занятия надо регулярно, в системе, без давления и принуждения.

Трудно переоценить значение развитого пространственного восприятия, умения ориентироваться в пространстве, сформированности пространственных, пространственно – временных и предложно – падежных конструкций. Сформированность этих представлений характеризует общее развитие дошкольника и его готовности к обучению в школе, что является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, обеспечивает целостное гармоничное развитие детей. Понятие готовности к овладению чтением и письмом не исчерпывается развитием всех сторон устной речи ребёнка, а включает также созревание некоторых неречевых функций (в частности, зрительно – пространственных представлений).  От уровня сформированности пространственных представлений во многом зависит успешность овладения чтением, письмом, рисованием и другими видами учебной деятельности. Нарушение развития оптико-пространственного гнозиса, задержка в формировании пространственных представлений и несформированность пространственных представлений считается характерным для детей с ОНР, которые составляют основной контингент детей – логопатов.

Для того чтобы процесс коррекционно – воспитательной работы был успешным, необходимо создание определённых благоприятных условий, а также продуктивное сотрудничество различных специалистов. Все участники процесса коррекционно-воспитательной работы: учитель-логопед,  воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, объединяют свои действия.

Логопед и воспитатель на протяжении всего времени работают в тесной взаимосвязи. Воспитатель осуществляет ознакомление детей с окружающим, уточняет и активизирует словарь, а также совершенствует связную речь, формирует мелкую моторику, графические навыки, зрительно-двигательную координацию, ориентацию на листе бумаги.

Логопед углубляет и обеспечивает формирование лексико-грамматических категорий.

Изучение выбранной темы осуществляется воспитателем через все виды занятий (ИЗО, развитие речи; сюжетно–ролевые, дидактические, подвижные игры, целевые прогулки и т.п.).

На любом занятии (по ИЗО, математике, физической культуре и т.д.) должна планироваться коррекционная работа.

Работа воспитателя по изобразительной деятельности будет включать в себя:

  1. Подбор слов по одинаковым вопросам: Кто? Что? Какой? Какая? Какое? Что делает?
  2. Образование уменьшительно – ласкательных названий;
  3. Употребление форм существительных во множественном числе;
  4. Образование притяжательных и относительных прилагательных;
  5. Автоматизация поставленных звуков;
  6. Составление словосочетаний с предлогами, числительными;
  7. Работа над предложением;
  8. Работа над предложно-падежными конструкциями;
  9. Временные формы глагола (я рисовал, я вырезаю, я буду разукрашивать);
  10. Спряжение глагола (Что делаешь? Что делают?);
  11.  Согласование существительного с прилагательным в роде, числе, падеже;
  12. Навыки связной речи (Как будешь делать?), спрашивать детей о предстоящей или выполняемой работе.

Одним из обязательных условий формирование правильной, чёткой и внятной речи, как на занятиях логопеда, так и воспитателей, является воспитание активного произвольного внимания и речи. Важно с первых занятий приучать детей вслушиваться в обращённую речь, различать и воспроизводить её отдельные, достигнутые для ребёнка элементы, удерживать в памяти воспринятый на слух материал, уметь слышать ошибки в своей и чужой речи.

В отличии от массовой группы на занятиях в логопедической группе, все виды работ должны быть обеспечены наглядным материалом. Необходима постоянно зрительная опора. Наглядность должна способствовать речевой активности. Каждый ребёнок должен восемь раз проявить свою речевую активность, как на логопедическом занятии, так и на занятии воспитателя – это показатель хорошей речевой активности. Словесные инструкции должны быть чёткими, не многословными.

При этом педагогу нужно учитывать, что у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) полноценное взаимодействие с окружающим миром нарушено: речь формируется с задержкой, наблюдаются недостатки звукопроизношения, владения лексикой, грамматические отклонения. На занятиях ИЗО мы учим ребёнка быть не только восторженным зрителем, но и маленьким художником, способным понять, «как это сделано», и что-то перенести в собственную работу. А для этого глаза и руки ребёнка должны совершить не один десяток движений. Например, чтобы овладеть линейным контуром круга, малышу придётся многократно проделать это движение рукой и глазами. Восприятие образов в искусстве органично сплетается с впечатлениями и наблюдениями в действительности. Чувства радости, удивления, огорчения, переданные в картине через выражение лица и жесты, улавливаются детьми и передаются ими в высказываниях. Создание атмосферы доверительного и заинтересованного общения – непременное условие занятий по изобразительному искусству. Педагог – их главный устроитель. В его поведении важно всё – каким тоном произнесена первая фраза на занятии, какие чувства выражает взгляд, какой сделан жест. Отсюда следует, что на занятиях ИЗО с такими детьми нужно «проговаривать» выполняемую работу, проводить сюжетно-ролевые игры. Необходима также и система коррекционно-развивающей деятельности, индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия.

Развитие воображения и зрительной памяти необходимо для коррекции речи. Очень хорошие результаты на занятиях ИЗО даёт прослушивание литературного отрывка (словесный портрет, пейзаж и пр.), когда дети создают изображения без привлечения наглядных средств. Также используем приём составления книг по знакомым сказкам и рассказам. Каждый ребёнок выбирает один из эпизодов, предложенных педагогом, и изображает его на отдельном листе. Затем педагог составляет из детских рисунков сюжеты, а дети поочерёдно рассказывают об изображённом эпизоде. Такие занятия способствуют развитию речи, умению грамматически правильно строить предложение.

Занимаясь с ребёнком, воспитатель обязан помнить, что проговаривание всего фонетического материала по теме должно проходить с обязательным выделением закрепляемого звука голосом – утрировано. Воспитатель не должен пропустить ни одной фонетической или грамматической ошибки в речи ребёнка. Занятие может быть продолжено лишь в том случаи, если ребёнок всё скажет правильно. Весь речевой материал воспитатель должен проговаривать громко, чётко, медленно и добиваться того же от ребёнка.

В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной предложенной деятельности.

Различные виды продуктивной деятельности благоприятны для развития речи и тем, что при осуществлении легко можно создать проблемные ситуации, способствующие появлению речевой активности. Проблемные ситуации формируют коммуникативную направленность речи. Так, если кому – то из детей специально «забыть» положить лист бумаги, кисть или карандаши, ребёнок вынужден просить недостающее, то есть проявлять речевую инициативу.

Ребёнок в продуктивной деятельности опирается одновременно на несколько анализаторов (зрение, слух, тактильное восприятие), что также оказывает влияние на развитие речи. Продуктивная деятельность благоприятна для развития речи, прежде всего тем, что ребёнок сам непосредственно действует с предметами.

Первым шагом в развитии понимания речи на занятиях изобразительной деятельностью является усвоение назывательной функции слова: всё, что находится вокруг ребёнка, всё, что он делает и как делает, получает названия. Для того чтобы слово – название стало словом – понятием, на него надо выработать большое число различных условных связей, в том числе двигательных.

В детском развитии слово предшествует изображению, и в 2 – 3 года ребенок уже может объясняться с помощью речи с другими людьми, а рисование в это время находится еще в доизобразительной каракульной стадии динамических графических упражнений и не имеет явного смыслового значения. Но когда рисунок становится «похожим» и узнаваемым, тогда ребенок стремиться назвать его, изображение обретает имя. Он открывает и начинает осваивать новый язык общения – через изображение, которое может быть воспринято и корреспондируемо другими. Рисование надолго становится ведущей деятельностью детей, оказывая многостороннее влияние на их развитие.

Рисование — одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребята рисуют все, что их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и декоративные узоры и т. д.

Непосредственно образовательная деятельность выделяет некоторые формы:

•        Декоративное рисование – изображение орнаментов, узоров, элементов народного творчества,

•        Предметное рисование – состоящее из отдельных изображений;

•        Сюжетное рисование – отражающее совокупность действий и событий.

В основном в работе с детьми используются цветные карандаши, акварельные и гуашевые краски, обладающие разными изобразительными возможностями.

Карандашом создается линейная форма. При рисовании карандашом развивается ритмичность движений, тренируются пальцы кистей рук и зрительная координация. Полезно упражнять руку ребенка в процессе рисования изображений, в которых сочетаются горизонтальные, вертикальные прямые линии, замкнутые формы, вогнутые линии. При этом постепенно вырисовывается одна часть за другой, добавляются различные детали. Затем линейное изображение раскрашивается. Развитию мелкой моторики помогает выполнение детьми размашистых, уверенных движений, не отрывая руки от листа бумаги. Это упражнение для отработки движений кисти, слева направо и справа налево. Такая последовательность создания рисунка облегчает аналитическую деятельность мышления ребенка, развивает планирующую функцию речи. Нарисовав одну часть, он вспоминает или видит на натуре, над какой частью следует работать дальше. Кроме того, линейные контуры помогают в раскрашивании рисунка, ясно показывая границы частей.

В рисовании красками (гуашью и акварелью) создание формы идет от красочного пятна. В этом плане краски имеют большое значение для развития чувства цвета и формы. Красками легко передать цветовое богатство окружающего мира. В процессе рисования красками дети имеют возможность творчески экспериментировать – рисовать пальцами, ватными палочками, применять различные приемы печатания. Это позволяет полнее передать особенности изображаемых объектов, их фактуру. В исполнении карандашами эти темы трудоемки, требуют хорошо развитых технических навыков, а подчас и непосильны для дошкольников с проблемами.

При обучении детей рисованию, перед нами стоит задача не просто выработать у них определенную технику рисования. Чтобы занятия имели также коррекционный эффект, необходимо уделить внимание формообразующим движениям и регуляции рисовальных движений по ряду показателей: плавность, непрерывность, умение изменять направление движений под углом, переход от одного движения к другому. Сформировав, таким образом, ручную умелость, мы подготавливаем руку ребенка к овладению письмом, а также расширяем круг его изобразительных возможностей. Ребенок сможет без затруднений выразить любой свой замысел, расширится круг его представлений, в его словарь войдут новые понятия.

В процессе непосредственно образовательной деятельности по аппликации дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезывают и наклеивают. Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям.

В процессе занимательных дел у дошкольников развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. Им не надо самим составлять цвета или закрашивать формы. Предоставляя ребятам бумагу разных цветов и оттенков, у них воспитывают умение подбирать красивые сочетания.

Выполнение аппликативных изображений способствует развитию мускулатуры руки, координации движений. Ребенок учится владеть ножницами, правильно вырезывать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на равном расстоянии друг от друга.

Детей привлекает возможность делать поделки из бумаги, которые можно использовать в играх, инсценировках – это оригами. Притягательная сила этого искусства в способности будить детское воображение, память, пространственное мышление, развивать мелкую моторику пальцев, оживлять плоский и немой лист бумаги, за считанные минуты, превращать его в цветы, птиц, животных, поражающих правдоподобием своих форм и замысловатостью силуэтов.

В процессе лепки, манипуляций с пластилином или глиной идёт естественный массаж биологически активных точек расположенных на ладонях и пальцах рук, что положительно сказывается на общем самочувствии ребёнка. Формируется общая умелость рук, в том числе и мелкая моторика – движения рук совершенствуются под контролем зрения и кинестетических ощущений, поэтому приобретаемые навыки оказывают колоссальное влияние на развитие физических и психических процессов и на всё развитие ребёнка в целом. Кроме того, решается большая часть мыслительных задач – рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными, слуховыми, тактильными восприятиями в сложные, интегрированные образы и представления.

Таким образом, в качестве вывода выносится положение, что все виды изобразительной деятельности, использованные в коррекционной работе, оказывают положительный эффект на состояние мелкой моторики рук и уровень развития речи. Каждый из данных видов изобразительной деятельности обладает особыми, только ему присущими чертами, и эти особенности мы использовали для развития запрашиваемых сторон.

Выполняя повторяющиеся движения в рисовании (штрихи, мазки, линии), дети любят сопровождать их речью в такт движениям руки: топ – топ – «следы», кап – кап – «Дождик идёт»; оживляют выполненные работы. Это также следует использовать для развития разных сторон речи.

Таким образом, занятия художественно-творческой деятельностью:

  • способствуют формированию ориентации в схеме собственного тела и вербализации пространственных отношений;
  • формируют умение ориентироваться на листе бумаги, плоскости, окружающем пространстве;
  • позволяют обогатить и активизировать словарный запас;
  • формируют определённые грамматические категории языка, способствует развитию связной речи;
  • позволяют преодолеть стойкие аграмматизмы в речи;
  • развивают общую и мелкую моторику;
  • позволяют оптимизировать развитие артикуляционной моторики и артикуляционного праксиса;
  • совершенствуют темпо-ритмическую, ритмико-методическую сторону речи;
  • создают основу для успешного овладения учебной деятельностью: счётом, чтением, письмом, уменьшит вероятность нарушений чтения и письма;
  • позволяют преодолеть нарушение развития оптико-пространственного гнозиса.

Важно помнить, что занятия ИЗО должны быть интересны ребёнку и желанны для него. Таким образом, творчество позволяет развивать у детей с ОНР психическую и физическую сферы. В результате систематических занятий у них улучшается моторика, развиваются сенсорная и познавательная функции. Всё то в процессе социализации ребёнка помогает ему успешно осваивать различные виды деятельности и, главным образом, речевую.