НОД "Насекомые"
план-конспект занятия по логопедии
Уточнить и систематизировать знания детей о насекомых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема занятия: Насекомые.
Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о насекомых.
Задачи:
Образовательные:
Активизировать словарь детей глаголами; прилагательными.
Способствовать умению образовывать и употреблять в речи родительный падеж мн. числа; местоимения МОЙ, МОЯ. Закреплять предложные конструкции.
Формировать умения выделять, подбирать характерные признаки, действия описываемого насекомого;
Развивающие:
Развивать навык связной речи. Закреплять навык звукового анализа. Развивать воображение, логическое мышление. Развивать мелкой моторики пальцев рук.
Воспитательные:
Воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников. Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:
наглядный материал по теме “Насекомые”; опорные схемы рассказа (описательного); загадки; макет “Весенняя полянка”
Ход занятия
- Орг. момент.
Посмотрите на гостей, поздоровайтесь с ними кивком головы.
Сегодня мы с вами побываем на весенней полянке, но не одни. А вот с кем, вы узнаете, отгадав загадки.
Дети отгадывают загадки, а логопед выставляет картинки насекомых на доску.
НАД ЦВЕТКОМ ПОРХАЕТ, ПЛЯШЕТ,
ВЕЕРОМ УЗОРНЫМ МАШЕТ. (бабочка)
НЕ ЗВЕРЬ, НЕ ПТИЦА,
НОСОК КАК СПИЦА,
ЛЕТИТ – КРИЧИТ,
СЯДЕТ – МОЛЧИТ. (комар)
ЦЕЛЫЙ ДЕНЬ ЛЕТАЕТ,
ВАМ НАДОЕДАЕТ,
НОЧЬ НАСТАНЕТ,
ТОГДА ПЕРЕСТЕНЕТ. (муха)
В ЛЕСУ У ПНЯ
БЕГОТНЯ, СУЕТА,
НАРОД РАБОЧИЙ
ВЕСЬ ДЕНЬ ХЛОПОЧЕТ. (муравей)
НА ЛУГУ ЖИВЁТ СКРИПАЧ,
НОСИТ ФРАК И ХОДИТ ВСКАЧЬ. (кузнечик)
МОДНИЦА КРЫЛАТАЯ,
ПЛАТЬЕ ПОЛОСАТОЕ,
РОСТОМ ХОТЬ И КРОХА,
УКУСИТ – БУДЕТ ПЛОХО. (пчела)
ГДЕ СЛАДКО, ТАМ ОНА КРУЖИТ,
КАК ПЧЕЛА.
ОНА И ЖАЛИТ И ЖУЖЖИТ,
КАК ПЧЕЛА.
И ПОПАДАЕТСЯ В КОМПОТ,
КАК ПЧЕЛА.
ВОТ ТОЛЬКО МЁДУ НЕ ДАЕТ,
КАК ПЧЕЛА. (оса)
ГОЛУБОЙ АЭРОПЛАНЧИК
СЕЛ НА ЖЕЛТЫЙ ОДУВАНЧИК (стрекоза)
ДВА РОГА – НЕ БЫК,
ШЕСТЬ НОГ БЕЗ КОПЫТ (жук)
НЕ РЫБАК,
А СЕТИ РАССТАВЛЯЕТ (паук)
СПИНКА В ВЕСНУШКАХ
АХ КАК НЕЛОВКО!
И ПОКРАСНЕЛА …(божья коровка)
- кто с нами будет отдыхать на полянке? (насекомые)
- Сообщение темы занятия.
Сегодня мы будем говорить о насекомых.
- Образование и употребление родительного падежа мн. числа.
На лугу насекомые живут не по одному, их много.
Давайте назовем названия насекомых со словом «много».
Логопед показывает картинки, а дети проговаривают слова в род. падеже, мн. числа.
Много бабочек, много пчел. И т.д.
- Употребление местоимений МОЙ , МОЯ
Сейчас мы с вам поиграем в игру «Жадина».
Логопед показывает на картинку, а дети произносят названия насекомых с местоимениями МОЙ, МОЯ.
Моя бабочка, мой шмель и т.д.
- ФИЗМИНУТКА
Пальчиковая гимнастика «Пчела».
Прилетела к нам вчера (машут ладошками)
Полосатая пчела (на каждое название насекомого загибают один пальчик)
А за нею шмель-шмелек
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза (делают кружочки из пальчиков и подносят к глазам)
Пожужжали, полетали,
От усталости упали.
6. Закрепление предложных конструкций .
На столе разложены карточки. Дети выходят по одному и составляют предложения с простым предлогом. Четко выделяют его голосом.
Бабочка сидит НА цветке.
Логопед ещё раз уточняет, какой предлог здесь употреблен.
- Закрепление навыка звукового анализа.
Логопед просит назвать слова, которые
начинаются на согласный звук;
начинаются и заканчиваются на согласный звук;
в слове есть звук У.
7. Логопед предлагает составить самим схему слова МУХА.
- сколько в слове слогов?
- назовите гласные;
-назовите первый звук;
-назовите третий звук;
-какой по счету звук У?
Сделайте звуковой анализ этого слова.
Как изменится схема, если слово будет мухи? Почему?
- Развитие навыка связной речи.
О ком мы сегодня мы говорили? (о насекомых)
Логопед просит детей придумать рассказ-описание, чтобы все догадались, о каком насекомом идет речь.
8.ФИЗМИНУТКА
Воспитатель вместе с детьми выходит на ковёр.
Проговаривает текст стихотворения и по тексту дети выполняют соответствующие действия.
Т.А.Шорыгина «Вальс бабочек».
Звенят ручьи в апреле,
Ласкает солнце нас.
На луг мы прилетели
И здесь танцуем вальс.
Мы крылышки расправим,
Красив на них узор.
Мы кружимся, порхаем-
Какой кругом простор!
Душистыми цветами
Весна встречает нас,
И кажется, что с нами
Весь луг танцует вальс!
Медленно опускаются на ковёр, а затем садятся за рабочие столы.
- Подготовительная работа. Развитие воображение, логического мышления.
Воспитатель выставляет перед детьми панно с изображением луга.
- Ребята , что изображено на этом панно?
(Цветы, солнышко, небо, трава, луг).
Активизация словаря учащихся глаголами .
Активизация словаря учащихся прилагательными.
Воспитатель предлагает детям заселить этот луг прекрасными бабочками.
- Бабочка какая?
(красивая, разноцветная, легкая, пестрая, прекрасная, редкая, большая, маленькая, воздушная, нарядная, яркая, ночная, первая, невесомая, крупная, мелкая, большекрылая)
-Бабочка что делает?
(порхает, кружится, летает, садится, радует, удивляет, забавляет, изумляет, собирает (нектар), украшает, машет (крыльями)…
- Итог занятия.