НОД "Насекомые"
план-конспект занятия по логопедии

Григорьева Татьяна Сергеевна

Уточнить и систематизировать знания детей о насекомых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_nasekomye.docx21.78 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: Насекомые.

Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о насекомых.

 

Задачи:

Образовательные:

Активизировать  словарь детей глаголами; прилагательными.

Способствовать умению образовывать и употреблять в речи  родительный  падеж мн. числа; местоимения МОЙ, МОЯ. Закреплять  предложные конструкции.

Формировать умения выделять, подбирать характерные признаки, действия описываемого насекомого;

Развивающие:

Развивать навык связной речи. Закреплять навык звукового анализа. Развивать воображение, логическое  мышление. Развивать мелкой моторики пальцев рук.

 Воспитательные:

Воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

наглядный материал по теме “Насекомые”; опорные схемы рассказа (описательного); загадки; макет “Весенняя полянка”

Ход занятия

  1. Орг. момент.

Посмотрите на гостей, поздоровайтесь с ними кивком головы.

Сегодня мы с вами побываем на весенней полянке, но не одни. А вот с кем, вы узнаете, отгадав загадки.

Дети отгадывают загадки, а логопед выставляет картинки насекомых на  доску.

НАД ЦВЕТКОМ ПОРХАЕТ, ПЛЯШЕТ,

ВЕЕРОМ УЗОРНЫМ МАШЕТ. (бабочка)

 

НЕ ЗВЕРЬ, НЕ ПТИЦА,

НОСОК КАК СПИЦА,

ЛЕТИТ – КРИЧИТ,

СЯДЕТ – МОЛЧИТ. (комар)

 

ЦЕЛЫЙ ДЕНЬ ЛЕТАЕТ,

ВАМ НАДОЕДАЕТ,

НОЧЬ НАСТАНЕТ,

ТОГДА ПЕРЕСТЕНЕТ. (муха)

 

В ЛЕСУ У ПНЯ

БЕГОТНЯ, СУЕТА,

НАРОД РАБОЧИЙ

ВЕСЬ ДЕНЬ ХЛОПОЧЕТ.  (муравей)

 

НА ЛУГУ ЖИВЁТ СКРИПАЧ,

НОСИТ ФРАК И ХОДИТ ВСКАЧЬ. (кузнечик)

 

МОДНИЦА КРЫЛАТАЯ,

ПЛАТЬЕ ПОЛОСАТОЕ,

РОСТОМ ХОТЬ И КРОХА,

УКУСИТ – БУДЕТ ПЛОХО. (пчела)

 

ГДЕ СЛАДКО, ТАМ ОНА КРУЖИТ,

КАК ПЧЕЛА.

ОНА И ЖАЛИТ И ЖУЖЖИТ,

КАК ПЧЕЛА.

И ПОПАДАЕТСЯ В КОМПОТ,

КАК ПЧЕЛА.

ВОТ ТОЛЬКО МЁДУ НЕ ДАЕТ,

КАК ПЧЕЛА. (оса)

 

ГОЛУБОЙ АЭРОПЛАНЧИК

СЕЛ НА ЖЕЛТЫЙ ОДУВАНЧИК (стрекоза)

 

ДВА РОГА – НЕ БЫК,

ШЕСТЬ НОГ БЕЗ КОПЫТ (жук)

 

НЕ РЫБАК,

А СЕТИ РАССТАВЛЯЕТ (паук)

 

СПИНКА В ВЕСНУШКАХ

АХ КАК НЕЛОВКО!

И ПОКРАСНЕЛА …(божья коровка)

- кто с нами будет отдыхать на полянке? (насекомые)

 

  1. Сообщение темы занятия.

Сегодня мы будем говорить о насекомых.

 

  1. Образование и употребление родительного падежа мн. числа.

На лугу насекомые живут не по одному, их много.

Давайте назовем названия насекомых со словом «много».

Логопед показывает картинки, а дети проговаривают слова в род. падеже, мн. числа.

Много бабочек, много пчел. И т.д.

 

  1. Употребление местоимений МОЙ , МОЯ

Сейчас мы с вам поиграем в игру «Жадина».

Логопед показывает на картинку, а дети произносят названия насекомых с местоимениями МОЙ, МОЯ.

Моя бабочка, мой шмель и т.д.

 

  1. ФИЗМИНУТКА

Пальчиковая гимнастика «Пчела».

Прилетела к нам вчера (машут ладошками)

Полосатая пчела (на каждое название насекомого загибают один пальчик)

А за нею шмель-шмелек

И веселый мотылек,

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза (делают кружочки из пальчиков и подносят к глазам)

Пожужжали, полетали,

От усталости упали.


6. Закрепление предложных конструкций .

На столе разложены карточки. Дети выходят по одному и составляют предложения с простым предлогом. Четко выделяют его голосом.

Бабочка сидит НА цветке.

Логопед ещё раз уточняет, какой предлог здесь употреблен.

 

  1. Закрепление навыка звукового анализа.

Логопед просит назвать слова, которые

начинаются на согласный звук;

начинаются и заканчиваются на согласный звук;

в слове есть звук У.

7. Логопед предлагает составить самим схему слова МУХА.

- сколько в слове слогов?

- назовите гласные;

-назовите первый звук;

-назовите третий звук;

-какой по счету звук У?

Сделайте звуковой анализ этого слова.

Как изменится схема, если слово будет мухи? Почему?

 

  1. Развитие навыка связной речи.

О ком мы сегодня мы говорили? (о насекомых)

Логопед просит детей придумать рассказ-описание, чтобы все догадались, о каком насекомом идет речь.

 

8.ФИЗМИНУТКА

Воспитатель вместе с детьми выходит на ковёр.

Проговаривает текст стихотворения и по тексту дети выполняют соответствующие действия.

Т.А.Шорыгина «Вальс бабочек».

 

Звенят ручьи в апреле,

Ласкает солнце нас.

На луг мы прилетели

И здесь танцуем вальс.

Мы крылышки расправим,

Красив на них узор.

Мы кружимся, порхаем-

Какой кругом простор!

Душистыми цветами

Весна встречает нас,

И кажется, что с нами

Весь луг танцует вальс!

 

Медленно опускаются на ковёр, а затем садятся за рабочие столы.

 

  1. Подготовительная работа. Развитие воображение, логического мышления.

Воспитатель выставляет перед детьми панно с изображением луга.

- Ребята , что изображено на этом панно?

(Цветы, солнышко, небо, трава, луг).

 

Активизация словаря учащихся глаголами .

Активизация словаря учащихся прилагательными.

Воспитатель предлагает детям заселить этот луг прекрасными бабочками.

- Бабочка какая?

(красивая, разноцветная, легкая, пестрая, прекрасная, редкая, большая, маленькая, воздушная, нарядная, яркая, ночная, первая, невесомая, крупная, мелкая, большекрылая)

-Бабочка что делает?

(порхает, кружится, летает, садится, радует, удивляет, забавляет, изумляет, собирает (нектар), украшает, машет (крыльями)…

 

  1. Итог занятия.