Загадка как средство развития познавательных психических процессов у детей с тяжелыми речевыми нарушениями
статья по логопедии (старшая группа)

Логопедическое и психологическое обследование де­тей, поступающих в детский сад, свидетельствует о несформированности психических процессов наряду с речевыми нарушениями. В поиске наиболее эф­фективных путей коррекции речевых нарушений с одновременным развитием психических функций и повышением познавательной активности ребенка мы обратились к малой литературной форме — загадке.

Загадка — это логическая задача, которую надо решить, она легко запоминается, интересна детям в любом возрасте, позволяет формировать понятийную сторону речи, повышает внимание, тренирует память и развивает логическое мышление. В своей работе мы используем классификацию загадок по степени сложности, предложенную Ю.Г. Илларионовой (1985). Она выделяет пять типов загадок: простые, с типич­ными и нетипичными признаками, сравнения, про­тивопоставления, метафорические. Для детей с на­рушениями речи больше подходят краткие, лаконич­ные загадки, содержащие главные отличительные признаки предмета или явления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_internet_1_za_mart_22.docx16.06 КБ

Предварительный просмотр:

Загадка как средство развития познавательных психических процессов у детей

с тяжелыми речевыми нарушениями

Логопедическое и психологическое обследование детей, поступающих в детский сад, свидетельствует о несформированности психических процессов наряду с речевыми нарушениями. В поиске наиболее эффективных путей коррекции речевых нарушений с одновременным развитием психических функций и повышением познавательной активности ребенка мы обратились к малой литературной форме — загадке.

Загадка — это логическая задача, которую надо решить, она легко запоминается, интересна детям в любом возрасте, позволяет формировать понятийную сторону речи, повышает внимание, тренирует память и развивает логическое мышление. В своей работе мы используем классификацию загадок по степени сложности, предложенную Ю.Г. Илларионовой (1985). Она выделяет пять типов загадок: простые, с типичными и нетипичными признаками, сравнения, противопоставления, метафорические. Для детей с нарушениями речи больше подходят краткие, лаконичные загадки, содержащие главные отличительные признаки предмета или явления.

При разгадывании загадок условно можно выделить следующие блоки: мотивационный, операционный и контрольный. Анализ информации у детей происходит во внутреннем плане, оречевляется только ответ, часто неправильный. Логопед, выслушав все поступившие ответы, начинает обсуждение. Так как чаще всего в дошкольном возрасте используются загадки-описания, с признаками и действиями, необходима примерка каждого из них к названным предметным ответам. Например: «Прячьтесь, слышен грозный рык, полосатый вышел... (тигр)». Ответы детей: тигр, волк, зебра.

Логопед. Кто из этих зверей полосат?

Дети. Полосатый тигр. Полосатая зебра.

Логопед. Волк не полосат — ответ неверный, снимается. Кто рычит, кого боятся?

Дети. Рычит тигр. Зебра не рычит. Боятся тигра.

Логопед. Зебра — ответ неверный, снимается. Кто был загадан в загадке?

Дети. В загадке загадан тигр.

Обобщение — правильный ответ тигр.

Загадки используются на любом логопедическом занятии, в коррекционной работе воспитателя с детьми, при взаимодействии с родителями воспитанников.

Для развития связной речи загадывается предмет описания или повествования; для формирования лексико-грамматических категорий — с определенным свойством или действием; для формирования звукопроизношения — с определенным звуком. Для этого лучше подбирать загадки простые или с типичными признаками. Это позволит не затягивать процесс разгадывания.

В данной работе тесное взаимодействие с воспитателями просто необходимо. В вечерние

коррекционные часы они также работают с загадкой. Работа строится по периодам обучения: в первом не используются метафорические загадки, во втором постепенно пропадают простые, в третьем включаются более сложные. В каждом периоде процесс разгадывания загадок несет свою коррекционную нагрузку: в первом дети учатся отвечать предложениями, постепенно их распространяя; во втором при разборе загадок-сравнений отвечают сложносочиненными предложениями с союзами а, но; в третьем начинают пользоваться сложноподчиненными предложениями с союзом потому что.

В первом периоде при изучении лексической темы мы рекомендуем родителям выучить загадку с ребенком дома; во втором — самостоятельно составить описательную загадку. В третьем периоде работа выходит за рамки загадки: постепенно дети учатся составлять краткие рассказы-описания о любом предмете или части целого, развивая связную монологическую речь.

Анализ результатов говорит о положительной динамике: понятийное мышление улучшилось на 40%, речевое мышление — на 34, внимание — на 25, речевая память — на 4, речь — на 86%. Это позволяет сделать вывод о том, что данная система работы дает стабильные хорошие результаты, т.е. в целом уровень развития выпускников соответствует возрастной норме, а сформированность мышления и речи позволяет надеяться на успешное в дальнейшем обучение в школе.

Таким образом, использование загадок в коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи весьма эффективно, поскольку дает возможность качественно обогатить лексику, добиться лучших результатов в развитии связной речи, развивать психические процессы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных психических процессов у дошкольников средствами игровой деятельности,

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ -ПРЕОБЛАДАЕТ НЕПРОИЗВОЛЬНАЯ ОБРАЗНАЯ ПАМЯТЬ;-ПАМЯТЬ ПРИОБРЕТАЕТ ИНТЕЛЛЕКТУЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР;-СЛОВЕСНО-СМЫСЛОВАЯ ПАМЯТЬ ОБЕСПЕЧИВАЕТ ОПОСРЕДОВАННОЕ П...

Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию познавательных психических процессов у детей подготовительной группы с задержкой психического развития «В гостях у Диких животных»

Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию познавательных психических процессов у детей подготовительной группы с задержкой психического развития «В гостях у Диких жив...

Развитие познавательных психических процессов у детей-инвалидов с нарушением умственного развития

Развитие познавательных психических процессов у детей-инвалидов с нарушением умственного развития...

«Нейропсихологические игры –как основа развития психических процессов, для успешного преодоления речевых нарушений».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеЕткульский детский сад «Золотой ключик»    Презентация на тему: «Нейропсихологические игры &nda...

«Нейропсихологические игры –как основа развития психических процессов, для успешного преодоления речевых нарушений».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеЕткульский детский сад «Золотой ключик»    Презентация на тему: «Нейропсихологические игры &nda...

«Нейропсихологические игры –как основа развития психических процессов, для успешного преодоления речевых нарушений».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеЕткульский детский сад «Золотой ключик»  Презентация на тему: «Нейропсихологические игры –как основа...

Эйдетика как эффективное средство развития познавательных психических процессов дошкольников

В статье представлена актуальность применения методики эйдетики для развития психических процессов дошкольников и ее значение для их обучения....