Игры на развитие фонематического слуха для детей старшего дошкольного возраста.
материал по логопедии

Кравченко Светлана Ивановна

У детей формирование фонематического слуха происходит при восприятии устной речи окружающих и,одновременно,при собственном проговаривании слов, при помощи которых,выделяются и обобщаются различные  признаки звуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet.docx28.19 КБ

Предварительный просмотр:

«Живая азбука»

Игра для развития звукового различения

Карточки из пар букв: 3-Ж, Ч-Ц, Л-Р, С-Ц, Ч-С, Щ-С, С-3, Ш-Ж раскладываются перед детьми на столе изображением вверх. Используются также две карточки с изображением букв. По команде дети должны выбирать предметы, названия которых включают эту букву, и раскладывать их на кучки. Выигрывает тот, кто подберет больше карточек. Игра продолжается до тех пор, пока они все не будут разобраны.  

«Заколдованное слово»

Игра способствует развитию фонематического слуха и звукового анализа слов.Ведущий-взрослый рассказывает детям историю о злом волшебнике, который заколдовывает слова, и поэтому они не могут вырваться из замка волшебника. Слова не знают, из каких звуков они состоят, и надо им это объяснить. Как только звуки слова правильно называются в нужном порядке, слово считается спасенным, свободным. Взрослый называет слово — жертву заключения, а спасители должны внятно повторить звуки, из которых оно состоит. Необходимо следить за тем, чтобы они произносились тщательно, с проговариванием всех гласных. Начинают с простых трех- четырехбуквенных слов, затем усложняя ”заколдованные” слова. Например, ”расколдовываем” слово ”яблоко” — ”Я, б, л, о, к, о”.

Желаю успехов!

МКДОУ «Детский сад № 15 «Светлячок»

«Игры на развитие фонематического слуха для детей старшего дошкольного возраста»

 (советы логопеда: Кравченко С.И.)

 

Фонематический слух  — основной компонент восприятия речи —  способность человека слышать отдельные фонемы, или звуки в слове. У детей формирование фонематического слуха происходит при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривали слов,  при помощи которых выделяются и обобщаются различные признаки звуков.

При обучении русскому языку встает задача написать буквами  воспринимаемое на слух слово. Для этого необходимо, чтобы дошкольники смогли овладеть способами анализа звуковой структуры слова, позволяющими установить количество, последовательность звуков в слове и их фонематические характеристики и умением отражать звуковую структуру слова в графической модели. Для решения этой задачи нужно научить детей воспринимать фонематические качества звука (например, на твердость-мягкость согласного) и его положение в слове.

Игры  и  упражнения для  развития  фонематического  слуха

К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа. Но не все дети достаточно четко различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают их. Это относится в основном к определенным звукам, например, не дифференцируют на слух звуки [с] и [ц], [с ]и [ш], [ш] и [ж] и другие Для развития фонематического слуха, предлагаются детям этого возраста игры и упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений.

Многие игры на развитие фонематических процессов имеют комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и активизации высших психических функций (памяти, внимания, мышления, моторики). Предлагаю вашему вниманию игры, позволяющие в интересной форме научить ребенка прислушиваться к звукам речи.

«Юные поэты»

Взрослый дает ребенку набор картинок и предлагает их разложить парами со схожими окончаниями слов (мышки – пышки, дочки - точки, бочка – почка, и т. д.). До начала игры можно рассмотреть картинки, обращая внимание ребенка на окончания слов, обозначающих изображенные предметы. Затем с этими парами картинок можно составить предложения – двустишия, например:В норке жили – были мышки,А на столе лежали пышки.

«Подумай, не торопись»

 Предложите детям несколько заданий на сообразительность:

- Подбери слово, которое начинается на последний звук слова «стол».

- Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (воробей, грач…)

- Подбери слово, чтобы первый звук был «к», а последний – «а».

- Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком. Например: Что заканчивается на "А"; что начитается на "С", в середине слова звук "Т" и.т.д.

Вариант 2:

То же самое задание с картинками из лото или сюжетной картинкой. Можно использовать иллюстрации.

«Начало, середина, конец»

Игра на развитие фонематического слуха: научить детей распознавать звуки и выделять их, определять место звука в названии предмета).Материал: коробка с различными маленькими предметами, в названии которых слышится один из звуков (например, [м] - и тогда в коробке лежат замок, гном, марка и т.д.). Коробка разделена на три части ([н] - начало слова, [с] - середина, [к] - конец). По мере усвоения игры предметы заменяются картинками. Ребенок берет из коробки один из предметов, называет его вслух и определяет, где он слышит звук [м]: в начале, середине или в конце слова. Затем кладет этот предмет в соответствующее отделение коробки. При этом ребенок может и не знать букв, символизирующих звуки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Влияние дидактической игры на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей на тему: "Влияние дидактической игры на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста"...

Интерактивные игры для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Данная презентация  использовалась в рамках  коррекционно-развивающих  занятий  с детьми 5-6 летнего возраста с ОНР. ...

Игры для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста

Игры для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста ...

Игры для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста

Материал предназначен для индивидуальных логопедических занятий. Он внесёт разнообразие в деятельность детей и будет интересен для них, так  как является игрой. А игра это основной вид деятельнос...

Интерактивная дидактическая игра на развитие фонематического слуха для детей старшего дошкольного возраста "Составь и прочитай слово"

Интерактивная дидактическая игра на развитие фонематического слуха для детей  старшего дошкольного возраста"Составь и прочитай слово"" Разработала воспитатель высшей квалифика...