Дидактическая игра "Мир вокруг нас"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Казакова Анастасия Анатольевна

Дидактическая игра, направленная на речевое  развитие дошкольников. Для полноценого развития ребенку дошкольного возраста необходима самодеятельная, спонтанная игра,возникающая и развивающаяся по его инициативе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskaya_igra.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Проект "Дидактическая  игра "

Автор проекта: Учитель-логопед Казакова А.А.

Тип проекта: практико- ориентировочный

По числу детей: групповой

По продолжительности :краткосрочный

Участники проекта: воспитатель, дети средней группы и их родители.

1.

Актуальность: Для полноценного развития ребенку дошкольного возраста необходима самодеятельная, спонтанная игра, возникающая и развивающаяся по его собственной инициативе.

Игра - как педагогическая форма (организованная воспитателем) способствует решению образовательных и воспитательных задач, но в отрыве от самодеятельной игры она не может обеспечить развитие: использование игры только как средства реализации Программы приведет к тому, что у детей не будут сформированы необходимые целевые ориентиры, такой ребенок, несмотря на активную работу с ним, окажется фактически не готовым к дальнейшему обучению в школе.

Разумеется, требования ФГОС ДО не могут идти в противоречии с законами развития ребенка-дошкольника. Основной посыл ФГОС ДО – обогащение условий развития дошкольников. Поэтому мы обратили особое внимание на третий раздел Стандарта – «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования». Именно в этом разделе среди условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста (п. 3.2.5,это:

• создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

• поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.);

• поддержка спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность, самостоятельность и инициативу каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Самостоятельная деятельность детей –одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста:

1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами развивающей предметно-пространственной образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;

2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей.

Схема развития любого вида деятельности такова: сначала она осуществляется совместной деятельностью с взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка. При этом особая роль отводится воспитателю.

Образовательная деятельность ДОУ строится в рамках 5 образовательных областей. Наиболее важными из них, мы считаем – «Социально – коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие», которые перекликаются между собой и предполагают развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.

В наше время детей окружает множество различных игр и игрушек в детском саду, дома. Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний.

На сегодняшний день отечественная и зарубежная педагогика располагает игровыми развивающими технологиями, которые апробированы и дают хорошие результаты в дошкольном образовании. Они могут быть использованы как на специально организованных занятиях, так и в совместной деятельности взрослого и ребенка, а также самостоятельной деятельности.

 В своей группе мы обратили внимание, что настольные дидактические игры часто остаются без внимания детей, они редко берут их с полки и играют. В связи с этим мы разработали практико-ориентированный проект «Дидактические игры», как средство развития самостоятельности и инициативы детей дошкольного возраста в контексте ФГОС». Проблема Внешний интерес детей и родителей к дидактическим настольным играм. Обоснование проблемы: Неумение и нежелание детей средней группы играть в настольно дидактические игры, соблюдать правила и ход обучающих игр. Недостаточность знаний родителей о структуре дидактических игр, способах подачи их детям.

3.Цель проекта: формирование у детей и родителей заинтересованности и умение играть в дидактические настольные игры.

4.Задачи проекта:

- научить детей играть в дидактические настольные игры, соблюдая правила и ход игры, развивая у них интерес и активное участие;

- познакомить родителей со структурой дидактической игры, её обучающими задачами, способами подачи детям;

- создание условий для укрепления сотрудничества между детским садом и семьей и развития творческих способностей детей и родителей;

- пополнение развивающей среды: приобретение дидактических игр, пособий, книг с перспективой на средний дошкольный возраст.

Проблема: Как повысить внешний интерес детей и родителей к дидактическим настольным играм.

Обоснование проблемы:

1. Неумение и нежелание детей средней группы играть в настольно – дидактические игры, соблюдать правила и ход обучающих игр.

2. Недостаточность знаний родителей о структуре дидактических игр, способах подачи их детям.

Гипотеза: для того чтобы у детей повысить внешний интерес к дидактическим настольным играм, необходимо создать условия для развития игровой деятельности детей, это значительно повысит коммуникативные способности детей среднего возраста.

Вид проекта: практико-ориентированный

Участники проекта: дети средней группы (4-5 лет, воспитатели, родители воспитанников.

Срок реализации проекта: сентябрь 2016 г. – май 2017 г.

Ожидаемые результаты:

1. Дети чаще самостоятельно используют настольно – дидактические игры и с большим интересом играют в них.

2. Организована выставка семейных мини – газет «Играем дома»,фоторепортажи«Как и чем мы играем в детском саду»«Сказочные лабиринты игры В. В. Воскобовича»

3. Заинтересованы многие родители данной темой, получили новую и полезную информацию, успешно опробованную, на своих детях, созданы новые «Умные» игры родителями в группу, активное использование развивающих игр дома с детьми.

4. Все имеющиеся в группе материалы доступны для детей. Любой ребёнок может самостоятельно решить, какие материалы, когда и как ему использовать.

I этап проекта: подготовительный

1. Изучение материала.

2. Сбор и анализ информации по данной теме из разных источников.

3. Анкетирование родителей, с целью выявления знаний о современных развивающих играх.

4. Диагностическое наблюдение - использование настольных игр в самостоятельной деятельности детей.

5. Разработка плана реализации проекта.

II этап проекта: основной. Работа по реализации проекта.

Решение поставленных задач с детьми:

1. Активное использование в совместной деятельности настольных дидактических игр.

2. Введение дидактических игр и решение обучающих задач при помощи разных форм реализации игрового действия.

3. Создание проблемных ситуаций для закрепления правил игры.

4. Поощрение (за самостоятельную организацию игры, привлечение детей в игру, соблюдение правил, умение проследить за выполнением правил товарищами) - как приём активизации интереса к играм.

Решение поставленных задач с родителями:

1. Создание информационных листов для родителей с рекомендациями по ознакомлению детей с играми.

2. Наглядная информация для родителей «Дидактическая игра, как средство умственного развития ребёнка!»

3. Организация фотовыставки для родителей «Играя – учимся, играя – познаём!», где можно увидеть в какие настольно – дидактические игры играют дети в группе.

4. Организация выставки домашних развивающих игр «Домашние игры ребёнка».

5. Выставка групповых настольно - дидактических игр с учётом возрастных, обучающих задач и оформления.

6. Консультация – практикум «Как научить ребёнка играть в дидактическую игру и её роль в развитии детей!» с домашним заданием для родителей» (Цель задания: заинтересовать и совместно с ребёнком поиграть в развивающую игру – головоломку «Раскрась по цифрам»).

7. Организация выставки детских работ выполненных в совместной деятельности с родителями дома «Вместе с папой мамой играем – интерес и знания получаем!».

8. Соглашение с родителями по изготовлению и приобретению в группу развивающих игр.

IIIэтап: заключительный

Мастер – класс для родителей «Как и чем мы играем в детском саду!» (Цель задания: заинтересовать и совместно с ребёнком поиграть в развивающую игру – на примере игр В. В. Воскобовича).

Основные направления деятельности: постепенный переход ребенка от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех-пяти сверстников. Обучение сюжетно-ролевой игре через дидактическую игру.

Материалы и оборудование: учебно-методические комплекты, аудио диски, игрушки и предметы по теме игры, картинки, художественная литература.

Грамотное оснащение различных зон и центров деятельности (игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной, двигательной) способствует интеллектуальному творчеству, воспитанию самостоятельности, инициативности физическому, психическому развитию детей дошкольного возраста.

Решение поставленных задач с детьми: Активное использование в совместной деятельности настольных дидактических игр. Введение дидактических игр и решение обучающих задач при помощи разных форм реализации игрового действия. Проблемные ситуации для закрепления правил игры. Поощрение (за самостоятельную организацию игры, привлечение детей в игру, соблюдение правил, умение проследить за выполнением правил товарищами) - как приём активизации интереса к играм.

34 Решение поставленных задач с родителями: Выставка групповых настольно - дидактических игр с учётом возрастных и обучающих задач. Организация выставки для родителей «Играя учимся, играя познаём!», где можно увидеть в какие настольно дидактические игры играют дети в группе. Наглядная информация «Роль развивающих игр для детей 4-5 лет», «Игры которые можно провести дома», «Дидактические игры на прогулке», «Комплекс дидактических игр по сенсорному развитию». Консультация практикум «Как научить ребёнка играть в дидактическую игру и её роль в развитии детей!». Соглашение с родителями по изготовлению в группу развивающих игр.

35 Результат: Дети в конце проекта стали чаще использовать для игр настольно дидактические игры и с большим интересом и успехом играть в них. Родители познакомились со структурой дидактической игры, её обучающими задачами, способами подачи детям. Родители были заинтересованы темой и получили новую и полезную информацию, успешно опробованную на своих детях. Итог создание родителями в группе новых игр, активное использование развивающих игр дома.

1. ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». №1155 от 17.10.2013г.

2. Кононова И., Ежкова Н. Подготовка детей к самостоятельной деятельности. // Дошкольное воспитание, 1991 - № 6.

3.Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности старшего дошкольного возраста: методические рекомендации /под ред. О. В. Дыбиной/ - М.: Центр педагогического образования, 2008г.

4. Воспитываем дошкольников самостоятельными. Сборник статей – Российский гос. Пед. Университет им Герцина,СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС 2000г.

5. Нищева Н. В.Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду: принципы построения, советы,рекомендации - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009г.

6. Бондаренко, А. К. «Дидактические игры в детском саду». / А. К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1991. – с. 28.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «МИР ВОКРУГ НАС»

ДИДАКТИЧЕСКАЯ   ИГРА«МИР ВОКРУГ НАС»...

Дидактические игры «Окружающий мир. Природа вокруг нас»

Дать представление о связях и взаимозависимости человека, животных и растительного мира, об особенностях общения человека с окружающим миром, развитие образного мышления....

Дидактические игры «Насекомые вокруг нас»

: развить логическое мышление, закрепить понятие «насекомое»....

Дидактическое пособие "Мир вокруг меня"

Дидактическое пособие развивает интерес детей, их любознательность и познавательную мотивацию. Его можно использовать при реализации следующих образовательных областей: «познавательное...

Дидактическая игра "Вокруг да около"

Данная игра предназначена для детей с общим недоразвитием речи среднего и старшего дошкольного возраста. Игра направленна на формирование понимания предлогов и употребление их в речи....

Дидактическая игра "Вокруг света"

Формировать представление о материках и разнообразии животного мира в них. ...