Нужна ли ребёнку помощь логопеда?
статья по логопедии

Сидорова Марина Александровна

Ребенок на протяжении всех первых лет жизни шаг за шагом учится правильно и четко произносить разные звуки, составлять слова и предложения, выражать свои мысли последовательно и ясно. Но нередко речевое развитие проходит со сложностями. Если родители замечают у ребенка какие-то проблемы с речью, важно, как можно скорее обратиться к специалисту – логопеду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon neobhodima_li_rebenku_pomoshch_logopeda.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Нужна ли ребёнку помощь логопеда?

Сравнение речевой нормы развития ребенка и основных компонентов речи детей с ОНР (общим недоразвитием речи)

Грамотная и понятная речь – не врожденное качество. Ребенок на протяжении всех первых лет жизни шаг за шагом учится правильно и четко произносить разные звуки, составлять слова и предложения, выражать свои мысли последовательно и ясно. Но нередко речевое развитие проходит со сложностями. Если родители замечают у ребенка какие-то проблемы с речью, важно, как можно скорее обратиться к специалисту – логопеду.

Раньше существовало мнение, что ребенка нет смысла приводить к логопеду в возрасте младше 5 лет. Но оно давно устарело. К 5 годам речь уже во многом сформирована, ведь начинается этот процесс, когда малышу не исполнилось и года.

Характеристика речи пятилетнего ребенка (в норме).

    В пять лет ребенок осознает смысловое содержание обращенной к нему речи, возрастает устойчивость внимания к речи окружающих.

    Он способен до конца выслушивать ответы, объяснения, указания взрослых, понимает смысл учебных задач.

   Характерной особенностью этого возраста является умение замечать и исправлять ошибки и неточности в своей речи и речи окружающих.

   К пяти годам ребенок может пересказать знакомую сказку, выразительно читать стихотворение, пересказать только что прочитанный дважды короткий текст, активно участвует в беседе или разговоре.

   Объем активного словаря возрастает до 3000 слов.

   Чаще используются прилагательные для обозначения признаков предметов (круглый оранжевый апельсин), для отражения временных и пространственных отношений, начинают появляться притяжательные прилагательные (лисий хвост), шире используются наречия (весело, далеко) и личные местоимения, сложные предлоги (из-за, из-под).

   Дети свободно владеют функцией словообразования: образуют существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами (слон- слоненок), однокоренные слова разных категорий (плавать, пловец, пловчиха, плавучий), относительные прилагательные от существительных (дерево - деревянный, снег - снежный). В этом возрасте ярко проявляется феномен словотворчества.

   К пяти годам дети усваивают основные формы согласования слов, а увеличение грамматических ошибок наблюдается в случаях употребления предложений более сложной структуры.

   Речь в целом чистая и отчетливая, но у некоторых еще могут отмечаться недостатки звукопроизношения (чаще всего шипящих и свистящих, звуков л, ль, р, рь).

   У детей пятилетнего возраста достаточно хорошо развито умение различать звуки речи. Они без труда дифференцируют слова, отличающиеся друг от друга одним звуком (коза – коса, поток – потек). Могут определить наличие звука в слове, выделить первый и последний звук, подбирать слова на заданный звук.

Характеристика основных компонентов речи детей с ОНР (общим недоразвитием речи).

Связная речь.

2-й уровень – появляется простая фраза из 2-3 слов; наряду с жестами и лепетными словами ребенок пользуется простыми конструкциями предложений, но высказывания его бедны, в основном это перечисление воспринимаемых предметов и действий.

3-й уровень – имеется развернутая фразовая речь с элементами лексико-грамматического и фонетико- фонематического недоразвития; в активной речи ребенок пользуется в основном простыми предложениями; затрудняется или не умеет распространять простые предложения и строить сложные.

Понимание речи.

2-й уровень – понимание речи значительно развивается за счет различения некоторых грамматических форм о морфологических элемента языка.

3-й уровень – понимание обращенной речи приближается к норме, но остаются затруднения в понимании изменений слов, выраженных приставками, суффиксами, в различении оттенков значений однокоренных слов, усвоении логико-грамматических структур, отражающих причинно-следственные, временные и другие связи и отношения.

Словарный запас.

2- уровень – значительно отстает от нормы; ребенок не знает названия основных цветов, форм, размеров, частей предметов; особенно ограничен словарь действий и признаков; отсутствует навык словообразования и словотворчества.

3-й уровень – словарный запас значительно возрастает, ребенок пользуется всеми частями речи, однако при этом заметно преобладание существительных и глаголов, недостаточно прилагательных (особенно относительных, например, железный), наречий (далеко, часто, весело и др.); предлоги, даже простые, употребляет с ошибками; характерно неточное употребление глаголов, замена названий частей предмета название целого предмета; страдает навык словообразования и словотворчества.

                                       

Грамматический строй речи.

2-й уровень – не сформирован; попытки словоизменения чаще всего неудачны; имеются грубые ошибки : смешение падежных форм (например, дать зайцем)употребление существительных в именительном падеже(например, стул без ножка) , а глаголов в инфинитиве (например, солнце светить ярко) отсутствие согласований (прилагательных с существительными, числительных с существительными);ошибки в согласовании сказуемого с подлежащим (например, девочка пришел); пропуск предлогов или замена сложных предлогов на простые (например, смотрит окна); ошибки в употреблении форм числа, рода глаголов, в изменении существительных по числам (например, называет книги книгой).

3-й уровень – ребенок правильно употребляет простые грамматические формы, но допускает специфические ошибки: неправильное согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже (например, красный солнце); числительных с существительными (например, один чашка); пропуски и замены предлогов (например, лежит на (в) столе); ошибки в ударения и падежных окончаниях (например, мечтаю о кукла).

Слоговая структура.

2-й уровень – сокращение количества слогов в слове (например, весипед), перестановка слогов (например, машнорка- ромашка) и звуков (например, кинга- книга), замена и уподобление слогов (например, кофесо-колесо, кокосо-колесо), сокращение звуков при стечении согласных (например, тол- стол).

3-й уровень – нарушений слоговой структуры слов меньше, чем у 2-го уровня речевого развития, но все же в наиболее трудных случаях ошибки и искажения остаются те же, особенно страдает звуконаполняемость слов.

Звукопроизношение.

2-й уровень – характерно наличие многочисленных искажений, замен и смешений звуков, в разных речевых ситуациях один и тот же звук произносится по- разному, часто встречается дефект смягчения (сянки- санки).

3-й уровень – характерны искажения, замены и смешения (чаще звуков: с,сь,ж,ш,щ,ч,ц,р,рь,л,ль), встречается оглушение (например, кусь- гусь).

Фонематическое восприятие.

2-й уровень – ребенок не определяет наличие и место звука (начало, середина, конец) в слове, не может выбрать картинки с заданным звуком.

3-й уровень – фонематическое восприятие страдает, но в менее грубой форме, чем при 2-ом уровне; готовность к самостоятельному анализу и синтезу не формируется.

     У детей с общим недоразвитием речи интеллект – норма.

   Дети с общим недоразвитием речи нуждаются в помощи логопеда. Наиболее эффективной формой организации коррекционной работы является посещение логопедической группы, так как в этой группе особый речевой режим, реализуемый, в том числе и воспитателями.

   Уровень речевого развития определяет логопед.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правильно ли говорит Ваш ребенок и нужна ли ему помощь логопеда?

Чтобы ответить на этот простой вопрос, попробуйте самостоятельно оценить речевое развитие Вашего ребенка.Для этого Вам понадобятся время (в пределах одного часа) и наглядный материал (картинки, ...

В каких случаях нужна консультация и помощь логопеда?

Если у Вас возникли вопросы, сомнения по поводу речевого развития ребенка, вы можете записаться на индивидуальную консультацию к логопеду. Пpoфeccиoнaльный лoгoпeд пpoвeдeт пoлную диaгнocтику peчeвыx ...

Советы логопеда: "Когда родителям нужно обращаться за помощью к логопеду"

Советы логопеда: Когда обращаться к логопеду?Младший возраст Обратите внимание на речь своего малыша! Речью ребенок овладевает постепенно, путем подражания произношению звуков и слов взрослых. Пр...

Нужна ли вашему ребёнку помощь логопеда?

Хотелось бы написать такую памятку, чтобы родителям было проще определиться, нужно идти к логопеду или ещё рано, или совсем не надо....

Когда нужно обращаться за помощью к психологу

Психика ребенка очень хрупка и уязвима. В жизни порой бывают такие ситуации, с которыми трудно справиться даже близким взрослым и тогда есть смысл обращаться к психологу...

Нужно ли ребёнку учиться рисовать, для чего это нужно?

У каждого ребенка есть те или иные отличные художественные способности, которые делают их уникальными....