Семинар-практикум для воспитателей: «Артикуляционная гимнастика в практике воспитателя»
консультация по логопедии

Куляк Светлана Сергеевна

Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе.
Почти все дети дошкольного возраста (до 60% от всех детей дошкольного возраста) имеют речевые недостатки, неправильно произносят один или несколько звуков, большинство из которых носят временный, непостоянный характер. Исключение составляют дети до 4 лет с нормой возрастного или физиологического косноязычия, после 4 лет – наступает патология.
И, если не обращать внимания на речевые недостатки, они закрепляются и влияют в дальнейшем на обучение в д/с, школе; возникают сложные речевые нарушения, тяжело поддающиеся коррекции.
И только 40% детей, идущих в школу, имеют чистую, хорошо развитую речь.
На чистоту речи ребенка влияют такие факторы, как:
• речевой слух,
• речевое внимание, 
• речевое дыхание,
• голосовой и речевой аппарат.
Поэтому с целью профилактики возникновения речевых нарушений, их коррекции, начиная с младшего дошкольного возраста, необходимо применять в работе игры и упражнения, направленные на развитие слуха, дыхания и речевого аппарата.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnaya_gimnastika_v_praktike_vospitatelya.pptx1.48 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Артикуляционная гимнастика в практике воспитателя» Подготовила: учитель-логопед высшей квалификационной категории Куляк Светлана Сергеевна

Слайд 2

Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе. Почти все дети дошкольного возраста (до 60% от всех детей дошкольного возраста) имеют речевые недостатки, неправильно произносят один или несколько звуков, большинство из которых носят временный, непостоянный характер.

Слайд 3

Если не обращать внимания на речевые недостатки, они закрепляются и влияют в дальнейшем на обучение; возникают сложные речевые нарушения, тяжело поддающиеся коррекции. И только 40% детей, идущих в школу, имеют чистую, хорошо развитую речь .

Слайд 4

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.

Слайд 5

Артикуляция также связана с работой многочисленных мышц, в том числе жевательных, глотательных, мимических; процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.

Слайд 6

Артикуляционная гимнастика — это совокупность специаль­ных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуля­ционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом про­цессе .

Слайд 7

Цель а ртикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционно­го аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Слайд 8

Виды артикуляционных упражнений Упражнения бывают статические (неподвижные), направленные на удержание определенного положения губ, языка: чашечка, трубочка… и динамические (подвижные): лошадка, часики, качели… — требуют ритмичного повтора движений, координации движений и переключаемости.

Слайд 9

Группы упражнений: 1 группа упражнений — вырабатывают основные движения и положения ОАА, 2 группа упражнений — способствуют выработке движений и положений для произнесения определенных групп звуков (свистящих, шипящих, соноров , заднеязычных). 3 группа упражнений — специфические упр. направленные на постановку звуков, способствующие выработке определенных движений: подвижность кончика языка, мягкого нёба, для растягивания подъязычной связки.

Слайд 10

1. Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя , так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напря­жено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений . Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему .

Слайд 11

2 . Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно , чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз — разбиваем комплекс на весь день. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, другие даются для повторения и закрепления. Комплекс упр. планируем на неделю. На следующей неделе хорошо выполняемое упражнение заменяем другим, новым, и закрепляем его на протяжении всей второй неделе.

Слайд 12

3. В комплексе должны присутствовать 2-3 упражнения статических и 2-3 упр. динамических. Начинают гимнастику со статических упражнени й, они выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении), далее переходят к динамическим . 4 . На первых занятиях упражнение повторяется 2-3 раза в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы, в дальнейшем каждое упражнение выполняется до 10-15 раз .

Слайд 13

5 . При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным . Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме . Каждое упр. имеет своё название, свой образ. Так ребенку легче запомнить движение. А, чтобы одно и тоже движение дети не устали повторять длительное время, одному упражнению можно придумать несколько названий. Например упр. «трубочка» — придумайте несколько названий (хоботок, шея у жирафа, дудочка, труба…) Выработка артикуляционных навыков требует длительной и система­тической работы.

Слайд 14

Комплекс для свистящих

Слайд 15

Комплекс для шипящих и Л

Слайд 16

Комплекс для Р

Слайд 17

Тест «Применение артикуляционной гимнастики в работе педагогов ДО»

Слайд 18

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей Тема: "Артикуляционная гимнастика в домашних условиях"

Цель: оказание помощи родителям в овладении основными приемами артикуляционной моторики ребенка в домашних условияхЗадачи:активизировать знания родителей о значимости развития артикуляционной мо...

Артикуляционная гимнастика в практике воспитателя

Артикуляционная гимнастика в практике воспитателя...

Семинар-практикум "Использование сказок в артикуляционной гимнастике".

18 сентября  учителями-логопедами проведён  тематический семинар-практикум  для воспитателей  ДОУ....

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Роль артикуляционной гимнастики в речевом развитии ребёнка»

На занятиях родители не только получат теоретические знания, они обязательно научатся применять их на практике....

Семинар-практикум для родителей «Проведение артикуляционной гимнастики в домашних условиях»

Семинар-практикум состоит из 2х частей. В первой части раскрывается актуальность  артикуляционной гимнастики, правила проведения ее дома. Во второй части родителей знакомят с комплексами артикуля...

Семинар-практикум для родителей "Роль артикуляционной гимнастики для формирования звукопроизношения"

Семинар-практикум для родителей "Роль артикуляционной гимнастики для формирования звукопроизношения"...