Гимнастика для ума или как развивать межполушарные связи
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Козырева Диана Зауриевна

Предлагаемые игры на развитие межполушарных связей синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, улучшению восприятия речи собеседника (родителей, педагога и других детей), вызывают стойкий интерес у ребенка, активно концентрируют его внимание, позволяют быстро переключиться с одной деятельности на другую, что способствует быстрому включению ребенка в занятие. 

 

Для формирования или развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста можно рекомендовать кинезиологические упражнения. Они не только координируют работу полушарий мозга, но также будут способствовать развитию мышления ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mezhpolusharnye_svyazi.docx16.16 КБ

Предварительный просмотр:

Гимнастика для ума или как развивать межполушарные связи.

Все мы знаем, что наш мозг состоит из двух полушарий, каждое из которых выполняет свою работу. Левое полушарие отвечает за логическое мышление, оперирует фактами и терминами, выполняет различные мыслительные операции. Что же делает правое полушарие? А правое полушарие – это наша интуиция, образное мышление, фантазия и творческие способности.

Оказывается, полушария мозга можно развивать. Не только можно, но и нужно, ведь таким детям легче учиться в школе, они обладают большими умственными возможностями.

Вот какие интересные упражнения для развития межполушарных связей, снятия нервного напряжения и стимулирования работы мозга мы с ребятами выполняем ежедневно!

  1. «Волшебные досочки». Используем для автоматизации поставленных звуков в изолированной позиции, а также в слогах и словах. Ребенку нужно передвигать два бегунка одновременно, двигаясь от центра лабиринта к краю или наоборот.
    «Пальчиками покажи и слово скажи». Можно отрабатывать различный материал на автоматизацию, а также дифференциацию звуков в речи.
  2. «Весёлая карусель». Каждой рукой по очереди показываем жест и одновременно проговариваем с нужным словом по кругу.
  3. «Зеркальное рисование».

Положите на стол чистый лист бумаги, возьмите по карандашу в каждую руку. Рисуйте одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы должны почувствовать расслабление глаз и рук, потому что при одновременной работе обоих полушарий улучшается эффективность работы всего мозга.

  1. «Носик-ушко» (руки перекрещены между собой: одна рука держит нос, другая ухо; потом руки меняются)
  2. «Алфавит»
    Это упражнение развивает также внимание, мышление и улучшает работоспособность, помогает снять эмоциональное напряжение.
    Для выполнения упражнения распечатайте или напишите обычный русский алфавит.
    Под каждой буквой произвольно поставить пометки: Л, П, О.
    Л означает, что надо поднять левую руку, П — правую, О — обе руки.
    Глядя на алфавит, ребёнку нужно одновременно называть букву и выполнить движение, отмеченное под буквой.
  3. «Живот-макушка»
    Выполните следующие движения:
    Поглаживание живота правой рукой по часовой стрелке.
    Постукивание левой ладошкой по макушке.
    Объедините оба движения.
    После того как вы привыкли к этим движениям, можете поменять руки. Такие упражнения хорошо развивают координацию.
  4. «Колечко»
    Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале движения выполняются каждой рукой отдельно, затем вместе.
  5. «Кулак-ребро-ладонь»
     Ребенку показывают три положения руки на плоскости пола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет движения вместе с инструктором, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. При затруднениях в выполнении инструктор предлагает ребенку помогать себе командами («кулак-ребро-ладонь»), произносимыми вслух или про себя. 
  6. «Лягушка»
     Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно и разнонаправленно менять положение рук. 
  7. «Замок»
    Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, развернуть руки к себе. Двигать пальцем, который укажет инструктор. Палец должен двигаться точно и четко. Нежелательно допускать движения соседних пальцев. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук. В дальнейшем дети могут выполнять упражнение в парах. 

Развитие межполушарных связей полезно для всех детей, но особенно рекомендуется для старших дошкольников. Выполняя специальные задания и просто играя в игры, дошколята лучше подготовятся к школе. Снизится риск дисграфии – нарушения письма, повысится стрессоустойчивость, улучшатся память и внимание.

Учитель-логопед ГБДОУ № 53

Козырева Д.З.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мама, поиграй со мной!» (или для чего развивать межполушарные связи?)

Материал был подготовлен в первую очередь для родителей. Предлагаются простые полезные упражнения для развития межполушарных связей у детей, которые можно использовать дома, проведя ещё и время вместе...

Развиваем межполушарные связи

Упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания. повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма....

Нейрогимнастика – это комплекс телесно-ориентированных упражнений, позволяющих развивать межполушарные связи.

Благодаря нейрогимнастике оптимизируются интеллектуальные процессы, повышается работоспособность, улучшается мыслительная деятельность, синхронизируется работа полушарий головного мозга, снижается уто...

Как и зачем развивать межполушарные связи?

Упражнения для развития межполушарных связей....

Что такое межполушарные связи и как их развивать

В данной статье вы узнаете что такое межполушарное взаимодействие, для чего и как правильно его развивать. Рекомендовано родителям, педагогам в работе с детьми. Положительное влияние развитие межполуш...

Как развивать межполушарные связи

Практические упражнения...

НЕЙРОГИМНАСТИКА. РАЗВИВАЕМ МЕЖПОЛУШАРНЫЕ СВЯЗИ

Нейрогимнастика — это комплекс упражнений для мозга, который помогает развивать межполушарные связи и синхронизировать работу полушарий.Цели нейрогимнастики:Развитие межполушарной специализ...