Признаки нарушения речевого развития
консультация по логопедии

Воронина Наталья Валериевна

Консультация для родителей: на что надо обратить внимание при развитии ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priznaki_narusheniya_rechevogo_razvitiya.docx22.15 КБ

Предварительный просмотр:

Будьте внимательны!

Признаки нарушения речевого развития очевидны, если: 


• К концу 1-го месяца ребенок никогда не кричит перед кормлением.

• К концу 4-го месяца он не улыбается, когда с ним заговаривают, не гулит.

• К концу 5-го месяца не пытается, находясь на руках у матери, отыскивать те предметы и тех людей, которых она называет, не прислушивается к музыке.

• К 7 месяцам не узнает голоса близких, не может правильно реагировать на интонации, не отдает предпочтение мелодичным погремушкам.

• К концу 9-го месяца у него нет лепета и он не может повторять за взрослым различные звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего.

• К концу 10-го месяца малыш не машет головой в знак отрицания либо ручкой в знак прощания.

• К году он не может произнести ни слова, не может выполнить простейшие просьбы («покажи», «принеси»), не способен адекватно реагировать на похвалу и на замечания по поводу неправильного поведения.

• К 1 году 4 месяцам он не может адекватно ситуации употреблять слова «мама» и «папа». 

• К 1 году 9 месяцам не может произнести 6 осмысленных слов.

• К 2 годам ребенок не может показать части тела, которые ему называет взрослый, не выполняет сложные просьбы: «Сходи на кухню и принеси чашку», не узнает близких на фотографиях.

• К 2,5 годам не понимает разницу между словами «большой» и «маленький». 
• К 3 годам не понимает короткие стихи, рассказы, сказки, не пытается их пересказать, не может показать, какая линия самая длинная, не может ответить на вопрос, как его имя и фамилия. 

• В 4 года не знает названия цветов, не считает в пределах пяти, не слушает длинные сказки, не может рассказать ни одного стихотворения.

Показатели развития речи детей раннего возраста

(от 1года до 3-х лет)

Параметры

От 1 года до 1г 3м

От 1г 3м до 1г 6м

Понимание

  • Название знакомых игрушек, окружающих предметов, знание имен близких, названия одежды, обозначения действий, некоторых бытовых ситуаций.
  • Показ частей лица у человека и игрушек (образ)
  • Выполнение 1-2-х поручений , связанных со знакомыми действиями: принести, найти, показать.
  • Игры в «Ладушки», «Сорока-белобока» и т.п.
  • Рассматривание картинок в книжке (узнавание)
  • Слушание потешек, стихов, песенок.
  • Показ части тела по просьбе взрослого.
  • Обобщение по внешнему виду  игрушек, предметов, независимо от размера, цвета (показ на них по просьбе взрослого)
  • Увеличение понятийного словаря - понимание смысла многих предложений.
  • Выполнение знакомых бытовых действий по просьбе взрослого (положи, отнеси, накрой и др.)

Активная речь

N-до 20 облегченных слов

  • Произнесение простых слов, соотнесение их с предметами, действиями.
  • Употребление слов (в инд. произношении):
  • в момент радости,
  • при удивлении
  • , констатируя знакомые явления,
  • в процессе  двигательной активности,
  • по подражанию,
  •  по просьбе взрослого,
  • в процессе своих игровых действий.
  • Продолжение произношения лепетных звуков
  • Имитация звуков (слов) по просьбе взрослого («лает», «гудит», «пищит»)

N-до 40 облегченных слов

  • Произнесение простых слов (правильно и индивидуально облегченно)
  • Использование слов в моменты особой заинтересованности
  • Ответ на вопросы: «Кто (что) это?» (в реальной ситуации и по картинке).
  • Стремление связать два слова в предложение
  • Легкое подражание часто слышимым словам, фразам взрослого.
  • Сопровождение речи мимикой, жестами, движениями, контактом глаз (имеющих значение дополнительного слова)

Параметры

От 1г 6мдо 1г 9м

От 1г 9м до 2-х лет

Понимание

  • Понимание несложный сюжет на картинке.
  • Ответ на вопросы: «Где?», «Кто это?», «Что это?», «Что делает?»
  • Выполнение (запоминание) два поручения (возьми и поставь и др.)
  • Понимание несложного рассказа со знакомыми событиями
  • Понимание коротких рассказов (без показа действий) о знакомых событиях (о том, что делали на прогулке и т.п.)
  • Выполнение до трех поручений (возьми, отнеси, положи).
  • По просьбе взрослого «жалеет», «помогает»
  • Знание (показ) названия частей лица (губы, зубы, язык, лоб, уши, щеки и др.) и тела (руки, ноги, спина).

Активная речь

  • Использование предложения из двух слов (при общении со взрослыми, просьбе, в играх)
  • Называние словом своих или чьих-то действий.
  • Договаривание последних слов знакомых стихов, песенок.

N-до 200-300 разнопроизносимых слов

  • Использование предложения из 2-3-х слов при общении со взрослыми и детьми, при констатации, в просьбах.
  •  Оформленные фразы
  • начинается употребление прилагательных и местоимений, предлогов, наречий.
  • Возможно называние себя в третьем лице.
  • Договаривание четверостишия в знакомых стихах, подпевание.
  • Рассказ в2-3-х предложениях, увиденного в данный момент.
  • Задавание вопросов.
  • Называние предметов на картинке (по просьбе взрослого, самостоятельно в комментарии).
  • Замена облегченных слов правильными.
  • Оценивание себя: «хороший», «большой», «красивый».
  • Говорение: «до свидания», «пока», «спасибо», «здравствуйте» в инд. произношении.

Параметры

От 2-х лет до 2л 6м

От 2л 6м до 3-х лет

Понимание

  • Понимание рассказа взрослого
  • Интерес к разговорам взрослых. Длительное слушание сказок, читаемых, рассказываемых или записанных на аудиокассетах.

Активная речь

  • обозначение себя: «Я», «Я сам».
  • Называние себя именем полюбившегося персонажа.
  • Использование предложения из3-х и более слов.
  • Вопросы «Где?», «Куда?» и др.
  • Ответ на вопросы по картинке, если сюжет и персонажи знакомы: «Кто (что) это?», «что делает?». Показ движений, как делает персонаж.
  • Легкое подражание незнакомым словам.
  • Повторение за взрослыми слов из знакомых сказок.
  • Знание названия некоторых животных, предметов быта, одежды, посуды.
  • Рассказ по картинке (в 2-3-х предложениях)
  • Ответ на вопрос: «Как тебя зовут?» (полностью или упрощенно)
  • Знание (и называние) имен близких, знакомых.
  • Разговор со сверстниками во время игр (речевые диалоги)
  • Подражание другим детям.

N- до 1500 произносимых слов

  • Произнесение сложных предложений при общении
  • Использование слов при выражении желаний, чувств, впечатлений.
  • Фразы простые, грамматически оформленные.
  • Появляются придаточные предложения.
  • Слова изменяются по числам и падежам.
  • Появляются познавательные вопросы «Где, куда, почему, когда?» и др.
  • Легкий повтор незнакомых слов, фраз.
  • Быстрое разучивание стихов, песен, отрывков из сказок.
  • Правильное произношение гласных и простых согласных.
  •  Появление словотворчества, склонности к рифмовке.
  • Вступление в речевые диалоги
  • Ответы на вопросы по сюжетной картинке.
  • Называние по картинке некоторых животных (их детенышей), предметы быта, одежду, посуду, технику, растения и др.
  • Интонационное оформление.
  • Собственное высказывание о книжке, событии, доказательство, додумывание.
  • Знание ФИ, возраста, половой принадлежности, названия и назначения частей тела.
  • Использование ролевой речи.
  • Узнавание целого по детали, правого и левого, много и мало, чисел 1, 2, 3, обобщение предметов по свойствам.
  • Называние себя в 1-м лице – Я


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Признаки нарушения речевого развития"

Перечисленные в консультации признаки нарушения речевого развития, помогут родителям не упустить время и вовремя обратиться к специалистам...

Признаки нарушения речевого развития

Признаки нарушения речевого развития очевидны, если:...

Признаки нарушения речевого развития ребенка

Будьте внимательны!Признаки нарушения речевого развития очевидны, если:...

Консультация для родителей "Признаки нарушения речевого развития"

Признаки нарушения речевого развития очевидны, если:- К концу 1-го месяца ребенок никогда не кричит перед кормлением.- К концу 4-го месяца он не улыбается, когда с ним разговаривают, не гулит....