Будьте внимательны!
Признаки нарушения речевого развития очевидны, если:
• К концу 1-го месяца ребенок никогда не кричит перед кормлением.
• К концу 4-го месяца он не улыбается, когда с ним заговаривают, не гулит.
• К концу 5-го месяца не пытается, находясь на руках у матери, отыскивать те предметы и тех людей, которых она называет, не прислушивается к музыке.
• К 7 месяцам не узнает голоса близких, не может правильно реагировать на интонации, не отдает предпочтение мелодичным погремушкам.
• К концу 9-го месяца у него нет лепета и он не может повторять за взрослым различные звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего.
• К концу 10-го месяца малыш не машет головой в знак отрицания либо ручкой в знак прощания.
• К году он не может произнести ни слова, не может выполнить простейшие просьбы («покажи», «принеси»), не способен адекватно реагировать на похвалу и на замечания по поводу неправильного поведения.
• К 1 году 4 месяцам он не может адекватно ситуации употреблять слова «мама» и «папа».
• К 1 году 9 месяцам не может произнести 6 осмысленных слов.
• К 2 годам ребенок не может показать части тела, которые ему называет взрослый, не выполняет сложные просьбы: «Сходи на кухню и принеси чашку», не узнает близких на фотографиях.
• К 2,5 годам не понимает разницу между словами «большой» и «маленький».
• К 3 годам не понимает короткие стихи, рассказы, сказки, не пытается их пересказать, не может показать, какая линия самая длинная, не может ответить на вопрос, как его имя и фамилия.
• В 4 года не знает названия цветов, не считает в пределах пяти, не слушает длинные сказки, не может рассказать ни одного стихотворения.
Показатели развития речи детей раннего возраста
(от 1года до 3-х лет)
Параметры | От 1 года до 1г 3м | От 1г 3м до 1г 6м |
Понимание | - Название знакомых игрушек, окружающих предметов, знание имен близких, названия одежды, обозначения действий, некоторых бытовых ситуаций.
- Показ частей лица у человека и игрушек (образ)
- Выполнение 1-2-х поручений , связанных со знакомыми действиями: принести, найти, показать.
- Игры в «Ладушки», «Сорока-белобока» и т.п.
- Рассматривание картинок в книжке (узнавание)
- Слушание потешек, стихов, песенок.
| - Показ части тела по просьбе взрослого.
- Обобщение по внешнему виду игрушек, предметов, независимо от размера, цвета (показ на них по просьбе взрослого)
- Увеличение понятийного словаря - понимание смысла многих предложений.
- Выполнение знакомых бытовых действий по просьбе взрослого (положи, отнеси, накрой и др.)
|
Активная речь | N-до 20 облегченных слов - Произнесение простых слов, соотнесение их с предметами, действиями.
- Употребление слов (в инд. произношении):
- в момент радости,
- при удивлении
- , констатируя знакомые явления,
- в процессе двигательной активности,
- по подражанию,
- по просьбе взрослого,
- в процессе своих игровых действий.
- Продолжение произношения лепетных звуков
- Имитация звуков (слов) по просьбе взрослого («лает», «гудит», «пищит»)
| N-до 40 облегченных слов - Произнесение простых слов (правильно и индивидуально облегченно)
- Использование слов в моменты особой заинтересованности
- Ответ на вопросы: «Кто (что) это?» (в реальной ситуации и по картинке).
- Стремление связать два слова в предложение
- Легкое подражание часто слышимым словам, фразам взрослого.
- Сопровождение речи мимикой, жестами, движениями, контактом глаз (имеющих значение дополнительного слова)
|
Параметры | От 1г 6мдо 1г 9м | От 1г 9м до 2-х лет |
Понимание | - Понимание несложный сюжет на картинке.
- Ответ на вопросы: «Где?», «Кто это?», «Что это?», «Что делает?»
- Выполнение (запоминание) два поручения (возьми и поставь и др.)
- Понимание несложного рассказа со знакомыми событиями
| - Понимание коротких рассказов (без показа действий) о знакомых событиях (о том, что делали на прогулке и т.п.)
- Выполнение до трех поручений (возьми, отнеси, положи).
- По просьбе взрослого «жалеет», «помогает»
- Знание (показ) названия частей лица (губы, зубы, язык, лоб, уши, щеки и др.) и тела (руки, ноги, спина).
|
Активная речь | - Использование предложения из двух слов (при общении со взрослыми, просьбе, в играх)
- Называние словом своих или чьих-то действий.
- Договаривание последних слов знакомых стихов, песенок.
| N-до 200-300 разнопроизносимых слов - Использование предложения из 2-3-х слов при общении со взрослыми и детьми, при констатации, в просьбах.
- Оформленные фразы
- начинается употребление прилагательных и местоимений, предлогов, наречий.
- Возможно называние себя в третьем лице.
- Договаривание четверостишия в знакомых стихах, подпевание.
- Рассказ в2-3-х предложениях, увиденного в данный момент.
- Задавание вопросов.
- Называние предметов на картинке (по просьбе взрослого, самостоятельно в комментарии).
- Замена облегченных слов правильными.
- Оценивание себя: «хороший», «большой», «красивый».
- Говорение: «до свидания», «пока», «спасибо», «здравствуйте» в инд. произношении.
|
Параметры | От 2-х лет до 2л 6м | От 2л 6м до 3-х лет |
Понимание | - Понимание рассказа взрослого
| - Интерес к разговорам взрослых. Длительное слушание сказок, читаемых, рассказываемых или записанных на аудиокассетах.
|
Активная речь | - обозначение себя: «Я», «Я сам».
- Называние себя именем полюбившегося персонажа.
- Использование предложения из3-х и более слов.
- Вопросы «Где?», «Куда?» и др.
- Ответ на вопросы по картинке, если сюжет и персонажи знакомы: «Кто (что) это?», «что делает?». Показ движений, как делает персонаж.
- Легкое подражание незнакомым словам.
- Повторение за взрослыми слов из знакомых сказок.
- Знание названия некоторых животных, предметов быта, одежды, посуды.
- Рассказ по картинке (в 2-3-х предложениях)
- Ответ на вопрос: «Как тебя зовут?» (полностью или упрощенно)
- Знание (и называние) имен близких, знакомых.
- Разговор со сверстниками во время игр (речевые диалоги)
- Подражание другим детям.
| N- до 1500 произносимых слов - Произнесение сложных предложений при общении
- Использование слов при выражении желаний, чувств, впечатлений.
- Фразы простые, грамматически оформленные.
- Появляются придаточные предложения.
- Слова изменяются по числам и падежам.
- Появляются познавательные вопросы «Где, куда, почему, когда?» и др.
- Легкий повтор незнакомых слов, фраз.
- Быстрое разучивание стихов, песен, отрывков из сказок.
- Правильное произношение гласных и простых согласных.
- Появление словотворчества, склонности к рифмовке.
- Вступление в речевые диалоги
- Ответы на вопросы по сюжетной картинке.
- Называние по картинке некоторых животных (их детенышей), предметы быта, одежду, посуду, технику, растения и др.
- Интонационное оформление.
- Собственное высказывание о книжке, событии, доказательство, додумывание.
- Знание ФИ, возраста, половой принадлежности, названия и назначения частей тела.
- Использование ролевой речи.
- Узнавание целого по детали, правого и левого, много и мало, чисел 1, 2, 3, обобщение предметов по свойствам.
- Называние себя в 1-м лице – Я
|