Конспект логопедического занятия в старшей группе по дифференциации звуков [Ш] - [С]
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Корыстина Ольга Михайловна

Цель занятия: дифференциация и закрепление правильного произношения звуков [Ш] - [С] в слогах, словах, и в чистоговорках.

Задачи занятия:

Коррекционно-обучающие:

  • Уточнить правильную артикуляцию звуков [Ш] и [С].
  • Закреплять навык правильного произношения звуков [Ш] и [С].
  • Учить дифференцировать и четко произносить звуки [Ш] и [С].
  • Упражнять детей в правильном произношении и различении звуков [Ш] и [С] в слогах, словах и в чистоговорках.
  • Учить детей правильно отвечать на поставленные вопросы, следить за своим ответом и ответом других детей.
  • Продолжать формировать навыки звукового анализа.
  • Формировать грамматический строй речи.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать фонематические процессы, речевое дыхание.
  • Развивать связную речь (умение отвечать полным ответом).
  • Развивать общую и артикуляционную моторику.
  • Развивать память, внимание, мышление, зрительное восприятие.

Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать желание правильно произносить звуки родного языка.
  • Воспитывать внимание и культуру речевого общения.
  • Воспитывать желание помогать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1 «Умка» г. Семилуки

Конспект логопедического занятия в старшей группе

по дифференциации звуков [Ш] - [С].

                                         

Подготовил: Сальникова О.М.

г. Семилуки – 2022г. 

Цель занятия: дифференциация и закрепление правильного произношения

звуков [Ш] - [С] в слогах, словах, и в чистоговорках.

Задачи занятия:

Коррекционно-обучающие:

  • Уточнить правильную артикуляцию звуков [Ш] и [С].
  • Закреплять навык правильного произношения звуков [Ш] и [С].
  • Учить дифференцировать и четко произносить звуки [Ш] и [С].
  • Упражнять детей в правильном произношении и различении звуков [Ш] и [С] в

слогах, словах и в чистоговорках.

  • Учить детей правильно отвечать на поставленные вопросы, следить за своим

ответом и ответом других детей.

  • Продолжать формировать навыки звукового анализа.
  • Формировать грамматический строй речи.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать фонематические процессы, речевое дыхание.
  • Развивать связную речь (умение отвечать полным ответом).
  • Развивать общую и артикуляционную моторику.
  • Развивать память, внимание, мышление, зрительное восприятие.

Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать желание правильно произносить звуки родного языка.
  • Воспитывать внимание и культуру речевого общения.
  • Воспитывать желание помогать

Оборудование: проектор, компьютер, интерактивная доска, презентация, колокольчик, почтовая посылка, пособие для дыхательной гимнастики «Подуй на цветочек», 1 конверт: список слогов и слов; 2 конверт: список слогов; 3 конверт: игра «Рыбалка»; 4 конверт: чистоговорки; 5 конверт: игра «Посчитаем» + картинки; 6 конверт: «Доскажи словечко».

Ход занятия

I. Организационный момент.

Дети стоят в кругу.

- Ребята, предлагаю вам поприветствовать друг друга с помощью колокольчика (Дети, называя имя соседа в ласковой форме, передают друг другу колокольчик. Например:

– Здравствуй, Полиночка! Дин-дон-дон!

– Здравствуй, Лёвушка! Дин-дон-дон!).

И так далее, пока колокольчик не обойдет весь круг.

II. Сообщение темы занятия.

- Сегодня нам в детский сад пришла посылка, только от кого же она неизвестно.

- Ой, нам кто-то звонит, давайте посмотрим.

Видео на экране:

«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Штепаска, ой нет, Степашка. В моем имени есть такие звуки [Ш] и [С], только что-то я в них совсем запутался. Мне очень  хочется разобраться, и прошу вас помочь мне. Для вас я подготовил много интересных заданий и отправил их в ваш детский сад. Помогите мне, пожалуйста!»

- Так вот же от кого эта посылка, от Степашки. Давайте откроем посылку с заданиями, разложим их на стол. Ну что, вы согласны помочь ему разобраться в звуках? (ответ детей)

Тогда за дело. А ты Степашка оставайся на связи и слушай внимательно.

1. Артикуляционная гимнастика.

- Но, для того, чтобы помочь Степашке, нам нужно подготовиться. Давайте выполним гимнастику для язычка. Чтобы наш язычок тоже смог нам помогать (видео с артикуляционной гимнастикой)

 2. Дыхательная гимнастика.

- Чтобы правильно шипеть и свистеть, нам важно ещё уметь правильно дышать.

Упражнение на дыхание «Подуй на цветочек»:

3. Артикуляционный уклад звуков [Ш] и [С].

- Давайте произнесем звук [Ш].

- В каком положении губы? (губы округлены и слегка выдвинуты вперед)

- В каком положении находятся зубы? (заборчик с небольшой щелочкой)

- Произнесите звук [С].

- В каком положении губы? (улыбка)

- В каком положении находятся зубы? (стоят ровным заборчиком)

- Молодцы! Вот теперь мы готовы помогать Степашке.

- (Имя), подойди к столу, принеси пожалуйста нам первый конверт с первым заданием (ребенок приносит конверт с заданием).

4. Развитие фонематического слуха.

Дидактическая игра «Поймай слог и слово»

- Сейчас я буду произносить разные слоги (слова), а вы услышав звук [Ш] ([С]) в слогах (словах) хлопаете в ладоши.

Слоги: уш - по – ша – то – аш – шу – ма – пу – ши – ош – ми – шо.

Слова: оса, кот, мак, лиса, сок, липа, нос.

-Молодцы, вы справились с первым заданием.

- Перейдем к следующему второму заданию.

- (Имя), принеси пожалуйста второй конверт со вторым заданием.

5. Дифференциация звуков в слогах.

Игра «Слушай внимательно и повторяй старательно»

- А теперь слушайте внимательно и повторяйте старательно:

Отражённое повторение за логопедом

са - ша                 ша - ша - са         

со - шо                 шо - со - шо         

су - шу                 шу - шу - су         

сы - ши                 ши - сы - ши         

- С этим заданием вы тоже справились.

- (Имя), принеси следующее третье задание в третьем конверте.

- А вот задание не простое, Степашка предлагает превратиться  нам в рыбаков и «порыбачить».

6. Дифференциация звуков в словах.

Игра «Рыбалка»

- Ребенку нужно взять удочку и начать ловить рыбку с картинкой, называть её, определять какой звук в этом слове [Ш] или [С] и положить рыбку в одно ведерко со звуком [Ш], а в другое со звуком [С].  Далее, передаём удочку следующему.

- Молодцы, справились с этим заданием! В этом конверте у нас есть еще одно задание.

Интерактивная игра «Где спрятался звук [Ш] и [С] в словах»

- На экране размещены предметы, в названиях которых есть звук [Ш] и [С], необходимо произнести слово и определить место звука в начале, середине или в конце слова. Стараемся отвечать полным предложением. Например, в слове шапка, звук [Ш] находится в начале слова.

- Следующее четвертое задание в четвертом конверте.

7. Дифференциация звуков [Ш] и ] в чистоговорках.

Игра «Эхо»

- Произносим отчетливо, проговариваем правильно.

Ша – са – ша  наша Маша хороша

Са – ша – са  укусила нос оса

Ши – сы – ши  наши ушки хороши

Сы – ши – сы  у осы усы, усы

- Ребята, а давайте отдохнем, потом продолжим выполнять задания от Степашки.

8. Физкультминутка.

А – А – А – А – закачалась голова,

(качать головой вправо-влево)

О – О – О – О – закрутилось колесо,

(сложить руки кольцом перед собой, слегка вращать вправо-влево)

У – У – У – У – у машины руль держу,

(вытянуть руки вперед, «держать руль»)

Ы – Ы – Ы – Ы – моем чисто окна мы.

(опустить руки вниз, отводить вправо-влево)

Э – Э – Э – Э – две руки на голове.

(поднять руки за голову)

 - Мы с вами отдохнули, а теперь пройдем, присядем за столы и выполним пятое задание.

9. Работа над грамматическим строем речи.

Игра «Посчитаем»

- Степашка предлагает посчитать предметы  «1, 2, 5».

Например: «Одна шапка, две шапки, пять шапок»

- По очереди берем карточку, показываем, называем что изображено, считаем «1-2-5».

Слова:

- (Имя), принеси нам последний конверт с шестым заданием.

10. Последней конверт с заданием, оно точно поможет Степашке запомнить звуки [Ш] и [С].

Игра «Доскажи словечко»

***

Банан на пальме – для мартышки,

А на сосне для белки …(шишки)

***

Крыса всех зовет на пир

Раздобыла вкусный…… (сыр).

***

Сегодня всё ликует!

В руках у детворы

От радости танцуют

Воздушные …(шары)

***

Слегка дунул ветерок,

С дерева слетел … (листок)

- Вы большие молодцы! Только мне интересно, помогли мы Степашке запомнить и отличать звуки [Ш] и [С] ?

(Звоним Степашке)

- Степашка нам интересно все ли ты услышал и запомнил? Мы смогли тебе помочь?

(Видео на экране):

- Спасибо вам большое. Вы выполнили все задания и помогли мне. Теперь я никогда не перепутаю звуки [Ш] и [С]. До свидания, ребята!

III. Заключительная часть

– Итак, кому мы сегодня с вами помогали? (ответ детей)

-  Какие звуки учились различать [Ш] и [С]? (ответ детей)

- Произнесите звук [Ш] еще раз. Как расположены губы? А зубы видны?

- А теперь произнесите звук [С]. Как теперь расположены губы и язычок?

- Давайте с вами проверим посылку, все ли мы задания достали (проверяем). Ой, ребята там что-то осталось, еще один конверт.

- Это н простой конверт, он с наградой, Степашка прислал награду за вашу помощь (раздаются медальки)

- Спасибо вам и от меня. Вы отлично поработали сегодня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте «Дифференциация звуков [С] - [З]».

Тема: Школа молодого бойца.Цель занятия: закрепить умения детей дифференцировать звуки [С] и [З] в слогах, словах, предложениях.Задачи:Коррекционно-образовательные:обучение умению различать на сл...

План-конспект интегрированного занятия в старшей подгруппе: "Дифференциация звуков Ф, Фь".

Конспект подгруппового занятия с детьми старшего дошкольного возраста. Дифференциация звуков Ф - Фь....

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «Дифференциация звуков [Л]-[Р]»

Цель: учить детей дифференцировать в речи звуки [Л] и [Р].Задачи:Коррекционно – образовательные: закреплять понятия «предложение», «начало» и «конец» предложе...

Конспект логопедического занятия в старшей группе "Дифференциация звуков С-Ш"

Конспект фронтального занятия по формированию правильного звукопроизношения в старшей  логопедической группе для детей с ОНР....

Конспект логопедического занятия "Поможем снежку Шуше (дифференциация звука С и Ш)

Цель: Дифференциация звуков С и Ш, автоматизация звуков Ш и С изолированно, в слогах, словах, предложениях.Задачи:Учить различать звуки [с] - [ш] на слух и в произношении.Закреплять умение различать з...

Конспект логопедического занятия в старшей группе «Дифференциация звуков С и Ш в словах»

Цель: Учить детей различать звуки С и Ш по акустическим и артикуляционным признакам.Упражнять в произнесении слов со звуками С и Ш различной трудности (в стечении с согласными, с наличием оппозиционны...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе. Дифференциация звуков [с] - [з]

Дифференциация звуков [с] - [з]. Данный конспект может быть использован на подгрупповых и индивидуальных занятиях...