Подготовка дошкольников с ОНР к обучению грамоте
консультация по логопедии (старшая группа)

Цель: уточнение представлений родителей о процессе подготовки к обучению грамоте.

Задачи:

  • активизировать знания родителей о звуках и буквах;
  • уточнить представления о гласных и согласных звуках, начале и конце слова;
  • тренировать навык дифференциации согласных по твердости — мягкости, глухости — звонкости;
  • закреплять навык звукового анализа слова;
  • развивать связную речь;
  • воспитывать мотивацию к занятиям с ребенком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_doshkolnikov_s_onr_k_obucheniyu_gramote.docx16.95 КБ

Предварительный просмотр:

Практикум для родителей

 «Подготовка дошкольников с ОНР к обучению грамоте»

Цель: уточнение представлений родителей о процессе подготовки к обучению грамоте.

Задачи:

  • активизировать знания родителей о звуках и буквах;
  • уточнить представления о гласных и согласных звуках, начале и конце слова;
  • тренировать навык дифференциации согласных по твердости — мягкости, глухости — звонкости;
  • закреплять навык звукового анализа слова;
  • развивать связную речь;
  • воспитывать мотивацию к занятиям с ребенком.

Уважаемые родители, анализ выполнения домашних заданий показал, что упражнения на звуковой анализ слова у многих из вас вызывают затруднения. С данным видом работы я и хотела бы сегодня вас подробнее познакомить. Ведь если вы не сможете помочь своему ребенку дома закрепить новый материал, то наша с вами коррекционная работа не будет столь эффективной, как требуют проблемы ваших детей.

        Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твердые и мягкие), определение места звука в слове.

        Уважаемые родители, скажите, что такое звуки? (Звуки — это то, что мы слышим и произносим). А что такое буквы? (Буквы мы пишем и читаем).

        Какие бывают звуки? (Гласные звуки и согласные). А чем они отличаются? (гласные можно петь, а согласные нет).

  1. «Подарки гномам». Согласные звуки бывают мягкими и твердыми. Твердые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие — зеленым цветом. Чтобы вашим детям было понятнее, мы связываем твердые звуки с образом гнома со строгим, твердым характером, а мягкие звуки с образом гнома с веселым, мягким характером. Строгий гном живет в доме с синей крышей и дружит с твердыми согласными звуками. Веселый гном живет в доме с зеленой крышей и дружит с мягкими звуками. Давайте поиграем в игру. Перед вами лежит картинка (пила, дом, курица, петух, дыня, трактор, птенцы, тетрадь). Скажите какому гному вы ее подарите? Ваши дети на занятиях отвечают таким образом: «Я подарю эту картинку синему гному, потому что в слове бабочка первый звук [б], он твердый.».
  2. Согласные звуки так же бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что при произнесении глухих звуков голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит. Часто, чтобы различить эти звуки, дети прибегают к тактильному контролю (ладонью прикасаются к горлу и проверяют наличие вибрации).

Давайте поиграем в игру «Звенит – не звенит». Если в начале слова вы услышите звонкий согласный — подайте сигнал колокольчиком, если глухой — колокольчик будет молчать. Мак, пила, бабочка, точка, дочка, кочка, бочка, почка

  1. Звуковой анализ слова. Перед вами лежат карточка и фишки.. Выложите звуковую схему слова мак. В слове мак всего три звука. Первый звук [м] — согласный, твердый. Обозначается синим квадратом. Второй звук [а] — гласный, обозначается красным квадратом. Самый последний звук – [к]. Он согласный, твердый. Обозначается синим квадратом.
  2. Обратите внимание, что согласных звуков в русском языке больше, чем согласных букв (36 и 21 соответственно). Причина этого состоит в том, что мягкость парных согласных звуков в русском языке обозначается не согласной буквой, а гласной (е, ё, ю, я, и) или ь (мал [мал] – мял [м'ал], кон [кон] – конь [кон']). А гласных букв больше, чем гласных звуков (10 букв и 6 звуков), что связано с особенностями употребления букв я, ю, е, ё (йотированных).Эти буквы обозначают слияние двух звуков [jа], [jо], [jу],[jэ].
  1. Буквы являются графическим символом звуков и имеют свое название. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, то есть дети, видя букву, произносят не звук, а название буквы: бэ, мэ, не, пе, лэ. В итоге получается «дэомэ» вместо дом. Ребенок с трудом вникает в правила озвучивания букв и буквосочетаний. И это создает дополнительные трудности в коррекционном процессе. В методике обучения грамоте, по которой работает наш сад, предусмотрено называние букв их звуковым значением. Например [б], [п], [г], [д]....Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения.
  2. Уважаемые родители, помните, что до начала освоения навыка чтения ребенку необходимо пройти важный этап подготовки к обучению грамоте. Он должен представлять, что такое звуки речи, дифференцировать их, делить слова на звуки и слоги. Только после этого этапа можно будет начинать знакомить детей с правилами озвучивания букв, буквосочетаний и послогового чтения. На коррекционную работу отводится два года и ведется она систематически и поэтапно, с учетом специфики имеющихся у детей речевых нарушений.

        Основная ваша задача — точно выполнять задания в тетради, ни в коем случае не усложнять их по своему усмотрению. Не торопите своего ребенка в развитии, не ставьте перед ним непосильных задач. Обязательно проявляйте интерес к занятиям, помогайте преодолеть трудности, объясните ему необходимость регулярных занятий. Ваша заинтересованность в развитии ребенка в настоящее время — залог его успехов в будущем.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте

В статье раскрыты характеристика детей с Фонетико-фонематическим недоразвитием речи, содержание коррекционного обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи....

Подготовка детей с ОНР к обучению грамоте через использование коррекционно-развивающих игр и занимательного наглядного материала.

Консультация знакомит воспитателей с  вариантами использования коррекционно-развивающих игр и приемов дающих наибольший эффект в подготовке к обучению грамоте....

Занятие по подготовке детей старшего дошкольного возраста обучению грамоте «В гостях у Зои» по теме «Звук и буква [з]»

Развитие фонематических процессов: анализа, синтеза, представлений; навыков анализа слогового состава слова, словесного состава предложения...

мероприятия для воспитателей по подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте

Учителем-логопедом разработаны мероприятия для воспитателей по подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте в группах общеразвивающей направленности ДОУ с целью повышения эффективности и к...

Подготовка дошкольников с ОНР к обучению грамоте с использованием наглядного моделирования.

     «Ребенок употребляет слово, не замечая его, как стекло, через которое виден мир, но не воспринимает его как предмет осознанно...»  А.Р.ЛУРИЯУспешное развитие речи в дош...

Использование наглядного материала и коррекционно-развивающих игр при подготовке детей с ОНР к обучению грамоте.

В статье представлен опыт организации  и проведения работы по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР в соответствии с ФГОС ДО....

Семинар-практикум для родителей «Подготовка дошкольников с ФФНР к обучению грамоте»

Уважаемые родители, анализ выполнения домашних заданий показал, что упражнения на звуковой анализ слова у многих из вас вызывают затруднения. С данным видом работы я и хотела бы сегодня вас подробнее ...