Ритм и координация движений у детей с заиканием.
учебно-методический материал по логопедии

Татаренцева Евгения Владимировна

Ритм и координация движений у детей с заиканием.

В настоящее время накоплено достаточное количество фактов, свидетельствующих о различии в состоянии двигательных функций при разных клинических формах заикания. Это касается состояния мышечного тонуса, общей и тонкой моторики, динамической и статической координации, орального праксиса, ритмических способностей и пр.

В связи с этим нормализация состояния моторных функций заикающихся включает решение следующих задач:

1.      Развитие общей, тонкой и артикуляционной моторики.

2.      Развитие чувства ритма речевых и неречевых движений.

Учитывая разное состояние моторики при невротической и неврозоподобной формах заикания, длительность и интенсивность занятий являются дифференцированными.

Так, для заикающихся с невротической формой заикания независимо от возраста основное внимание уделяется воспитанию точности движений, умению переключать активное внимание на качество выполнения движений и главным образом на завершенность движений, т.е. на доведение движений до конца в соответствии с инструкцией.

Для заикающихся данной группы упражнения могут быть разнообразны по форме, ритму и темпу. Несмотря на хороший уровень развития тонкой моторики пальцев рук и артикуляционной моторики, для движений заикающихся этой группы характерны истощаемость, поэтому тренировочные упражнения не должны быть длительными по времени. Заикающиеся этой группы могут начинать тренировку движений под музыкальное сопровождение уже на первых этапах коррекционной работы.

При неврозоподобной форме заикания особое внимание в процессе работы над двигательной сферой обращается на следующие моменты:

  • двигательные упражнения должны быть разложены на их составляющие и выполняться по образцу;
  • тренировка координации и переключаемости движений должна быть длительной с постепенным усложнением заданий;
  • усвоению упражнений способствует сопровождающий их словесный комментарий логопеда;
  • сроки усвоения двигательных упражнений значительно увеличиваются по сравнению с заикающимися другой группы.

При неврозоподобной форме заикания особое внимание уделяется нормализации речевой артикуляции в связи с необходимостью развития у них звукопроизносительной стороны речи. Особое значение это имеет для детей дошкольного возраста.

Важным компонентом коррекционной работы с заикающимися является -ритмическое объединение артикуляционной и общей моторики, что достигается специальными упражнениями.

Ритмизация движений является необходимой составляющей в комплексной реабилитационной работе.

Особой задачей коррекционной работы с заикающимися является развитие чувства ритма. Ритмическая способность является средством пространственно-временной организации движений. Чувство ритма в своей основе имеет моторную природу. Онтогенез чувства ритма тесно связан с процессом становления у детей моторики, зрительно-моторной координации, а в дальнейшем с формированием речевого ритма. Речевой ритм выполняет важную функцию в формировании моторного стереотипа речи. В процессе развития речи ритм становится “скелетом” слова и играет важную роль в процессе ее усвоения лексем и опознания их при восприятии.

У заикающихся имеются нарушения речевых ритмов разных уровней: послогового, пословного и синтагматического. При обучении заикающихся ритмизации устной речи необходимо тщательно отбирать речевой материал.

На первых этапах работы при подборе стихотворных текстов необходимо учитывать, что стихи должны быть с устойчивой ритмикой, т.е. однообразным распределением ударных слогов в строфе; состоять из достаточно коротких фраз; они должны содержать простую лексику и не включать слова с сочетаниями согласных.

Размер стиха подбирается в следующей последовательности:

хорей — ямб — дактиль.

1.      Хорей: 

Мой веселый,

Звонкий мяч,

Ты куда пустился вскачь?

Красный, желтый, голубой

Не угнаться за тобой.

(С.М. Маршак)

 Ритмический рисунок хорея: 

  1. Ямб:

Мы едем, едем, едем,

В далекие края,

 Хорошие соседи,

 Счастливые друзья.

Мы солнышком согреты,

Мы вместе все живем,

И песенку об этом

 Мы петь не устаем

(С. Михалков)

3.      Дактиль:    

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад.

 Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

 

Помимо тренировки ритма артикуляции на стихотворных текстах, с целью установления плавной речи применяются различные виды упражнений, направленные на выработку ритмических артикуляции в сочетании с движением руки.

Одним из видов таких упражнений является “по слоговый ритм”, или теппинг, татирование.

Данное упражнение проводится следующим образом.

Проговаривание каждого слога текста сопровождается отбиванием ритма раскрытой ладонью ведущей руки о твердую поверхность. Каждый удар ладони приходится на гласную. Вначале тренировка послогового ритма проводится в замедленном темпе. По мере овладения навыком, темп речи ускоряется.

Навык послогового ритма на первом этапе вырабатывается на стихотворном тексте (хорей, ямб) и материале скороговорок.

В результате такой ритмизации слоги выравниваются по длительности звучания, т.е. снимается редукция гласных звуков (предударных и заударных), свойственная русскому языку. Есть опасность, что на фоне жесткого послогового ритма речь может приобретать монотонный “роботообразный” характер, что вызывает негативную реакцию заикающегося. Поэтому очень важно, чтобы обучение формированию ритмизированной речи проходило одновременно с активной работой по формированию интонационного оформления высказывания. Постепенно движения руки становятся ритмоводителем речевых артикуляций. Поэтому при обучении заикающихся татированию обращают внимание на то, чтобы движения руки во время речевой паузы не прекращались. Это позволяет заикающимся после паузы легко вступать в речь.

По мере усвоения слогоразмерной речи движения руки применяются все реже и, наконец, снимаются. Однако речь с нередуцированным произнесением гласных тренируется у заикающихся длительное время.

Устная речь с нередуцированным произнесением безударных гласных называется полным стилем произнесения.

Полный стиль произнесения способствует выделению ритмической структуры слова в артикуляторной программе, выравнивает все слоги по времени произнесения, что в целом является основой для ритмизации речевого процесса и формирования плавной речи.

Одним из видов упражнений, направленных на выработку ритмизации речевых артикуляций, является пословный ритм.

Главной характеристикой этого технического приема по установлению плавной речи является движение всей  руки в сочетании с произнесением каждого слова фразы. При этом рука движется на каждое слово от себя и к себе (по траектории восьмерки) непрерывно в процессе произнесения фразы. Особенно интенсивное движение руки осуществляется на ударный слог слова. Скорость и ритм движения руки подбирается индивидуально — от резкого в среднем темпе до плавного в замедленном темпе.

При невротической форме заикания ритмизация речи быстро усваивается. Их ритмизированная речь под влиянием упражнений довольно быстро становится интонированной. Имеется опасность, что быстрое достижение положительного эффекта приводит к прекращению заикающимися этой группы тренировок в ритмизированной речи.

В то же время речевая ритмизация, как и любой двигательный навык, особенно у взрослых, нуждается в длительной автоматизации.

При неврозоподобной форме заикания усвоение ритма крайне затруднено. Вначале необходимо подобрать индивидуальный темпоритм, при котором заикающийся чувствовал бы себя достаточно комфортно. Затем необходима постепенная, индивидуальная тренировка ритмических движений руки.

Следующим этапом тренинга является совместная тренировка ритмических движений руки и речи.
В целом ряде методик по установлению плавной речи у заикающихся предлагаются различные приемы ритмизации речи (Л.И. Богомолова, 1977; Л.З. Андронова, 1990; В.М. Шкловский, 1994).

В ряде методик первый этап установления ритмизированной речи сопровождается значительным замедлением ее темпа до одного слога в секунду (Л.З. Андронова, 1990.)

Для того чтобы темпо-ритмическая организация речи заикающихся автоматизировалась и стала стабильной, ритм речи должен подбираться индивидуально, вызывая детей чувство комфорта. Только при этих условиях возможно продолжение самостоятельной работы заикающегося по автоматизации нового навыка речи.

Список литературы:

Пружан И.И. «О темпе речи при заикании».// Вопросы физиологии и патологии верхних 1.дыхательных путей. – М., 1976 г.
2.Рахмилевич А.Г., Оганесян Е.В. «Особенности интонационной стороны речи и функционального состояния внутренних мышц гортани при фонации у заикающихся».//Дефектология. – 1987 г., №6.
3.Селиверстов В.И. «Заикание у детей». - М., 1979 г.
4.Тяпугин Н.П. «Заикание». - М., 1966 г.
5.Хватцев М.Е. «Логопедия». - М., 1959 г.
6.А.В.Запорожца. – М., 1995 г.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_novaya_1.docx20.67 КБ

Предварительный просмотр:

Ритм и координация движений у детей с заиканием.

В настоящее время накоплено достаточное количество фактов, свидетельствующих о различии в состоянии двигательных функций при разных клинических формах заикания. Это касается состояния мышечного тонуса, общей и тонкой моторики, динамической и статической координации, орального праксиса, ритмических способностей и пр.

В связи с этим нормализация состояния моторных функций заикающихся включает решение следующих задач:

1.        Развитие общей, тонкой и артикуляционной моторики.

2.        Развитие чувства ритма речевых и неречевых движений.

Учитывая разное состояние моторики при невротической и неврозоподобной формах заикания, длительность и интенсивность занятий являются дифференцированными.

Так, для заикающихся с невротической формой заикания независимо от возраста основное внимание уделяется воспитанию точности движений, умению переключать активное внимание на качество выполнения движений и главным образом на завершенность движений, т.е. на доведение движений до конца в соответствии с инструкцией.

Для заикающихся данной группы упражнения могут быть разнообразны по форме, ритму и темпу. Несмотря на хороший уровень развития тонкой моторики пальцев рук и артикуляционной моторики, для движений заикающихся этой группы характерны истощаемость, поэтому тренировочные упражнения не должны быть длительными по времени. Заикающиеся этой группы могут начинать тренировку движений под музыкальное сопровождение уже на первых этапах коррекционной работы.

При неврозоподобной форме заикания особое внимание в процессе работы над двигательной сферой обращается на следующие моменты:

  • двигательные упражнения должны быть разложены на их составляющие и выполняться по образцу;
  • тренировка координации и переключаемости движений должна быть длительной с постепенным усложнением заданий;
  • усвоению упражнений способствует сопровождающий их словесный комментарий логопеда;
  • сроки усвоения двигательных упражнений значительно увеличиваются по сравнению с заикающимися другой группы.

При неврозоподобной форме заикания особое внимание уделяется нормализации речевой артикуляции в связи с необходимостью развития у них звукопроизносительной стороны речи. Особое значение это имеет для детей дошкольного возраста.

Важным компонентом коррекционной работы с заикающимися является -ритмическое объединение артикуляционной и общей моторики, что достигается специальными упражнениями.

Ритмизация движений является необходимой составляющей в комплексной реабилитационной работе.

Особой задачей коррекционной работы с заикающимися является развитие чувства ритма. Ритмическая способность является средством пространственно-временной организации движений. Чувство ритма в своей основе имеет моторную природу. Онтогенез чувства ритма тесно связан с процессом становления у детей моторики, зрительно-моторной координации, а в дальнейшем с формированием речевого ритма. Речевой ритм выполняет важную функцию в формировании моторного стереотипа речи. В процессе развития речи ритм становится “скелетом” слова и играет важную роль в процессе ее усвоения лексем и опознания их при восприятии.

У заикающихся имеются нарушения речевых ритмов разных уровней: послогового, пословного и синтагматического. При обучении заикающихся ритмизации устной речи необходимо тщательно отбирать речевой материал.

На первых этапах работы при подборе стихотворных текстов необходимо учитывать, что стихи должны быть с устойчивой ритмикой, т.е. однообразным распределением ударных слогов в строфе; состоять из достаточно коротких фраз; они должны содержать простую лексику и не включать слова с сочетаниями согласных.

Размер стиха подбирается в следующей последовательности:

хорей — ямб — дактиль.

1.        Хорей:  

Мой веселый,

Звонкий мяч,

Ты куда пустился вскачь?

Красный, желтый, голубой

Не угнаться за тобой.

(С.М. Маршак)

 Ритмический рисунок хорея:  

  1. Ямб:

Мы едем, едем, едем,

В далекие края,

 Хорошие соседи,

 Счастливые друзья.

Мы солнышком согреты,

Мы вместе все живем,

И песенку об этом

 Мы петь не устаем

(С. Михалков)

3.        Дактиль:    

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад.

 Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

Помимо тренировки ритма артикуляции на стихотворных текстах, с целью установления плавной речи применяются различные виды упражнений, направленные на выработку ритмических артикуляции в сочетании с движением руки.

Одним из видов таких упражнений является “по слоговый ритм”, или теппинг, татирование.

Данное упражнение проводится следующим образом.

Проговаривание каждого слога текста сопровождается отбиванием ритма раскрытой ладонью ведущей руки о твердую поверхность. Каждый удар ладони приходится на гласную. Вначале тренировка послогового ритма проводится в замедленном темпе. По мере овладения навыком, темп речи ускоряется.

Навык послогового ритма на первом этапе вырабатывается на стихотворном тексте (хорей, ямб) и материале скороговорок.

В результате такой ритмизации слоги выравниваются по длительности звучания, т.е. снимается редукция гласных звуков (предударных и заударных), свойственная русскому языку. Есть опасность, что на фоне жесткого послогового ритма речь может приобретать монотонный “роботообразный” характер, что вызывает негативную реакцию заикающегося. Поэтому очень важно, чтобы обучение формированию ритмизированной речи проходило одновременно с активной работой по формированию интонационного оформления высказывания. Постепенно движения руки становятся ритмоводителем речевых артикуляций. Поэтому при обучении заикающихся татированию обращают внимание на то, чтобы движения руки во время речевой паузы не прекращались. Это позволяет заикающимся после паузы легко вступать в речь.

По мере усвоения слогоразмерной речи движения руки применяются все реже и, наконец, снимаются. Однако речь с нередуцированным произнесением гласных тренируется у заикающихся длительное время.

Устная речь с нередуцированным произнесением безударных гласных называется полным стилем произнесения.

Полный стиль произнесения способствует выделению ритмической структуры слова в артикуляторной программе, выравнивает все слоги по времени произнесения, что в целом является основой для ритмизации речевого процесса и формирования плавной речи.

Одним из видов упражнений, направленных на выработку ритмизации речевых артикуляций, является пословный ритм.

Главной характеристикой этого технического приема по установлению плавной речи является движение всей  руки в сочетании с произнесением каждого слова фразы. При этом рука движется на каждое слово от себя и к себе (по траектории восьмерки) непрерывно в процессе произнесения фразы. Особенно интенсивное движение руки осуществляется на ударный слог слова. Скорость и ритм движения руки подбирается индивидуально — от резкого в среднем темпе до плавного в замедленном темпе.

При невротической форме заикания ритмизация речи быстро усваивается. Их ритмизированная речь под влиянием упражнений довольно быстро становится интонированной. Имеется опасность, что быстрое достижение положительного эффекта приводит к прекращению заикающимися этой группы тренировок в ритмизированной речи.

В то же время речевая ритмизация, как и любой двигательный навык, особенно у взрослых, нуждается в длительной автоматизации.

При неврозоподобной форме заикания усвоение ритма крайне затруднено. Вначале необходимо подобрать индивидуальный темпоритм, при котором заикающийся чувствовал бы себя достаточно комфортно. Затем необходима постепенная, индивидуальная тренировка ритмических движений руки.

Следующим этапом тренинга является совместная тренировка ритмических движений руки и речи.
В целом ряде методик по установлению плавной речи у заикающихся предлагаются различные приемы ритмизации речи (Л.И. Богомолова, 1977; Л.З. Андронова, 1990; В.М. Шкловский, 1994).

В ряде методик первый этап установления ритмизированной речи сопровождается значительным замедлением ее темпа до одного слога в секунду (Л.З. Андронова, 1990.)

Для того чтобы темпо-ритмическая организация речи заикающихся автоматизировалась и стала стабильной, ритм речи должен подбираться индивидуально, вызывая детей чувство комфорта. Только при этих условиях возможно продолжение самостоятельной работы заикающегося по автоматизации нового навыка речи.

Список литературы:

Пружан И.И. «О темпе речи при заикании».// Вопросы физиологии и патологии верхних 1.дыхательных путей. – М., 1976 г.
2.Рахмилевич А.Г., Оганесян Е.В. «Особенности интонационной стороны речи и функционального состояния внутренних мышц гортани при фонации у заикающихся».//Дефектология. – 1987 г., №6.
3.Селиверстов В.И. «Заикание у детей». - М., 1979 г.
4.Тяпугин Н.П. «Заикание». - М., 1966 г.
5.Хватцев М.Е. «Логопедия». - М., 1959 г.
6.А.В.Запорожца. – М., 1995 г.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование музыкального фольклора в работе с детьми с нарушением зрения: развитие чувства ритма и координации движений.

использование музыкального фольклора на музыкальных занятиях с детьми с нарушением зрения для развития чувства ритма, координации движений и пространственной ориентироки....

Методическая разработка интегрированной образовательной деятельности на тему: «Влияние чувства ритма на координацию движений ребёнка»

Современный мир ставит перед нами цель повышения  уровня образования в дошкольном образовании. Однако сохранение здоровья наших детей стоит в приоритете. На мой взгляд, решение вопроса повышения ...

Консультация для учителей-дефектологов: Формирование темпа-ритма средствами логоритмических занятий у детей, страдающими заиканием.

Заикание является одним из наиболее сложных и длительно протекающих речевых нарушений. В соответствии с определением, заикание - это нарушение темпа, ритма и плавности речи, обусловленное судорожным с...

Ритм и координация движений у детей с заиканием.

Ритм и координация движений у детей с заиканием.В настоящее время накоплено достаточное количество фактов, свидетельствующих о различии в состоянии двигательных функций при разных клинических формах з...

Ритм и коррекциия движений у детей с заиканием.

Ритм и координация движений у детей с заиканием. В настоящее время накоплено достаточное количество фактов, свидетельствующих о различии в состоянии двигательных функций при разных клинических форм...

Ритм и коррекциия движений у детей с заиканием.

Ритм и координация движений у детей с заиканием. В настоящее время накоплено достаточное количество фактов, свидетельствующих о различии в состоянии двигательных функций при разных клинических форм...