Мастер-класс "На пути к красивой речи"
методическая разработка по логопедии

Цель мастер – класса:

  1. Активизировать знания педагогов по теме: «Формирование детского речевого творчества как условие полноценного развития связной речи дошкольника».
  2. Обеспечить оптимальные условия для обмена опытом, заинтересованности педагогов в творчестве и инновациях.
  3. Повышение профессионального мастерства педагогов в работе над образовательной областью «Речевое развитие».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_puti_k_krasivoy_rechi.docx353.17 КБ

Предварительный просмотр:

 «На пути к красивой речи»

 (Детское речевое творчество)

Учитель-логопед

   Головина Е.М.

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 77»

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/02/18/s_5a898d3568e85/835868_1.png

г. Воронеж,

2022 г.

Цель мастер – класса:

  1. Активизировать знания педагогов по теме: «Формирование детского речевого творчества как условие полноценного развития связной речи дошкольника».
  2. Обеспечить оптимальные условия для обмена опытом, заинтересованности педагогов в творчестве и инновациях.
  3. Повышение профессионального мастерства педагогов в работе над образовательной областью «Речевое развитие».

Уважаемые коллеги! Тема мастер – класса «Пять шагов к красивой речи». (Формирование детского речевого творчества). Мы обсудим, какие формы работы, методы и приемы можно использовать для развития детского речевого творчества дошкольников.

Демонстрация нескольких портретов известных людей (Леонид Рошаль, Сергей Лавров, Никита Михалков, Фёдор Бондарчук, Елена Малышева, Александр Друзь, Оксана Фёдорова).

Посмотрите внимательно  на этих людей и скажите, что общего между ними? Что их объединяет?    ……………………………………………...

Действительно все эти люди добились успеха в жизни. Я могла бы показать портрет каждого из нас, и была бы права, ведь мы все успешные люди. Какие качества мы должны воспитывать в наших детях, чтобы они стали успешными людьми? (Целеустремлённость, уверенность в себе, трудолюбие, креативность, эрудированность, мобильность, инициативность, ….). Если я слегка дотронусь до пирамиды, то она, что?.......рассыпится. Почему? … Да всё просто, нет стержня, который является главным связующим звеном. Это конечно – речь. Говорить ясно, чётко, грамотно и красиво самое главное умение успешного человека. Навык правильной речи необходим в любой сфере жизни. Это дар не даётся с рождения, его можно и нужно развивать, и чем раньше, тем лучше.

Не секрет, что построение связного рассказа даётся дошкольникам с трудом в силу небольшого опыта монологической речи и бедности активного словаря.

В своей работе я использую разные методы, приемы и технологии, которые позволяют развивать речь ребенка через включение его в различные виды детской деятельности, предоставление ребенку возможности самостоятельно проявить инициативу, творчество. Главное, детям должно быть интересно.

Одним из любимых детьми видов речевого творчества является составление сказки и рассказа методом каталога (как бы нанизывание на нитку), который позволяет развивать речевое творчество, уходить от стереотипов, отлично связывать и излагать мысли. Он заключается в построении связного сказочного текста или рассказа с помощью наугад выбранных носителей в единую сюжетную линию.  

Сейчас я хочу вам предложить окунуться в мир творчества и совместно сочинить рассказ методом каталога, а поможет нам в этом документ ФГОС ДО.

Я  приглашаю несколько человек для творческой работы в фокус-группе. Вам нужно составить связный текст по алгоритму, используя высказывания, которые будут называть наши коллеги.

Уважаемые коллеги, я взяла фразы и ФГОС и прикрепила на шарик. Ваша задача перебрасывая шарик, отрывая листок озвучить ответ на вопрос для фокус-группы.

 (у фокус-группы есть минута, чтобы сложить все в связный рассказ)

С детьми я использую любую детскую книгу. Я задаю детям вопросы, на основе которых будет строиться сюжет, а ответ дети ищут в книге, произвольно указывая пальце в любое место на странице. Как показывает практика, первоначально детям трудно преодолеть психологическую инерцию и стереотипы: они повторяют идеи друг друга, дублируют события знакомых сказок, иногда вообще молчат. Для помощи я использую схемы, картинки, чудесный мешочек с предметами, а вот такой шарик с картинками вызывает у детей восторг. Постепенно истории становятся всё более распространёнными, интересными, волшебными, увлекательными.

Учитывая профессиональную компетентность, я выбрала не книгу со сказками, а ФГОС.

  Прочитайте, что у вас получилось. Вот такой нестандартный стандарт у нас с вами получился.

Далее я хочу представить два небольших  произведения.

1. Уж верба вся пушистая

Раскинулась кругом;

Опять весна душистая

Повеяла крылом.

2. Весна.

Долгожданная, тёплая.

Наступает, журчит, поёт.

Природа просыпается ото сна.

Радость!

Я сейчас прошу Вас сравнить эти два произведения. Какие общие черты вы заметили, и какие отличия.

Одно рифмованное, другое не рифмованное. По количеству строк: одно четырёхстрочное, другое – пятистрочное.

 Что  их объединяет? Весна. Объединяет их общая тема. Ещё одно отличие  первое  сочинил Афанасий Фет, другое дети моей группы.

Синквейн с фран. яз. переводится, как пять строк, пятистрочная строфа стихотворения. Составление дидактического синквейна является формой свободного творчества, которая направлена на развитие умения находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, делать выводы, кратко формулировать свои высказывания.

При составлении синквейна развивается интерес к окружающему миру, речь, мышление, память, обогащается словарный запас.

 Я считаю, что эти способности очень востребованы в современной жизни. Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко!

Напомню правило составления синквейна.

1 строка 1 слово – заголовок. Это существительное или местоимение. (Кто? Что?)

2 строка  Два слова признака, характеризующие предмет.

3 строка  Три слова действия, описывающие действия в рамках темы.

4 строка фраза из нескольких слов. Это могут быть фраза из песни, из стихотворения, пословицы, поговорки. Главное, чтобы она отражала личное участие автора в этой теме.

5 строка – слово, ассоциация, вывод. Слово, связанное с первым, и отражающее сущность темы.

Детям я предлагаю такую схему.

Синквейн в работе с дошкольниками можно применять в разных видах деятельности. В работе со взрослыми, педагогами и родителями синквейн может быть формой рефлексии, если составить его в конце педсовета. или род.собрания.

«Расскажи сказку по-другому»

(научить рассказывать сказку от начала и до конца от лица героя сказки или предмета)

Образец:

Сказка «Колобок» от лица тропинки, проходящей рядом с домом: «Я – тропинка извилистая. Недалеко от меня дом стоит красивый. Слышу я, что как-то раз Дед Бабке говорит: «Бабка, испеки колобок». Долго не было Бабки, смотрю, она к окну подошла и положила колобок, чтобы он остыл немножко. Колобок лежал, лежал, а потом упал на меня и покатился. Он был тепленький, мягкий, кругленький. Катится, катится, а навстречу ему зайчик …и т.п. таким образом, рассказываем сказку до конца, применяя знания о произведениях художественной литературы на практике.

Уважаемые коллеги, предлагаю вам рассказать сказку  «Рукавичка» от лица рукавички…

«Фотограф»

(научить составлять описание картины с опорой на фрагменты данной картины)

Нужно рассмотреть большую картинку, а также маленькие предметные картинки рядом с ней. «Фотограф сделал много снимков одного листа. Вот это общая картина, а это части той же самой картины. Покажи, где находятся данные фрагменты на общей картине. Расскажи теперь, о чем эта картина. Не забудь описать те детали, которые фотограф снял отдельно, значит, они очень важные».

«Поиск пропавших деталей»

(научить составлять описание картины с опорой на фрагменты данной картинки)

 «Фотография испортилась, некоторые фрагменты стерлись с большой картины. Хорошо, что сохранились маленькие снимки. Подставь в нужное место каждый фрагмент и опиши ту картину, которую снимал фотограф».

Согласитесь, приятно слушать правильную, красивую и плавную речь. Невольно вспоминаются строки А.С.Пушкина о царевне Лебеди: «Сладку речь-то говорит, будто реченька журчит». Недаром, речь и речка - слова, возникшие из одного корня.

Не все наши воспитанники станут поэтами, но красиво, грамотно, образно выражать свои мысли научатся точно, а главное, сочиняя сказку, рассказ, синквейн или что-то еще – сделают первый шаг к успеху, почувствуют его вкус. Ситуация успеха в детстве – это завтрашний успех ребенка в жизни.

Любой из нас пришёл на этот свет

Творить добро, надеяться, любить.

Смеяться, плакать, но при всём при этом

Должны мы чётко и красиво говорить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по развитию речи для старшей группы "Путешествие в страну Красивой речи"

Открытое занятия подготовила и показывала на конкурс воспитатель года....

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему: "Путешествие в страну Красивой речи"

Занятие по развитию речи представлено в виде путешествия в сказочную страну. Чтобы туда попасть нужно выполнить определённые задания, которые даны в игровой форме....

Открытое занятие по развитию речи в старшей группе: " Путешествие в страну красивой речи"

1. Формировать умения обобщать, классифицировать.2. Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.3. Упражнять в делении слова на слоги, в подборе антонимов и синонимов.4. формирова...

Занятие по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи»

Конспект занятия на конкурс "Воспитатель года 2016" по развитию речи в старшей группе по ФГОС...

Проект "На пути к красивой и грамотной речи"

Уровень развития связной речи детей старшей группы не соответствует возрасту. Оценка исходного состояния выявленной проблемной ситуации, определило необходимость поиска новых форм работы. На сегодняшн...

Групповой проект: «На пути к красивой и грамотной речи»

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Игра имеет важное зн...

"Приемы мнемотехники на пути к красивой речи".

МНЕМОТЕХНИКА – система специальных приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехника призвана облегчить запоминание и увеличить объем памяти,...