Консультация для педагогов: "Алалия"
консультация по логопедии (старшая группа)

Василенко Галина Анатольевна

Консультация для педагогов: " Алалия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon alaliya._konsultatsiya_dlya_pedagogov.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов:

Алалия

Алалия -  это отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического

                 поражения коры головного мозга во внутриутробном или раннем

                 периоде   развития (1-2 года).

     Термин алалии встречается в специальной  литературе достаточно давно. Вначале он определялся как суммарное обозначение различных речевых нарушений.

     В 30-х годах XIX в. Шультес ввел новое понятие «дислалия» и противопоставил  дислалии алалию, которую он характеризовал как полную невозможность артикулирования.

     В дальнейшем полная невозможность артикулирования получила название «анартрия». Алалия включала в себя нарушения, затрагивающие не только внешнюю сторону речи, но и словарь, грамматический строй и понимание.

     Длительное время «алалия» и «афазия» употреблялись без видимого разграничения. Только к 30-м годам XX в. Окончательно были разведены.

     В настоящее время алалия – это глубокое системное недоразвитие речи.

Алалия относится к числу органических речевых нарушений центрального характера. Это нарушение характеризуется полным или частичным отсутствием речи, несмотря на сохранность периферического слуха, а также интеллекта.

Классификации алалии

Выделяют 4 концепции, которые по разному толкуют механизмы и природу речевых нарушений. Существует 4 классификации алалии:

-Клиническая

-Психологическая

-Лингвистическая

-Психолингвистическая

Клиническая классификация

Представители клинического направления выделяют 4 формы алалии.

1. МОТОРНАЯ АЛАЛИЯ. Её впервые описал ФРЕШЕЛЬС.

Моторными алаликами названы те дети, у которых отсутствие речи объяснялось поражением лобных отделов коры головного мозга области Брока. Эти дети сами не говорят, но относительно понимают обращенную к ним речь.

2. В 1937г. ОРТОН описал в своей работе нескольких детей, у которых наблюдалось нарушение восприятия и понимания речи при сохранной возможности произносить слова. Эти дети были отнесены  к СЕНСОРНЫМ АЛАЛИКАМ. Причинами нарушений является недоразвитие речеслухового анализатора доминантного полушария области Вернике.

3. В конце XIXв. Немецкими врачами ЛИБМАНОМ и ГУЦМАНОМ были описаны дети, у которых отмечались трудности как в понимании, так и в воспроизведении слов.

4. ПЕРЕХОДНАЯ ФОРМА АЛАЛИИ (от алалии к косноязычию) была описана ЛИБМАНОМ. В эту группу вошли дети, у которых отмечалось не отсутствие речевой деятельности, а её недоразвитие в легкой форме. У таких детей на фоне хорошей фразовой речи отмечались грамматические и фонетические ошибки.

     Многие авторы считают неправомерным выделение таких форм алалии, т.к. часто клинические исследования не подтверждают у них наличие расстройств лобных отделов – невозможность выполнения планомерных целенаправленных движений.

Встречаются дети, у которых расстройство работы речеслухового анализатора проявляются в агностических нарушениях. Многие исследователи считают, что такая классификация алалии была проведена по аналогии с афазией. Несколько позднее появились другие классификации этой патологии.

Психологическая классификация

     Психолог Р.Е.Левина опубликовала свои наблюдения за группой неговорящих детей в работе «опыт изучения неговорящих детей алаликов». Ею было выявлено 3 группы.

Подход: она предположила, что отсутствие речи необходимо анализировать не по речевому дефекту, а рассмотреть, как у неговорящего  ребенка формируются предпосылочные механизмы речи с точки зрения формирования.

С точки зрения сформированности ВОСПРИЯТИЯ:

  1. слухового и фонематического,
  2. зрительного восприятия (опознавание предметов и их изображений).

С точки зрения ПСИХИЧЕСОЙ АКТИВНОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ИХ МОТОРНОЙ ВОЗМОЖНОСТИ.

Левина выделила 3 группы по принципу преимущественного нарушения:

1 группа – дети с нарушением фонематического восприятия – специфическая невосприимчивость к звукам человеческой речи при охранном  физическом слухе.

2 группа – дети с нарушением зрительного (предметного) восприятия – ребенок слышит слово, опознает его как слово, но не может определить к какому предмету слово относится. Для таких детей характерно не узнавание предмета как целого. Такие дети хорошо видят детали предмета, хорошо улавливают его свойства. Причиной этих нарушений является оптико-гностические расстройства (зрительная агнозия). В результате чего у ребенка сужается представление об окружающем предметном мире. Нарушение соотнесенности слова с предметом ведет к нарушению понимания слов. Для этих детей характерно нарушение процесса чтения, т.к. трудно опознавать изображения не только букв, но и предметных картинок.

3 группа – дети с нарушением психической активности, что обусловлено ослаблением процессов самоорганизации как в речевой, так и в слуховой сфере. Для них свойственны амнестические проявления, природа которых обусловлена недостаточность акта припоминания. Эти дети характеризуются:

                                     - рассеянностью на занятиях,

                                     - кривлянием, отказом выполнения заданий,

                                     - нарушением письма, обусловленного трудностями

                                       соотнесения звука и буквы.

Трудно отличить  У.О. от Алалии.

Лингвистическая классификация

     Подход Веры Константиновны Орфинской. Она рассматривает свою классификацию как психолого-лингвистическую классификацию. Традиционно ее называют лингвистической.

В основу деления детей на определенные группы положен принцип нарушения языковых систем (характер недоразвития языковых систем):  2-х языковых систем – фонетической и морфологической, которые объединяют словообразование и словоизменение. В основе любой формы алалии может лежать как речевые, так и неречевые нарушения. Логопед должен уметь выявить то ведущее расстройство, которое обуславливает расстройство языковых систем.

В качестве таких нарушений может выступать:

НЕРЕЧЕВЫЕ РАССТРОЙСТВА

  1. Нарушение намеренных артикуляционных движений (апраксия). Это двигательное расстройство, в результате которого нарушается фонетическая система языка.
  2. Нарушение дифференциации и обобщения по пространственным и временным действиям (сначала, потом, за, под, на, утро, день, вечер и т.д.)

    РЕЧЕВЫЕ РАССТРОЙСТВА

  1. Нарушение языкового анализа и синтеза (фонематический).
  2. Нарушение общих речевых функций.

В.К. Орфинская выделила 10 форм алалии.

I группа

Шесть из них являются первичными нарушениями языковой системы. Это те формы алалии, которые обусловлены первичными поражениями речедвигательного и речеслухового анализатора.

II группа

Две формы алалии, при которых наблюдается вторичное недоразвитие языковых систем, обусловленное апраксиями и агнозиями. В основе этих нарушений лежит нарушение работы двигательного (кинестетического) анализатора и зрительного анализатора.

III  группа

Включает 2 формы алалии, при которых языковые системы нарушены вторично, обусловлены поражением общей речевой функции – нарушение межанализаторных связей.

     В основу психолингвистического подхода положен деятельностный подход: определение несформированных уровней и звеньев. При моторной алалии системно нарушена речевая деятельность говорения.

Деятельность говорения

1 уровень   МОТИВАЦИОНО – ПОБУДИТЕЛЬНЫЙ

У алалика нарушен – речевой негативизм. Отличие У/О и алалика заключается в том, что У/О свойственен и поведенческий негативизм – отказ не только от речевых форм общения, но и неречевых.

      2 уровень объединяет ЗАМЫСЕЛ и последующее ПРОГРАММИРОВАНИЕ. Это уровень СМЫСЛООБРАЗОВАНИЯ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для педагогов "Алалия"

В материале дано понятие " алалия", её формы, характеристика детей с данным диагнозом. Кратко рассмотрена методика работы с этими детьми....

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...

Консультация для педагогов. Алалия.

Консультация для педагогов. Алалия....