Диагностика речевого развития (автор О.С. Ушакова) Младший дошкольный возраст (четвертый год жизни) Тема ВКР: Логопедическая работа по развитию связной речи у детей младшего дошкольного возраста.
учебно-методическое пособие по логопедии

Елена 88

Диагностика  речевого развития  (автор О.С. Ушакова)

Младший дошкольный возраст

(четвертый год жизни)

Тема ВКР: Логопедическая работа по развитию связной речи у детей младшего дошкольного возраста.

 

При благоприятных условиях воспитания усвоение звуковой системы языка происходит к четырем годам (правильное звукопроизношение, становление интонационной структуры речи, умение передать элементарную интонацию вопроса, просьбы, заклинания).

Ребенок накапливает определенный запас слов, который содержит все части речи. Превалирующее место в детском словаре занимают глаголы и существительные, обозначающие предметы и объекты ближайшего окружения, их действие и состояние.

У ребенка активно формируются обобщающие функции слов. Через слово ребенок овладевает основными грамматическими формами: появляется множественное число, винительный и родительный падежи имен существительных, уменьшительно–ласкательные суффиксы, настоящее и прошедшее время глагола, повелительное наклонение. У ребенка развиваются сложные формы предложений, состоящих из главных и придаточных, в речи отражаются причинные, целевые, условные и другие связи, выраженные через союзы.

Дети осваивают навыки разговорной речи, выражают свои мысли простыми и сложными предложениями и подводятся к составлению связных высказываний описательного и повествовательного типа. Однако в речи многих детей четвертого года жизни отмечаются и другие особенности.

В этом возрасте дошкольники могут неверно произносить (или совсем не произносить) шипящие (ш,щ,ч,ж), сонорные (р,рь,л) звуки. Требует совершенствования интонационная сторона речи, необходима работа как над развитием артикуляционного аппарата ребенка, так и над развитием таких элементов звуковой культуры как темп, дикция, сила голоса.

Овладение основными грамматическими функциями также имеет свои особенности. Далеко не все дети умеют согласовывать слова в роде, числе, падеже. В процессе построения простых распространенных предложений они опускают отдельные члены предложения. Очень ярко выступает и проблема детских новообразований, которые порождаются словообразовательной системой родного языка. Стремление к созданию новых слов диктуется ребенку творческим освоением богатств родного языка. Детям четвертого года жизни доступна простая форма диалогической речи, однако они часто отвлекаются от  содержания вопроса. Речь ребенка ситуативна, преобладает экспрессивное изложение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika.docx30.64 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика  речевого развития  (автор О.С. Ушакова)

Младший дошкольный возраст

(четвертый год жизни)

Тема ВКР: Логопедическая работа по развитию связной речи у детей младшего дошкольного возраста.

При благоприятных условиях воспитания усвоение звуковой системы языка происходит к четырем годам (правильное звукопроизношение, становление интонационной структуры речи, умение передать элементарную интонацию вопроса, просьбы, заклинания).

Ребенок накапливает определенный запас слов, который содержит все части речи. Превалирующее место в детском словаре занимают глаголы и существительные, обозначающие предметы и объекты ближайшего окружения, их действие и состояние.

У ребенка активно формируются обобщающие функции слов. Через слово ребенок овладевает основными грамматическими формами: появляется множественное число, винительный и родительный падежи имен существительных, уменьшительно–ласкательные суффиксы, настоящее и прошедшее время глагола, повелительное наклонение. У ребенка развиваются сложные формы предложений, состоящих из главных и придаточных, в речи отражаются причинные, целевые, условные и другие связи, выраженные через союзы.

Дети осваивают навыки разговорной речи, выражают свои мысли простыми и сложными предложениями и подводятся к составлению связных высказываний описательного и повествовательного типа. Однако в речи многих детей четвертого года жизни отмечаются и другие особенности.

В этом возрасте дошкольники могут неверно произносить (или совсем не произносить) шипящие (ш,щ,ч,ж), сонорные (р,рь,л) звуки. Требует совершенствования интонационная сторона речи, необходима работа как над развитием артикуляционного аппарата ребенка, так и над развитием таких элементов звуковой культуры как темп, дикция, сила голоса.

Овладение основными грамматическими функциями также имеет свои особенности. Далеко не все дети умеют согласовывать слова в роде, числе, падеже. В процессе построения простых распространенных предложений они опускают отдельные члены предложения. Очень ярко выступает и проблема детских новообразований, которые порождаются словообразовательной системой родного языка. Стремление к созданию новых слов диктуется ребенку творческим освоением богатств родного языка. Детям четвертого года жизни доступна простая форма диалогической речи, однако они часто отвлекаются от  содержания вопроса. Речь ребенка ситуативна, преобладает экспрессивное изложение.

Диагностика речевого развития детей четвертого года жизни.

(критерии диагностики)

Словарная работа.

  1. Выявить умения:
  2. Называть слова, обозначающие предмет, выраженные именем существительным (кошка, собака, кукла, мяч) и отвечающие на вопросы: «кто это», «что это»;
  3. Обозначать качества и признаки предмета, выраженные им. Прилагательным (пушистый, круглая, красивая) и отвечающая на вопросы «какой», «какая»;
  4. Называть действия (глаголы), связанные с движением, состоянием, отвечающие на вопросы «что делает», «что можно с ним делать»;
  5. Употреблять обобщающие слова «одежда», «игрушки»;
  6. Понимать противоположные значения слов (большой-маленький, громко-тихо, бежать-стоять).

Грамматический строй речи

  1. Выявить умения:
  2. Образовывать наименование животных и их детенышей в единственном и множественном числе, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы (кот-кошка-котенок-котик-котята);
  3. Согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе (пушистый котенок, маленькая кошечка);
  4. Составлять простые и сложные предложения по картинкам совместно со взрослым.

ЗКР

  1. Уточнить произношение звуков родного языка, четкое артикулирование их в звукосочетаниях и словах;
  2. Выявить умение отчетливо произносить фразы, используя интонацию целого предложения и умение регулировать силу голоса и темп речи.

Связная речь

  1. Определить умение детей отвечать на вопросы по содержанию картины и составлять короткий рассказ совместно со взрослым;
  2. Выявить умение воспрозводить текст хорошо знакомой сказки;
  3. Предложить составление рассказа из личного опыта детей;
  4. Выявить умение пользоваться словами, обозначающими речевой этикет (спасибо, пожалуйста, здравствуйте).

Материал для обследования:

Игрушки: кукла (которая может сидеть, стоять, поднять руку, идти); мяч (яркой расцветки. резиновый); кошка (лучше всего мягкая игрушка); картинки – небольшого формата: кошка с котятами, изображение тгрушки, отдельные предметы-посуда, одежда, мебель.

Ход обследования:

Задание 1. Кукла

Вос-ль показывает ребенка куклу, задает вопросы в следующей последовательности:

1.Как зовут куклу. Придумай ей имя.

  1. Называет имя в предложении («Я хочу назвать ее Марина»).
  2. Дает имя (одним словом).
  3. Не дает имя (повторяет слово «кукла»).

2.Скажи, какая Марина?

  1. Называет два слова и более («красивая, нарядная»).
  2. Называет одно слово («хорошая»).
  3. Не называет качеств, признаков (повторяет слово «кукла»).

3.Что на ней надето?

  1. Самостоятельно называет более двух предметов одежды («в зеленом платье», «в белых носочках»).
  2. С помощью вопросов педагога: «что это? Покажи…» («это-носочки, это-платье»).
  3. Показывает предметы одежды, но не называет.

4.Как назвать одним словом? (педагог называет: платье, носки. Это…)

  1. Называет обобщающие слова («одежда», «вещи»).
  2. Называет другие вещи одежды (трусики, колготки, кофта…).
  3. Повторяет слова, которые назвал педагог (платье, носочки).

5.Какая одежда надета на тебе?

Называет более двух слов (рубашка, майка, брюки).

Называет два предмета оджежды.

Называет только одно слово («платье») или перечисляет обувь («тапочки, туфли»).

6.Что делает Марина? Педагог выполняет действия: кукла садится, встает, поднимает руку, машет ею.

  1. Ребенок называет все действия.
  2. Называет два действия («встала, подняла руку»).
  3. Называет одно слово-действие («стоит или сидит»)

7.Что можно делать с куклой?

  1. Более двух слов («укладывает спать, качать ее, играть»).
  2. Называет два действия («катать в коляске, кормить куклу»).
  3. Одно слово («играть»).

8.Саша, попроси Марину вежливо, чтобы она встала, села.

  1. Использование прямой речи и вежливых форм («Марина, встань пожалуйста»).
  2. Название двух глаголов в повелительной форме («встань, сядь»).
  3. Название действий не в требуемой форме («встать, сесть»).

9.Составление совместного рассказа по схеме:

Это…(кукла), она… (красивая). Ее зовут…(Марина). У нее  есть…(красное платье, белый бант). С куклой можно…(играть).

  1. Ребенок заканчивает все предложения.
  2. Заканчивает все предложения.
  3. Называет одно слово (или говорит о другом, рассказывает про свою куклу).

Задание 2. Мяч.

1.Какой мяч (дать в руки ребенка).

  1. Два признака и более (круглый, резиновый).
  2. Называет одно слово.
  3. Не называет качество, а другое слово («играть»).

2.Что с ним можно делать?

  1. Называет более двух слов (глаголов), (подбрасывать, в футбол играть).
  2. Два действия (бросать, играть).
  3. Одно слово (играть).

3.Взрослый задает вопрос после действия. Бросает мяч ребенку и говорит:

-Что я сделала? (бросает мяч, бросила).

-А ты что сделал? –Поймал.-Теперь ты бросай. Что ты сделал?. –Бросил. –А ты что сделала? –Поймала.

  1. Называет все глаголы в нужной форме.
  2. Называет 2-3 глагола правильно.
  3. Только одно действие.

4.Составим рассказ про мяч. Это…(мяч). Он…(круглый, синий). Мяч можно…катать, ловить, бросать. Я люблю…( играть с мячом).

  1. Ребенок заканчивает предложение, называя 2-3 признака и действия.
  2. Называет по одному слову, повторяя сказанное взолслым.
  3. Не может закончить предложение, начатое взрослым.

Задание 3. Картина «Кошка с котятами».

1.Кто это? (кошка). Какая она?

  1. Самостоятельно называет («Это кошка, у нее котята. Кошка черная»).
  2. Отвечает по вопросам педагога.
  3. Описывает своего кота. (из опыта). («У меня есть кот Васька. Он очень толстый»).

2.Как назвать детеныша кошки?

  1. Правильное выполнение (единственное число –котенок, котик).
  2. Вместо единственного называет множественное число (котенки, котята).
  3. Не выполнил задания.

3.Когда много детенышей, как сказать?

  1. Называет множественное число (котятки, много котят).
  2. Вместо множественного называет единственное число (котеночек, котик).
  3. Не выполнил задания.

4.Сравни кошку и котят, педагог называет:

-кошка большая, а котята…(маленькие).

-у кошки хвост длинный, а у котенка…(короткий).

-кошка бегает быстро, а котята…(медленно).

Кошка-мама мяукает громко, а котята…(тихо).

  1. Ответил на все задания.
  2. Выполнил 2-3 задания.
  3. Ответил на одно.

5.Совместное рассказывание.

Это…(кошка). Она…(большая). У кошки есть…(котята). Кошка любит…(своих котят, играть, лакать молоко).

  1. Ребенок заканчивает все предложения.
  2. Заканчивает 2-3 предложения.
  3. Называет одно слово.

Задание 4.

1.Как одним словом назвать куклу, мяч?

  1. Игрушки-дает обобщающее слово.
  2. Катя, мяч-перечисляет названия.
  3. Кукла-говорит одно слово.

2.Расскажи, какие игрушки есть у тебя дома, как ты с ними играешь, с кем.

  1. Дает рассказ из личного опыта («У меня есть дома машинки. Их много, все машинки разные. Я ставлю их в гараж»).
  2. Перечисляет игрушки.
  3. Называет одну игрушку.

Задание 5.

Взрослый предлагает ребенку рассказать сказку. («Ты знаешь сказку про курочку-рябу? Расскажи ее.»).

  1. Ребенок пересказывает сказку самостоятельно.
  2. Рассказывает по вопросам самостоятельно.
  3. Называет отдельные слова.

Задание 6.

Ребенку показывают картинки, он их называет (шар, шуба, жук, заяц, рыба, трамвай, лампа, лопата). Взрослый отмечает звуки, которые ребенок не произносит. Эта таблица по выявлению фонетической стороны речи составляется отдельно. (см. А.И. Максаков, М.Ф. Фомичева).

Оценку выполнения всех заданий дает воспитатель, подсчитав общее количество баллов (1 задание – 27-18-9; 2  - 12-8-4; 3 – 15-10-5; 4 – 8-4-2; 5 – 3-2-1).

83-48 – 1 (высокий уровень);

47-31 – 2  (средний уровень);

от 30 баллов 3 (ниже среднего).

Пример  оценки выполнения каждого задания.

Дата проведения____________

Задание

1

2

3

4

5

Всего

баллов

Ф.И, возраст

ребенка

По общему числу полученных баллов определяем уровень речевого развития каждого ребенка.

Суммарная оценка и распределение детей по уровням.

Ф.И,

ребенка

возраст

задания

Всего баллов

уровень

1

2

3

4

5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система коррекционно - логопедической работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

Предлагаемая система занятий адресована логопедам, работающим с детьми с общим недоразвитием речи III уровня, а также может быть выборочно использована в работе воспитателя логопедической группы....

Логопедическое занятие по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня средствами мнемотехники.

Логопедическое занятие по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня средствами мнемотехники.Составление описательного рассказа по теме"Одежда" с опорой на мнемотабли...

Мастер – класс на тему «Использование мнемотехники в работе по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста».

Цель: познакомить педагогов с использованием мнемотехники в работе по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста.Задачи: - популяризация инновационных идей, технол...

опыт работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр....

Конспект занятия «В гостях у сказки». Теневой театр как средство инновационной формы работы для развития связной речи у детей младшего дошкольного возраста»

Цель: развитие связной речиЗадачи:Развивать знания о правилах поведения в театре.Воспитывать умение слушать знакомые сказки, следить за развитием действия, сопереживать героям.Воспитывать доброжелател...

Обобщение опыта работы по теме " Использование сказки как средства развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста"

обобщение оыта работы по теме "  Использование сказки  как средства  развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста"...

ОПЫТ РАБОТЫ ТЕМА: «ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

        Актуальность исследования. Введение ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт) требует внедрения в практику работы общеобразовательных учреждений, к...