Театрализованная деятельность в логопедической группе.
консультация по логопедии (старшая группа)

Коммуникативная компетентность дошкольника во многом определяется уровнем развитием речи. Анализ речевого развития дошкольников показывает увеличение детей с речевыми нарушениями. Недоразвитие речевых средств снижает уровень общения, способствует возникновению психологических особенностей, порождает специфические черты общего и речевого поведения. У дошкольников отмечаются такие психологические особенности как замкнутость, робость, нерешительность, порождаются такие специфические черты общего и речевого поведения как ограниченная контактность, замедленная включаемость в ситуацию общения, неумение поддерживать беседу, вслушиваться в звучащую речь. Речевые нарушения затрудняют, а иногда вообще делают невозможным развитие коммуникативной компетентности детей.

Указанные проблемы в развитии коммуникативной компетентности детей спонтанно не преодолеваются. Они требуют от педагога дошкольного образовательного учреждения специально организованной работы по их коррекции на основе комплексного и индивидуального подхода через создание оптимальной развивающей среды и погружения ребенка в совместную деятельность со взрослыми и детьми.

Большой эффект в развитии коммуникационных навыков дает театрализованная деятельность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralizovannaya_deyatelnost_v_logopedicheskoy_gruppe.docx26.67 КБ

Предварительный просмотр:

Театрализованная деятельность в логопедической группе.

Согласно новым требованиям государственного стандарта образования в Российской Федерации овладение детьми дошкольного возраста средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками определяется как важнейшее интегративное качество. Человек без коммуникации не может жить среди людей, развиваться и творить. Чтобы стать образованным, легко адаптирующимся в социуме, коммуникабельным, дошкольнику необходимо овладеть коммуникативными навыками.

Коммуникативная компетентность дошкольника во многом определяется уровнем развитием речи. Анализ речевого развития дошкольников показывает увеличение детей с речевыми нарушениями. Недоразвитие речевых средств снижает уровень общения, способствует возникновению психологических особенностей, порождает специфические черты общего и речевого поведения. У дошкольников отмечаются такие психологические особенности как замкнутость, робость, нерешительность, порождаются такие специфические черты общего и речевого поведения как ограниченная контактность, замедленная включаемость в ситуацию общения, неумение поддерживать беседу, вслушиваться в звучащую речь. Речевые нарушения затрудняют, а иногда вообще делают невозможным развитие коммуникативной компетентности детей.

Указанные проблемы в развитии коммуникативной компетентности детей спонтанно не преодолеваются. Они требуют от педагога дошкольного образовательного учреждения специально организованной работы по их коррекции на основе комплексного и индивидуального подхода через создание оптимальной развивающей среды и погружения ребенка в совместную деятельность со взрослыми и детьми.

Большой эффект в развитии коммуникационных навыков дает театрализованная деятельность. В процессе театрализованной игры активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура и диалогическая речь, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно и понятно изъясняться.

Для ребенка с речевой патологией, который не может овладеть речевыми операциями стихийно, в процессе неорганизованного ознакомления с той или иной областью действительности и речевая деятельность которого формируется   в условиях специального систематического обучения, театрализация логопедического процесса просто необходима.  Именно в театрализации можно избежать    монотонности, будничности.   Такое обучение проходит не по принуждению, вызывает у детей радость, модулирует положительное психоэмоциональное состояние.

Следует подчеркнуть, что театрализованные занятия должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коей мере не сводиться только к подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы проведения должны способствовать одновременно достижению трех основных целей: развитию речи и навыков театрально-исполнительской деятельности; созданию атмосферы творчества; социально-эмоциональному развитию детей.

Именно поэтому существует необходимость   активно использовать элементы театрализованной деятельности в логопедических группах. Целью таких занятий является создание оптимальных условий для развития личности ребенка, через творческое самовыражение, вовлечение детей в театральную деятельность, формирование коммуникативных умений и навыков.

 Исходя из цели, определяются следующие задачи:

· формирование у детей устойчивого интереса к художественным произведениям, театральной деятельности;

· совершенствование способности воплощать в игре определенные переживания, побуждение интереса к созданию новых образов;

· развитие коммуникативных способностей – умение общаться с другими людьми, опираясь на правила речевого общения.

Основные направления логопедической работы в театрально-игровой деятельности:

· развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения;

· развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки;

· развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия;

· совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.

Важным условием успешности работы в данном направлении, является создание предметно – развивающей среды.

По мнению М.Д. Маханевой проектирование зоны театрализованной деятельности детей предполагает соблюдение основных принципов построения предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении:

— обеспечение баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей;

— организация «зон приватности»;

— предоставление права и свободы выбора;

— создание условий для моделирования, поиска и экспериментирования;

— полифункциональность использования помещении и оборудования;

— возрастная и полоролевая адресованность оборудования и материалов.

Содержание театрализованных занятий включает в себя;

— просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

— игры-драматизации;

— разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

— упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);

— упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.

В группе для детей 5—7 лет более широко должны быть представлены разные виды кукольного театра, разнообразные материалы для изготовления атрибутов к спектаклям и т.д.

Говоря о подготовке к театрализованной деятельности детей  М.Д. Маханева отмечает  несколько этапов.

Вначале воспитателю необходимо выразительно прочитать произведение, а затем провести по нему беседу, поясняющую и выясняющую понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности.  Чем полнее и эмоциональнее воспримут произведение дети, тем легче им будет потом театрализовать прочитанное. Поэтому при чтении желательно широко использовать весь комплекс средств интонационной, лексической и синтаксической выразительности. От педагога требуется глубокое знание детей, чтобы понять, что и как чувствует ребенок, слушая его чтение.  

Перед воспитателем встают две основные задачи: во-первых, понять, разобраться в том, что чувствует малыш, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьезны, и, во-вторых, помочь ему полнее выразить свои чувства, создать для него особые условия, в которых проявится его активность, его содействие тем, о ком он услышал.

Для развития у детей умения внимательно слушать, запоминать последовательность событий, свободно ориентироваться в тексте, представлять образы героев можно использовать специальные упражнения, проблемные ситуации типа «Ты с этим согласен?»»  

Огромную роль в осмыслении материала играют иллюстрации в детских книгах, а также видеофильмы по различным произведениям. При рассматривании с детьми иллюстраций особое внимание необходимо уделять анализу эмоциональных состояний персонажей, изображенных на картинках («Что с ним?», «Почему он плачет?» и др»).

После беседы о прочитанном (или рассказанном) и подобных упражнений необходимо вновь вернуться к тексту, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов» Причем никогда нельзя требовать буквального воспроизведения содержания.   Это важно, чтобы не потерять авторские находки, из многообразия средств выразительности в детском саду рекомендуется:

— во 2-й младшей группе формировать у детей простейшие образно-выразительные умения (уметь имитировать характерные движения сказочных животных);

— в средней группе обучать элементам художественно-образных выразительных средств (интонации, мимике и пантомиме);

— в старшей группе совершенствовать художественно-образные исполнительские умения;

— в подготовительной к школе группе развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий.

Имитационным движениям (сказочных животных) можно обучать детей на физкультурных и музыкальных занятиях, в свободной деятельности.

Передать характер персонажей в движении помогает музыка.   После этого можно предложить детям загадать друг другу загадки, имитируя движения различных животных. Причем, наблюдая с детьми за исполнителями, необходимо учить их подмечать различия в характере одного образа.

При обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Кроме того, именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения).

Вначале фрагменты из сказок могут использоваться как упражнения.   В следующий раз можно усложнить задание, предложив одному ребенку (по желанию) разыграть диалог двух персонажей (проговаривая слова и действуя за каждого) и т.д. Таким образом, ненавязчиво и непринужденно, дети учатся словесному перевоплощению, стремясь, чтобы характер персонажа, голос и его привычки легко узнавались всеми. Следует подчеркнуть, что здесь важно предоставлять детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений.

В старших группах для обучения детей средствам речевой выразительности используются более сложные упражнения. Например, можно предложить детям произнести с разной интонацией самые привычные слова: «возьми», «принеси», «помоги», «здравствуй» и другие (приветливо, небрежно, просяще, требовательно и т.д.), или привлечь внимание к тому, как можно изменить смысл фразы путем перестановки логического ударения (каждый раз на другое слово): «Дай мне куклу», «Мама пришла за мной» и т.д. Причем нельзя забывать, что интонация голоса воспитателя — образец для подражания.- Поэтому, прежде чем предложить какое-либо задание детям, следует неоднократно поупражняться самому.

Выполнение таких упражнений закономерно приводит к необходимости ознакомления детей с основными эмоциональными состояниями (радость, печаль, страх, удивление, злость и др.) и способами их невербального и вербального выражения. Значение этой работы усиливается тем, что без глубокого понимания эмоционального состояния и способов его внешнего проявления невозможна выразительность речи.

Решению этой задачи способствуют задания типа «Разные настроения» (по карточкам-пиктограммам), чтение произведений и просмотр и обсуждение кукольных спектаклей, где ярко отражены разные состояния (С. Маршак «Котята», Л. Толстой «Лев и собачка», «Птичка», Е. Чарушин «Страшный рассказ», Н. Носов «Живая шляпа» и др.), дискуссии по рассказам из личного опыта и по вернисажу картин, прослушивание музыкальных произведений (П. Чайковский «Болезнь куклы», «Смерть куклы», «Новая кукла» и др.), упражнения типа «Я радуюсь, когда....», «Я грущу, когда…» и т.д.

При этом воспитатель должен быть особенно тактичным, придерживаться чувства меры.  

Можно предложить детям разыграть отдельные маленькие сценки, где необходимо подчеркнуть особенности ситуации мимикой.  

Особое внимание детей надо обратить на связь между настроением и особенностями вербальной и невербальной выразительности (силой голоса, темпом, интонационными и логическими ударениями). Для этого можно использовать упражнение «говорящие картинки» — рассказы по схематичным картинкам, которые рисуются в ходе совместного обсуждения или, когда один ребенок рассказывает, а другие (3—5 человек) разыгрывают роли с использованием невербальных средств выразительности. Большую пользу оказывают ролевые диалоги по иллюстрациям с использованием вербальных средств выразительности. При этом собственно разыгрывание не является самоцелью. Работа строится по трехчастной структуре: беседа, исполнение отрывка, анализ выразительности воспроизведения.

Театрализованные занятия могут включать как разыгрывание сказок, каких-либо сценок, так и ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни (смешной случай, интересное событие и др.).

Занятия в основном строятся по единой схеме:

— введение в тему, создание эмоционального настроения;

— театрализованная деятельность (в разных формах), где воспитатель и каждый ребенок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;— эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.

Таким образом, развитию уверенности в себе и социальных навыков поведения способствует такая организация театрализованной деятельности детей, когда каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой-то роли, для этого необходимо использовать разнообразные приемы:

— выбор детьми роли по желанию;

— назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей;

— распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж);

— проигрывание ролей в парах.

Театрализованная деятельность делится на следующие основные группы (Шмидт Т.В. Театрально-коррекционная деятельность в ДОУ):
1. РЕЖИССЕРСКИЕ ИГРЫ

В режиссерских играх артистами являются игрушки или их заменители, а ребенок, организуя деятельность, как сценарист и режиссер управляет артистами. Озвучивая героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности (интонация, лексическая и синтетическая выразительность).
Виды режиссерских игр: настольный театр – фланелеграф, теневой театр; кукольный театр (игрушек; пальчиковый; картинок; бибабо; объемных, марионеток, плоскостных).

2. ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ

В играх-драматизациях ребенок использует роль в качестве артиста, самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной выразительности и невербальных (мимика, жест, поза) средств выразительности.
Виды игр-драматизаций: игры-имитации, ролевые диалоги, инсценировки, игры-импровизации, постановки образов на основе текста, произведений. с разыгрыванием спектаклей животных, сюжета (или по одному или людей, нескольких несколькими литературных сюжетов) без персонажей, предварительной подготовки.

3. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ИГРЫ (этюды, упражнения, речевые игры)

Специальные игры развивают воображение, мимику и пантомимику, направлены на формирование дыхания, четкой дикции, интонации, артикуляции. Такие игры можно использовать в соответствии с тематическим планом работы, при проведении физкультминуток и организационных моментов.
Характерными особенностями театрализованных игр является литературная и фольклорная основа их содержания и наличие зрителей.
В работе с детьми проводится этюдный тренаж – это работа актера над собой, дети обучаются основам актерского мастерства. Этюды и упражнения наиболее полно охватывают личность ребенка и отвечают специфике развития его психических процессов: цельность и одномоментность восприятия, воображения, внимания, памяти, образного и логического мышления и т.д., помогают двигаться на сцене, общаться с партнерами.
Помимо упражнений на развитие фонематического слуха, артикуляционной гимнастики, способствующей формированию правильного звукопроизношения, подбираются игры и упражнения по развитию просодической стороны речи, ее интонационной выразительности; для преодоления нарушений слоговой структуры слов – скороговорки и другой речевой материал.

Речевые игры и упражнения делятся на 3 вида: дыхательные, дикционные и творческие артикуляционные, интонационные (со словом).

Театрализованная деятельность может быть организована в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время; представлена частью занятий по разным видам деятельности (музыкальному воспитанию, изобразительной деятельности и т.д.), а также запланирована как специальное занятие в рамках занятий по развитию речи и познавательному развитию. Театрализованная деятельность должна стать частью занятия или режимного момента.  
Цель занятий с детьми театрализованной игрой – сделать жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радость творчества. Чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли применить в повседневной жизни.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность в логопедической группе детского сада.

В материале рассказывается о важности театрализованной деятельности в речевой группе детского сада....

Конспект логопедической образовательной деятельности по развитию лексико-гамматической стороны речи с использованием театрализованной деятельности в подготовительной группе "Поездка в деревню"

Конспект логопедической образовательной деятельности по развитию лексико-гамматическойстороны речи в подготовительной группе "Поездка в деревню"...

Театрализованная деятельность в логопедической группе.

Опыт работы учителя-логопеда с детьми с ОНР старшего дошкольного возраста....

Проект по театрализованной деятельности во 2 младшей группе «В гостях у сказки» Тема проекта: «В гостях у сказки» театрализованная деятельность в младшей группе

Проект по театрализованной деятельности во 2 младшей группе «В гостях у сказки»Тема проекта: «В гостях у сказки»театрализованная деятельность в младшей группе  Автор ...

ВЛИЯНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРА

Театр - высшая инстанция для решения жизненных вопросов», так говорил о театре великий русский публицист, философ и педагог, принадлежащий к числу наиболее видных критиков Александр Иванович Гер...

Театрализованная деятельность в логопедической практике дошкольного возраста

Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема образования и воспитания, и усложняются задачи, стоящие перед педагогами, очень важной остается задача приобщения детей к театральной деятельно...

Театрализованная деятельность в логопедической группе.

Коммуникативная компетентность дошкольника во многом определяется уровнем развитием речи. Анализ речевого развития дошкольников показывает увеличение детей с речевыми нарушениями. Недоразвитие речевых...