Рекомендации по развитию речи у младшего дошкольника с моторной алалией.
методическая разработка по логопедии (младшая, средняя группа)

Сараева Лариса Дмитриевна

Логопедическая работа  по развитию всех сторон речи у младшего дошкольника с грубым недоразвитием речи условно может быть разделена на пять этапов. Логопедическая работа  по развитию всех сторон речи у младшего дошкольника с грубым недоразвитием речи условно может быть разделена на пять этапов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации по развитию речи у младшего дошкольника                                     с моторной алалией.                                                                  

Сараева Лариса Дмитриевна

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №117 компенсирующего вида Центрального района Санкт- Петербурга (ГБДОУ д/c № 117 Центрального района Санкт- Петербурга)  

Статистика последних лет свидетельствует о росте количества детей, имеющих те или иные проблемы в развитии. Сегодня появляется все меньше  малышей, речь которых развивается без отклонений от нормы. Грубое недоразвитие речи становится заметным уже к 3 годам и только тогда родители замечают проблему. При условии нормального развития в 3 года ребенок пользуется речью как средством общения и обобщения. Он хорошо понимает обращенную речь и активно вступает в общение сам. При этом пассивный словарь примерно в полтора раза превышает активный. Ребенок обращает внимание на качества предметов, их свойства и части, способен анализировать и синтезировать, сравнивать, обобщать, противопоставлять. Именно на третьем году жизни идет активное накопление словаря: ребенок употребляет почти все части речи, пользуется многими родовыми понятиями, в его речи почти нет аграмматизмов, т.к. он начинает согласовывать прилагательные с существительными, усваивать падежные окончания. Многие трехлетние дети с нормальным речевым развитием могут правильно произносить большинство звуков родного языка, а неправильное произношение распространяется на сложные в артикуляторном плане звуки (шипящие и сонорные).

У детей с грубым недоразвитием речи без специально организованной логопедической работы все стороны речи спонтанно не развиваются. Вся работа должна строиться в двух направлениях: 1) уточнение и формирование ипрессивной речи, 2) активизация и формирование экспрессивной речи. Учитывая, что «мыслить с помощью слов вне наглядной ситуации ребенок не может» (Левина Р.Е), в процессе обучения широко используется наглядность, ставится задача  длительной по времени отработки материала и его закрепления  в импрессивной речи.  Логопедическая работа  по развитию всех сторон речи у младшего дошкольника с грубым недоразвитием речи условно может быть разделена на пять этапов. На каждом из этапов ставится своя главная задача, но через все этапы проходит подготовительная работа, позволяющая плавно перейти к выполнению задач последующих этапов.

Первый этап – подготовительный, или этап неречевого общения. На этом этапе важно установить контакт с ребенком через эмоционально насыщенные игры, диалоги для создания ответных безречевых реакций на интонации и получения утвердительных реакций: «да», «нет».  Игры и диалоги носят односторонний характер, логопед и спрашивает, и отвечает, побуждая ребенка к воспроизведению действия. Дети подводятся к той стадии, когда они могут самостоятельно дать команды побуждения по отношению друг к другу, логопеду или игрушкам: «иди», «неси», «стой», «сиди» и т.д.

На втором этапе в процессе игры продолжается работа по расширению импрессивной речи и выявлению экспрессивной речи. В речевую деятельность включается весь имеющийся у ребенка словарь : существительные и глаголы в том фонетическом оформлении, в каком они есть. Произношению в этот период внимание не уделяется,  потому  что у ребенка отсутствует речевая база, на которой могла бы отрабатываться фонетика. Сначала ведется отработка логико- грамматических категорий: кто? что делает? что это? где? что ты делаешь?. Используемая логопедом наглядность и его побуждения в игровой форме, вопросительные интонации, заставляют ребенка называть предметы и действия с ними, например, логопед дает команду ребенку (неси, сиди, стой) и в момент исполнения задает ребенку вопросы: что ты делаешь? что это? кто это? что делает зайка? Так как ребенку может быть неизвестна форма ответа, логопед сам быстро дает образец ответа (иду, сижу и т.д.). Местоимение может быть пропущено, в этот период важны существительные и глаголы, которые отрабатываются в разных вариантах : сначала глаголы при одном существительном, например, зайка спит, ест, идет и т.д. Ребенок произносит фразу в таком фонетическом оформлении, в каком может.

Третий этап – этап формирования экспрессивной речи на усвоенном материале с подключением вновь отработанных в импрессивной речи категорий и форм. Отработанные глаголы и существительные включаются во фразу. Слова распределяются по категориям: существительное- род, число, падеж; глагол- лицо, число, время. В первую очередь отрабатывается число (для глаголов единственное и множественное число дается одновременно, например, я иду - мы идем) и падеж. Сначала берутся разные глаголы при одном существительном (отработка формы винительного падежа без предлога), потом разные существительные при одном глаголе, напрмер, несу, беру, везу – мишку; мяч, кубик, дом – беру.

Затем отрабатывается винительный и предложный падежи с предлогами на в значении где? куда? Формы этих падежей даются в противопоставлении : сел на стул – сижу на стуле. Единственное и множественное число глаголов отрабатывается так же: сначала 1- е лицо единственного числа - иду, затем 1- е лицо множественного числа – идем и т.д.

На четвертом этапе идет формирование и отработка фразы с использованием вновь усвоенного  лексического и грамматического материала. Используются такие виды работы, как называние предметов и действий, отраженное воспроизведение в правильном грамматическом оформлении, изучение нового материала. При отработке фразы основное внимание уделяется интонации : восклицательной, повествовательной, вопросительной.  На этом этапе уже обращается внимание на фонетическое оформление и структуру слова.

Пятый этап - непосредственно работа над фонетикой и структурой слова. У детей с грубым недоразвитием речи часто встречается пропуск первой или последней части слова.  Если ребенок сохраняет только начало слова, то в отработку берутся слова с одинаковыми окончаниями – с конечным слогом ка (кошка, шапка, шубка, бабка, елка, полка, булка, сумка и т.д.), с конечным слогом ма (рама, зима, мама и т.д.), с конечными слогами ба, па, на и т.д. Также отбираются глаголы с окончаниями у и ит (иду, везу, сижу, стоит, бежит и т.д.). Если у ребенка сохранен конец слова, то отрабатываются слова с одинаковым началом (одинаковый первый звук или слог п, па; м, ма и т.д.). При отработке слова логопед акцентирует силу голоса на отрабатываемой части слова.

На всех этапах ведется работа по закреплению имеющегося словаря и отработке нового. Накопление словаря может идти в нескольких направлениях: 1 )по родовым понятиям (одежда, игрушки, посуда, овощи, фрукты и т.д.), 2) на начальный звук, слог, 3) на конечный звук, слог.

При накоплении словаря стадия лепетного произношения опускается. Логопед  должен добиваться от ребенка называния произношения предмета как он может, даже любым слогом из даваемого слова. Стадия лепета опускается преднамеренно, так как лепет бывает обширен и автономен, а это создает трудности в формировании импрессивной и экспрессивной речи и ребенка практически приходится переучивать заново. Словарная работа ведется параллельно с развитием речевой активности ребенка.

Формирование речевых категорий и форм можно использовать в разных вариантах, с учетом индивидуальных особенностей.

Вся логопедическая работа с детьми младшего дошкольного возраста, страдающими грубым недоразвитием речи, заключается в том, чтобы у ребенка появилась потребность речевого общения, речь стала средством выражения собственных мыслей, а главное, чтобы он мог обучаться в школе.

Литература                                                                                                                                          1. Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия и методы ее преодоления. Издательство «Каро» С- Пб 2006.                                                                                                       2. Соботович Е.Ф. Формирование правильной речи у детей с моторной алалией. Киев, 1981.                                                                                                                         3. Волкова Л.С. Логопедия (учебник для вузов). Издательство «Владос» Москва 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: "Рекомендации по развитию речи детей младшего дошкольного возраста".

Работа по обогащению словаря ребенка. Развитие грамматического строя речи. Развитие связной речи у детей 3-его тода жизни....

Методические рекомендации по развитию речи детей младшего дошкольного возраста.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18528137","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...

Методические рекомендации по развитию речи детей младшего дошкольного возраста.

Отличительной чертой  детей дошкольного возраста является подражательная речь.  Дети этого возраста подражают всему, что они видят и слышат в окружающей обстановке, но более всег...

Методические рекомендации для родителей Игры для развития речи у младших дошкольников (3 – 4 лет)#сидим#дома

Методические рекомендации для родителей Игры для развития речи у младших дошкольников (3 – 4 лет)...

Методические рекомендации по развитию речи детей младшего дошкольного возраста

Введение Проблема развития речи детей дошкольного возраста продолжает оставаться  актуальной проблемой и в современном обществе.Утверждение и введение в действие Федерального государственног...

Консультация на тему: "Рекомендации по развитию речи детей младшего дошкольного возраста".

Консультация на тему: "Рекомендации по развитию речи детей младшего дошкольного возраста".    Для того, чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно...

Консультация на тему "Рекомендации по развитию речи детей младшего дошкольного возраста"

  Рекомендации по развитию речи детей младшего дошкольного возраста. Для того, чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия....