Сравнительный анализ нормального и отклоняющегося развития речи
статья по логопедии

Сравнительный анализ нормального и отклоняющегося развития речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сравнительный анализ нормального и отклоняющегося развития речи.

Оглавление

1.Введение.

2.Особенности отклоняющегося развития речи.

3. Факторы, влияющие на развитие речи.

4. Сравнительный анализ нормального и отклоняющегося развития речи.

4.1. Развитие речи детей дошкольного возраста с нормой развития речи.

4.2. Отклоняющееся развитие речи.

5.Заключение.

6. Библиографический список.

1.Введение

Ранняя коррекция недостатков развития ребенка становится все более актуальной проблемой специальной психологии и педагогики. Важнейшей причиной роста ее актуальности является высокий процент новорожденных с неблагополучным состоянием здоровья. Исходя из положения Л.С. Выготского о том, что первичное нарушение непосредственно вытекает из биологического характера болезни, можно предположить, что дети с осложненным медицинским анамнезом составляют резерв коррекционной работы дефектологов, психологов, логопедов. Данные специальной психологии свидетельствуют о том, что среди различных форм аномалий психики в раннем онтогенезе в настоящее время наиболее распространенными являются речевые нарушения.

Речь - тонкий психологический процесс, который формируется в первые годы жизни. Процесс становления речи очень индивидуален и зависит от многих факторов: социальная среда, пол ребенка (принято считать, что мальчики начинают говорить гораздо позже девочек), психологический контакт с матерью, физиологическое развитие, функционирование головного мозга и т.д. Необходимо следить за формированием речи, провоцировать ребенка на произношение звуков и слогов, именно в процессе общения с взрослыми формируется потребность в речевом развитии.

В настоящее время в логопедии нет единой системы определений речевых нарушений, особенно для детей раннего и начала младшего дошкольного возраста. В специальной литературе встречаются следующие группы речевых нарушений в возрасте 2-4 лет: ЗРР, нарушение речевого развития, недоразвитие речи, которые по своим проявлениям во многом схожи. В связи с недостаточной дифференцированностью диагностики этих нарушений в данной работе использован общий эмпирический диагноз - ЗРР, который наиболее широко распространен сегодня в представленной возрастной группе.

Задержка речевого развития (ЗРР) у ребенка - это отставание от возрастной нормы речевого развития в возрасте до 3-4 лет. Дети с задержкой речевого развития овладевают навыками речи также как и другие дети, однако возрастные рамки значительно сдвинуты.

Логопеды, дефектологи, психологи и неврологи, такие как О.С.Ушакова, А.Н.Корнев, В.М. Акименко, А.Г.Арушанова и др., выражают озабоченность увеличением числа детей с недоразвитием речи, ориентируясь на то, что от нее зависит общее психологическое развитие ребенка и формирование сферы межличностного взаимодействия. Также от развития речи зависит и развитие познавательных процессов у ребенка: память, мышление, воображение, внимание.

2.Особенности отклоняющегося развития речи.

У.В. Ульенков отмечает, что развитие речи ребенка связанно с постепенным овладением языком:

  • развитие фонематического слуха и формирование навыков произнесения фонем родного языка;
  • овладение словарным запасом и правилами синтаксиса;
  • активное овладение лексическими и грамматическими закономерностями начинается у ребенка в 2-3 года и к 7 годам заканчивается;
  • овладение смысловой стороной речи.

Термин задержка речевого развития (ЗРР) широко применяется в логопедической практике. Этот диагноз уместен по отношению к детям раннего возраста. Примерно до пяти лет остается надежда на доразвитие нервных структур, ответственных за речь.

Задержка речевого развития у ребенка – это отставание от возрастной нормы речевого развития в возрасте до 3-4 лет. Дети с задержкой речевого развития овладевают навыками речи также как и другие дети, однако возрастные рамки значительно сдвинуты. Задержка в развитии речи отражается на формировании всей психики ребенка. Она затрудняет общение ребенка с окружающими, препятствует правильному формированию познавательных процессов, влияет на эмоционально-волевую сферу

Т.Б. Епифанцева выделяет причины возникновения задержки речевого развития:

  • Невостребованность речи. Если с ребенком никто не разговаривает или наоборот, угадывает все его желание, и говорит с ним, не формируя потребность ребенка выражать свои требования и эмоции словами.
  • Замедленный темп созревания нервных клеток, отвечающих за речь (чаще обусловлено генетически).
  • Заболевания и поражения головного мозга (гипоксия, травмы и инфекционные заболевания, перенесенные внутриутробно, в период родов и в первый год жизни).
  • Нарушения слуха. Речь формируется на основе услышанного, если у ребенка есть проблемы со слухом, то возникают проблемы с воспроизведением слов, то есть с речью.
  • Различные заболевания в первые годы жизни.
  • Наследственные факторы. В этих случаях нарушения речи могут составлять лишь часть общего нарушения нервной системы и сочетаться с интеллектуальной и двигательной недостаточностью.
  • Неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к педагогической запущенности, нарушения эмоционально - волевой сферы и дефициту в развитии речи.

Всякое речевое общение осуществляется средствами языка. В зависимости от условий и целей общения речевая деятельность приобретает некоторые особенности. Необходимо следить за формированием речи, провоцировать ребенка на произношение звуков и слогов, именно в процессе общения с взрослыми формируется потребность в речевом развитии.

Младенец, появившийся на свет, не обладает врожденным знанием законов языка, на котором он будет говорить. У него только есть способность в определенный период своего развития усвоить нормы и правила языка, на котором разговаривают окружающие его люди. Это языковая способность ребенка, реализующаяся через общение с взрослыми через имитацию ребенком слышимой им речи. При этом языко-речемыслительная деятельность ребенка формирует неосознанные языковые обобщения. В результате ребенок осваивает основные единицы языка и законы их функционирования.

Речь ребенка оказывается не простым повторением образцов, которые он слышит от взрослых, а творчеством, в котором речь рождается как средство общения, средство познания и средство регуляции деятельности своей и окружающих. Если в силу каких-либо причин имитационная или языко-речемыслительная деятельность не формируются вовремя, то в дальнейшем у ребенка отмечается недоразвитие речи той или иной степени тяжести. Задержка темпов речевого развития, обусловленная снижением мотивации общения, поддается быстрой и полной коррекции.

О.Е. Грибова перечисляет следующие признаки значительной задержки речевого развития:

  • Если ребенок в 4 месяца эмоционально не реагирует на жесты взрослых и не улыбается, не оживляется, когда к нему обращается мамочка.
  • Если ребёнку уже 8-9 месяцев, а так и нет лепета (повторяющихся ба-ба-ба, па-па-та и т.п. сочетаний), а в год это на редкость тихий ребёнок, мало издающий звуки.
  • Если ребёнку уже полтора, а простых слов, например «мама» или «дай» он не говорит и не понимает простых слов - своего имени или названий окружающих предметов: не способен выполнить простейшие просьбы типа «иди сюда», «сядь».
  • Если у ребёнка есть трудности с сосанием или жеванием. Например, если полуторагодовалый ребёнок не умеет жевать и давится даже кусочком яблока.
  • Если в два года ребёнок использует только несколько отдельных слов и не пытается повторять новые слова.
  • Если в 2,5 года активный словарный запас менее 20 слов и словоподражаний. Не знает названий окружающих предметов и частей тела: не может по просьбе показать на знакомый предмет или принести что-либо, находящееся вне поля зрения. Если в этом возрасте не умеет составлять фразы из двух слов (например, «дай воды»)
  • Если трёхлетний малыш говорит настолько непонятно, что его с трудом понимают даже родные. Он не говорит простых предложений (подлежащее, сказуемое, дополнение), не понимает простых объяснений или рассказов о событиях в прошлом или будущем.
  • Если трёхлетний ребёнок «тарахтит», то есть говорит слишком быстро, глотая окончания слов или, наоборот, крайне медленно, растягивая их, хотя дома примера такой речи нет.
  • Если в три года ребёнок говорит в основном фразами из мультиков и книжек, но не строит собственные предложения – это признак серьёзного отклонения в развитии.. Если в три года малыш зеркально повторяет то, что говорят при нём взрослые, пусть даже и к месту – это причина срочного обращения к специалисту, причём психиатру!
  • Если у малыша любого возраста постоянно приоткрыт рот или наблюдается повышенное слюноотделение без явных причин (не связанное с ростом зубов).

У ребенка может развиться стойкий речевой негативизм, если его, имеющего задержку речевого развития, взрослые постоянно просят: «Скажи», «Повтори». Речевой негативизм, или отказ от речи, может выражаться активно и пассивно, но в любом случае ребенок отказывается говорить не только по приказу родителей, но и в любых ситуациях. Родители сначала просят повторить за ними слова, потом умоляют, потом требуют, в конце концов, ребенка наказывают – ставят в угол. Но это приводит только к одному: со временем все задания, требующие от ребенка словесных реакций, активно или игнорируются или отвергаются.

Ребенок молчит или отворачивается в ответ на любой вопрос, например: «Как тебя зовут?», «Сколько тебе лет?». Он мычит и показывает пальцем, если просит что-либо, а чаще старается сам удовлетворить собственные потребности. Такая «самостоятельность» свидетельствует чаще о несформированности навыков речевой коммуникации и о наличии стойкого речевого негативизма.

Если ребенок имеет сохранный физический слух, к 3 годам владеет только десятком лепетных слов, то в этом случае процесс овладения речью не просто задерживается по времени, но принимает искаженный характер. К сожалению, в соответствии со сложившейся традицией, в России мало оказывают раннюю специализированную помощь детям с ЗРР. Отсутствие помощи в раннем дошкольном возрасте приводит к появлению целого ряда последствий недоразвития речи. Это нарушение процесса общения и обусловленные им трудности адаптации в детском коллективе и речевой негативизм, своеобразие эмоционально-волевой сферы, инфантилизм, вторичная задержка познавательной деятельности, трудности в овладении всей школьной программой, особенно по русскому языку.

Внимание к развитию речи ребенка на первых возрастных ступенях особенно важно потому, что в это время интенсивно растет мозг ребенка и формируются его функции. «Для речи, — пишет проф. М. М. Кольцова, — таким «критическим» периодом развития являются первые три года жизни ребенка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в первые три года речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное».

Самым тяжелым последствием задержки развития речи является постепенное замедление темпа интеллектуального развития ребенка. Все психические процессы у ребенка – память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение – развиваются с прямым участием речи. Задержка речевого развития при отсутствии своевременно начатых коррекционных занятий будет тормозить и искажать весь дальнейший ход психического развития ребенка.

Таким образом, речь является одним из важнейших средств развития личности ребенка в целом. Понимание речи окружающих и собственная активная речь сопровождают всю деятельность ребенка. Речевое развитие ребенка в первые годы жизни оказывает значение на всю его последующую жизнь, поэтому речевое развитие необходимо начинать с первых дней жизни ребенка. Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления (появления) у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития ее. Своевременное - значит начатое с первых же дней после рождения ребенка; полноценное - значит достаточное по объему языкового материала и побуждающее ребенка к овладению речью в полную меру его возможностей на каждой возрастной ступени.

3. Факторы, влияющие на развитие речи.

1. Неврологические (тип высшей нервной деятельности).

2. Патологии головного мозга.

3. Нарушения слуха.

4. Нарушения зрения.

5. Нарушения строения артикуляционного аппарата.

6. Зубо-челюстные аномалии.

7. Социум и семья.

4. Сравнительный анализ нормального и отклоняющегося развития речи.

4.1. Развитие речи детей дошкольного возраста с нормой развития речи.

Нормальное развития речи (по А. Н. Гвоздеву).

https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2012/02/26/sravnitelnyy-analiz-normalnogo-i-otklonyayushchegosya-razvitiya

4.2. Отклоняющееся развитие речи.

Таблица Лубовского В.И.

НАРУШЕНИЯ

Категории детей

мышления

речи

обучаемости

отсут-ствует

лёгкое

грубое

отсут-ствует

лёгкое

грубое

Отсут-ствует

лёгкое

грубое

норма

Х

Х

Х

лёгкая

УО

Х

Х

Х

ЗПР

Х

Х

Х

ОНР

Х---

Х

Х---

Лингвистическая структура дефекта

(по Бессоновой Т.П.).

N– норма             Х – нарушено                      - диагностирующий признак

Категории детей

Звуковая сторона речи

Смысловая сторона речи

Связная речь

Звуко-произ-ноше-ние

Различение оппозици-ионных звуков

Анализ и синтез

Слоговая

структура

Лексический запас

Граммати-

ческий строй

Дети с нор-мой рече-вого разви-тия

по возра-сту    N    

по возрасту

N

по возрасту

N

по возрасту

N

по возрасту

N

по возрасту

 N

по возрасту

N

Первич-ная патоло-гия

ФД

Х

N

N

N

N

N

N

ФФН

Х

Х

Х

N

N

N

N

ОНР

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Вторич-ная пато-логия

ЗПР

1) Х

2) N

1) Х

2) N

Х

N

Х

Х

Х

Дислалия (фонетический дефект) – нарушено звукопроизношение при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Причины возникновения:

1) механическая (органическая):

-дефекты строения губ,

-строение челюстей,

-особенности строения зубного ряда,

-строение языка,

-строение твёрдого нёба.

2) социальные:

-неправильное воспитание,

-влияние двуязычия ,

-соматическое здоровье ребёнка,

-психическое созревание,

-незначительное снижение слуха,

-на фоне УО.

Дизартрия – нарушена произносительная сторона речи, что обусловлено недостаточной иннервацией речевого аппарата при поражении центральной или переферической нервной системы (артикуляционные расстройства, расстройства речевого дыхания, ритмико-мелодические расстройства).

Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

Причины возникновения:

1) функциональные:

-после удаления полипов и аденоидов,

-при постдифтерийном порезе,

-недостаточный подъём мягкого нёба при фонации.

2) органические:

А) приобретённые:

- перфорация твёрдого или мягкого нёба,

-парезы и параличи, наступившие вследствие повреждения мягкого нёба.

Б) врождённые:

-расщелины и расщепления,

-особенности строения мягкого нёба,

- изолированные парезы мягкого нёба.

Афазия полная или частичная утрата речевых навыков, обусловленная поражением коры доминантного полушария головного мозга.

Заикание – расстройство преимущественно коммуникативной функции речи, нарушения темпо-ритмической организации речи, обусловленного судорожным состоянием мышц речевого аппарата

Причины:

1. слабость центральной нервной системы,

2. провоцирующий фактор.

-соматическая ослабленность,

-позднее развитие речи,

-длительная травмирующая ситуация,

-острая травмирующая ситуация,

-роль неправильного воспитания,

-непосильная речевая нагрузка,

-двуязычие,

-подражание.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи - нарушение процессов формирования произносительной системы (родного) языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения звуков.

Профессор Р.Е. Левина в рамках психолого-педагогической классификации речевых нарушений выделила группу детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФН). К этой категории относятся дети с нормальным физическим слухом и интеллектом, у которых нарушены произносительная сторона речи и особый — фонематический — слух.

Основные проявления:

-     Недифференцированное произношение пар или групп звуков, т.е. один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух или более звуков. Например, вместо звуков "с", "ч", "ш" ребенок произносит звук "ть": "тюмка" вместо "сумка", "тяска" вместо "чашка", "тяпка" вместо "шапка";

-      Замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию, т.е. сложные звуки заменяются простыми. Например, группа свистящих и шипящих звуков может заменяться звуками "т" и "д", "р" заменяется на "л", "ш" заменяется на "ф". "Табака" вместо "собака", "лыба" вместо "рыба", "фуба" вместо "шуба";

-        Смешение звуков, т.е. неустойчивое употребление целого ряда звуков в различных словах. Ребенок в одних словах может употреблять звуки правильно, а в других заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Например, ребенок умеет правильно произносить звуки "р", "л" и "с" изолированно, но в речевых высказываниях вместо "столяр строгает доску" говорит "старял стлагает дошку".

Общее недоразвитие речи— различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) при нормальном слухе и интеллекте.

У детей с ОНР имеются типичные проявления (несмотря на различную природу дефектов), указывающие на системные нарушения речевой деятельности:

 — позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, в крайних случаях и к 5 годам;

 — речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена;

 — экспрессивная речь отстаёт от импрессивной, то есть ребёнок, понимая речь, обращённую к нему, не может сам правильно выразить свои мысли;

 — речь детей с ОНР малопонятна (I,II уровня развития речи по Р.Е.Левиной).

Формы речевой патологии

(структура речевого дефекта)

(по Бессоновой Т.П.)

N– норма             Х – нарушено                

Форма рече-

вой патоло-

гии

Звуковая сторона речи

Смысловая сторона речи

Связная речь

Фонети-

ческий

дефект

Фонемати-

ческое

восприя-

тие

Лексичес-

кий

запас

Граммати-

ческий

строй

речи

дислалия

 Х

N

2) Х

N

N

N

дизартрия

Х

1) N

2) Х

1) N

2) Х

1) N

2) Х

1) N

2) Х

ринолалия

 Х

1) N

2) Х

1) N

2) Х

1) N

2) Х

1) N

2) Х

алалия

Х

Х

Х

Х

Х

афазия

Х

Х

Х

Х

Х

заикание

1) N

2) Х

1) N

2) Х

1) N

2) Х

1) N

2) Х

1) N

2) Х

5.Заключение.

Как показывает сравнительный анализ, отклоняющееся речевое развитие детей,  в зависимости от первичного дефекта и его тяжести, отстаёт от нормального развития речи детей-дошкольников на уровнях формирования речи и имеет различные нарушения и несформированность во всех составляющих речи.

Детям необходима индивидуальная (часто комплексная помощь нескольких специалистов) с учетом первичного дефекта.

Опыт работы по развитию речевых способностей показывает, что применяя методику коррекции развития речи, используя творческий подход, заинтересовывая детей, реализуя личный подход к детям, используя комплекс приемов и методов коррекционно-развивающей работы с детьми, можно добиться положительных результатов.

Библиографический список

  1. Акименко В.М. Речевые нарушения у детей / В.М. Акименко.- Ростов н / Д: Феникс, 2008. -141 с.
  2. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия / М.: Академия, 2008. - 368 с.
  3. Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский.- М.: Лабиринт, 2008. - 352 с.
  4. Грибова О.Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит? / О.Е. Грибова.- М.: Айрис-пресс, 2004. - 48 с.
  5. Громова О.Е. Норма и задержка речевого развития у детей / О.Е. Громова // Дефектология. 2009. №2. С.66-69.
  6.  Логопедия: методическое наследие / авт.-сост. Р. И. Лалаева; под ред. Л. С. Волковой. М.: Владос, 2003. - 304 с.
  7. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / Г. В. Чиркина, Л. Ф. Спирова, Е. Н. Рос. и др. ; под общ. ред. Г. В. Чиркиной. М.: Аркти, 2005. - 240 с.
  8. Филичева Т.Б. Речь как явление физиологическое, социальное, психолого-педагогическое / Т.Б. Филичева // Логопедия. 2008. №3. С.5-9.

9.  Детская патопсихология. Хрестоматия/ Сост. Н.Л. Белопольская. 3-е изд., - М., Когито-Центр, 2004.- 351с.

10. Лекции Грибовой О.Е., Бессоновой Т.П., Дружиловской О.В..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сравнительный анализ нормального и отклоняющегося развития речи

                         Для  слушателей курса повышения квалификации «Диагностика и коррекция  речевых нарушени...

Справка по итогам проведения сравнительного контроля по вопросу "Уровень развития речи детей младшего возраста".

Спарвка включает в себя основные аспекты по формированию уровня развития речи детей младшего возраста в ДОУ по программе  «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»  под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. ...

Нормальное и отклоняющееся развитие

В данной статье раскрываются понятия : нормальное и отклоняющася норма, статистическая и функционая норма; основные условия для нормального развития ребенка, особенности детей с особенностями развития...

ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

Доклад к педсовету. Содержит рекомендации по развитию речи детей в ДОУ в разных возрастных группах....

Значение звукового анализа и синтеза в развитии речи и его взаимосвязь с уровнем развития фонематического восприятия

Чтобы ребёнок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу. В свою очередь звуковой анализ и синтез должны баз...

Анализ открытого занятия по развитию речи для детей старшей группы "Страна прекрасных слов"

Анализ непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области  «Коммуникативное развитие»Тема непосредственно образовательной деятельности: «Страна п...