Презентация. Послушный ветерок.
презентация к уроку по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)

В презентации представлена здоровьесберегающая технология  по развитию речевого дыхания у детей с ОНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poslushnyy_veterok.pptx2.43 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Послушный ветерок Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста с ОНР У читель-логопед Прохорова С.П. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Беломорского района "Центр развития ребенка-детский сад "Родничок"

Слайд 2

Речевое дыхание– основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса . Отличие речевого дыхания от обычного жизненного дыхания: Вне речи вдох осуществляется через нос, а во время речи – через рот ; Вне речи вдох и выдох по продолжительности одинаковы , а в речи они неравномерны ( вдох-короткий, но не резкий , а выдох медленный).

Слайд 3

Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков. Дыхательные упражнения помогут достичь плавного выдоха и быстрее освоить труднопроизносимые звуки. Выполнение дыхательных упражнений не только влияет на формирование правильного речевого дыхания , но и способствует профилактике заболеваний ЛОР-органов. Цель дыхательных упражнений: – научить детей быстро, бесшумно производить вдох и рационально, экономно расходовать воздух на выдохе. Работа над речевым дыханием заключается в следующем: - в выработке длительного ротового выдоха; - в формировании умения экономно расходовать воздух в процессе речи с учетом его добора.

Слайд 4

Внимание педагога, работающего с ребенком над выработкой правильного речевого дыхания, должно быть сосредоточено на следующих моментах : во время дыхания плечи у ребенка должны быть неподвижны ; грудь не должна сильно подниматься при вдохе и опускаться при выдохе ; живот при вдохе должен подниматься, а при выдохе – опускаться ; во время вдоха не втягивать воздух носом, а делать вдох через рот ; - вдох должен быть мягким и коротким, выдох - длительным, спокойным и плавным ; сделав вдох, сразу же начинать говорить, не задерживая дыхание ; - говорить только на выдохе;

Слайд 5

Последовательность работы над формированием речевого дыхания. Первый этап. Выработка правильного диафрагмального дыхания. С этой целью проводится дыхательная гимнастика, в процессе которой происходит нормализация ритма дыхания и увеличение объема вдоха . « Бегемотик » Цель. Формирования диафрагмального дыхания. Ход игры. Ребенок, находящийся в положении лежа, кладет ладонь на область диафрагмы. Взрослый произносит рифмовку: Бегемотики лежали, бегемотики дышали. То животик поднимается (вдох), То животик опускается (выдох). Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой: Сели бегемотики , потрогали животики. То животик поднимается (вдох), То животик опускается (выдох ).

Слайд 6

«Рыбка на волнах» Цель игры. Формирование диафрагмального типа дыхания. Ход игры. Дети находятся в положении лежа на спине. Рука ребенка лежит на верхней части живота (диафрагмальная область). На живот кладется игрушечная рыбка. Логопед предлагает ребенку покачать рыбку , будто она плывет на волнах. Внимание ребенка обращается на то, что его живот «хорошо дышит». Упражнение длится 2-3 минуты, выполняется без усилий, чтобы избежать гипервентиляции и повышения мышечного тонуса. «Маятник» Цель игры. Воспитание правильного дыхательного темпа. Ход игры. Дети сидят «по-турецки», руки на затылке. Спокойный вдох, пауза в три секунды, наклон вперед — выдох. Возврат в исходное положение — вдох. Повторить 3—4 раза.

Слайд 7

Второй этап. Обучение спокойному, короткому вдоху и свободному, плавному, удлиненному выдоху с использованием наглядного материала. Статические упражнения, направленные на развитие ротового выдоха. Примеры упражнений: «Наслаждаемся запахами духов». Вдох через нос и ровный, медленный выдох через рот . « Футбол». Загнать ватный шарик в ворота. Вытянуть губы «трубочкой» и подуть на ватный шарик, пытаясь загнать его в «ворота ». «Ветерок кружит листочки». Чей листок улетит дальше? Катать по столу катушку или пузырек . «Лошадки фыркают». Сильно дуть на расслабленные губы до получения вибрации . «Кучер останавливает лошадку». Набрав в легкие воздух, с силой выдувать его, заставляя вибрировать губы: пррррррр .

Слайд 8

«Спутник». Дутье на маленький кусочек ваты («спутник»). Чей «спутник» поднимется выше ? «Буря». Улыбнуться, просунуть распластанный язык между зубами. Сильно выдувать воздух, заставляя вибрировать губы и язык . «Кит выбрасывает фонтан воды». Вибрация губ и языка. Сильно подуть, стараясь прокатить маленькую машинку между двух кубиков. Задувать на кончик языка, установленного «лопатой» и мягко, но плотно прикасаться только к верхней губе, нижняя вместе с челюстью оттянута вниз . «Сдуй снежинку с носа». С силой подуть на язык, стараясь сдуть ватку с носа . «Дуют ветры сильные, дуют ветры слабые». Дутье на листочки. Обучение правильному диафрагмальному дыханию. Вдох носом, пауза (под счет 1, 2), продолжительный выдох ртом. Упражнения с шариками (по Воробьевой Т.А.) Тренажеры

Слайд 9

Третий этап. Обучение рациональному, экономному выдоху в процессе произнесения звуков (проводится одновременно с развитием артикуляции звуков ). Громкое и длительное произнесение изолированых гласных звуков. Длительное и с различным уровнем громкости проинесение сочетаний звуков ( аа-ууу , ааа-ууу-ииии ). Произнесение согласных звуков . « Цветок распускается» — [а]. Исходное положение — стоя, руки опуще­ны. Руки через стороны поднять вверх — вдох. Руки через стороны вниз, поём: «А-а-а» — выдох «Рубим дрова» — [у]. Исходное положение — стоя, руки опущены. Ноги шире плеч. Прямые руки вверх — вдох. Наклон — поём: «У-у-у» « Песенки лесных зверят». Собрались на лесной полянке Лисенок, Зайчонок, Волчонок и Медвежонок и запели песенки. Произнесение та-э-и, а-э- и,а -э-и, а-э-и.

Слайд 10

Четвертый этап. Произнесение слогов и звукоподражаний. «Путешествие». Логопед предлагает отправиться в путешествие, выбираем вид транспорта и озвучиваем на выдохе. «Ежики». На выдохе произносить «УФ-УУФ» «Волшебные слоги». Используются слоги, состоящие из звуков, хорошо произносимых детьми (МА, МО, МУ, МЫ, МИ; НА, НО, НУ, НЫ, НИ; ТА, ТО, ТУ, ТЫ; ДА, ДО, ДУ, ДЫ; БА, БО, БУ, БЫ, БИ и т.д .) «Сейчас мы будем произносить волшебные слоги. Волшебные они потому, что из них образуются слова. Послушайте, как я произнесу волшебный слог. (Логопед выполняет вдох с одновременным быстрым движением руки вверх, затем на выдохе, медленно опуская руку, нараспев произносит слог, например, «МА»). А теперь произносим вместе».

Слайд 11

Пятый этап. Формирование правильного речевого дыхания в процессе речи (произнесение на одном выдохе от 2 до 4 слов и фраз, содержащих от 5 до 7 слов ). Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев двусложного слова (по слогам) . Используются слова: МАМА, МИЛА, МЫЛА, НОТЫ, КОНИ, ДЕТИ и т.д. Исходное положение: стоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч (или произвольное). Инструкция: «Сейчас мы будем составлять из волшебных слогов слова и произносить их. Послушайте, как у меня это получится. (Логопед выполняет вдох с одновременным быстрым движением руки вверх, а на выдохе, опуская руку, нараспев произносит слово, например, «МА-А-МА-А») . А теперь произносим все вместе». В течение одного занятия каждое слово пропевается 4-5 раз . Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев трехсложного слова (по слогам) . Используются слова: МАЛИНА, КАЛИНА, МАШИНА, КУБИКИ, ЗАПЕЛИ и т.д. Исходное положение: стоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч (или произвольное). Инструкция: аналогична инструкции, данной в предыдущем упражнении.

Слайд 12

Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев фразы, состоящей из двух слов. Используются фразы, включающие двусложные и трехсложные слова, например: «МАМА МЫЛА», «МИЛА ШИЛА», «МАША ЕЛА», «ДЕТИ ЗАПЕЛИ» и т.д. Исходное положение: стоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч (или произвольное). Инструкция: «Сейчас мы произнесем одно из слов, которое изучали раньше, затем присоединим к нему второе слово и будет фраза. Получится, словно паровозик с вагончиком едут вместе. Послушайте, как это сделаю я. (Логопед выполняет вдох с одновременным быстрым движением руки вверх, а на выдохе нараспев произносит фразу, например: «МА-А-МА-А МЫ-Ы-ЛА-А»). А теперь произносим все вместе». Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев фразы, состоящей из трех слов. Используются фразы, включающие двусложные слова, например: «МАМА МЫЛА МИЛУ», «МАМА МЫЛА КОЛЮ», «МИЛА ЕЛА КАШУ» и т.д. Исходное положение: стоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч (или произвольное).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка «Послушный ветерок» в старшей группе компенсирующей направленности

Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребёнка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциона...

Проект Послушный ветерок

логопедический проект по формированию правильного речевого дыхания у дошкольников...

Методическая разработка "Послушный ветерок"

Перечисленные ниже игры и упражнения помогут научить ребенка плавно выдыхать через рот сильную направленную струю воздуха....

Конспект логопедического досуга "Послушный ветерок"

Конспект логопедического досуга «Послушный ветерок» в группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет с ТНР.Цель: вовлечь родителей в непосредственно - образовательную деятельность ...

Педагогический проект «Послушный ветерок»

Педагогический проект   «Послушный ветерок»...

Проект "Мой послушный ветерок"

Детско-родиельский проект по развитию речевого дыхания детей дошкольного возраста...

Логопедический совместный проект на развитие речевого дыхания "Послушный ветерок"

Тип проекта: практико-ориентированный, долгосрочный, коллективный, игровой. Срок осуществления проекта 3 месяца.Образовательная область – «Речевое развитие».Участники проекта...