Артикуляционная гимнастика - сказка
презентация к уроку по логопедии (младшая группа)

Артикуляционная гимнастика в форме сказки, для совместной работы воспитателя и логопеда.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Артикуляционная гимнастика- с казка: «В гостях у бабушки» Выполнила: Усманова О.


Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика-сказка «В гостях у бабушки» для группы шипящих звуков «С», «Ж», «Ч», «Щ»

1, 2 слайд

Жил был на свете маленький мальчик Ваня, который, как и все мальчики очень любил фантазировать, путешествовать и играть в разные занятные игры. Это был обычный хороший мальчик.

3, 4, 5 слайды

Вот однажды проснулся рано утром Ваня в плохом настроении, зашёл на кухню, и так сильно толкнул дверь, что она громко хлопнула! А в это время на кухне бабушка замешивала тесто для блинов. Когда из-за Вани громко хлопнула кухонная дверь, бабушка испугалась, вздрогнула, и случайно высыпала в тесто слишком много муки. Получилось у неё тесто густое, как для пирожков, и блины из него уже не могли получиться.

6, 7 слайды

Бабушка расстроилась, заохала, заахала, запричитала. Делать нечего, решил Ваня помочь бабушке с тестом, стал тесто водой разбавлять и постоянно размешивать, что бы снов оно стало пожиже... Мальчик так старался, что через некоторое время даже его зубки с язычком начали ему помогать и тоже как-будто месили тесто....

8 слайд

Дети выполняют артикуляционное упраженение: «Месим тесто»

Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке.

Краткое описание упражнения: Широко улыбнуться, зубы сомкнуть. Удерживать губы в таком положении под счет от одного до десяти.

9 слайд

И вот, бабушка уже печет блины из нового, правильного, жиденького теста и они получаются у неё румяные, ароматные и, наверное, вку-у-усные! Только Ванечка потянулся за блинчиком, как бабушка ему и говорит: "Нет-нет-нет, дорогой внучек, такому грустному мальчику можно пробовать блины, только если он выполнит блинное задание! А ну-ка, сделай из своего язычка блинчик, сколько блинчиков ты мне сам покажешь, столько я тебе и разрешу их взять.".

10 слайд

Дети выполняют артикуляционное упражнение: «Блинчик»

Цель: вырабатывать умение удерживать язык в спокойном расслабленном положении.

Краткое описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до десяти. Если язычок не становится широким и распластанным, предложите ребенку пошлепать язык губами, произнося звуки ПЯ-ПЯ-ПЯ

Ване с утра было не только грустно, но голодно. Поэтому он и послушал бабушку, начал превращать свой язычок в блинчик и получилось у него это целых 10 раз!!!! Вот сколько блинов он заработал у своей бабули - её порадовал и удивил, а сам тоже немножко погордился своими способностями! Только собрался уходить Ваня из кухни, а бабушка ему и говорит: "Внучек ты мой ненаглядный, не могу я тебя отпустить без полноценного полезного завтрака! Съеденных блинчиков мало, их обязательно нужно запить чаем из чашечки  и заесть вкусным вареньем из вазочки...".

11,12 слайд

Дети выполняют артикуляционное упражнение: «Чашечка»

Цель: укреплять боковые мышцы языка и мышцы передней части языка, вырабатывать умение удерживать язык в форме чашечки.

Краткое описание: Широко открыть рот. Широкий, распластанный язык положить на нижнюю губу (как описано в упражнении «Блинчик»). Передним и боковыми краями широкого языка потянуться к верхним зубам, но не дотрагиваться до них. Язык приобретает форму углубления – «чашечки». Удерживать язык в таком положении под счет от 1 до 10.

Артикуляционное упражнение: «Вкусное варенье»

Цель: укреплять мышцы передней части языка, вырабатывать движение широкой передней части языка вверх.

Краткое описание: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Обязательно следить за тем, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем). Язык должен быть широким, а боковые края его должны касаться углов рта.

Понурил голову грустный Ваня и решил выпить из чашки ровно 10 глотков чаю и съесть 10 ложечек вкусного варенья. Нужно признать, что варенье было малиновым и настолько вкусным, что после каждого глотка чая и ложечки варенья мальчик очень старательно облизывал свои губы, что бы ни капельки этого удивительного лакомства не проскочило мимо рта. Справился Иван с чаем и вареньем.

13 слайд

Выбрался наконец-то наш печальный парень из кухни, бредет по коридору понуро голову повесив, а тут на встречу ему - мама. Спрашивает: "Сыночек мой ненаглядный!, что же не улыбаются твои губки с самого утра, не блестят глазки? Или забыли они как это делать, или зубки ты перед завтраком не почистил и теперь весь грустишь?".

И точно, вспомнил, мальчик, что зубы-то у него не чищены, не прополосканы и мечтают не только о встрече с зубной щеткой, но и о более тесном контакте с ней. Вначале, перед зеркалом Ваня проверил, не забыл ли он как улыбаться (а то вдруг мама права и губки его не слушаются). Но губки его слушались отлично, поэтому в добавок к улыбочке, которая почему-то все равно была грустной, Иван решил немного покривляться и то строил из зубов не просто заборчик, а целый заборище - крепкий и неприступный; то превращал челюсти как будто в окошко, открывая и закрывая его, то вытягивал губы, как-будто собрался играть на дудочке, то лепил из губ колечко, в общем, побаловался от души, а хорошее настроение у него, пока ещё, так и не появилось...

14, 15, 16 слайды

Упражнение «Заборчик»

Цель: вырабатывать умение обнажать зубы, развивать круговые мышц губ.

Описание: Широко улыбнуться, верхнюю губу приподнять, а нижнюю опустить так, чтобы максимально обнажить зубы, зубы сомкнуть. Удерживать губы в таком положении под счет от одного до десяти.

Упражнение «Дудочка»

Цель: укреплять боковые мышцы языка, учить детей удерживать язык в форме трубочки, развивать речевое дыхание.

Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу (как описано в упражнении «Блинчик»). Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку (не надувая щеки).

Повторить 5-10 раз, т. е. 5-10 раз из «Блинчика» сделать «Дудочку» и соответственно 5-10 раз подуть.

Если ребенку трудно поднять боковые края языка, то можно помочь ему положив по средней линии язычка спичку или черенок чайной ложки и слегка надавив. Губки при этом округлить (как при произнесении звука О).

17 слайд

Закончив играть с язычком перед зеркалом, Иван вспомнил, что собирался почистить зубы. Но что это за странный день такой выдался, в ванной комнате не оказалось зубной щетки. Ваня не растерялся и очень старательно почистил свои зубки язычком. Он их чистил долго, и вверх, и вниз, и влево, и вправо, и почему-то больше всего старался очищая верхние зубки с внутренней стороны. Мальчик так увлекся, что и не заметил, как постепенно начал чистить в ротике нёбо (это взрослые так говорят - нёбо, а мы то  с Вами знаем, что это просто потолочек), и его язык так ловко двигался во все стороны, что стал похож на кисточку маляра и, как-будто "покрасил" весь потолок в ротике.

18 слайд

Дети выполняют артикуляционное упражнение: «Почисти зубки»

Цель: укреплять мышцы кончика языка, учить детей удерживать кончик языка за зубами.

Краткое описание: А) Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубки с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону, а потом делая движения снизу вверх.

Б) Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубки с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону, а потом делая движения снизу вверх.

В) Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубки с внешней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

Следить за тем, чтобы губы были неподвижны, находились в положении улыбки. Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов. Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.

19 слайд

Упражнение «Маляр»

Цель: Отрабатывать движения языка вверх, вырабатывать его подвижность.

Описание: Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком широкого языка твердое небо, делая движения языком вперед назад ( от горлышка к зубкам и обратно). Следить за тем, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны. Кончик языка должен доходить до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, а не высовываться изо рта. Повторить упражнение 10-15 раз

Пока наш герой чистил зубы, он почувствовал, что его настроения начало подниматься и решил он и дальше исправлять свое настроение играя с язычком. Быстро быстро побежал Ваня к самому большому зеркалу в доме, уселся около него, улыбнулся и принялся щелкать языком так, как будто это настоящая лошадка цокает своими копытцами. Ване очень понравилась эта игра и его лошадка скакала то тихо-тихо, то громко-громко, то медленно-медленно, то быстро-быстро... В общем, под конец скачек, Ваня настолько притомился, что его язычок еле шевелился во рту и, вдруг, глаза у Вани округлились  - ведь он увидел, что иногда во время цоканья его язычок становится похож на симпатичные грибочек на тоненькой ножке. Ване настолько понравился этот грибочек. что он побежал его показывать всем-всем-всем. Один раз он показал грибочек маме, один раз папе, один раз бабушке, один раз дедушке, а непонятливому младшему братику показал грибочек целых 3 раза!!!! Вот так-то.

20слайд

Упражнение «Лошадка»

Цель: укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную уздечку.

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать языком так, чтобы он всей своей массой вначале присасывался на мгновение к небу, а затем падал вниз. Цокать с переменным темпом (то медленно, то быстро). Следить за тем, чтобы нижняя челюсть была неподвижна – работает только язык.

21 слайд

Упражнение: «Грибок»

Цель: вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к твердому небу, широко открыть рот (язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – его ножку).

Следить за тем, чтобы губы были в положении улыбки. Это упражнение повторять 5-10 раз.

Чувствует Иван, что после всех этих упражнений прибыло у него сил и хорошего настроения. Решил он закрепить результат и придумать еще какое-нибудь задание для язычка. А фантазия у парня была богатая, поэтому недолго думая, превратил он грибочек в гармошку и играл на ней еще долго-долго, думаю, что секунд по 20 три раза подряд! Вот какой выносливый был Иван.

22 слайд

Упражнение «Гармошка»

Цель: Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную уздечку.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не опуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается уздечка). Губы находятся в положении улыбки. Следить за тем, чтобы губы, при открывании рта, были неподвижны. Также при открывании рта не должна провисать одна из сторон языка. Выполнять это упражнение нужно медленно 5 -10 раз.

Мальчику уже было так весело, что надумал он поделиться своим настроением и с мамой, и с папой и с другими домочадцами. А для этого моментально придумал фокус-покус. Ваня настолько смешно сдувал ватку, что хохотала уже вся семья. Только у младшего братика не получалось фокусничать, он даже расстроился от такой несправедливости...

23 слайд

Упражнение «Фокус»

Цель: Вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму «чашечки» и направлять воздушную струю посередине языка.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык в форме «чашечки» на верхнюю губу. Язык слегка сильнее высунуть вперед и плавно подуть на небольшой кусочек ваты, лежащий на кончике носа. Воздух при этом должен идти посередине языка и вата полетит вверх.

Следить за тем, чтобы боковые края языка были прижаты к верхней губе (посередине образуется щель, по которой идет воздушная струя).

Но у Вани была очень дружная семья и все вместе быстро придумали развлечение для Алёшеньки (так звали младшего братика) и он потом еще долго продолжал играть в игру "Загони мяч в ворота" и победил в ней папу, дедушку, и, даже, Ваню почти победил...

24 слайд

Упражнение «Загони мяч в ворота»

Цель: Вырабатывать плавную, длительную непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка

Описание: Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук Ф-Ф-Ф, сдуть ватку на противоположный край стола. Следить за тем, чтобы нижняя губа не натягивалась на нижние зубки. Нельзя надувать щеки.

25 слайд

Вот и закончилась наша сказка. Она начиналась вместе с грустным настроением мальчика Вани, но постепенно, он смог найти свое хорошее настроение и поделиться им со своими родственниками. А помог ему в этом его веселый язычок, который умел выполнять много сложных (и не очень) заданий! А кто еще помогал мальчику Ване? Думаю, что это был ты - такой старательный, умелый и тоже веселый!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подборка артикуляционной гимнастики " Сказки веселого язычка"

Никто не заменит работу логопеда, но родители могут самостоятельно помочь ребенку в речевом развитии, чтобы не терять времени до поступления в логопедическую группу  или на прием к логопеду. Дан...

Артикуляционная гимнастика-сказка "У бабушки с дедушкой"

В презентации представлен комплекс артикуляционной гимнастики для детей в стихах....

Артикуляционная гимнастика "Сказка о Язычке"

Развивать артикуляционный аппарат с помощью упражнений артикуляционной гимнастики поможет "Сказка о Язычке". К тексту сказки прилагаются описание и символический рисунок к каждому упражнению. Рекоменд...

Артикуляционная гимнастика - сказка "У бабушки с дедушкой"

Любой из нас пришел на свет на этот Творить добро, надеяться, любить, Смеяться, плакать, но при всем при этом Должны мы научиться - ГОВОРИТЬ...

Артикуляционная гимнастика. Сказка "Зима".

Артикуляционные упажнения в стихах....

Артикуляционная гимнастика "Сказка о весёлом язычке"

Артикуляционная гимнастика для детей от 4 до 7 лет "Сказка о весёлом язычке"...