Консультация "Методы обследования детей и принципы диагностики"
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Для успешного логопедического обследования детей, необходимо учитывать многие факторы и применять разные методы и принципы обследования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ

  1. Организационные, которые в свою очередь подразделяются:
  • сравнительный (каким был, каким стал)
  • лонгитюдиальный (отслеживание ребенка в динамике)
  • комплексный (изучается в комплексе с несколькими специалистами)
  1. Эмпирические методы, которые состоят из:
  • наблюдение
  • эксперимент (естественный, лабораторный, формирующий- направлен на формирование, констатирующий - фиксирующий данные для отчетные данные)
  • психодиагностические (тесты, опросники, нейрологопедическая диагностика)
  • биографические (анамнез)
  • праксиметрические – изучение материалов речевой деятельности (дошкольники – говорение, школьники – письменная речь)
  1. Количественные (методы математической статистики)- используются при составлении отчетов.
  2. Интерпретационные методы, т. е. методы обработки информации рамках изучения частей и целого.

При использовании методов необходимо учитывать и применять принципы:

  1. Принцип системности – опора на представление о речи, как о сложной функциональной систем, структурные компоненты, которой между собой связаны.

Принцип состоит из – дифференциальной диагностики сходных форм; речевые и неречевые симптомы; данные обследования других узких специалистов; соотнесения уровня развития и речи.

  1. Принцип комплексности – все речевые нарушения рассматриваются в комплексе, причин факторов, их место в структуре дефекта, общие и специфические закономерности развития аномального ребенка. Аномальный ребенок, т.е. ОВЗ.
  2. Принцип развития – это работа с зонами актуального (здесь и сейчас) и ближайшего (чего ребенок может достичь) развитию.
  3. Онтогенетический принцип – реализуется с учетом последовательности форм речи, видов деятельности ребенка.
  4. Принцип компенсации – основывается на установлении этиологии механизмов, симптоматики нарушений, соотношений речевой и неречевой симптоматики в структуре дефекта.

Выходом является построение обходного пути в замен нарушенного.

Дидактические принципы – наглядность, доступность, сознательность, индивидуальный подход.

ПРИНЦИПЫ ДИАГНОСТИКИ

  • Онтогенетический принцип – учет возрастных особенностей ребенка и структуры его психики, этапов речевого развития;
  • Принцип системно – структурного подхода – отклонение в развитии рассматривается в системе всех функций и систем;
  • Принцип уровнего анализа – формирование психики осуществляется в единстве процессов дифференциации, интеграции, последовательного соподчинения функций;
  • Принцип гуманности – своевременное создание условий, необходимых для максимального развития ребенка;
  • Принцип комплексного изучения;
  • Принцип всестороннего, системного и целостного изучения ребенка;
  • Принцип динамического изучения (мониторинг);
  • Принцип качественно – количественного подхода (динамика в цифрах, статистика);
  • Принцип индивидуального подхода (тактильный контакт, похвала).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общие принципы и рекомендации проведения логопедического обследования детей раннего возраста

В статье раскрыты общие принципы и рекомендации проведения обследования речевого развития детей раннего возраста....

Диагностика обследования детей 1 младшей группы

Диагностика  обследования детей1 младшей  группы...

Диагностика обследования детей старшей группы

Диагностика  обследования детей старшей  группы...

Диагностика обследования детей старшей группы

Диагностика  обследования детей старшей  группы...

Презентация "Принципы психолого-педагогического обследования детей с ОНР"

В презентации раскрыты основнные принципы психолого-педагогического сопровождения детей с общимс недоразвитием речи....

Использование "Методики автоматизированного логопедического обследования детей 4-8 лет (студия "ВиЭль") для эффективной диагностики речевого развития детей с ТНР

Из опыта работы учителя-логопеда  по применению на практике компьютерной программы "Логопедическое обследование" (В.М. Акименко) при диагностике речевого развития детей с ТНР в группе к...

Основные принципы обследования детей с общим недоразвитием речи

В презентации кратко описаны принципы обследования детей с общим недоразвитием речи....