1.4. Особенности словаря существительных, прилагательных глаголов у дошкольников со стертой дизартрией
статья по логопедии (старшая группа)

Ольшина Анна Сергеевна

Словарь является одним из важных показателей речевого развития ребенка. И проблема его формирование в современной логопедии занимает важнейшее место в настоящее время. Тем самым, мы можем говорить, что вопросы об особенностях словарного запаса у детей со стёртой дизартрией, методах и методиках их коррекции изучались исследователями с данных времен, и проблема формирования и коррекции лексической стороны речи у детей со стёртой дизартрией остается одной из актуальных вопросов в настоящее время. [3]

Изучением формирования лексики у детей со стёртой дизартрией занимались такие исследователи как: Е.Ф. Архипова, Р.И Лалаева, Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, и другие. Авторы отмечали, что развитие словарного запаса у детей со стёртой дизартрией отстает от возрастной нормы. У детей имеется некоторое ограничение словарного запаса и, так же, встречаются неточности употребления слов. [16]

У детей со стертой дизартрией процесс формирования словаря задерживается и затягивается во времени.  Так же у детей выделяют недостаточную сформированность обобщенного лексического значения целого ряда групп слов, который негативно отражается на умении соотносить их с определенными логическими категориями на основе выделения общего семантического признака. [26]. 

Л.В. Лопатина отмечала в своих исследованиях несформированность компонентов функциональной речевой системы и языковых процессов. Дети испытывают трудности актуализации в экспрессивной речи, слова, которые редко употребляются ребенком заменяются другими; дети ошибочно используют слова обобщающего значения, наблюдается сжатость объёма словарного запаса, парафазии семантически близких слов, которые обозначают зрительно сходные предметы или части тела, замены слов однокоренными и словами сходными по артикуляции. Детям со стёртой формой дизартрии свойственны замены слов словами и выражениями, которые им наиболее привычны в их речевой практике. [17]

По мнению Л. В. Лопатиной, дети со стертой дизартрией затрудняются в обобщении понятий (дикие и домашние животные, птицы, мебель, обувь, транспорт). Больше половины детей испытывают трудности при подборе слов-антонимов и эпитетов к предметам. Согласование имени существительного среднего рода с числительным «пять» (пять карандашов), употребление сложных предлогов «из-под» (собака вылезает из крыльца), образование уменьшительно-ласкательных форм существительных (окно – маленькое окно). [17]

По данным Р. И. Лалаевой, правильный поиск слова осуществляется лишь в том случае, когда у ребенка сформирован и систематизирован определенный синонимический или антонимический ряд, так как выполнение заданий на подбор антонимов и синонимов требует не только достаточного времени и свободного словарного запаса, а также, умения выделять в структуре значения слова основной семантический признак, сопоставлять слова по существенному семантическому признаку. Эти задания успешно выполняются лишь при условии активности процесса поиска слова противоположного или одинакового значения. [16]

По мнению Н. В. Серебряковой, выполнение заданий на группировку семантически близких слов сопровождается еще большим количеством ошибок («сорока», «бабочка», «скворец» - лишнее слово – «сорока», потому что сорока не летает, а сидит на кустике) [24].  В некоторых группировках дети часто не выделяют общий понятийный признак, а осуществляют классификацию на основе общности ситуации, функционального значения, что характерно для детей более младшего возраста. В ответах детей с речевой патологией отражаются их нечеткие представления о родовидовых отношениях, неточности обобщений значений некоторых слов (короткий, низкий, подбежал, цветет).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx23.27 КБ

Предварительный просмотр:

Словарь является одним из важных показателей речевого развития ребенка. И проблема его формирование в современной логопедии занимает важнейшее место в настоящее время. Тем самым, мы можем говорить, что вопросы об особенностях словарного запаса у детей со стёртой дизартрией, методах и методиках их коррекции изучались исследователями с данных времен, и проблема формирования и коррекции лексической стороны речи у детей со стёртой дизартрией остается одной из актуальных вопросов в настоящее время. [3]

Изучением формирования лексики у детей со стёртой дизартрией занимались такие исследователи как: Е.Ф. Архипова, Р.И Лалаева, Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, и другие. Авторы отмечали, что развитие словарного запаса у детей со стёртой дизартрией отстает от возрастной нормы. У детей имеется некоторое ограничение словарного запаса и, так же, встречаются неточности употребления слов. [16]

У детей со стертой дизартрией процесс формирования словаря задерживается и затягивается во времени.  Так же у детей выделяют недостаточную сформированность обобщенного лексического значения целого ряда групп слов, который негативно отражается на умении соотносить их с определенными логическими категориями на основе выделения общего семантического признака. [26].  

Л.В. Лопатина отмечала в своих исследованиях несформированность компонентов функциональной речевой системы и языковых процессов. Дети испытывают трудности актуализации в экспрессивной речи, слова, которые редко употребляются ребенком заменяются другими; дети ошибочно используют слова обобщающего значения, наблюдается сжатость объёма словарного запаса, парафазии семантически близких слов, которые обозначают зрительно сходные предметы или части тела, замены слов однокоренными и словами сходными по артикуляции. Детям со стёртой формой дизартрии свойственны замены слов словами и выражениями, которые им наиболее привычны в их речевой практике. [17]

По мнению Л. В. Лопатиной, дети со стертой дизартрией затрудняются в обобщении понятий (дикие и домашние животные, птицы, мебель, обувь, транспорт). Больше половины детей испытывают трудности при подборе слов-антонимов и эпитетов к предметам. Согласование имени существительного среднего рода с числительным «пять» (пять карандашов), употребление сложных предлогов «из-под» (собака вылезает из крыльца), образование уменьшительно-ласкательных форм существительных (окно – маленькое окно). [17]

По данным Р. И. Лалаевой, правильный поиск слова осуществляется лишь в том случае, когда у ребенка сформирован и систематизирован определенный синонимический или антонимический ряд, так как выполнение заданий на подбор антонимов и синонимов требует не только достаточного времени и свободного словарного запаса, а также, умения выделять в структуре значения слова основной семантический признак, сопоставлять слова по существенному семантическому признаку. Эти задания успешно выполняются лишь при условии активности процесса поиска слова противоположного или одинакового значения. [16]

По мнению Н. В. Серебряковой, выполнение заданий на группировку семантически близких слов сопровождается еще большим количеством ошибок («сорока», «бабочка», «скворец» - лишнее слово – «сорока», потому что сорока не летает, а сидит на кустике) [24].  В некоторых группировках дети часто не выделяют общий понятийный признак, а осуществляют классификацию на основе общности ситуации, функционального значения, что характерно для детей более младшего возраста. В ответах детей с речевой патологией отражаются их нечеткие представления о родовидовых отношениях, неточности обобщений значений некоторых слов (короткий, низкий, подбежал, цветет).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития лексики у старших дошкольников со стертой дизартрией

Ведущим нарушением при стертой дизартрии является нарушение произносительной стороны речи. Вместе с тем у многих детей обнаруживается и несформированность лексической стороны речи, фонематических проц...

Анализ полученных результатов исследования словаря существительных, прилагательных, глаголов у детей контрольной и экспериментальной группы

По результатам проведенной диагностики, был выполнен сравнительный анализ результатов по уровням выполненных заданий, который представлен в   сводной таблице. Представим характеристику состо...

Результаты исследования словаря существительных, прилагательных, глаголов. Пассивный словарь у двух групп.

Результаты исследования словаря существительных, прилагательных, глаголов. Пассивный словарь у двух групп. Рис.4 Результаты исследования словаря существительных, прилагательных, глаголов. Активны...

Активный словарь: При обозначении групп частей речи дошкольники со стертой дизартрией

Активный словарь: При обозначении групп частей речи дошкольники со стертой дизартрией выполняли от 60-80% стимульного материала. Наиболее часто допускались ошибки, связанные с несформированным лексиче...

Цель, задачи, структура логопедической работы по развитию словаря существительных, прилагательных, глаголов у детей со стертой дизартрией.

По итогам проведенного количественного и качественного анализа результатов исследования, выявлены трудности формирования словаря существительных, прилагательных, глаголов у детей со стертой дизартрией...

Методическая разработка «Особенности фонематических функций дошкольников со стертой дизартрией и пути их формирования в логопедической работе»

       Хорошая речь - главное условие всестороннего полноценного развития детей, чем шире активный словарный запас и грамотнее речь у него, тем проще  выразить свои мыс...