Контрольная выборка испытуемых характеризуется достаточно высокими показателями сформированности социально-коммуникативной компетенции: дети активны, часто общаются друг с другом на занятиях, используют вербальное общение для регуляции собственной деятель
статья по логопедии

Ольшина Анна Сергеевна

Контрольная выборка испытуемых характеризуется достаточно высокими показателями сформированности социально-коммуникативной компетенции: дети активны, часто общаются друг с другом на занятиях, используют вербальное общение для регуляции собственной деятельности, игр, во время занятий. Они положительно ориентированы на возможность вступления в коммуникацию. Тем не менее, среди участников контрольной группы мы также выделили процент гиперактивных детей, что также может негативно выражаться на развитии их коммуникативных черт в дальнейшем.

Из наблюдений детей контрольной группы мы выделили детей с нечеткой координацией движений; некоторые дети затрудняются определить правую, левую сторону; зрительно-пространственные представления сформированы недостаточно; причинно-следственные связи (отношения) выстраивает в основном с помощью взрослого. Состояние биологического слуха по данным медицинской карты в норме. Состояние восприятия речи в норме. Правильно выполняют действия по речевой инструкции.

Исходя из беседы с воспитателем о воспитанниках, можно составить следующую характеристику: дети хорошо развиты в речевом плане, нарушений в состоянии опорно-двигательного аппарата у детей нет. Некоторые дети испытывают трудности при овладении графическими навыками, владеют карандашом и ножницами с напряжением, затрудняются в штриховке.

Таким образом, исследование проводилось в соответствии с методикой, которая позволяла дать характеристику пассивному и активному словарному запасу существительных, прилагательных, глаголов у детей старшего дошкольного возраста. Испытуемым предлагалось взаимодействовать со стимульным материалом (карточки и иллюстрации), где необходимо было либо указывать на верный вариант, либо его называть. В организации исследования приняли участие дети дошкольного возраста, имеющие диагноз «Стертая дизартрия», а также дети, не имеющие отклонений в речевом развитии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx22.33 КБ

Предварительный просмотр:

Процесс поиска слова осуществляется не только на основе семантических признаков, но и на основе звукового образа слова. Выделив значение слова, ребенок соотносит это значение с определенным звуковым образом, перебирая в своем сознании всплывающие звуковые образы слов. В процессе поиска слова из-за недостаточной закрепленности связи его значения и звучания происходит выбор слова, сходного по звучанию, но другого значения. [25]

Таким образом, замены существительных свидетельствуют о несформированности семантических полей, о трудностях закрепления связи между образом слова и образом предмета. Наиболее часто дети со стертой дизартрией заменяют существительные, входящие в одно семантическое поле и обозначающие зрительно похожие предметы (оса — пчела, ворона — грач, цапля — аист).

Замены прилагательных свидетельствуют о том, что дети не выделяют существенных признаков, не дифференцируют качества предметов. Распространенными являются такие, например, замены: высокий — длинный. Замены прилагательных осуществляются из-за недифференцированности признаков величины, высоты, ширины, толщины.

В заменах глаголов обращает на себя внимание неумение детей дифференцировать некоторые действия, что в ряде случаев приводит к использованию глаголов более общего, недифференцированного значения, к выбору глаголов другого значения (ползет — идет, воркует — поет, чирикает — поет и т.д.). Наблюдались также замены глаголов воспроизведением звукоподражаний: гогочет — га-га-га, кукарекает — ку-ка-ре-ку, каркает — кар-кар. [25]

Итак, специфические трудности, связанные с формированием словаря дошкольников со стертой дизартрией таковы: название предметов, подбор слова, близкого по значению, определение порядка называния времен года, суток, дней недели, нарушение самостоятельной речи при наличии достаточного словарного запаса, легкая задержка в формировании обобщающей и регулирующей функции речи. Следует заметить, что нарушения становления лексики у детей с патологией речи отражаются в ограниченности лексикона, большом расхождении объема активного и пассивного словаря, неточностей в употреблении слов, разнообразных вербальных парафазиях, отсутствия сформированности семантических полей, трудностях актуализации словаря.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека упражнений для детей среднего дошкольного возраста «Слова произносятся друг за другом»

Цель упражнений – вызывать интерес к слову. Учить детей самостоятельно называть разные слова. Закрепить термин «слово». Познакомить с тем, что слова в речи произносятся в определенной последовательнос...

НОД по социально-коммуникативному развитию в старшей группе Тема: «Кто такой настоящий друг?»

НОД по социально-коммуникативному развитию в старшей группеТема:    «Кто такой настоящий друг?»Задачи:·        обогащать лексику дошкольников синонима...

Дополнительная образовательная программа по социально-коммуникативному развитию для детей дошкольного возраста через театрализованные игры "Мир общения"

Основной целью  программы является - развитие навыков  межличностного взаимодействия детей с взрослыми и сверстниками.Основные задачи:создавать условия для социально-коммуникативного разви...

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию для детей средней группы (4-5 лет) «Культура общения с друзьями»

Социально-коммуникативные навыки являются одними из важнейших в развитии детей. Занятие описанное в данном конспекте учит детей культуре гостеприимства. Герои мультсериала - фиксики Симка и Нолик пред...

Конспект НОД ОО «Социально – коммуникативное развитие» по ПДД в подготовительной группе Тема: «Наш друг- светофор»

Данное занятие познакомит детей с историей светофора, с процессом преобразования этого устройства человеком; сформирует знания правил перехода улицы по светофору, ориентировку в пространстве....