Роль выразительного чтения на уроках литературы
статья по логопедии

Роль выразительного чтения на уроках литературы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_vyrazitelnogo_chteniya_na_urokah_literatury.docx31.54 КБ

Предварительный просмотр:

 Министерство просвещения РФ        

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Шадринский государственный педагогический университет»

Управление дополнительного образования

Роль выразительного чтения на уроках литературы

Сообщение по дисциплине «Методика преподавания литературы (специальная)»

по программе профессиональной переподготовки

«Содержание и организация логопедической работы»

                                                        Выполнила:

                                                        Городилова Елизавета Алексеевна

                                                        Проверила:

                                                        Язовских Марина Александровна  

Шадринск 2022

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1.История методики выразительного чтения……………….…………...............5

2.Признаки выразительного чтения………………….....……………..................7

3. Требования Л.А. Горбушиной……….………………………………………...9

4. Условия работы над выразительным чтением...…………………………….12

Заключение……………………………………………………………………….15

Список литературы……………………………………………………………....16

Введение

Чтение, книга – это мощное средство образования, воспитания и развития: умственного, языкового, речевого, нравственного, культурного, эстетического, информационного, говоря шире – интеллектуального и чувственного, средство развития всех способностей.

Под выразительным чтением понимают правильное, осмысленное и эмоциональное чтение художественного произведения. Именно такое чтение значительно повышает качество усвоения литературного материала. Благодаря выразительному чтению у читающего вырабатываются определенные навыки, такие как сила голоса, тон голос, темп речи, ритм речи, паузы, мелодика тона. Выразительное чтение в школе направлено на формирование духовно богатой, всесторонне развитой, творческой личности у учащихся.

Одна из первоочередных  забот учителя – воспитание у школьников полноценного эмоционального восприятия художественной литературы. Этому содействуют разные виды активной творческой деятельности учащихся на уроке,  и в первую очередь выразительное чтение.

Процесс подготовки выразительного чтения создает на уроке атмосферу творческого приобщения к искусству, помогает школьникам с наибольшей полнотой и эмоциональностью постигать идейно-художественную суть изучаемого произведения, формирует умения и навыки творческого подхода к анализу художественного текста и его воплощению в звучащем слове, играет важную роль в развитии устной речи.

Больше значение выразительному чтению как средству нравственного и эстетического воспитания придавали многие известные педагоги: К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, М.А. Рыбникова, Л.А. Горбушина. Вопросы выразительного чтения освещали методисты прошлого и современности Т.А. Задорожная, Н.А. Зайцева и др.

М.Р. Львов, Л.А. Горбушина, Н.Н. Светловская, А.А. Бонадренко, О.В. Кубасова, Е.И. Матвеева отмечают, что развитие интонационной выразительности чтения некоторое время недооценивалось учителями.

Искусство выразительного чтения требует длительной и систематической работы. В настоящее время при изучении литературы в школе значительно сократилось количество часов, посвященных выразительному чтению. Так же в последнее время не публикуется методических комплексов, книг, посвященных выразительному чтению.
Умение читать не приходит само собой. Его надо развивать умело и последовательно. Наиболее доступной для детей формой восприятия художественного произведения является слушание выразительного чтения.

Ученый-педагог М.А.Рыбникова считала, что «выразительное чтение – это… первая и основная форма конкретного, наглядного обучения литературе…».

Выразительное чтение – возможность проникнуть в самую суть произведения, учиться понимать внутренний мир героев. Оно углубляет понимание детьми выразительных средств устной речи, ее красоты и музыкальности, служит образцом для учащихся.

Основной принцип выразительного чтения – проникновение в идейный и художественный смысл читаемого.

Выразительное чтение – одна из сторон навыка чтения. Чтение, которое правильно передает идейное содержание произведения, его образы.

  1. История методики выразительного чтения

Обучение учащихся выразительному чтению, то есть произносить вслух текст литературных произведений, имеет долгий путь развития. Оно определялось характером литературных произведений, уровнем развития профессионального искусства и теми задачами, которые ставило перед школой общество.
           Нет такой школы, в которой не обучали бы чтению литературных текстов. Уже в древнегреческой мусической школе изучали Гомера и других поэтов. Текст не просто читался, а декламировался сперва учителем, а потом учеником. Обращалось внимание не только на правильность произношения, но и на гармонию и ритм.
           В русской школе обучение устной речи и, в частности, произнесение литературных текстов входило в педагогический процесс с первых лет существования школы на Руси.
           Задолго до возникновения на Руси письменности и книжной литературы у восточных славян была богатая и разнообразная устная поэзия. Сказки, поговорки, пословицы, лирические и обрядовые песни. С появлением письменной литературы фольклор продолжал развиваться, обогащаясь новыми жанрами, взаимодействуя с письменной литературой.
           Самое большое влияние на развитие в России искусства звучащего слова оказал в 20-30-е гг. А.С.Пушкин. Авторские чтения Пушкина указывали пути дальнейшего развития искусства звучащего слова. Он читал свои стихи как бы нараспев, как бы желая передать своему слушателю всю музыкальность их. Эта традиция полунапевного исполнения поэтами своих стихов была воспринята последующими поколениями поэтов.
            В 40-е гг. XIX столетия господствующим направлением в русской литературе становится критический реализм – натуральная школа. С этого времени следует начинать историю художественного чтения.
            1843 год, когда начались публичные чтения литературных произведений, считается датой зарождения в России художественного чтения.
             В 70-80-е гг. появились пособия, говорившие не только о применении выразительного чтения, но и о законах самого искусства. Авторами книг, в которых освещались законы и приемы выразительного чтения, были Р.П. Острогорский, П.Д. Боборыкин, Д.Д. Семенов, Д.Д. Коровяков.
              Теория выразительного чтения делает в эти годы значительный шаг вперед ведущим методистом для данного периода следует признать Ю.Э.Озаровского. Большое значение придает Ю.Э.Озаровский способности чтеца принимать живейшее участие во всем том, что происходит на страницах исполняемого произведения.

  1. Признаки выразительного чтения

Признаки выразительного чтения:

  1. умение соблюдать паузы и логические ударения, передающие замысел автора;
  2. умение соблюдать интонации вопроса, утверждения, а также придавать голосу нужные эмоциональные окраски;
  3. хорошая дикция, ясное, четкое произношение звуков, достаточная громкость, темп.

Выразительность – важное требование, предъявляемое к чтению учащихся средних классов. Мы называем выразительным такое громкое чтение, в процессе которого читающий с достаточной ясностью выражает мысли и чувства, вложенные автором в произведение. Прочитать текст выразительно, значит:

  1. раскрыть характерные особенности образов, картин, изображенных в нем;
  2. показать отношение автора к событиям, к поступкам героев;
  3. передать основную эмоциональную тональность, присущую произведению.

Большое влияние на учащихся оказывает выразительное чтение учителя. Чем выразительнее прочитал учитель, тем глубже и устойчивее впечатление, оставшееся в сознании юных слушателей, и сознательнее дальнейшая работа по анализу прочитанного.

Главным условием, обеспечивающим выразительность чтения, является сознательное восприятие текста учащимися. Естественной, правильной выразительности можно достигнуть лишь на основе вдумчивого чтения и достаточно глубокого анализа образов произведения. Это не значит, что до обобщающей беседы не уделяется внимания этой стороне чтения.

К чтению учителя и школьника нельзя предъявлять те же требования, что к художественному чтению артиста, владеющего, кроме специально поставленного голоса, и другими средствами выразительности, имеющего возможность длительной организованной подготовки к чтению.

3. Требования Л.А. Горбушиной

Для школьного выразительного чтения обязательно выполнение следующих требований, предложенных Л.А.Горбушиной :

  1. Соблюдение знаков препинания.

Дети, еще во время обучения чтению, приучаются к естественному понижению голоса на точке, к передаче вопросительной или восклицательной интонации при соответствующих знаках в конце предложения. При этом важным фактором является воспитание в них навыка связывать определенный знак интонации с содержанием предложения. Недостаточно только указать, что в конце предложения стоит тот или иной знак: ученик должен осознать необходимость выразить радость, удивление или страх в зависимости от мысли предложения.

2. Паузы логические и психологические.

Они не зависят от знаков препинания, а определяются значением отдельных слов и частей предложения. Логические паузы делаются для выделения наиболее важного слова в предложении, перед словом или после его. Пауза после слова привлекает внимание слушателя к этому слову. Использование паузы также повышает значение распространенных членов предложения, помогая схватить смысл всего словосочетания.

3. Ударение.

В предложении или в сложном словосочетании одно из слов выделяется большей силой выдыхания, а иногда изменением тона голоса. Обычно это бывает наиболее важное по смыслу слово. Поэтому такое выделение слова из предложения называется логическим ударением. Неправильно считать, что ударение всегда выражается относительно большей громкостью и повышением тона. Часто ударность достигается, наоборот, понижением голоса, причем усилением выдыхания проявляется в замедленном произношении слова.

4. Темп и ритм чтения.

Темп чтения (степень быстроты произношения текста) также влияет на выразительность. Общее требование к темпу выразительного чтения - соответствие его темпу устной речи: слишком быстрое, как и чересчур замедленное, с излишними паузами, трудно воспринимается. Однако в зависимости от картины, рисуемой в тексте, темп меняется, ускоряясь или замедляясь соответственно содержанию.

Изменение темпа является хорошим приемом характерной окраски речи при чтении диалога.

Верный ритм особенно важен при чтении стихотворений. Равномерность дыхательных циклов определяет собой и ритмическое чтение. Обычно характер ритмического рисунка (четкость, быстрота или напевность, плавность) зависит от размера, которым написано стихотворение, от чередования в нем ударных и безударных слогов. Но надо приучать детей при выборе ритма в каждом отдельном случае идти прежде всего от содержания произведения, определяя, о чем говорится в нем, какая картина рисуется.

5. Интонация.

Определение интонации дано О.В. Кубасовой , которая в это широкое понятие включает использование всех средств выразительности: ударений, пауз, темпа и ритма, которые объединяются в нераздельную совокупность с помощью эмоционально-смысловой окраски, определяемой содержанием текста или предложения.

После подготовки чтения учащиеся приобретают живую, естественную окраску, интонация становится осмысленной и психологически оправданной.

Выразительная речь – устная произносимая речь, соответствующая содержанию высказывания или читаемого текста. Но всё-таки основное средство выразительности звучащей речи – интонация. При чтении художественного произведения интонация возникает после осмысления текста, понимания замысла и намерения автора, осознанного отношения к героям, их поступкам и событиям. Интонация не выражает сути фразы, она является результатом глубокого проникновения читающего в текст. Поэтому необходимо учить детей нужной интонации.

 В работе над выразительностью речи большое внимание надо уделять средствам речевой выразительности.

Начиная с 5 класса, учащиеся знакомятся с выразительным чтением как с искусством. У детей закрепляются полученные ранее практические навыки и воспитываются новые, например: умение выявлять жанровые особенности произведения (сказка, загадка, пословица - в 5 классе, былина и басня - в 6 и т. д.). В 5 классе при чтении сказки «Царевна-лягушка» у учащихся развивается навык рассказа-повествования о последовательно происходящих событиях и одновременно воспитывается умение придавать повествованию сказочный характер. При чтении пословиц развивается умение выражать свое отношение к тому человеку, явлению, к которому отнесена пословица, передавать подтекст пословицы как сложного обобщения.
         В 6 классе при чтении былин учащиеся передают особый характер их звучания. Знакомятся с особенностями чтения басен.
В 7 классе встает задача воплощать в чтении более сложные по содержанию и форме произведения. Например, выразить нарастание напряженности чувств в стихотворении А. С. Пушкина «Узник» («Туда, где за тучей белеет гора, Туда, где синеют морские края, Туда, где гуляет лишь ветер, да я»).

Выше была названа только часть задач, решаемых при обучении выразительному чтению. Но в каждом отдельном случае преподаватель должен уметь отобрать элементы речевой выразительности, которые наиболее ярко характеризуют одну из важнейших сторон произведения и в то же время доступны пониманию учащихся данного возраста.

  1. Условия работы над выразительным чтением

   Для эффективной работы над выразительностью чтения учащихся учителю следует знать условия работы над выразительностью чтения. К ним относятся следующие, изложенные М.Р.Львовым

1. Работе над выразительным чтением должен предшествовать тщательный анализ художественного произведения. Следовательно, упражнения в выразительном чтении должны проводиться на заключительных этапах урока, когда завершена работа над формой и содержанием произведения. Однако нельзя думать, что работа над выразительностью чтения состоит только в использовании тренировочных упражнений. Обучение выразительному чтению – сложный процесс, который пронизывает все этапы урока, так как органически обуславливается и подготовкой к восприятию произведения, и первичным знакомством с произведением, и работай над идеей произведения.

2. Обязательно должен демонстрироваться образец выразительного чтения произведения. Это может быть или образцовое чтение учителем или чтение мастером художественного слова в записи. Если образец демонстрируется при первичном знакомстве с произведением, лучше прибегнуть к чтению учителем. Если образцовое чтение привлекается на этапе упражнений в выразительном чтении, то могут быть использованы технические средства для воспроизведения чтения мастером.

Демонстрация образца выразительного чтения имеет не одну цель: во-первых, такое чтение становится своеобразным эталоном, к которому должен стремиться начинающий читатель; во-вторых, образцовое чтение раскрывает перед слушателями понимание смысла произведения и, таким образом, помогает его сознательному прочтению; в-третьих, он служит основой для «подражательной выразительности» и может сыграть положительную роль даже в том случае, если глубина произведения оказалась непонятна читателю: подражая интонации, выражающей определенные чувства, ребенок начинает испытывать эти чувства и через эмоциональные переживания приходит к осмыслению произведения.

3. Работа над языком произведения – тоже одно из условий отработки выразительности чтения. Невозможно добиваться от учеников выразительного чтения, если не понята форма произведения, поэтому наблюдение над выразительно-изобразительными средствами становится органической частью работы по уяснению идейной направленности произведения.

4. Работа над выразительностью чтения должна опираться на воссоздающее воображение школьников, то есть на их умение представить картину жизни по авторскому словесному описанию, увидеть внутренним взором то, что изобразил автор. Воссоздающее воображение неопытного читателя нужно тренировать, учить по «авторским знакам» создавать перед мысленным взором эпизод, пейзаж, портрет. Приемами, развивающими воссоздающее воображение, являются графическое и словесное иллюстрирование, составление диафильмов, написание киносценариев, а также чтение по ролям, драматизация. Таким образом, можно назвать еще один фактор, влияющий на выразительность чтения, - сочетание такой работы с разнообразными видами деятельности на уроке литературы.

5. Обязательным условием работы над выразительным чтением является также обсуждение в классе вариантов прочтения проанализированного произведения. Желательно, чтобы в конце урока два-три ученика прочитали вслух произведение (или часть его), а ученики класса обсудили удачи и промахи в их чтении. При этом надо помнить, что тон такого обучения должен быть деловым и доброжелательным.

   Работа по выразительному чтению в школе не требует специальных часов, она сочетается с разнообразными видами работы на уроках русского языка и, особенно, на уроках литературы. При этом особое значение приобретают методы работы по выразительному чтению.

Приемы работы учащихся над авторским текстом почти ничем не отличаются от приемов, применяемых учителем. Вот так описывает эту работу Е.В. Язовицкий: «Получив задание, учащиеся должны, прежде всего, несколько раз прочитать стихотворение, рассказ или отрывок, выяснить основную мысль автора, определить главную цель чтения и сквозное действие, направленное на ее воплощение, должны нарисовать в своем воображении предлагаемые автором обстоятельства и постараться оживить их при помощи своих собственных видений и ассоциаций».

На занятиях литературой применяется выразительное чтение трех видов: выразительное чтение учителя, выразительное чтение учеников и чтение автора и мастеров звучащего слова в записи.

Заключение

В современной педагогике чтение считается одним из видов речевой деятельности. А речевая деятельность — это активная, целенаправленная, опосредованная языковой системой и обусловленная ситуацией коммуникационного процесса передачи или получения сообщения.

Таким образом, речь — это язык в действии, общение. Когда мы получаем сообщения, мы слушаем или читаем; когда мы посылаем сообщения, мы говорим или пишем. Таким образом, существует четыре вида речевой деятельности, которые связаны друг с другом: Слушать и читать, говорить и писать.

Речевая деятельность, а значит и чтение, имеет определенную структуру, содержание и механизмы речи.

Список литературы

  1.  Методика выразительного чтения: Учеб. Пособие для студентов пед. Ин-тов по спец. № 2101 «Рус.яз и лит.»/Б.С. Найденов, Л.Ю. Коренюк, Р.Р. Майман и др.; Общ. Ред.Т.Ф. Завадской, Н.М. Соловьевой.-2-е изд., испр. и доп.- М.:Просвещение,1985. 208с
  2. https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2017/01/23/doklad-vyrazitelnoe-chtenie-na-urokah-literatury


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детская литература с практикумом по выразительному чтению.

Детская литература с практикумом по выразительному чтению....

Консультация для родителей "Выразительное чтение и его роль в развитии дошкольников"

Для педагога выразительное чтение – это не просто умение, это мастерство, оказывающее значительное воспитательное воздействие на детей. С помощью выразительного чтения, отвечающего требова...

Консультация для родителей "Выразительное чтение и его роль в развитии дошкольников"

quot;Выразительное чтение и его роль в развитии дошкольников"...

Консультация для родителей: Выразительное чтение и его роль в развитии дошкольников.

Консультация для родителей:Выразительное чтениеи его роль в развитии дошкольников....

Выразительное чтение и его роль в развитии дошкольников.

Выразительное чтение и его роль в развитии дошкольников....

Художественная литература «Детская литература с практикумом по выразительному чтению»

Охарактеризуйте детскую литературу как часть общей литературы, обоснуйте её специфику. Перечислите виды детских книжек-игрушек и обоснуйте её педагогическую ценность.Ее особенности определяются воспит...