Дидактические игры и упражнения на формирование грамматического строя речи
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Лисина Валентина Николаевна

Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста состоится, если они овладеют каждой из этих сторон. Соответственно, правильная речь ребенка станет полноценным средством общения и познания, а личность дошкольника поднимется на ступеньку готовности к школьному обучению.

 

Дидактические игры и упражнения на формирование грамматического строя речи

 1.   Образование прилагательных «Назови, какая? (из чего сделана)» 

Игрушка из резины — резиновая,

из железа — железная,

      из дерева — деревянная,

из меха — меховая,

из пластмассы — пластмассовая.

2.   Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом «Назови ласково» 

Мяч — мячик

кукла — куколка

машина — машинка

собака — собачка

пирамида — пирамидка

рука — ручка, рученька

голова — головка, головушка

нога — ножка, ноженька

лицо — личико,

щека — щечка

брови — бровки

3.   Образование и склонение в родительном падеже существительных множественного числа «Один — много» (детям от 5 лет)

Мяч — мячи — мячей

кукла — куклы — кукол

кубик — кубики — кубиков

мишка — мишки — мишек

собачка — собачки — собачек

пирамида — пирамиды — пирамид

матрешка — матрешки — матрешек,

нога — ноги — ног

машина — машины — машин

рука — руки — рук

лицо — лица — лиц

плечо — плечи — плеч

щека — щеки — щек

ресница — ресницы — ресницФ

бровь — брови — бровей.

4.   Согласование существительного с личным местоимением

Моя — кукла, машина, собачка, пирамидка, юла, матрешка; мой — мяч, мишка, слон.

5.   Согласование существительного с глаголом (детям от 6 лет)

Машина стоит — машины стоят,

кукла спит — куклы спят,

собачка лает — собачки лают,

мяч лежит — мячи лежат,

мишка ревет — мишки ревут,

машина едет — машины едут.

6.   Согласование существительного с прилагательным

Мяч — резиновый, гладкий, новый, красивый, круглый, красный, синий, маленький, большой, любимый, легкий, мягкий, твердый;

кукла — большая, маленькая, резиновая, красивая и т. п.

7.   Формирование сложноподчиненного предложения с союзом «а» (детям от 6 лет)

Кукла большая, а пирамидка маленькая;

мяч резиновый, а машина железная;

мишка меховой, а кукла резиновая;

кубик квадратный, а мяч круглый.

8.   Образование качественных прилагательных «Назови, какая погода?»

Какая погода бывает осенью, если идет дождь? — дождливая,

дует ветер — ветреная;

если на улице холодно, какая погода? — холодная;

если пасмурно — пасмурная

 сыро — сырая

хмуро — хмурая

солнечно — солнечная

 ясно — ясная.

9.   Образование множественного числа глаголов, существительных и прилагательных «Один — много» (скажи по образцу) (детям от 5 лет)

Наступил осенний день — наступили осенние дни,

на дереве желтый лист — на деревьях желтые листья,

плывет темная туча — плывут темные тучи,

стоит большое дерево — стоят большие деревья,

идет холодный дождь — идут холодные дожди,

дует сильный ветер — дуют сильные ветры,

висит теплая куртка — висят теплые куртки,

летит птичья стая — летят птичьи стаи.

Перелётные птицы

10. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами «Назови ласково»

Птенец — птенчик,

перо — перышко,

голова — головка, головушка,

соловей — соловушка,

шея — шейка,

крыло — крылышко,

скворец — скворушка,

гусь — гусек, гусенок,

утка — уточка,

лебедь — лебедушка,

гнездо — гнездышко,

аист — аистенок,

11. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном и во множественном числе «Назови детеныша» (детям 6—8 лет)

Грач — грачонок — грачата,

аист — аистенок — аистята,

стриж — стриженок — стрижата,

журавль — журавленок — журавлята,

кукушка — кукушонок — кукушата,

лебедь — лебеденок — лебедята,

скворец — скворчонок — скворчата,

утка — утенок — утята,

гусь — гусенок — гусята.

12. Образование притяжательных прилагательных «Скажи, какая стая?» (детям 6—8 лет)

Клин лебедей — лебединый,

караван журавлей —. ,

стая уток —. ,

грачей —. ,

     соловьев —. .

13. Образование относительных прилагательных «Назови, какой, какая?» (детям 5- 7 лет)

Сок из помидоров — томатный,

из  огурцов — огуречный,

из  моркови — морковный,

из капусты — капустный,

из  свеклы — свекольный;

грядка с огурцами — огуречная,

с морковью — морковная,

с картофелем — картофельная,

с кабачками — кабачковая,

с тыквой — тыквенная.

14. Образование сравнительной степени прилагательных «Сравни и назови по образцу»

Красивый — красивее

мягкий — мягче

твердый — тверже

длинный — длиннее

короткий — короче

добрый — добрее

злой — злее

сильный — сильнее

слабый — слабее

высокий — выше

низкий — ниже

толстый — толще

тонкий — тоньше

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи.

Игры и упражнения для детей дошкольного возраста...

Картотека дидактических игр и упражнений по формированию грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР.

Картотека дидактических игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи выполнена по пособию Р.И. Лалаевой, Н.В.Серебряковой "Коррекция общего недоразвития речи у д...

Презентация "Дидактические игры и упражнения для формирования грамматического строя речи дошкольников".

Большое значение в речевом развитии детей имеют дидактические игры и упражнения, которые являются эффективным средством формирования грамматического с...

Картотека дидактических игр и упражнений по формированию грамматического строя речи

Картотека дидактических игр и упражнений по формированию грамматического строя речи...