Советы логопеда для родителей
консультация по логопедии (средняя группа)

Сытина Ольга Ивановна

консультация для родителей и педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Советы логопеда для родителей.

Совет №1 — НАЧНЕМ С ВАС

Речь не возникает сама по себе, ей необходимо учиться, и возможно это только в процессе общения. Даже если вы молчаливы от природы - все равно говорите с ребенком. Ребенок легче понимает обращенную речь, если она объясняет то, что происходит с ним и вокруг него. Поэтому сопровождайте свои действия словами.

Совет №2 — ВСТРЕЧА ВЗГЛЯДОВ

Озвучивайте любую ситуацию - но только если вы видите, что ребенок слышит и видит вас. Не говорите в пустоту, смотрите ему в глаза. Это особенно важно, если ваш ребенок чрезмерно активный, постоянно двигается. Старайтесь, чтобы он видел вашу артикуляцию. Ваша речь должна быть образцом для ребенка.

Совет №3 — ГОВОРИТЕ ЧЕТКО

Говорите просто, четко, внятно проговаривая каждое слово, фразу. Дети очень чутки к интонации — поэтому каждое слово, на которое падает логическое ударение, произносите как можно более выразительно.

Совет №4 — ПОВТОР

Повторяйте много раз одно и то же слово, фразу (меняя порядок слов). Чтобы ребенок усвоил новое слово, употребляйте его не единожды и в разных контекстах.

Совет №5 — НЕ ПЕРЕУСЕРДСТВУЙТЕ

Не употребляйте слишком длинные фразы. Не перегружайте ребенка, предъявляя ему сразу большое количество заведомо незнакомых слов.

Совет №6 — ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ — ЗАЛОГ УСПЕХА Произносите новое слово в эмоционально - благоприятной ситуации. Психологи заметили: в таких условиях ребенок обучается в десять раз лучше.

Совет №7 — ВСЕ ЧУВСТВА В СОЮЗЕ С РЕЧЬЮ

Важно, чтобы ребенок имел возможность видеть, трогать, нюхать, то есть изучать предмет разными способами. Если увидите, что ребенок взял предмет, сразу же назовите его несколько раз - четко и выразительно. Обязательно пользуйтесь наглядным материалом!

Совет №8 — В ОСНОВЕ РЕЧИ — СТРЕМЛЕНИЕ К ОБЩЕНИЮ Всегда одобряйте желание ребенка вступить с вами в контакт. Поддерживайте его стремление общаться!

Совет №9 — УВАЖАЙТЕ ПОПЫТКИ РЕБЕНКА ГОВОРИТЬ Речь развивается на основе подражания и самоподражания. Когда ребенок говорит один или вместе с вами, выключайте громкую музыку, телевизор и старайтесь дать ему возможность слышать себя и вас.

Совет №10 — УЧИМСЯ, ИГРАЯ

Создавайте такие ситуации в игре, где ребенку понадобится звукоподражание. Побуждаете вы, а не ситуация.

Совет №11 - НЕДОСТАТКИ

Не заостряйте внимание ребёнка на недостатках его речи, однако, когда изучаемый звук находится на этапе автоматизации (т. е. поставлен) нужно в ненавязчивой форме напоминать о его правильном произношении.

Совет №12 — РАСШИРЯЙТЕ СЛОВАРЬ

Ребенок владеет словом на двух уровнях: понимает его - пассивный словарь, говорит - активный. Постоянно пополняйте ресурс понимания речи.

Совет №13 — РАЗВИВАЙТЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ Побуждайте различать близкие звуки, слова, отличающиеся одним звуком (крыса-крыша).

Совет № 14 — ЧИТАЙТЕ

Читайте сказки, стихи по несколько раз -дети лучше воспринимают тексты, которые они уже слышали. Рассматривайте картинки к прочитанному тексту, описывайте их, задавайте ребенку вопросы по тексту.

Совет №15- РАЗВИВАЙТЕ РЕЧЕВОЕ ДЫХАНИЕ

«Задуваем свечи». Чтобы задуть свечку, делаем глубокий вдох носом и сильный выдох ртом. После этого можно попрактиковаться сразу с несколькими свечками.

«Кораблики». В тазик с водой запускаются бумажные кораблики. Нужно продемонстрировать ребенку, что ими можно двигать выдыхаемой струей воздуха. Можно посоревноваться с ним, кто задует корабль дальше. Одно условие - «двигать» корабль нужно на одном выдохе.

Совет №16 —ПАЛЬЧИКИ НА ПОМОЩЬ РЕЧИ

Развивайте мелкую моторику - точные движения пальцев руки. Она тесно связана с развитием речи.

Совет №17 — БУДЬТЕ ТЕРПЕЛИВЫ, СНИСХОДИТЕЛЬНЫ И ОСТОРОЖНЫ

Если ребенок неверно произносит звуки, не смейтесь, не повторяйте неправильное произношение. Побуждайте ребенка послушать правильное произнесение и попытаться его повторить.

Совет №18 — ТОЛЬКО ВЫ!

Помните: только вы способны помочь ребенку развиваться гармонично. Не забывайте активно радоваться его успехам, чаще хвалите своего ребенка.

+❤ В Мои закладки



Предварительный просмотр:

Консультация «Когда нужен логопед?»

«Говорить путано умеет всякий,

говорить ясно немногие»

Галилео Галилей

Речь – это неотъемлемая часть любого общества, именно она позволяет людям взаимодействовать друг с другом. Речь является элементом социальной адаптации. Нет такой области деятельности человека, где не нужна была бы речь хотя бы на этапе обучения. Чистая речь снимает ограничения в выборе профессии. У людей с нарушениями речи часто формируются комплексы неполноценности.

Очень часто родители считают, что плохая речь исправится сама. К сожалению, это не так. Еще страшнее, когда родители не слышат все речевые дефекты у своего ребенка.

Если не исправить звукопроизношение до школы, то потом это войдет в привычку. Если ребенок смешивает звуки в произношении, то и писать будет так же, потому что сначала он проговаривает то, что собирается написать.

Пускать на самотек развитие детский речи нельзя! Родители должны приложить достаточно усилий, чтобы она развивалась без задержек.

Если все же родители замечают у ребенка какие-то проблемы с речью, важно, как можно скорее обратиться к специалисту – логопеду.

Признаки нормального развития речи:

Первая реакция новорождённого малыша — это крик. После он трансформируется в гуление — издавание отдельных звуков. К полугоду младенец уже вовсю лепечет, т. е. произносит подобия слогов. Он уже может с их помощью выражать свои требования и желания.

• Первый этап активной речи начинается с года. К этому времени малыш начинает произносить отдельные слова, связывать их в простые предложения. Нарастает словарный запас, к полутора годам дети начинают составлять фразы из четырёх слов.

• В 2 3 года малыш уже активно общается со сверстниками. Его речь далека от идеала, он проглатывает части слов и не выговаривает половины звуков, но способен запоминать простые стихи.

• В три года появляются свистящие звуки [С], [С’], [З], [З’], [Ц], но они не всегда чисто произносятся — это нормально.

• В четыре года появляются шипящие звуки [Ж], [Ш], [Ч’], [Щ’], дети легко формулируют свои мысли и ведут со взрослыми полноценные диалоги, которые ограничены лишь их уровнем знаний об окружающем мире.

• В пять-шесть лет появляются самые сложные звуки — сонорные. К ним относят [Р], [Р’], [Л], [Л’]. Дети всё лучше овладевают речью, уже почти не допускают в ней ошибок. В их словарном запасе около 2 тысяч слов.

• К семи годам малыш выговаривает все звуки русского языка и произносит их правильно. Активно пересказывает по картинкам, легко меняет интонацию и использует в общении около 3500 слов.

Если ваш малыш развивается по описанному выше сценарию, то логопед нужен ребёнку в 2,5 года. Специалист проведёт диагностику речевого развития, убедится в нормальном развитии малыша, подскажет нюансы текущего состояния речи, на что стоит обратить внимание. Кроме того родителям будет нелишним просто проконсультироваться у специалиста: как правильно работать над развитием речи вашего малыша, каких ошибок избегать.

Если вдруг вы замечаете, что ваш ребенок отстает от норм развития речи, то это является верным признаком того, что вам нужен детский логопед.

В каком возрасте нужно начинать логопедическую работу с ребенком?

Раньше существовало мнение, что ребенка нет смысла приводить к логопеду в возрасте младше 5 лет (но оно давно устарело). Но, как правило, родители ждут, пока ребенку будет 5 – 6 лет, поскольку в этом возрасте видны все проблемы. К 5 годам речь уже во многом сформирована, ведь начинается этот процесс, когда малышу не исполнилось и года.

Именно в первый год жизни ребенка нужно начинать задумываться о правильности развития его речи, а при возникновении любых сомнений обращаться к специалисту. Особенно это касается детей, которые наблюдаются у невропатолога из-за проблем во время беременности и родов. Современные технологии работы учителей-логопедов позволяют выявить и скорректировать проблемы с речевым развитием на самой ранней стадии. А это всегда проще, чем исправлять неправильно сформированную речь. Занятия с логопедом в раннем возрасте могут принести максимальный результат и упростить процесс овладения грамотной речью.

Что является причиной сходить с ребенком к логопеду? С какого возраста нужно обращаться к логопеду?

Причина №1. Если у ребенка в самом раннем возрасте (до года) нет гуления и лепета (звуков типа «кххх», «гыгы», «агу», «агы», затем повторяющихся слогов «диди», «гиги», «бубу», «тата»). В таком случае, уже в год стоит обратиться к логопеду и получить индивидуальные рекомендации. Обязательно необходимо проконсультироваться с неврологом, неонатологом.

Причина №2. Если у ребенка в возрасте 2 -х лет слишком мало слов, еще нет фраз или ребенок совсем не говорит.

Причина №3. Если ребенок не говорит простые звуки или заменяет их другими (Например, «К» заменяет на «Т»).

Причина №4. Если ребенок до 3-х лет говорит на «своём» языке, причем много и активно, а понятных и простых слов почти нет.

Причина № 5. Если ребенок все понимает, а говорить не хочет, «очень упрямый».

Причина №6. Если в возрасте 3-х лет вас хоть что-то настораживает в речи вашего ребенка. Вы сравниваете с речью сверстников и слышите разницу.

Не хочу пугать, но видимое родителям упрямство или лень могут оказаться моторными или сенсорными нарушениями, в случае выявления которых необходимо начать коррекционные занятия как можно раньше, чтобы помочь ребенку заговорить или разговориться.

Причина №7. Если в возрасте 4-х и 5-ти лет речь вашего ребенка нечеткая, смазанная, он невнятно говорит, не выговаривает, на ваш взгляд, многие звуки.

Причина №8. Если Ваш ребенок после 4-5 лет многие звуки говорит мягко: «Кися», «щапка», «тяйник», «лямпотька»

Здесь могут быть 2 причины. В одном случае ребенку логопед выявит дизартрию, в другом случае, это могут быть психологические проблемы — так ребенок привлекает к себе Ваше внимание.

Причина №9. Ребенок старше 6-ти лет не произносит правильно какие-то звуки.

К этому возрасту у ребенка полностью сформирована фонетическая система, поэтому проблем быть не должно.

Причина №10. Ребенок начал говорить с запинками, повторяет первые звуки, слоги, слова, заикается.

Причина №11. Ребенок старше 6 лет не может ответить на вопрос, с трудом учит стихотворения, не может запомнить и пересказать рассказ, в длинных словах переставляет или пропускает слоги.

Причина №12. Если у ребенка в школе проблемы с письмом. Чаще всего учителя это замечают во 2-3 классе. Если вы заметили раньше, срочно к логопеду! Возможно, у ребенка дисграфия или дефицит внимания, в последнем случае поможет психолог.

Причина №13. Если у ребенка даже после легкой травмы начались проблемы с письмом — срочно примите меры и обратитесь к невропатологу и логопеду. Не хочу пугать, но это могут быть черепно-мозговая травма и другие сопутствующие диагнозы и симптомы.

Причина №14. Если в преддверии школы вы замечаете какие-либо трудности и не уверены, готов Ваш ребенок к школе или нет. Не допустите наслоения школьных проблем на уже существующие. Еще есть время проконсультироваться с логопедом и исправить ситуацию.

Далее остановлюсь подробнее на звукопроизношении:

• Если ребенок в 1,5-3 года «всё понимает, а говорить не хочет», общается жестами и «мычанием» — на консультацию к невропатологу и логопеду, возможно, это моторное нарушение.

• Если ребенок 4-5 лет смягчает все звуки: «Кися», «щапка», «тяйник», «лямпотька» — обратитесь за консультацией к логопеду или психологу. В одном случае у ребенка речевое нарушение, в другом случае, может быть, психологические проблемы, и ребенок так привлекает к себе ваше внимание.

• Если ребенок оглушает звонкие согласные звуки: б, г, д, а возможно еще и в, з, ж – обратитесь к логопеду и сурдологу.

• Если ребенок искажает звуки, то есть «картавит, гнусавит, шепелявит» обратитесь к логопеду в любом возрасте, потому как искажения звуков самостоятельно не исправятся.

• Если ребенок в возрасте 3,5 – 4,5 лет не произносит звуки к, г или заменяет их на звуки т, д – к логопеду.

• Если ребенок в возрасте 4,5 – 5 лет не произносит звуки ш, ж, щ, ч, с, з, ц, л, ль, й – к логопеду.

• Если ребенок в возрасте 5 – 5,5 лет не произносит звуки р, рь – к логопеду.

Цели и задачи обращения к учителю-логопеду.

Работа специалиста заключается в устранении проблем с устной речью, письмом и чтением. Для этого учитель-логопед решает следующие задачи:

• корректирует звукопроизношение;

• формирует фонематические процессы, то есть способность воспринимать, понимать, анализировать отдельные элементы звуковой речи (звуки, слова, предложения);

• расширяет и обогащает словарный запас ребенка;

• развивает грамматический строй речи, ее связность;

• готовит малыша к обучению письму и чтению.

Советы от логопеда родителям.

В успешной работе логопеда с ребенком большую роль играют родители.

Небольшое обращение к родителям деток с проблемами речи:

1. Разговаривайте с ребенком, делая любую работу, во время всех видов деятельности: приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т. д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.

2. Не додумывайте и не договаривайте за ребенка. Задавайте ему открытые вопросы, на которые не получится ответить однозначно «да», «нет». Это стимулирует использовать несколько слов для ответа. Например, говорите: «Что он делает?» вместо: «Он играет?»

3. Не торопите ребенка, выдерживайте паузу, чтобы он успевал отвечать на ваши вопросы.

4. Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение — на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка.

5. Слушайте звуки и шумы. Спросите: «Что это?» на лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т. д.

6. Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю вам или кому-нибудь еще.

7. Если ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 простых слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Добавляйте слова, пока ребенок не узнает большинство предметов. Занимайтесь каждый день.

8. Старайтесь проводить занятия в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.

9. Несколько раз в день выполняйте артикуляционную гимнастику, она заставляет работать мышцы, участвующие в произнесении звуков, делает их послушнее.

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДОМА

Если у вашего ребенка серьезные проблемы в области речи – ему лучше всего заниматься с логопедом. А дома вы можете делать с малышом те упражнения, которые назначит специалист. Если же вы просто хотите сделать речь ребенка плавной и выразительной, а также просто для профилактики речевых нарушений, вам можно пользоваться простым набором логопедических упражнений, доступных каждому.

Артикуляционная гимнастика.

Чтобы повысить подвижность органов речи, можно проводить гимнастику для губ, языка, нижней челюсти. Обязательно дайте малышу зеркальце, чтобы он мог контролировать свою артикуляцию. Логопедические упражнения этого вида могут иметь игровую форму. С помощью различных игр научите ребенка поднимать язык вверх, делать его широким, тонким, долго удерживать в одном положении («Оближем губки», «Сложим губки трубочкой» и т. п.)

Дыхательная гимнастика.

Малышу необходимо выработать правильный воздушный поток, который необходим для произношения звуков. Для этого научите ребенка дуть тонкой струей воздуха на кораблик, на перышко, в соломинку для мыльных пузырей. При этом следите, чтобы малыш не надувал щеки.

Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук.

Психологи и физиологи давно доказали прямую взаимосвязь между развитием мелкой моторики рук и интеллектуально-речевым развитием человека. Поэтому развивая движения пальцев рук и кистей, вы способствуете развитию интеллекта и речи. Для этого давайте детям мозаику, мелкие бусинки для нанизывания, маленькие стеклянные шарики и крошечные игрушки (конечно же, играть с ними можно только в присутствии взрослых). Играйте массажные игры: «Сорока-ворона» и подобные ей. Занимайтесь лепкой, научите малыша шнуровать ботинки и застегивать мелкие пуговицы.

Поэтому не жалейте сил и времени для логопедических занятий. Наградой за ваш труд будет чистое, выразительное, красивое произношение вашего ребенка.

Желаю успехов в этом нелегком, но очень важном труде!



Предварительный просмотр:

Инфантильное глотание. Советы логопеда родителям.

Ребенок рождается с хорошо развитым механизмом глотания, который в первые месяцы жизни носит название инфантильного. Благодаря сокращению мышц губ, щек, языка при сосании в полости рта младенца создается отрицательное давление, и молоко поступает в рот, а язык, располагаясь между беззубыми деснами, направляет молоко в ротоглотку. До прорезывания первых зубов такой инфантильный тип глотания, при котором язык упирается в губы, является физиологической нормой. Но по мере прорезывания молочных зубов сосание заменяется жеванием, а тип глотания у ребенка перестраивается на соматический. Язык при соматическом глотании расположен в передней трети твердого неба, при этом спинка языка продвигает пищу в гортань.

При инфантильном типе глотания язык ребенка привыкает только к простейшим движениям, поэтому язычная мышца развивается слабо (язык недостаточно развит и подвижен).

Что же делать?

Родителям необходимо освоить и регулярно выполнять с ребенком приемы лечебной гимнастики.

ЛЕЧЕБНАЯ ГИМНАСТИКА:

1. Жуем твердую пищу

Грызем, жуем, глотаем - морковку, яблоки, мясо, сухари, баранки, сушки…

2. Оближем губки

Приоткрыть рот, облизать верхнюю и нижнюю губу, проводя языком от одного угла рта к другому.

3. Качели

Попытаться достать языком перегородку носа, подбородок.

4. Маляр

Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить небо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

5. Лошадка

Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострен. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

6. Мед или хлебный шарик

Положить на кончик языка хлебный шарик (витаминку, драже тик-так, накапать пипеткой 1-2 капли сиропа) и с усилием сделать глотательные движения.

На кончик языка капнуть капельку меда. Выполнять упражнение «часики» (язык вправо-влево) или делать движения языком вперед-назад.

7. Поэтапное полоскание

Полоскать горло поэтапно: минеральной водой, жидким киселем, кефиром, густым киселем ( с осторожностью).

8. Зеваем, жуем, глотаем

Запрокинув голову: имитировать жевательные движения, позевывать, изображать жевание и глотание с закрытым ртом.

9. Футбол

Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щеку так, чтобы под щекой надувались мячики.

10. Карандаш

Применять упражнение с карандашом- расположить карандаш поперек зубного ряда, удерживая его сжатыми зубами. Кончик языка перемещать то выше, то ниже карандаша.

11. Учимся глотать

На кончик языка наложить резиновое кольцо, вырезанное из пипетки. Ребенок поднимает язык кверху и прижимает его к переднему участку твердого неба в области небных складок, зубы сжимает, губы смыкает (исходное положение). Вы просите его проглотить слюну, не изменяя положения кончика языка и резинового кольца. Если язык находится между зубными рядами, то упражнение выполняется неправильно. Следует терпеливо объяснить цель упражнения. Упражнение повторяют первый день 5-6 раз, во второй- 2 раза, утром и вечером по 5-6 раз, в последующие дни- 3 раза в день по 10-12 раз.

Уважаемые родители, помните, что от регулярного выполнения вашим ребенком предложенных упражнений зависит благоприятный исход лечения инфантильного глотания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы логопеда (памятки родителям).

В данной работе представлены советы и рекомендации родителям по развитию речи, организации домашних занятий с ребенком....

Буклет "Копилка советов логопеда для родителей"

Видимо каждую семью, где растет малыш беспокоит вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте целом, и речевое развитие в частности.   Развитие р...

Консультация :"Советы логопеда для родителей будущих первоклассников".

Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению.Основная задача родителей – вовремя обратить внимание на различные нарушения устной ...

Для вас, родители! Советы логопеда для родителей будущих первоклассников

Для вас, родители! Советы логопеда для родителей будущих первоклассников...

Советы логопеда: "Когда родителям нужно обращаться за помощью к логопеду"

Советы логопеда: Когда обращаться к логопеду?Младший возраст Обратите внимание на речь своего малыша! Речью ребенок овладевает постепенно, путем подражания произношению звуков и слов взрослых. Пр...

Памятка для родителей "Советы логопеда заботливым родителям"

Предлагаемая памятка поможет педагогам рассказать родителям о необходимости коррекции речи...