Проект "Лето"
проект по логопедии (подготовительная группа)

Бурова Светлана Александровна

Очень важно так организовать жизнь детей в летний период, чтобы каждый день приносил им что-то новое, был наполнен интересным содержанием. Тогда воспоминания о летнем времени , играх, прогулках, праздниках и развлечениях ещё долго будут радовать детей! Проект содержит беседы, произведения художественной литературы, игры и занятия по теме "Лето". Работа с воспитателями и родителями представлена консультациями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_leto.docx54.83 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №60 «Ромашка» города Смоленска

Проект «Лето»

Подготовила

Учитель-логопед Бурова С.А.

Смоленск, 2022

Я соткано из зноя,

Несу тепло с собою,

Я реки согреваю,

«Купайтесь!» — приглашаю.

И любите за это

Вы все меня. Я — лето.

Актуальность проекта:

       Лето – замечательная пора! Именно в этот период дети много времени проводят на воздухе. И очень важно так организовать жизнь дошкольников, чтобы каждый день приносил им что-то новое, был наполнен интересным содержанием, чтобы воспоминания о летнем времени, играх, прогулках, праздниках и развлечениях, интересных эпизодах из их жизни еще долго радовали детей. Летний отдых детей оказывает существенное влияние на укрепление организма, сопротивляемость заболеваниям, создание положительных эмоций.

Вид проекта: познавательно-речевой. Краткосрочный.

Срок реализации проекта:  с 01.08.2022 по 14.08.2022 г.

Участники проекта: воспитанники  подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели ДОУ.

Цель:

 Расширение и обогащение словарного запаса путем введения в речь новых слов, обозначающих названия растений, животных, насекомых, виды бабочек. Активизация словарного запаса.

Задачи проекта:

•        Уточнить понятие о лете, как времени года;

•        способствовать накоплению у детей представлений об окружающем мире (о предметном, социальном мире, мире природы).

•        Формировать умение определять лексическое значение слова;

•        Совершенствовать речь учащихся;

•        Развивать мышление, внимание.

•        Создавать у детей положительную мотивацию к занятиям путем вовлечения каждого в активную деятельность;

•        Воспитывать внимательное, доброе отношение  к людям, насекомым, растениям – всему живому.

Основная проблема проекта:

- бедность словарного запаса детей;

- несформированность знаний детей о явлениях природы, разнообразии растений и животных природы родного края.

Гипотеза:

Мы предполагаем, что чем больше ребенок знает о природе родного края, многообразии животного и растительного мира, тем больше шансов воспитать в нем достойного гражданина своей Родины, любящего свою страну. А лето дает нам возможность прикоснуться к великолепному миру русской природы!

Сфера использования проекта: 

все образовательные области, самостоятельная деятельность детей, совместная деятельность детей, родителей и педагогов.

Принципы организации образовательного процесса:

- Принцип последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на опыт ребёнка в предыдущем.

- Принцип деятельности - включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.

- Принцип интеграции - интеграция всех видов детской деятельности, образовательных областей, реализующихся в образовательном процессе.

- Принцип дифференцированного подхода - решение задачи эффективной педагогической помощи детям в специально созданных педагогических ситуациях.

- Принцип возрастной адресности - одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.

- Принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи - ничто не убеждает лучше примера родителей.

Предполагаемый результат:

* Развитие детей по всем направлениям образовательных областей.

* Значительное расширение представлений детей о лете, как времени года (сезонные изменения в природе)

* Создание предметно-развивающей среды, способствующей дополнению и систематизации имеющихся знаний о насекомых, растениях, птицах.

* Наличие партнерских взаимоотношений педагогов и родителей при образовательных, развивающих и воспитывающих задач.

Содержание работы по проекту

        Работа с воспитанниками:

- беседы о временах года;

- чтение художественной литературы;

- игры дидактические, сюжетные, подвижные;

- рисование на тему «Лето»;

- викторина по теме «Насекомые»;

- занятие по теме «Туризм»;

- драматизация сказки;

- просмотр обучающих мультфильмов.

        Работа с воспитателями:

- консультация на тему: «Игры с песком. Опытно-исследовательская деятельность детей в летний период».

        Работа с родителями:

- Консультация: «Развитие речи дошкольника в летний период»

- Консультация: «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах».

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап:

1.        Постановка целей, задач, определение актуальности и значимости проекта;

2.        Подбор методической литературы по теме;

3.        Изготовление или приобретение дидактического материала для организации предметно-развивающей среды;

4.        Планирование и организация деятельности по обучению детей.

Основной этап:

1.        Беседа на тему «Времена года. Лето»

2.        Проведение ОД. Художественное творчество детей «Ромашки из полосок бумаги». НОД на тему «Муравьи» (интегрированное).

3.        Чтение художественной литературы:

1. сказка  «Как муравьишка домой спешил»

2. стихотворение «Про меня и муравья» (Степанов В.А.)

4.        Проведение беседы о временах года

5.        Загадывание загадок о насекомых.

6.        Рисование на тему «Лето»

7.        Рисование карандашом «Мы туристы».

8.        Игра «Небылицы»

9.        Организация дидактических игр.

10.     Организация сюжетно-ролевых игр

11.        Организация подвижных игр.        

12.        Создание консультаций для родителей: «Развитие речи дошкольника в летний период», «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах».

13.        Консультация  для воспитателей на тему: «Игры с песком. Опытно-исследовательская деятельность детей в летний период».

Заключительный этап:

1.        Организация итогового занятия по проекту

2.        Создание картотеки дидактических игр по теме «Лето»

Работа с родителями

Консультация для родителей:

«Развитие речи дошкольника в летний период»

Уважаемые родители!

    Лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям и летом не стоит забывать о речевых проблемах своих детей. Звуки поставлены и введены в речь, но если не контролировать речь ребёнка, он легко может их вновь утратить, и всё придётся начинать сначала. Важно помнить, что сформированные в течение учебного года навыки за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и потеряться. В логопедической практике много случаев, когда летний период «отбрасывает» положительные результаты коррекции на несколько шагов назад. После продолжительного отпуска часто ребенок приходит с прежними речевыми проблемами. За время отдыха он потерял сформированные навыки, недостаточно закрепленные.

    Упражнения для автоматизации звуков:

        Выполняйте артикуляционную гимнастику (см. Индивидуальную тетрадь).

        Следите за звуками, добивайтесь правильного произношения, иначе проделанная работа может пойти насмарку: звуки могут "потеряться" (исчезнуть из громкой речи), тогда необходимо будет работу с логопедом начинать заново.

        Исправляйте неверно произнесённые ребёнком слова.  Поправляйте речь ребёнка СПОКОЙНО, произнося слово, верно,  не требуйте СРАЗУ повторить слово правильно. Главное, обратить внимание на неверное произношение!

    Упражнения для развития речевого дыхания

            1.       выдувать мыльные пузыри, дуть на одуванчики;

            2.       надувать шарики, надувные игрушки;

            3.       дуть в соломинку, опущенную в стакан с водой;

            4.       сдувать ватку с ладошки, дуть на карандаш, лежащий на столе;

            5.       играть на духовых музыкальных игрушечных инструментах (дудочки, свистульки, гармошки).

    Упражнения для развития общей и мелкой моторики рук:

            1.       Делать гимнастику, прыгать, бегать, маршировать, стоять и прыгать на одной,  двух    ногах;

            2.       выполнять массаж пальчиков, упражнения для пальчиков;

            3.       лепить из пластилина, глины, раскрашивать, штриховать, обводить по контуру;

            4.       вырезать ножницами геометрические фигуры, выполнять аппликации;

            5.       расстегивать, застегивать пуговицы, застежки-молнии, шнуровать, завязывать бантики.

    Упражнения для развития фонематического слуха и слоговой структуры слова

            1.       «Поймать» заданный звук среди других звуков.

            2.       Назвать слово на заданный звук.

            3.       Назвать первый (последний) звук в заданном слове.

            4.       Определить место заданного звука в слове (в начале, середине, конце).

            5.       Назвать в заданном слове только гласные звуки.

            6.Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.

            7.Определить количество слогов в слове и их последовательность. (Сколько слогов в слове «молоток»?  Какой 1? 2? 3?)

            8.Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых слогов. (Какое слово получится из слогов: со-ба-ка).

    Упражнения для формирования правильного грамматического строя речи:

            1. Упражнения на обучение изменять слова по числам, падежам (один сад, а много сады,  гулял где?  за садом, много это глаза – а один …, много это уши – а одно …, одна конфета – а шесть … и т.д.)

            2. Упражнения на обучение образовывать новые слова (уменьшительные, ласкательные формы сумка- сумочка и т. д.):

            3. Подбери подходящее по смыслу слово: большой сад, а маленький …,     маленькая куколка, а большая …

           4.- Закончи предложение: весной картошку сажают, а осенью …, воду наливают, а соль …

          5.- Назови детенышей животных: кто у овцы – ягнёнок,   у   коровы - …, у слонихи - …, и т.д.

          6. Если кораблик из бумаги, значит он (какой?) бумажный, а шуба из меха (какая шуба?) и т.д

          7.У лисы хвост лисий, а у зайца, у собаки, у кошки и т.д.

          8.- Если днём жара, то день жаркий, а если мороз - …, ветер - …, дождь -… и т.д.

          9.Поиграть в словесную игру. Намеренно исковеркать фразу, попросить ребенка найти ошибку и вместе разобрать, как нужно произносить слова. («В лес грибы растёт», «Шишка большой на ёлке растёт»)

          10.Начать предложение, а ребенок пусть сам его закончит, подбирая разные варианты.

    Упражнения на расширение словарного запаса ребёнка:

        Рассматривая картинку, читая книжку, слушая сказку, обращайте внимание на редко встречающиеся, новые слова.

        Сочиняйте стихи, рифмы.

        Читая знакомые стихи, просите подсказать пропущенное слово.

        Игра в слова:  «назови все свои игрушки», «придумай слова, которые обозначают транспорт», «назови цвета», «какими словами можно описать лето, осень, зиму, весну», «вспомни слова с противоположным значением, близкие по значению»

        Объяснять переносные значения выражений: золотое сердце, злой язык, короткая память, голова на плечах, не тронуть пальцем, правая рука, наломать дров и т.д.

    Упражнения на развитие связной речи

        Необходимо учить ребёнка давать полный ответ на вопрос.

        Вызывать у него желание о чем-то рассказывать.

        Расспрашивайте о важных для него событиях.

        Внимательно слушайте ребёнка и направляйте его сбивчивый рассказ путём вопросов по содержанию.

        Подсказывайте, поправляйте ударение и произношение, но всегда давайте возможность выговориться.

        Упражнения для формирования связной речи: описание предметов, рисунков, пересказы знакомых текстов, придумывание историй и сказок, беседы, составляйте предложений по заданным словам и т.д.

        Читайте книги, журналы;  учите стихи, отгадывайте и заучивайте загадки; читайте рассказы и сказки, пересказывайте их; составляйте рассказы по картине, о предмете, о явлении природы, о животном и т.д.

Консультация:

«Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах»

1.        Переходя улицу, всегда надо смотреть сначала налево, а дойдя до середины дороги - направо.

2.        Переходить улицу можно только по пешеходным переходам. Они обозначаются специальным знаком « Пешеходный переход»

3.        Если нет подземного перехода, ты должен пользоваться переходом со светофором.

4.        Вне населенных пунктов детям разрешается идти только с взрослыми по краю навстречу машинам.

5.        Если твои родители забыли, с какой стороны нужно обходить автобус, трамвай, можешь им напомнить, что эти транспортные средства опасно обходить как спереди, так и сзади. Надо дойти до ближайшего пешеходного перехода и по нему перейти улицу.

6.        Ни в коем случае нельзя выбегать на дорогу. Перед дорогой надо остановиться.

7.        Нельзя играть на проезжей части дороги и на тротуаре.

8.        Безопаснее всего переходить улицу с группой с группой пешеходов.

Рекомендации для родителей

1. При движении по тротуару:

- придерживайтесь правой стороны тротуара;

- не ведите ребенка по краю тротуара: взрослый должен находиться со стороны проезжей части;

2. Готовясь перейти дорогу:

- остановитесь или замедлите движение, осмотрите проезжую часть;

- привлеките ребенка к наблюдению за обстановкой на дороге;

- подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра улицы, остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей;

- учите ребенка различать приближающиеся транспортные средства;

- не стойте с ребенком на краю тротуара, так как при проезде транспортного средство может зацепить, сбить, наехать задними колесами;

- неоднократно показывайте ребенку, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции.

3. При выходе из дома:

- сразу обратите внимание ребенка на движение транспортных средств у подъезда и вместе посмотрите, не приближается ли к вам автомобиль, мотоцикл, мопед, велосипед;

- если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, закрывающие обзор, приостановите свое движение и оглянитесь, нет ли за препятствием опасности.

4. При ожидании общественного транспорта:

- стойте вместе с детьми только на посадочных площадках, а при их отсутствии на тротуаре или обочине.

5. При переходе проезжей части:

- переходите дорогу только по пешеходным переходам или на перекрестках по отмеченной линии зебре, иначе ребенок привыкнет переходить где придется;

- не спешите и не бегите; переходите дорогу всегда размеренным шагом;

- не переходите дорогу наискосок; подчеркивайте, показывайте и рассказывайте ребенку каждый раз, что идете строго поперек улицы, что это делается для лучшего наблюдения за авто-, мото-  транспортными средствами;

- не торопитесь переходить дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, родственников, знакомых. Не спешите и не бегите к ним, внушите ребенку, что это опасно;

- не начинайте переходить улицу, по которой редко проезжает транспорт, не посмотрев вокруг;

- объясните ребенку, что автомобили могут неожиданно выехать из переулка, со двора дома;

6. При посадке и высадке из общественного транспорта:

- выходите впереди ребенка, так как малыш может упасть, а ребенок постарше может выбежать из-за стоящего транспорта на проезжую часть;

- подходите для посадки к двери транспортного средства только после полной остановки: ребенок, как и взрослый, может оступиться и попасть под колеса;

- не садитесь в общественный транспорт в последний момент при его отправлении; особую опасность представляет передняя дверь, так как можно попасть под колеса транспортного средства;

- научите ребенка быть внимательным в зоне остановке особо опасном месте для него: стоящий автобус сокращает обзор дороги в этой зоне.

7. При движении автомобиля:

- приучайте детей сидеть в автомобиле только на заднем сиденье; не разрешайте сидеть рядом с водителем, если переднее сиденье не оборудовано детским креслом;

- не разрешайте малолетнему ребенку во время движения стоять на заднем сиденье: при столкновении или внезапной остановке он может перелететь через спинку сиденья и удариться о переднее стекло;

- не разрешайте детям находиться в автомобиле без присмотра.

Памятка для родителей: Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге.

Что должны знать родители о своем ребенке?

В 3-4 года ребенок может отличить движущуюся машину от стоящей, но он уверен, что машина останавливается мгновенно.

В 6 лет- боковым зрением он видит примерно 2/3 того, что видят взрослые; не умеет определить, что движется быстрее: велосипед или спортивная машина; не умеет правильно распределять внимание и отделять существенное от незначительного.

В 7 лет- более уверенно отличать правую сторону дорогу от левой.

В 8 лет- может мгновенно отреагировать на отклик и т.д.; имеет опыт пешеходного передвижения на дороге; активно осваивает основные навыки езды на велосипеде; умеет определять источник шума; устанавливать связь между величиной предмета, его удаленностью и временем (чем ближе автомобиль, тем он больше).

        Работа с воспитателями:

Консультация на тему: «Игры с песком. Опытно-исследовательская деятельность детей в летний период».

Опыты с песком

Цель:

1. Помочь детям лучше узнать окружающий его мир неживой природы;

2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся первыми ступенями в познании окружающего мира.

3. Через игры и опыты научить детей определять физические свойства песка.

4. Научить детей делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования.

5. Воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.

 

Опыты и эксперименты с песком:

№1 «Откуда берётся песок»

Материал: камни, листы белой бумаги, лупа.

Ход эксперимента:

Возьмите 2 камня и постучите ими друг о друга, потрите их над листом бумаге.

1.        Как вы думаете, что это сыплется?

2.        Возьмите лупы, рассмотрите это.

3.        Как мы получили песок?

4.        Как в природе появляется песок?

Вывод: Ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок.

 

№2 «Из чего состоит песок»

Материал: стаканчики с песком, листы белой бумаги, лупы.

Ход эксперимента:

Насыпьте песок на листок бумаге, с помощью лупы рассмотрите его.

1.        Из чего состоит песок? (зёрнышек – песчинок)

2.        Как выглядят песчинки?

3.        Похожи ли песчинки одна на другую?

Чтобы получилось большая горка песка нужно очень много песка.

Вывод: Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу.

 

№3 «Легко ли сыпется песок»

Материал: подносы с песком.

Ход эксперимента:

Предложить набрать в кулачок горсть песка и выпустить его маленькой струйкой.

1.        Легко ли он сыпется?

Вывод: сухой песок легко сыпется и рассыпается на песчинки.

 

№4 «Почему при сильном ветре неудобно играть с песком»

Материал: «песочница» - банка с насыпанным тонким слоем песка.

Ход эксперимента:

Рассматривание заготовленной «песочницы». Создаём «ураган» - резко с силой сжимаем банку.

1.        Что происходит и почему?

Вывод: Песчинки маленькие, лёгкие, не прилипают друг к другу, они не могут удержаться ни друг за друга, ни за землю при сильной струе воздуха.

 

№5 «Куда исчезла вода»

Материал: стаканчики с песком и водой.

Ход эксперимента:

В стаканчик с песком нальём воды. Потрогаем песок.

1.        Каким он стал?

2.        Куда исчезла вода?

Вывод: вода быстро впитывается в песок.

 

№6 «Лепим из песка»

Материал: подносы с мокрым песком.

Ход эксперимента:

Попробуем слепить из мокрого песка шарики, колбаски. Оставить до высыхания

1.        Что происходит с поделками из песка после высыхания?

Вывод: Из мокрого песка можно лепить, но после высыхания он рассыпается.

 

№7 «Мокрый песок принимает любую нужную форму»

Материал: поднос с мокрым песком, различные формочки.

Ход эксперимента:

Насыплем мокрый песок в формочки, сделаем фигурки.

1.        Какие фигурки получились?

2.        Из какого песка удалось сделать фигурки?

Вывод: Мокрый песок принимает любую форму.

 

№8 «На мокром песке остаются следы, отпечатки»

Материал: подносы с мокрым и сухим песком.

Ход эксперимента:

Предложить на сухом песке оставить отпечатки ладошек.

1.        Хорошо видны отпечатки?

Педагог смачивает песок, перемешивает его, ровняет, предлагает на мокром песке оставить отпечатки ладошек.

1.        Теперь получается? (Посмотрите, виден каждый пальчик)

Вывод: На мокром песке остаются следы, отпечатки, а на сухом нет.

 

Итоговое мероприятие: «Песочная страна» (рисование сухим песком)

Материал: сухой песок, листы бумаги с нарисованными картинками, клеящие карандаши.

Ход: Предложить клеящим карандашом обвести весь рисунок, а потом на клей насыпать сухой песок.

1.        Стряхнув лишний песок посмотреть, что получилось.

Вывод: Сухим песком можно рисовать.

Для воспитанников

Тема занятия: «Времена года. Лето.»

Цели и задачи:

- расширять словарный запас по теме «Лето »

- закрепить знания детей о последовательности времен года, названии летних месяцев, характерных признаках лета как времени года

-  упражнять в образовании форм родительного падежа имен существительных множественного числа

- продолжить работу по составлению предложений, верному согласованию слов в предложении

- упражнять в образовании антонимов по лексической теме «Лето»

- развивать логическое мышление, память, внимание, мелкую моторику.

- воспитывать чувство взаимопомощи, коллективизма

Словарь: июнь, июль, август, долгожданный, жаркий

Оборудование и материалы: сюжетные картинки «Времена года. Лето», разрезные картинки «Лето», предметные картинки  с изображением трех яблонь.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку и скажите, о каком времени года мы будем говорить сегодня.

Я соткано из зноя,

Несу тепло с собою,

Я реки согреваю,

«Купайтесь!» — приглашаю.

И любите за это

Вы все меня. Я — …

Дети: Лето.

Воспитатель: Верно. Сегодня наше занятие будет посвящено лету.

II. Основная часть.

1.  Воспитатель: Послушайте стихотворение о лете

Лето   Я. Ким

Если в небе ходят грозы,

Если травы расцвели,

Если рано утром росы

Гнут былинки до земли,

Если в рощах над калиной

Вплоть до ночи гул пчелиный,

Если солнышком согрета

Вся вода в реке до дна –

Значит, это уже лето!

Значит, кончилась весна!

Воспитатель: О каких признаках лета говорится в этом стихотворении? (Ответы детей)

Дидактическая игра «Что общего и чем отличаются друг от друга?»

Весна  и лето.

Июль и август.

Воспитатель: Дети, какие летние месяцы вы знаете? Назовите их по порядку. (Ответы детей)

2. Пальчиковая гимнастика

Поочередное соединение всех пальцев с большим, начиная с мизинца, на каждый ударный слог.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем летом мы играть:

Будем плавать и качаться,

Будем прыгать и кататься,

Будем бегать, загорать

И грибочки собирать.

3. Дидактическая игра «Собери предложение»

Купаться, мы, в, любим, речке. (Мы любим купаться в речке.)

Лесу, летом, в, много, и, грибов, ягод. (Летом в лесу много грибов и ягод.)

Лета, после, осень, наступает. (После лета наступает осень.)

4. Дидактическая игра «Скажи наоборот»

Лето – зима.

Весна - осень

Тепло  -  холодно

Жарко -  прохладно

Светлый день -  тёмный день

Солнечная погода -  пасмурная погода

5. Физкультминутка «Лето»

Лето... Лето... Лето. (Хлопки в ладоши.)

Какого оно цвета?

Ну-ка, скажи, ну-ка, опиши!

— Нежно-зеленого, как в траве кузнечик. (Прыжки на месте.)

Желтого, желтого, как песок у речек.

Голубое, синее, самое красивое.

Вот какое лето!

— Лето... Лето... Лето... (Хлопки в ладоши.)

Еще какого цвета?

Ну-ка, скажи, ну-ка, опиши!

— Яркого, жаркого, как лихая пляска! (Приседания.)

Звездного, звездного, как ночная сказка!

Светлое, зарничное, сладко-земляничное.

Вот какое лето!

— Лето... Лето... Лето... (Хлопки в ладоши.)

Еще какого цвета?

Ну-ка, скажи, ну-ка, опиши!

— Красного, красного, как на мачты флаги! (Махи руками над головой.)

Гордого, ясного, как слова присяги!

Дружное и братское, наше октябрятское.

Вот какое лето! (Хлопки в ладоши)

6. Дидактическая игра «Что не так?»

Лето – самое холодное время года.

Когда на улице жарко, мы тепло одеваемся.

Гулять надо только в дождливую погоду.

Летом катаются на лыжах.

7. Дидактическая игра «Подумай!»

На трех яблонях – желтые, зеленые и красные яблоки. На самой высокой – не зеленые и не красные, на самой низкой – не желтые и не зеленые. Какого цвета яблоки на средней яблоне? Раскрась яблоки.

Дети на заранее розданных предметных картинках должны раскрасить яблоки зеленым цветом.

III. Подведение итогов занятия

Воспитатель: О каком времени года говорили на занятии?

Назовите летние месяцы.

Какое задание понравилось вам больше всего?

Какое задание вызвало затруднения?

Чтение художественной литературы

« Как муравьишка домой спешил»

Залез Муравей на березу. Долез до вершины, посмотрел вниз, а там, на земле, его родной муравейник чуть виден.

Муравьишка сел на листок и думает: "Отдохну немножко - и вниз".

У муравьев ведь строго: только солнышко на закат, - все домой бегут. Сядет солнце, - и муравьи все ходы и выходы закроют - и спать. А кто опоздал, тот хоть на улице ночуй.

Солнце уже к лесу спускалось.

Муравей сидит на листке и думает: "Ничего, поспею: вниз ведь скорей".

А листок был плохой: желтый, сухой. Дунул ветер и сорвал его с ветки.

Несется листок через лес, через реку, через деревню.

Летит Муравьишка на листке, качается - чуть жив от страха. Занес ветер листок на луг за деревней да там и бросил. Листок упал на камень, Муравьишка себе ноги отшиб.

Лежит и думает: "Пропала моя головушка. Не добраться мне теперь до дому. Место кругом ровное. Был бы здоров - сразу бы добежал, да вот беда: ноги болят. Обидно, хоть землю кусай".

Смотрит Муравей: рядом Гусеница-Землемер лежит. Червяк червяком, только спереди - ножки и сзади - ножки.

Муравьишка говорит Землемеру:

- Землемер, Землемер, снеси меня домой. У меня ножки болят.

- А кусаться не будешь?

- Кусаться не буду.

- Ну садись, подвезу.

Муравьишка вскарабкался на спину к Землемеру. Тот изогнулся дугой, задние ноги к передним приставил, хвост - к голове. Потом вдруг встал во весь рост, да так и лег на землю палкой. Отмерил на земле, сколько в нем росту, и опять в дугу скрючился. Так и пошел, так и пошел землю мерить.

Муравьишка то к земле летит, то к небу, то вниз головой, то вверх.

- Не могу больше! - кричит. - Стой! А то укушу!

Остановился Землемер, вытянулся по земле. Муравьишка слез, еле отдышался.

Огляделся, видит: луг впереди, на лугу трава скошенная лежит. А по лугу Паук-Сенокосец шагает: ноги как ходули, между ног голова качается.

- Паук, а Паук, снеси меня домой! У меня ножки болят.

- Ну что ж, садись, подвезу.

Пришлось Муравьишке по паучьей ноге вверх лезть до коленки, а с коленки вниз спускаться Пауку на спину: коленки у Сенокосца торчат выше спины.

Начал Паук свои ходули переставлять - одна нога тут, другая там; все восемь ног, будто спицы, в глазах у Муравьишки замелькали. А идет Паук не быстро, брюхом по земле чиркает. Надоела Муравьишке такая езда. Чуть было не укусил он Паука. Да тут, на счастье, вышли они на гладкую дорожку.

Остановился Паук.

- Слезай, - говорит. - Вон Жужелица бежит, она резвей меня.

Слез Муравьишка.

- Жужелка, Жужелка, снеси меня домой! У меня ножки болят.

- Садись, прокачу.

Только успел Муравьишка вскарабкаться Жужелице на спину, она как пустится бежать! Ноги у нее ровные, как у коня.

Бежит шестиногий конь, бежит, не трясет, будто по воздуху летит.

Вмиг домчались до картофельного поля.

- А теперь слезай, - говорит Жужелица. - Не с моими ногами по картофельным грядам прыгать. Другого коня бери.

Пришлось слезть.

Картофельная ботва для Муравьишки - лес густой. Тут и со здоровыми ногами - целый день бежать. А солнце уж низко.

Вдруг слышит Муравьишка, пищит кто-то:

- А ну, Муравей, полезай ко мне на спину, поскачем.

Обернулся Муравьишка - стоит рядом Жучок-Блошачок, чуть от земли видно.

- Да ты маленький! Тебе меня не поднять.

- А ты-то большой! Лезь, говорю.

Кое-как уместился Муравей на спине у Блошачка. Только-только ножки поставил.

- Влез?  

- Ну, влез.

- А влез, так держись.

Блошачок подобрал под себя толстые задние ножки - а они у него как пружинки, складные - да щелк! - распрямил их. Глядь, уж он на грядке сидит. Щелк! - на другой. Щелк! - на третьей.

Так весь огород и отщелкал до самого забора.

Муравьишка спрашивает:

- А через забор можешь?

- Через забор не могу: высок очень. Ты Кузнечика попроси: он может.

- Кузнечик, Кузнечик, снеси меня домой! У меня ножки болят.

- Садись на загривок.

Сел Муравьишка Кузнечику на загривок.

Кузнечик сложил свои длинные задние ноги пополам, потом разом выпрямил их и подскочил высоко в воздух, как Блошачок. Но тут с треском развернулись у него за спиной крылья, перенесли Кузнечика через забор и тихонько опустили на землю.

- Стоп! - сказал Кузнечик. - Приехали.

Муравьишка глядит вперед, а там широкая река: год по ней плыви - не переплывешь.

А солнце еще ниже.

Кузнечик говорит:

- Через реку и мне не перескочить: очень уж широкая. Стой-ка, я Водомерку кликну: будет тебе перевозчик.

Затрещал по-своему, глядь - бежит по воде лодочка на ножках.

Подбежала. Нет, не лодочка, а Водомерка-Клоп.

- Водомер, Водомер, снеси меня домой! У меня ножки болят.

- Ладно, садись, перевезу.

Сел Муравьишка. Водомер подпрыгнул и зашагал по воде, как посуху.

А солнце уж совсем низко.

- Миленький, шибче! - просит Муравьишка. - Меня домой не пустят.

- Можно и пошибче, - говорит Водомер.

Да как припустит! Оттолкнется, оттолкнется ножками и катит-скользит по воде, как по льду. Живо на том берегу очутился.

- А по земле не можешь? - спрашивает Муравьишка.

- По земле мне трудно, ноги не скользят. Да и гляди-ка: впереди-то лес. Ищи себе другого коня.

Посмотрел Муравьишка вперед и видит: стоит над рекой лес высокий, до самого неба. И солнце за ним уже скрылось. Нет, не попасть Муравьишке, домой!

- Гляди, - говорит Водомер, - вот тебе и конь ползет.

Видит Муравьишка: ползет мимо Майский Хрущ - тяжелый жук, неуклюжий жук. Разве на таком коне далеко ускачешь?

Все-таки послушался Водомера.

- Хрущ, Хрущ, снеси меня домой! У меня ножки болят.

- А ты где живешь?

- В муравейнике за лесом.

- Далеконько... ну, что с тобой делать? Садись, довезу.

Полез Муравьишка по жесткому жучьему боку.

- Сел, что ли?

- Сел.

- А куда сел?

- На спину.

- Эх, глупый! Полезай на голову.

Влез Муравьишка Жуку на голову. И хорошо, что не остался на спине: разломил Жук спину надвое, два жестких крыла приподнял. Крылья у Жука точно два перевернутых корыта, а из-под них другие крылышки лезут, разворачиваются: тоненькие, прозрачные, шире и длиннее верхних.

Стал Жук пыхтеть, надуваться: "Уф! Уф! Уф!"

Будто мотор заводит.

- Дяденька, - просит Муравьишка, - поскорей! Миленький, поживей!

Не отвечает Жук, только пыхтит: "Уф! Уф! Уф!"

Вдруг затрепетали тонкие крылышки, заработали. "Жжж! Тук-тук-тук!.." - поднялся Хрущ на воздух. Как пробку, выкинуло его ветром вверх - выше леса.

Муравьишка сверху видит: солнышко уже краем землю зацепило.

Как помчал Хрущ - у Муравьишки даже дух захватило.

"Жжж! Тук-тук-тук!" - несется Жук, буравит воздух, как пуля.

Мелькнул под ним лес - и пропал.

А вот и береза знакомая, и муравейник под ней.

Над самой вершиной березы выключил Жук мотор и - шлеп! - сел на сук.

- Дяденька, миленький! - взмолился Муравьишка. - А вниз-то мне как? У меня ведь ножки болят, я себе шею сломаю.

Сложил Жук тонкие крылышки вдоль спины. Сверху жесткими корытцами прикрыл. Кончики тонких крыльев аккуратно под корытца убрал.

Подумал и говорит:

- А уж как тебе вниз спуститься, - не знаю. Я на муравейник не полечу: уж очень больно вы, муравьи, кусаетесь. Добирайся сам, как знаешь.

Глянул Муравьишка вниз, а там, под самой березой, его дом родной.

Глянул на солнышко: солнышко уже по пояс в землю ушло.

Глянул вокруг себя: сучья да листья, листья да сучья.

Не попасть Муравьишке домой, хоть вниз головой бросайся! Вдруг видит: рядом на листке Гусеница Листовертка сидит, шелковую нитку из себя тянет, тянет и на сучок мотает.

- Гусеница, Гусеница, спусти меня домой! Последняя мне минуточка осталась - не пустят меня домой ночевать.

- Отстань! Видишь, дело делаю: пряжу пряду.

- Все меня жалели, никто не гнал, ты первая!

Не удержался Муравьишка, кинулся на нее да как куснет!

С перепугу Гусеница лапки поджала да кувырк с листа - и полетела вниз.

А Муравьишка на ней висит - крепко вцепился. Только недолго они падали: что-то их сверху - дерг!

И закачались они оба на шелковой ниточке: ниточка-то на сучок была намотана.

Качается Муравьишка на Листовертке, как на качелях. А ниточка всё длинней, длинней, длинней делается: выматывается у Листовертки из брюшка, тянется, не рвется. Муравьишка с Листоверткой всё ниже, ниже, ниже опускаются.

А внизу, в муравейнике, муравьи хлопочут, спешат, входы-выходы закрывают.

Все закрыли - один, последний, вход остался. Муравьишка с Гусеницы кувырк-и домой!

Тут и солнышко зашло.

«Про меня и муравья»

«Про меня и муравья»

Нёс однажды муравей

Две травинки для дверей,

Вдруг ему навстречу кот

Вышел грозно из ворот.

Не обижайте муравья,

Его обидеть просто:

Он очень ма…, он очень ма…

Он маленького роста.

Закричал коту я: Брысь!

ГАВ-ГАВ-ГАВ! Поберегись!

И разбойничьи усы

Сразу спрятались в кусты.

В муравьиный дом теперь

Мне всегда открыта дверь.

Только жаль, что для меня

Дверь мала у муравья.

Не обижайте муравья,

Его обидеть просто:

Он очень ма…, он очень ма…

Он маленького роста.

                                 (Степанов Владимир Александрович)

Интегрированное занятие в подготовительной группе

Тема: «Муравей»

Программное содержание:

Познакомить детей с образом жизни муравья и устройством муравейника.

Развивать мышление, обогащать словарный запас детей.

Воспитывать любознательность, интерес к насекомым, желание узнать о них что-то новое.

Оборудование:

Картинки с изображением муравья, муравейника, яйца, личинок, куколок.

Вырезанный из бумаги силуэт муравья (длина 33 см).

Ход занятия:

Ребята, сегодня мы с вами начнем занятие с викторины.

Д/и «Самые-самые»

Самый хитрый зверь, это … (лиса).

Самый трусливый зверь, это … (заяц).

Самый большой любитель меда, это лесной зверь … (медведь).

Самая длинная шея у … (жирафа).

Самая маленькая птица, это … (колибри).

Самые крупные яйца несет … (страус).

Самые горбатые обитатели пустынь, это … (верблюды).

Самая маленькая лошадка, это - … (пони).

Самый быстрый зверь, это … (гепард).

Самые умные животные, это … (обезьяны).

Самое долгоживущее животное, это … (черепаха).

Ребята, а вы знаете, кто на земле самый сильный?

Нет, не слон, не бегемот. Самый сильный на земле – муравей! Ведь он может переносить на себе тяжести в 10 раз тяжелее его собственного веса.

Если представить, что Ваня (вызывается ребенок) – муравей, то он сможет унести на себе 10 ребят. (Вызываются 10 человек). Сможет наш Ваня поднять и нести всех этих ребят? Нет. А муравей может нести на себе груз, в 10 раз тяжелее его самого. Муравей, хоть и маленький, а настоящий силач.

Устройство муравейника

А еще муравьи – великолепные строители. Какие прекрасные дома-муравейники они строят! Муравейник – это многоэтажный дом с множеством квартир, теплый, уютный, с хорошей вентиляцией, с кладовочками, со спальнями, с детскими комнатами, с мусоросборником и туалетом. Муравьи содержат свои дома в идеальной чистоте.

Все входы и выходы пропускают свежий воздух вглубь муравейника. Все эти входы и выходы охраняются муравьями-солдатами.

Сверху муравьи делают на муравейнике покрытие из иголок и веточек. Оно защищает жилище от превратностей погоды, ремонтируется и обновляется рабочими муравьями.

Под этим покрытием есть комната, которая хорошо прогревается солнечными лучами. Туда муравьи забегают погреться весной.

Есть комната-кладбище, куда рабочие муравьи относят умерших собратьев и мусор.

Есть специальная зимняя спальня. Взрослые муравьи в тесноте, да не в обиде проводят зиму в этом помещении. Закрывают все ходы-выходы в муравейнике, сбиваются в кучу в зимней спальне и засыпают.

В хлебном складе муравьи хранят зерна.

В мясную кладовку муравьи приносят гусениц и другую добычу.

Есть специальный коровник. Конечно, в нем живут не настоящие коровы, а тли. Тля – тоже насекомое, которое, к радости муравьев, выделяет сладкое вещество. Муравьям оно очень нравится, поэтому они охраняют тлей от вредителей, уносят самок на зиму в муравейники, весной переносят тлей на наиболее сочные молодые побеги. Как люди разводят и ухаживают за коровами, так муравьи заботятся о тлях.

В царских покоях живет муравьиная царица-матка. Каждый день она откладывает огромное количество яиц (до 1500). За ней ухаживают рабочие муравьи.

Есть в муравейнике детские комнаты с яйцами, личинками и куколками. Ведь каждое насекомое, прежде чем стать взрослым бывает сначала яйцом, затем личинкой, потом куколкой. И только после этого – взрослым. (Показ карт инок с изображением яйца, личинки, куколки и взрослого муравья).

Д/упр «Расставь картинки по порядку»

Воспитатель перемешивает картинки и предлагает детям выставить их последовательно. Можно предложить четырем детям взять в руки картинки и выстроиться в нужном порядке.

Динамическая пауза и зрительная гимнастика «Муравьи»

Дети находят глазами картинку, соответствующую тексту. Картинки расположены в углах комнаты под потолком.

Матка в муравейнике яйца отложила,

Их заботою родня тут же окружила.

Ну а рост муравья дальше продолжается,

И личинки из яиц вскоре появляются.

Ждут с надеждой муравьи в каждом закоулке,

Что личинки муравьев превратятся в куколки

Вот из куколки своей

Вышел новый муравей.

Дети делятся на «муравьев» и «муравейник». Муравейник: дети берутся за руки и образуют круг. Дети-«муравьи» заходят в круг. По сигналу «утро» дети-«муравейник» поднимают руки вверх, а дети-«муравьи» выходят из круга и отправляются на работу; по сигналу «вечереет» дети-«муравейник» медленно опускают руки, дети-«муравьи» спешат попасть в круг до сигнала «ночь», когда дети-«муравейник» опустят руки вниз.

Жизнь муравьев

Муравьи живут в муравейнике одной большой и дружной семьей. В одном муравейнике муравьев столько, сколько людей в большом городе.

Правит в муравейнике муравьиная царица. В молодости у нее были небольшие крылышки, и она любила порезвиться и полетать. Но, потом, став почтенной матерью большого муравьиного семейства, муравьиха отгрызает себе крылья и с этих пор живет в муравейнике. Она откладывает яички, из которых позже появятся личинки. О личинках будут заботиться рабочие муравьи: кормить и ухаживать за ними. Муравьи, появившись на свет, не растут. Какими родились, такими и пригодились.

Как у всех насекомых, у муравьев есть усики-антенны, с помощью которых муравей получает информацию о запахе, вкусе  и сообщает о ней своим собратьям.

Муравьи умеют ходить по гладким или наклонным поверхностям.

Ведь на каждой лапке у муравья два коготка, между ними подушечка, выделяющая клейкую жидкость, которая и позволяет муравью не падать.

Муравьи больше всего любят лакомиться пядью – так называется вещество, выделяемое тлями. А еще едят муравьи других насекомых, особенно любят кузнечиков. Даже поговорка есть про это: «Лучший подарок муравью – ножка кузнечика». Еще едят грибы, сок и семена растений.

Муравьи уничтожают множество вредных насекомых, поэтому их называют «санитарами леса».

Некоторые птицы специально прилетают за помощью к муравьям, которые очищают птицу от многочисленных паразитов, смазывают ей перья муравьиной кислотой.

Есть у муравьев и враги. Муравьями питаются многие  птицы, земноводные и пресмыкающиеся, а также барсуки, лисы, медведи и другие звери. Гнезда рыжих лесных муравьев используются как места зимних ночевок кабанами.

Самые крупные муравьи живут в Африке. Взгляните, какого размера они бывают. (Показ вырезанного силуэта муравья, длиной 33 см).

Вопросы по содержанию занятия:

1. Почему муравьев считают самыми сильными?

2. Что такое муравейник?

3. Как устроен муравейник? Какие в нем есть «помещения»?

4. Почему муравьи заботятся о тлях?

5. Как появляются на свет муравьи?

6. Кто в муравьиной семье самая главная? Чем она занимается?

7. Зачем муравьям усики?

8. Почему муравьи не падают, когда ходят по гладкой и вертикальной поверхности?

9. Чем питаются муравьи?

10.Назовите врагов муравьев.

11.Почему муравьев называют «санитарами леса»?

Логоритмическое упражнение  «Насекомые над лугом»

— Жу-жу-жу, — жужжит пчела:

— Я лечу издалека.

— Зу-зу-зу, — комар пищит.

— Уф-уф-уф, — как паровоз

Шмель пыхтит, пыльцу повез.

Жук гудит: «Гу-жу, гу-жу.

Я любого разбужу».

Дети поднимают руки в стороны и ритмично ими машут, как крылышками.

Ритмично «выбрасывают» указательные пальцы вперед. Ритмично притопывают ногами.

Ритмично хлопают в ладоши.