Методика преодоления заикания Н.А.Чевелевой
презентация по логопедии

Горбенко Дария Дмитриевна

Методика преодоления заикания Н.А.Чевелевой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_preodoleniya_zaikaniya_chevelevoy.pptx330.81 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методика преодоления заикания н.а.Чевелевой Презентацию подготовила: Горбенко Д.Д. Учитель-логопед ГБДОУ детского сада № 79 Санкт-Петербург

Слайд 2

План презентации Основной принцип методики Для кого разработана данная методика Описание методики Методика проведения занятий Организация логопедических занятий Список использованной литературы

Слайд 3

Основной принцип методики Данная система является практическим итогом исследования, проведенного под руководством профессора доктора педагогических наук Р. Е. Левиной в секторе логопедии научно-исследовательского Института дефектологии АПН РСФСР. Главное в этой системе состоит в том, чтобы умело сочетать задачу обучения детей ручному труду с решением специальной, специфической задачи — развития их самостоятельной речи. В процессе занятий ручным трудом дети на практике учатся владеть речью: описывать весь последовательный процесс изготовления поделки, оценивать качество ее выполнения, анализировать ее форму, строение, цвет и расположение в пространстве отдельных ее частей. Сначала ученики говорят обо всем этом, непосредственно наблюдая поделку или отдельные ее части. Значительно позже ребенок приобретает навык рассказа о том же самом по памяти и по представлению, безо всякой опоры на деятельность и зрительное восприятие поделки

Слайд 4

Для кого разработана данная методика? Коррекционная работа с заикающимися дошкольниками в процессе ручной деятельности. Н.А. Чевелева основывается на психологической концепции развития связанной речи ребенка, которая идет от речи ситуативной (непосредственно связанной с практической деятельностью, с наглядной ситуацией) к контекстной, (обобщенной, связанной с событиями прошедшими, с отсутствующими предметами, с будущими действиями). Включает 5 этапов: 1) Пропедевтический 2)Сопровождающий речи 3) Завершающей речи 4) Предваряющей речи 5) Закрепление навыков самостоятельной речи Также Н.А. Чевелева предлагает систему исправления речи у заикающихся школьников 1-4 классов в процессе ручной деятельности. Данная система повторяет предложенную ранее систему логопедических занятий с заикающимися детьми - дошкольниками. Меняется сложность работы. Соответственно учебным четвертям автор выделяет четыре периода последовательных логопедических занятий: 1) Сопровождающей речи 2) Завершающей речи 3) Предваряющей речи 4) Закрепления навыков самостоятельной речи

Слайд 5

Описание методики Н.А.Чевелевой Весь процесс исправления речи заикающихся детей делится на пять периодов. Каждый включает в себя определенное количество занятий. 1) Пропедевтический (4 занятия). Как и всякое систематическое обучение, работа по исправлению заикания у детей начинается с организационного периода. Основной смысл занятий этого периода состоит в том, чтобы дать детям ощутить, что они находятся в коллективе, где все подчиняется определенным правилам. Одновременно дети приучаются слышать немногословную, но логически четкую речь учителя, ее нормальный темп, который является образцом для подражания на протяжении всего време­ни специального обучения. Временным ограничением речи нужно приучить детей к определенному речевому режиму, к внимательности и дисциплинированности на занятиях. 2) Сопровождающая речь (16 занятий). На всех занятиях этого периода дети говорят (отвечая на вопросы учителя) только о том, что они делают в данный момент, говорят по поводу совершаемого ими какого-то отдельного элемента работы (“Я приклеиваю... ”, “Я вырезаю... ”, “Я раскрашиваю... ” и т. д. ). Такая речь носит название сопровождающей. На протяжении всего периода сопровождающая речь постепенно усложняется.

Слайд 6

3) Завершающая речь (12 занятий). Во второй период занятий с заикающимися детьми следует перейти к более сложному виду речи. Этот вид носит название завершающей действие речи. Учащиеся описывают уже выполненную работу или. какую-то часть ее, например: “Я разрезала квадрат по линии сгиба”, “Я только что склеил два треугольника”, “А я уже вырезала окошко” — и т. д. Использование новой, более сложной, формы речи — завершающей — не исключает возможности пользования и прежним, уже усвоенным видом речи — сопровождающей. 4) Предваряющая речь (8 занятий). В этот период дети начинают пользоваться еще более сложной формой речи. Переход к ней становится возможным после того, как учащиеся начинают свободно пользоваться сопровождающей и завершающей речью. На этой основе в третьем (периоде вводится новая, наиболее сложная форма речи — предваряющая. В этом случае ребенок рассказывает о том, что он намеревается делать (“Сначала я возьму кусок пластилина и разомну его”, “Я буду делать карнавальную шапочку из желтой и красной бумаги”, “Я согну листок пополам, а потом — еще пополам” и т. д. ). Пользуясь предваряющей формой речи, учащиеся говорят уже без какой бы то ни было опоры на восприятие, лишь по следам представлений, возникших во время объяснения учителя, по уже не собственной деятельности. 5) Закрепление навыков самостоятельной речи (5 занятий). На протяжении четвертого периода мы рекомендуем проводить свободную “речевую практику”. Учащиеся на занятиях должны отвечать на всевозможные вопросы, сами задавать вопросы учителю и товарищам, разговаривать по любому поводу, пояснять, советоваться. В этот период речь учащихся приближается к свободным формам, какими ребенок пользуется в повседневном общении. Теперь дети говорят не только по поводу изготовляемых ими поделок.

Слайд 7

Методика проведения занятий Очень важно умело вызывать речевую активность детей, возбуждать и поддерживать у них стремление точно и содержательно передавать мысль. Необходимо, чтобы на логопедических занятиях дети говорили охотно, с увлечением. Учитель для этого постоянно поощряет удачные, четкие, разнообразные ответы детей. Ребенок не должен чувствовать, что учителя интересует, как (т. е. насколько плавно) он отвечает на его вопрос. Нужно постоянно поддерживать у детей впечатление, что учителя интересует только то, что они делают, помнят ли они, что делать дальше или как изготовляется та или иная поделка. Чтобы занятия принесли наибольшую пользу, они должны быть эмоциональными и интересными. Только тогда они смогут привлечь ученика, вызвать у него любовь к труду и оставить яркое впечатление на долгое время. Особое значение имеет речь учителя, поскольку для детей она является образцом, она должна быть тоже слегка замедленной, плавной, но в то же время очень эмоциональной, жизнерадостной. При проведении занятий необходимо соблюдать строжайшую постепенность и последовательность как в отношении речи, так и в отношении предлагаемых детям для изготовления поделок. При подборе поделок для занятий следует иметь в виду, что в первую очередь надо давать детям для изготовления наиболее простые поделки, при выполнении которых неоднократно повторяются одинаковые действия. Если учащийся будет испытывать какие-то трудности в речи, необходимо задержать его еще некоторое время на предыдущем уровне речи и сложности поделки. На протяжении всего периода обучения можно проводить занятия, на которых дети, отвечая на вопросы учителя, будут называть находящиеся в классе предметы красного цвета, зеленого, желтого, черного и т д. Затем будут перечислять предметы, сделанные из дерева, стекла, пластмассы и т. д. Можно проводить другого вида занятия, на которых дети не будут заняты изготовлением поделок. Они могут ограничиться наблюдением за тем, как делает какую-нибудь вещь учитель. В процессе своей работы учитель все время обращается к детям с различными вопросами, на которые дети свободно отвечают. Необходимо создавать условия, при которых дети отвечали бы на вопросы учителя с удовольствием. Тогда их объяснения будут звучать разнообразнее и эмоциональнее. Для этого учитель должен ставить вопросы в интересной для детей форме.

Слайд 8

Занятия по исправлению речи заикающихся детей в процессе ручного труда можно проводить на школьных и поликлинических логопедических пунктах. В специальных школах для устранения заикания у детей целесообразно использовать не только логопедические занятия, но и уроки ручного труда, на которых также можно развивать самостоятельную речь детей по рекомендуемой системе. Лучшей формой организации занятий с заикающимися детьми являются групповые, коллективные занятия. В каждой группе не должно быть более 5 учеников, с тем чтобы каждый ребенок практиковался в речи. Занятия по исправлению заикания с применением ручной деятельности. Рекомендуется проводить в течение всего учебного года с перерывами, совпадающими со временем школьных каникул. В особо тяжелых случаях заикания этого времени может оказаться недостаточно. Тогда необходимо продолжить занятия в следующем учебном году. Желательно, чтобы логопедические занятия проводились с детьми в специально оборудованном для этого помещении, где можно было бы хранить все необходимые материалы и инструменты для работы. Перед началом занятий логопед должен предложить родителям обеспечить своих детей всем необходимым для ручного труда — материалом и инструментами (ножницами, клеем, кисточками, пластилином, цветной бумагой). Организация логопедических занятий

Слайд 9

Перед началом занятий логопед должен провести беседу с родителями. Нужно объяснить родителям, что в семье должно быть организовано чуткое и внимательное отношение к ребенку. Очень важно не фиксировать внимания ребенка на его дефекте. Необходимо, чтобы у ребенка был определенный, строгий режим (своевременный и достаточный сон, здоровое и своевременное питание, прогулки на воздухе и т. п. ). Одновременно с началом логопедических занятий необходимо ограничить речь ребенка вне занятий. Серьезное внимание следует уделить лечебной стороне дела. Заикающегося ребенка нужно показать врачу невропатологу, так как во многих случаях лечебное укрепление нервной системы является обязательным. Логопед еще до начала занятий должен поговорить также с обучающим ребенка учителем. Учитель должен создать в классе здоровое отношение к заикающемуся со стороны товарищей. Логопедические занятия должны быть организованы так, чтобы ученики все время говорили не заикаясь. Если у ребенка во -время занятий появятся запинки в речи, это значит, что он еще плохо освоил предыдущую форму речи и новая ему пока непосильна. В этих случаях следует вернуться к более лепкой форме речи. Логопед каждый раз напоминает детям, что дома нужно делать точно такую же поделку и называть вслух все производимые трудовые операции. Логопед должен заранее проконсультировать родителей относительно того, какие вопросы нужно при этом задавать ребенку, например: “Что ты делаешь?”, “Что ты сейчас загибаешь?”, “Что ты склеиваешь?” и т. п. Нужно предостеречь родителей от таких вопросов, - которые требуют от ребенка самостоятельных выводов, обобщений, так как при этом может снова проявиться заикание.

Слайд 10

Строгая последовательность и систематичность в занятиях, чуткое, внимательное отношение к ребенку, тесный контакт логопеда с учителем и родителями ребенка — необходимые условия успеха.

Слайд 11

Список использованной литературы: 1) Н. А. Чевелева . Исправление речи у заикающихся дошкольников. - М.: Просвещение, 1965. – 88 с. 2) Н. А. Чевелева . Исправление речи у заикающихся школьников. - М.: Просвещение, 1966. – 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

логопедическая ритмика в системе комплексной психолого-педагогической работы по преодолению заикания

Приведены логоритмические упражнения и игры для коррекциии заикания....

Пути к преодолению заикания детей дошкольного возраста

Материал включает в себя информацию о заикании, его причинах и проявлениях, а также способах их коррекции.Внедрение в практику способа преодоления заикания, основанного на синхранизации речи с движени...

Развитие зрительного внимания, как одно из средств в преодолении заикания.

Игры  для детей с неврозоподобной и невротической формами заикания...

Презентация: "Методика преодоления заикания по Смирновой"

Презентация: "Методика преодоления заикания по Смирновой"...

Заикание. Характеристика основных методик по преодолению заикания

Проблему заикания можно считать одной из самых древних в истории развития учения о расстройствах речи. Различное понимание его сущности обусловлено уровнем развития науки и позиций, с которых авторы п...

Заикание. Причины возникновения заикания. Роль семьи в преодолении заикания у ребенка.

Заикание - один из наиболее тяжелых дефектов речи. Оно трудно устранимо, травмирует психику ребенка, тормозит правильный ход его воспитания, мешает речевому общению, затрудняет взаимоотношен...