ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Фонематический слух – основа правильной речи»
консультация по логопедии

Котова Екатерина Васильевна

Определение. Возрастные нормы развития фонематического слуха. Этапы работы по развитию фонематического слуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Памятка "Фонематический слух"16.42 КБ

Предварительный просмотр:

  Фонематический слух это способность правильно слышать и узнавать звуки.

  Благодаря фонематическому слуху ребёнок может распознать и различить звуки.

 

Возрастные нормы развития фонематического слуха.

 Первый год жизни - уже на третьей неделе ребенок должен проявлять сосредоточение на резкие звуки, а в два месяца начинать прислушиваться к более тихим шумам. В три месяца малыш без труда отыскивает взглядом источник звука, реагирует на него улыбкой, комплексом оживления. С четырех месяцев ребенок начинает подражать звукам, к полугоду различает свое имя. К концу первого года жизни при нормальном развитии фонематического  слуха малыш различает часто произносимые слова.

 На втором году жизни фонематический слух активно развивается. Ребенок уже может различать все фонемы родного языка. К концу второго года малыш в состоянии определить на слух неверно произнесенный звук в речи взрослых, но собственное произношение еще не контролирует.

   Самое важное достижение третьего года жизни – возможность ребенка самостоятельно определять неверно произнесенный звук в собственной речи.  Если этот навык фонематического восприятия не сформируется к трем годам, то ребенок не сможет овладеть правильным звукопроизношением.

На четвертом году жизни фонематический слух совершенствуется, становится более дифференцированным. Ребенок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух и в собственном произношении, что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза.

На пятом-шестом году жизни формируется звуковой анализ – умение определять последовательность и количество звуков в слове. Только обладая навыками анализа и синтеза, ребенок сможет успешно освоить чтение и письмо.

Этапы работы по развитию фонематического слуха

1-Й УРОВЕНЬ – узнавание неречевых звуков.

2-Й УРОВЕНЬ – различение звуков речи по тембру, силе и высоте.

3-Й УРОВЕНЬ – различение сходных между собой по звучанию слов. 

4-Й УРОВЕНЬ – различение слогов.

5-Й УРОВЕНЬ – различение звуков

6Й УРОВЕНЬ – освоение ребенком навыков анализа и синтеза.

1.Игра «Жмурки». 

 Ребенку завязывают глаза, и он двигается на звук колокольчика, бубна, свистка.

2.Игра «Громко–тихо». 

Договоритесь, что малыш будет выполнять определенные действия – когда вы произносите слова громко и когда тихо.

3.Игра «Слушай и выбирай». 

Перед ребенком кладут картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом). Взрослый называет предмет, а ребенок должен поднять соответствующую картинку.

4.Игра «Что лишнее?» 

Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа» и т. п. Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.

5. Игра «Похлопаем». 

Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему.

6.Игра «Отгадай слово». Ребенку предлагают слова с пропущенным звуком – их нужно отгадать. Например, из слов убежал звук «л» (...ампа, мы...о, ...ук, кук...а).

ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«Фонематический слух – основа правильной речи»

Список литературы.

1.Волкова Л.С. Логопедия : Учебник./Волкова Л.С.- М.: Владос, 2008.

2.Казанская В.Л. Шматко Н.Д. Дидактические игры и упражнения по развитию слухового восприятия, Дефектология,- 2002г,- №5

3.ТкаченкоТ.А. Развитие фонематического восприятия: учебное пособие- М.,2001г.

Составитель: учитель-логопед Котова Е. В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов "Фонематический слух - основа правильной речи"

Игровые упражнения на развитие слухового внимания и фонематического слуха....

Мастер-класс для педагогов "Фонематический слух- основа правильной речи"

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, и...

Консультация для педагогов «Фонематический слух - основа правильной речи »

Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой малыш про...

Памятка для родителей "Фонематический слух - основа правильной речи"

памятка для родителей о значимости развития фонематического слуха у детей; подборка игр и упражнений в данном направлении...