Журнал рабочих контактов учителя-логопеда и воспитателей средней группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
методическая разработка по логопедии (средняя группа)

Емельянова Елена Владимировна

Журнал рабочих контактов  учителя-логопеда и воспитателей  средней группы  компенсирующей направленности  для детей с тяжелыми нарушениями речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Журнал рабочих контактов

учителя-логопеда и воспитателей

средней группы

компенсирующей направленности

для детей с тяжелыми нарушениями речи

«Здравствуй, осень золотая»

Дети  должны знать:

- осень – время года;

- основные приметы осени;

- что делают осенью животные и птицы.

Развитие лексико-грамматических процессов (дидактические игры и упражнения):

«Закончи предложения» Цель: упражнять детей в придумывании  варианта окончания предложения. Сначала воспитатель проговаривает начало предложения, а ребенок заканчивает его, затем ребенок проговаривает все предложение целиком.

Осенью часто идет …  Дует холодный, сильный …  Листья на деревьях становятся … и …  Птицы улетают в … Осенью люди надевают … В садах и огородах собирают …    

 «Назови ласково» Цель: формирование навыка образования существительных с уменьшительно — ласкательным суффиксами со словами дождь, ветер, лист, дерево, туча, солнце.

 Дождь – дождик.

Развитие связной речи.

Отгадай загадку

Целый день он шлепал, шлепал              

Ямы лужами заштопал (Дождь)

Развитие мелкой моторики:

Если мы идем гулять,

Зонт с собою нужно брать.

Осенью от дождика

Спрячемся под зонтиком.                

Двумя пальцами шагаем по ладошке

Упр. «Зонтик» пальцы правой руки сжать в кулачок, затем выставить вверх указательный палец и опустить на него выпрямленную ладонь левой руки

Упр. «Дождик» поднять руки вверх и медленно опускать их, быстро пошевеливая пальцами

Упр. «Зонтик»

«Огород, овощи»

Дети должны знать:

— названия овощей: помидор, огурец, капуста, морковь, лук, картофель;

— обобщающее слово «овощи»;

— где растут овощи;

— что из овощей можно приготовить.

Развитие лексико-грамматических процессов (дидактические игры и упражнения):

 «Назови ласково»   Цель: формирование навыка образования существительных с уменьшительно — ласкательным суффиксами со словами помидор, огурец, капуста, морковь, лук, картофель.

Помидор — помидорчик.

«Жадина» Цель: Упражнять в согласовании притяжательного местоимения «моя», «моё», «мои», «мой» с именами существительными со словами помидор, огурец, капуста, морковь, лук, картофель.  Помидор – мой помидор

«Закончи предложения» Цель: упражнять детей в придумывании  варианта окончания предложения.

Я из земли выдёргиваю …(морковку)

Я из земли выкапываю …

Я срываю с кустика …

Я срезаю…

Развитие связной речи.

«Расскажи об овоще» Цель: упражнение в составлении предложений об овоще. Ребёнок должен сказать, какой фрукт по цвету, форме, вкусу, опираясь на его изображение.

Это помидор. Он круглый, красный, сладкий.

Пальчиковая игра

Мы капусту режем,

Мы морковку трём.

Мы капусту солим,

Мы капусту жмём.

«Фруктовый сад»

Дети должны знать:

— названия фруктов: яблоко, груша, лимон, банан, апельсин;

— обобщающее слово «фрукты»;

— где растут фрукты;

— что из фруктов можно приготовить.

Развитие лексико-грамматических процессов (дидактические игры и упражнения):

 «Назови ласково»   Цель: формирование навыка образования существительных с уменьшительно — ласкательным суффиксами со словами яблоко, груша, банан, лимон, апельсин.

Яблоко – яблочко

«Жадина» Цель: Упражнять в согласовании притяжательного местоимения «моя», «моё», «мои», «мой» с именами существительными со словами со словами яблоко, груша, банан, лимон, апельсин. Яблоко — моё яблоко

Развитие связной речи.

«Расскажи о фрукте» Цель: упражнение в составлении предложений  о фруктах. Ребёнок должен сказать, какой фрукт по цвету, форме, вкусу, опираясь на его изображение.

Это яблоко. Оно круглое, красное, сладкое.

Пальчиковая игра «Яблоко»

Яблочко из сада

Упр. «Шар»: округлить ладони, расставив так, чтобы кончиками они касались друг друга

Ёж в нору принёс.

Упр. «Ёж»: кулачок правой руки прижат к ладони левой, пальцы левой руки раздвинуть

Наливное сладкое

Ежихе преподнёс.

Сложив ладони «шариком», поворачивают их из стороны в сторону

Упр. «Ёж», а затем упр. «Поднос»: руки вытянуты вперёд ладонями вверх

 «Животные, которые живут рядом с нами»

Дети должны знать:

— названия домашних животных: кошка, собака, корова, свинья, лошадь и их детенышей;

— понятие «домашние животные»;

— название жилищ животных;

— название частей тела животных.

Развитие лексико-грамматических процессов (дидактические игры и упражнения):

 «Кто с кем живет?» Цель: практическое употребление в речи существительных в Т.п. с предлогом с.

Котенок живет с кем? Щенок живет с кем? Теленок живет с кем? Жеребенок живет с кем?  Поросенок живет с кем?

«На кого смотрели дети?» Цель: развитие вербальной памяти. Практическое употребление в речи предлога на.

Воспитатель убирает картинки с изображением домашних животных и спрашивает детей, на кого они смотрели?

«Кто как разговаривает» Цель: введение в активный словарь детей слов — действий.

Кошка — мяукает, собака — лает, корова — мычит, лошадь — ржет.

Развитие связной речи.

Чтение и пересказ с опорой на вопросы сказки Л.Н. Толстого «ЖУЧКА И КОШКА».

«Была драка между Жучкой и кошкой. Кошка стала есть, а Жучка пришла. Кошка Жучку лапой за нос. Жучка кошку за хвост. Кошка Жучке в глаз. Жучка кошку за шею. Тетя шла мимо, несла ведро с водой и стала лить на кошку и Жучку водой».

Пальчиковая игра   «Встреча»

Повстречались

Два котенка: «Мяу – мяу!»,-

Два щенка: «Гав — гав!», —

Два жеребенка: «Иго – го!», —

Два теленка: «Му – у – у!»

Смотри, какие рога!

 «Я в мире – человек»

Дети должны знать:

  • названия основных частей тела, их функции;
  • уметь различать правую и левую руку и ногу;
  • пространственные направления (вверх — вниз, спереди — сзади, направо — налево, вперёд — назад).

Развитие лексико-грамматических процессов (дидактические игры и упражнения):

 «Назови ласково» Цель: формирование навыка образования существительных с уменьшительно — ласкательным суффиксами со словами: глаз, нос, ухо, лоб, бровь, голова, рот, рука, локоть, палец, колено.

«Мой, моя, мои»   Цель: использование в речи местоимений. Воспитатель показывает часть тела на картинке и спрашивает каждого ребёнка: Чей глаз? Чей нос? Чьё ухо? Чья бровь? Чья голова? Чей рот? Чей локоть?

«Ответь на вопросы» Цель: практическое употребление в речи предлога на. Обогащение словаря по теме. Что на голове? Что на лице? Что на руке? Что на ноге? Что на туловище?

Развитие связной речи.

Рассказ «МАШЕНЬКА»

«Вот девочка Машенька. На лице у неё глазки, носик, ротик, щечки, подбородок. У Машеньки есть две руки и две ноги …»

Пальчиковая игра

Раз, два, три, четыре, пять     Сгибаем, разгибаем пальчики,

Вышли пальчики гулять.       Сжимаем руку в кулачок.

Наш мизинчик в лес пошел,      Разгибаем мизинец,

Безымянный — гриб нашел,    Разгибаем безымянный палец,

Средний пальчик его помыл,   Разгибаем средний палец,

Указательный — солил,          Разгибаем указательный палец,

Большой пальчик встал и съел,   Разгибаем большой палец.

Потому и потолстел!

«Скажи правильно» Цель: развитие пространственных представлений.

Ноги у тебя вверху или внизу? Нос у тебя сзади или спереди? Эта рука правая или левая? Этот пальчик у тебя на руке или на ноге? И др.

«Слушай внимательно и выполняй» Цель: развитие пространственных представлений.  Положи руки на плечи. Поставь руки на пояс. Спрячь руки за пояс. Подними правую руку и положи на левое плечо. Потрогай левой рукой правое ухо. И др.

 «Мой город, моя улица»

Дети должны знать:

  • как называется город, в котором они живут;
  • в городе есть магазины, школы, детские сады, кинотеатр, больницы, библиотека, площадь, стадион и др.;

Развитие лексико-грамматических процессов (дидактические игры и упражнения):

 «Назови ласково»  Цель: формирование навыка образования существительных с уменьшительно — ласкательным суффиксами  со словами: улица, город, магазин, мост, двор.

«Где ты живешь?» Каждый ребенок называет свой адрес (улицу, номер дома и квартиры, этаж); рассказывает, какие учреждения находятся рядом с его домом.

Пальчиковая игра.

Мы по улице шагаем,     Выполнять движения пальчиками в

Этажи в домах считаем:       соответствии с текстом стихотворения.

Раз этаж, два этаж —

Двухэтажный домик наш.

По бульвару мы шагаем,

Липы с кленами считаем:

Одна, два, три, четыре, пять …

Трудно нам их сосчитать.

 

«Мишка заблудился» Цель:  развитие пространственной ориентации, закрепить понятия прямо, назад, повернуть направо, налево.

Воспитатель: «Мишка заблудился. Помогите Мишке добраться до дома».

«Рисуем картинку» Цель: учить детей располагать предметы на листе бумаги (вверху, внизу, посередине, около); последовательному рассказу о ходе работы.

«Посередине я нарисовал дом. Около дома я нарисовал дерево. Вверху я нарисовал солнышко. А внизу — травку»

 «Транспорт в городе»

Дети должны знать:

  • названия нескольких видов транспорта  (машина, автобус, поезд, самолет, корабль, грузовик);
  • части машины (кабина, руль, педаль, кузов, колеса);
  • назначение транспортных средств.

Развитие лексико-грамматических процессов (дидактические игры и упражнения):

 «Едем в гости» Цель: усвоение категории предложного падежа с предлогом на. Воспитатель раздает детям картинки с изображением транспортных средств и предлагает им «поехать» в гости к бабушке. Каждый ребенок должен сказать, на чем он поедет в гости.

Я поеду на машине. Я поеду на поезде. И др.

«Дружит или не дружит?» Цель: усвоение категории творительного падежа с предлогом с. закрепление знаний детей по теме.

Машина «дружит» с автобусом или глобусом? Самолет «дружит» с ракетой или газетой? Корабль «дружит» с лодкой или ложкой? Трамвай «дружит» с поездом или домом? Мотоцикл «дружит» с машиной или малиной? Поезд «дружит» с ракетой или котлетой?

Развитие связной речи.

Рассказ — описание «ГРУЗОВИК»  Цель: Обогащать активный словарь ребенка по лексической теме. Что это? Для чего он нужен? Какого цвета? Какие части у грузовика?

Пальчиковая игра    «Машина»

У машины есть мотор, есть колеса.

Упр. «Мотор»: вращают руками со сжатыми кулачками на уровне груди.

В ней — шофер.

Имитируют управление автомобилем (крутят руль).

Только я в машину сяду —

Приседают, затем встают.

Вмиг домчит, куда мне надо!

Хлопают в ладоши.

У машины есть мотор, есть колеса. На каждое слово соединять пальцы  

В ней — шофер.                              одной руки, затем другой (1-2,1-3,1-4,1-5)

Только я в машину сяду —

Вмиг домчит, куда мне надо!                                                         

 «Азбука безопасного поведения»

Дети должны усвоить:

  • правила дорожного движения;
  • для чего нужны правила;
  • кто их должен выполнять?;

Развитие лексико-грамматических процессов (дидактические игры и упражнения):

«Раз, два, три, повтори!» Цель: закрепить представления детей о назначении светофора, о его сигналах; уточнить, что обозначают его цвета.

Воспитатель называет цвета: красный, желтый, зеленый. Дети должны назвать, что нужно делать на каждый цвет (стоять, готовиться к ходьбе, идти)

 «Назови ласково» Цель: формирование навыка образования существительных с уменьшительно — ласкательным суффиксами со словами: светофор, дорога, машина, грузовик, пешеход.

«Один - много»    Цель: образование существительных множественного числа в именительном падеже: машина – машины, фара - …, кабина - …, автобус - …, дорога - …, светофор - …, грузовик - …, велосипед - …, руль - …, водитель - …, остановка - …, знак - …

Развитие связной речи.

Запомни  некоторые правила:

- Проезжую часть можно переходить только по переходу на зелёный свет светофора.

- Сойдя с тротуара, посмотри налево. Дойдя до середины дороги, посмотри направо.

- Не играй вблизи дороги и на проезжей части.

 - Люди могут ходить только по тротуарам.

- В транспорте нельзя шуметь и толкаться, пожилым людям нужно уступать место.

Пальчиковая гимнастика «Правила дорожного движения»

Дорожных правил очень много:

Раз — внимание дорога!            (загибаем все пальцы, начиная с большого на

                                                      обеих руках одновременно)

Два — сигналы светофора.

Три — смотри, дорожный знак,

А четыре — переход.

Правила все надо знать                (разжимаем и сжимаем пальцы на обеих

                                                         руках  одновременно)

И всегда их выполнять.  

Профессии на транспорте

Дети должны усвоить:

  • уточнить  представления  о транспортных профессиях: водитель; автогонщик; летчик; машинист; капитан;
  • люди каких профессий должны управлять транспортом;

Развитие лексико-грамматических процессов (дидактические игры и упражнения):

«Едет, плывет, летит» Цель: закрепить знания о видах транспортных средств.

Воспитатель называет разный вид транспорта, а дети показывают движением (едет – руль, плывёт – плавание, летит – крылья, полёт.) Лодка, грузовик, вертолёт, легковой автомобиль, снегоуборочная машина, подводная лодка, самолёт.

«Один-много» Цель: образование существительных множественного числа в именительном падеже.

Лодка – лодки и т.д. Лодка, грузовик, вертолёт, легковой автомобиль, снегоуборочная машина, подводная лодка, самолёт.

Мы с первым пальцем – малышком

В трамвайный парк пойдем пешком.

С другим – поедем мы в трамвае,

Тихонько песни напевая.

А с третьим – сядем мы в такси,

Попросим в порт нас отвести!

С четвертым пальчиком в ракете

Мы полетим к другой планете.

Садись -ка, пятый, в самолет,

С тобой отправимся в полет.

Дети по ходу чтения стихотворения по очереди загибают пальчики.

Развитие связной речи.

Беседа «Как нужно вести себя в общественном транспорте?» Цель: познакомить  с правилами поведения в общественном транспорте.

Слон мороженое ел, прямо с ним в автобус сел.

Там мороженое тает, на соседей попадает.

Вдруг шофёр затормозил слон стаканчик уронил —

Только брызги полетели! пассажиры обомлели.

Я хочу к вам обратиться: чтобы так не осрамиться,

Ты с мороженым в салон не входи, как этот Слон.

 

«Наши добрые дела» «Вежливые слова»

Дети должны усвоить: вежливые слова: здравствуйте, до свидания, спасибо и т.д.

Развитие лексико-грамматических процессов (дидактические игры и упражнения):

«Назови ласково» Цель: формирование навыка образования существительных с уменьшительно — ласкательным суффиксами со словами: назови ласково имена  детей нашей группы.

Артем – Темочка  и т.д..

«Вежливые слова» Цель: закреплять знания детей о том, что такое вежливость

Я буду (катать) бросать мяч, а вы называть вежливые слова.

Спасибо,  доброе утро,  простите, извините, прощайте, до свидания, спокойной ночи,  добрый вечер, здравствуйте.

«Наоборот» Цель: развивать у детей умение подбирать слова, противоположные по смыслу.

Слабый-сильный                    Больной-здоровый               

Злой-добрый                                     Плохой-хороший                 

           Ленивый-трудолюбивый                        Глупый-умный                        

                       Грустный-веселый                                                                      

«Пожалуйста» Цель: закрепить правила вежливого общения детей со сверстниками и взрослыми.

По моей просьбе вы исполняете определенные движения, но только тогда, когда я произнесу волшебное слово  «пожалуйста», если я не произнесу волшебного слова «пожалуйста», то движения  вы не выполняете.

(Во время игры предлагаются  самые разные команды)

Развитие связной речи.

Послушайте стихотворение:

Папа разбил драгоценную вазу

Бабушка с мамой нахмурились сразу

Но папа нашёлся, взглянув им в глаза

И робко и тихо «Простите» сказал.

И мама молчит, улыбается даже

- Мы купим другую,  есть лучше в продаже

«Простите», казалось бы, что в нём такого

А вот ведь какое чудесное слово.

Вопросы:

1 .Что сделал папа?

2. Что произошло с мамой и бабушкой?

3.Какое вежливое слово сказал папа?

4.Что случилось дальше?

«Здравствуй, зимушка-зима»

Дети должны усвоить:

  • основные признаки зимы;
  • свойства снега (белый, холодный, рассыпчатый, тает);
  • понятие о снегопаде, снежинках, морозе.

Развитие лексико-грамматических процессов (дидактические игры и упражнения):

«Назови ласково» Цель: формирование навыка образования существительных с уменьшительно — ласкательным суффиксами  со словами: снег, мороз, ветер, лед, зима, метель, санки, холод, день, ночь.

«Что лепили дети?»  Цель: составление предложений по картинкам.

Дети лепили снеговика. И т.д.

 «Ответь правильно» Цель:  развитие умения отвечать на вопросы воспитателя.

Снег белый или синий? Лед твердый или мягкий? Снег капает или идет? Зимой бывает снегопад или листопад? Лед скользкий или шершавый? На улице мороз или жара? снеговика лепят или строят?

Развитие связной речи.

Рассказ «Зима»

«Наступила зима. На земле и на деревьях лежит снег. Дети вышли гулять. Они надели шубки, шапки, варежки, сапоги, потому что на улице холодно. Дети слепили снеговика, а потом стали кататься на санках».

Дети пересказывают рассказ с опорой на вопросы воспитателя или картинки.

«Чем похожи  и не похожи?»  Цель: развитие умения сравнивать понятия.

Лед и снег. Лед и зеркало. Снег и вата.

«Бывает — не бывает» Цель: закрепление представлений о приметах зимы. 

Зимой зеленеют листья. В воздухе кружатся снежинки. На яблоне созрели яблоки. Дети сыплют зерно в кормушку. На ветках сидят снегири.

Какие из этих птиц не встретятся зимой  Цель: Формирование представлений о зимующих птицах.  Воробей, кукушка, синица, ласточка, ворона, скворец, снегирь, аист, журавль.

Пальчиковая игра  «Снежок»

Раз, два, три, четыре,            Загибают по одному пальцы на правой руке.

Из снега мы снежок слепили.       Меняют положение рук.

Круглый, крепкий,         Рисуют в воздухе круг, с силой сжимают ладони.

Очень гладкий                  Гладят одной ладонью тыльную сторону другой.

И совсем — совсем не сладкий!                Грозят указательным пальцем.

Раз — подбросим,   Смотрят вверх, подбрасывая воображаемый снежок.

Два — поймаем,

Три — уроним                          «Роняют» снежок, смотрят вниз.

И … сломаем.                           «Топчут» снежок.

 «Новый год»

Дети должны усвоить: 

  • особенности праздника - бывает зимой;
  • приходит Дед Мороз со Снегурочкой;
  • наряжают елку, надевают маски, нарядные костюмы, водят хороводы, поют песни.

Развитие лексико-грамматических процессов (дидактические игры и упражнения):

«Какая елочка?» Цель: подбор определений к слову елочка (маленькая, зеленая, настоящая или искусственная, лесная, колючая, ароматная, душистая, красивая).

«Назови ласково»: Цель: формирование навыка образования  существительных с уменьшительно — ласкательным суффиксами со словами

 шар – шарик, звезда – звездочка, шишка – шишечка, мишура – мишуринка,  гирлянда -  гирляндочка,  дождь – дождинка  и т.д.

«Слово ты договори и все вместе повтори» Цель: активизация словаря, развитие мышления

Вот она — елка, на елке... (иголки).

Елочка высока, достает до... (потолка).

Дед Мороз придет и подарки... (принесет).

Дед Мороз, Дед Мороз отморозит тебе... (нос).

Вот пришла девчурка — из снега... (снегурка).

Бабу снежную лепили и вокруг нее... (ходили).

Развитие связной речи.

Рассказ «Елочка».

«Вот нарядная елочка. Она пришла к нам из леса. Она зеленая,  колючая, ароматная, красивая. На ней много веточек. На ветках висят игрушки».

   

Развитие мелкой моторики. "Ёлочка»

Перед нами ёлочка

Пальцы рук переплетены, БП - «макушка»

Шишечки, иголочки,

Кулачки; выставить вперёд указ.п.

Шарики, фонарики,

"шарики» из пальцев вверх и вниз

Зайчики и свечки,

«ушки» из указ. и большого пальцев;

обе ладони сложены, пальцы сжаты

Звёзды, человечки.

Ладони сложены, пальцы расправлены;

средний и указ.пальцы стоят на столе

«Мой дом»

Дети  должны усвоить:

  • знать и называть расположение основных частей дома;
  • уметь сказать, кто на каком этаже живет;
  • знать какие бывают дома.

Развитие лексико-грамматических процессов (дидактические игры и упражнения):

 «Назови ласково»  Цель: формирование навыка образования существительных с уменьшительно — ласкательным суффиксами со словами: дом, окошко, комната, стена, лестница, звонок, крыша.

«Что нужно домику?» Цель: составление предложений по образцу воспитателя. Воспитатель показывает картинку с изображением дома и вместе с детьми выясняет, из каких частей он состоит. Затем спрашивает: «Что нужно домику?» (домику нужна крыша, домику нужны стены и др.)

«Что есть в твоей комнате?» Цель: составление предложений с однородными членами. Каждый ребенок рассказывает, что есть в его комнате. При необходимости воспитатель помогает.

Развитие связной речи.

«Рисуем картину» Цель: учить проводить прямые линии (дорожка, забор);

прямые замкнутые линии (гараж, окошко, дверь, крыша, дом); сюжетному рисованию; располагать предметы на листе бумаге (вверху, внизу, посередине, с одной стороны, с другой стороны); последовательному рассказу о ходе работы.

«Посередине я нарисовал дом: вот окно, вот окно, вот крыша, вот дверь. С одной стороны — забор. С другой стороны — дерево. Около дерева я нарисовал гараж. Вверху — солнышко и птичку. Внизу — травку и цветочек».

«Выполни команду» Цель:  развитие восприятия и ориентации в пространстве. Выполните следующие команды. Встань так, чтобы окно было справа, а стенка — слева. Скажите, что у вас впереди, а что — сзади?

Пальчиковая игра «Теремок»

Стоит в поле теремок,

Упр. «Домик»: ладони соединить под углом, кончик пальцев соприкасаются, средний палец правой руки поднять вверх (труба).

Он не низок, не высок.

Присесть, показывая ладошкой над полом высоту теремка. Встать и потянуться, поднять руки вверх.

В нем зверюшки живут,

Дружно песенки поют.

Упр. «Считаем пальчики»

Упр. «Замок»: ладошки прижать друг к другу, пальцы переплести

 «Мебель»

Дети должны знать:

  • знать названия и назначение мебели;
  • знать обобщающее слово «мебель»;
  • уметь показывать и называть части мебели.

Развитие лексико-грамматических процессов (дидактические игры и упражнения):

 «Назови ласково» Цель: формирование навыка образования существительных с уменьшительно — ласкательным суффиксами со словами: кресло, стул, стол, диван, шкаф, кровать, табуретка.

«Жадина» Цель: упражнять в согласовании притяжательного местоимения «моя», «моё», «мои», «мой» с именами существительными  со словами мебель, кресло, стул, стол, диван, шкаф, кровать, табуретка. Употребление названий мебели с притяжательными местоимениями: мой, моя, моё.

«Что для чего?» Цель: употребление в речи предлогов на, в.

Ответь на вопросы: На чем можно сидеть? (Сидеть можно на стуле, на диване…)

На чем можно лежать? На что можно поставить тарелку с супом? Куда можно убрать одежду?

Развитие связной речи.

Составить рассказ — сравнение. Рассмотреть табуретку и кресло, сравнить их по плану: Что это? Для чего нужна? Сравнить части этой мебели.

Пример рассказа: Это табуретка, а это кресло. На табуретке можно сидеть и на кресле можно сидеть. У табуретки есть сиденье и у кресла есть сиденье. У кресла есть спинка, а у табуретки нет спинки. У кресла есть подлокотники, а у табуретки нет подлокотников.

«Чего не стало?» Цель: развитие памяти и внимания. Воспитатель выставляет 5-6 картинок с изображением мебели. Дети проговаривают названия предметов. Воспитатель предлагает детям запомнить их. Затем убирает одну картинку. Дети называют, чего не стало.

 «Прятки» Цель:  развитие пространственного восприятия, закрепление предлогов.

Прятать игрушку на кровать, под кровать, на стол под листик или под книгу и.т.д.

«Посуда»

Дети должны знать:

  • названия посуды;
  • название частей посуды;
  • для чего нужна посуда.

Развитие лексико-грамматических процессов (дидактические игры и упражнения):

 «Назови ласково» Цель: формирование навыка образования существительных с уменьшительно — ласкательным суффиксами со словами:  чашка, блюдце, чайник, ложка, вилка, нож, тарелка, кастрюля.

«Жадина» Цель: упражнять в согласовании притяжательного местоимения «моя», «моё», «мои», «мой» с именами существительными со словами

Чашка — моя чашка, блюдце — моё блюдце и т.д.

«Найди посуду»  Цель: практическое употребление в речи предлога на. Различные предметы рассредоточены по комнате. Дети находят посуду, подходят и говорят: чашка была на столе; чайник был на полке и т.д.

Развитие связной речи.

«ШКАФ С ПОСУДОЙ» Составление рассказа — описания с опорой на вопросы и картинку.

«Это шкаф с посудой. У него три полки: верхняя полка, средняя полка и нижняя полка. На верхней полке — …. На средней полке — ... На нижней полке — …. В шкафу много посуды».

Пальчиковая игра  «Зеленая миска»

Вот с кашкой зеленая миска.          Упр. «Ковшик»: руки вытянуть вперед

                                                         ладонями вверх, слегка округлить их,  

                                                         мизинцы прижать друг к другу.

Пришла пушистая киска.                 Упр. «Кошка» одновременно правой и  

                                                            левой рукой. Изображают пальчиками

                                                            шаги сначала  вперед потом назад.

Ушла пушистая киска —

Пуста зеленая миска.                     Упр. «Ковшик»

«Продукты»

Дети должны знать:

  • названия продуктов питания;
  • для чего нужны продукты питания;
  • где продаются;
  • что из них можно приготовить;
  • обобщающие понятия.

Развитие лексико-грамматических процессов (дидактические игры и упражнения):

«Раз, два, три, повтори!» Цель:  развитие вербальной памяти. Воспитатель называет ряд из трех продуктов, дети повторяют:

молоко — мясо — чай, масло — творог — хлеб и т. д.

«Назови ласково»  Цель: формирование навыка образования существительных с уменьшительно — ласкательным суффиксами со словами: суп, масло, печенье, котлета, лапша, хлеб, каша, торт.

«Верно — неверно» Цель: практическое употребление сложных предложений с союзом а. Развитие логического мышления.

Сыр в стакане, а чай в тарелке.

Компот в кофейнике, а кофе в кастрюле.

Чай в сковороде, а котлета в чайнике.

Пирог в чашке, а кефир в блюдце.

Развитие связной речи.

«Составь рассказ по плану» Цель: Поиск соответствующего понятия и развитие монологической речи.

Что это? К какому виду относится этот продукт питания? Что из него можно приготовить? Где его можно хранить?

Пальчиковая игра     «Ужин»

Мышка в кружечке зеленой              Упр. «Мышка»: кончики среднего и

                                                            безымянного пальцев соединить с

                                                            большим пальцем. Указательный и

                                                                мизинец согнуть и прижать кончиками

                                                           к среднему и безымянному пальцам.

Наварила каши пшенной.       Загибают пальчики по одному на обеих руках.

Ребятишек дюжина

Ожидает ужина.

Всем по ложечке досталось,          Упр. «Ковшик»: руки вытянуть вперед

                                                         ладонями вверх, слегка округлить их,

                                                        мизинцы прижать друг к другу.

Ни крупинки не осталось!       Развести руки в стороны, покачивая головой.

«Животные и птицы нашего леса»

Дети должны знать:

  • названия диких животных наших лесов (волк, лиса, медведь, заяц, белка, ёж, лось, олень);
  • их отличительные признаки,  условия их обитания,
  • обобщающее понятие - «дикие животные»

Развитие лексико-грамматических процессов (дидактические игры и упражнения):

«Где звери живут?» Цель: практическое употребление в речи предлога В. (повторите предложения)

Волк живет в лесу. Лиса живет в лесу. Медведь живет в лесу. Заяц живет в лесу. Белка живет в лесу. И т.д.

 «У  кого какой дом?» Цель: закрепить знания детей о диких и домашних животных, и их детёнышей, о месте их проживания

Берлога у (медведя), логово (у волка), нора у (лисы), дупло у (белки), норка у (ежа, мыши), куст у (зайца).

«Длинный или короткий?»    Цель:  усвоение слов-антонимов.

У зайца длинные уши, а у медведя... (короткие).

У лисы длинный хвост, а у зайца... (короткий).

У  белки длинный хвост, а у медведя... (короткий).

У белки короткие ноги, а у волка... (длинные).

У медведя короткий хвост, а у лисы... (длинный).

У ежика короткие уши, а у зайца... (длинные).

«О ком думаю?»  Цель:   активизировать в речи словарь по теме; подбирать к признакам и действиям  существительные; 

- серый, зубастый опасный;

- косматый толстый неуклюжий;

- рыжая, ловкая, прыгучая;

- длинноухий, пугливый, косоглазый.

Развитие связной речи  «Лиса»  Е. Чарушин.

Чтение с выражением рассказа. Ответы на вопросы по тексту.

«Лисичка зимой мышкует — мышей ловит. Она встала на пенек, чтобы подальше было видно, и слушает, и смотрит: где под снегом мышь пискнет, где снег чуть-чуть шевельнется. Услышит, заметит — кинется. Готово: попалась мышь в зубы рыжей пушистой охотнице».

 «Зимующие птицы»

Дети должны знать:

  • названия зимующих птиц:  ворона, синица, воробей, голубь, дятел,

          снегирь;

  • понятие «зимующие птицы»;
  • название жилища птиц;
  • название частей тела птиц.

Развитие лексико-грамматических процессов (дидактические игры и упражнения):

 «Что делают птицы?»: Цели: обобщать представление детей о птицах, их образе жизни: прилетают, садятся, клюют, чистят перышки, улетают. (Произнесите  с  ребенком эти слова).

«Один — много» Цель: образование существительных множественного числа в именительном падеже.

Ворона — вороны — много ворон.

Воробей — воробьи — много воробьёв.

Голубь — голуби — много голубей.

Сорока — сороки — много сорок.

Снегирь — снегири — много снегирей.

Синица — синицы — много синиц.

Кормушка — кормушки — много кормушек.

«Кто как голос подает?»   Цель: обогащение и уточнение глагольного словаря.   .Ворона — «как-кар» — она каркает, воробей – «чик-чирик» — чирикает, синица  - «тень-тень» - тенькает, голубь – «гули-гули» -  воркует, сорока стрекочет... .

«Назови ласково»   Цель: формирование навыка образования существительных с уменьшительно — ласкательным суффиксами со словами

Воробей — воробушек.     Голубь — голубок.

Клюв — клювик.      Синица — синичка.

Снегирь — снегирёк.     Птенец — птенчик.

Развитие связной речи.

«Повтори и запомни» Цель: развивать, память, мышление, внимание.

В кормушку залетела (кто?) — синичка

Дети увидели (кого?) —  синичку

Они насыпали корм (кому?) —синичке.

Дети любовались (кем?) — синичкой.

Они заботились (о ком?) — о синичке

«День защитника Отечества»

 Дети должны знать:

  • наша Родина — Россия, живущие в России люди — россияне;
  • значение слов  «Родина», «защитник»;
  • названия военных профессий, чем занимаются люди каждой военной

     профессии.

Развитие лексико-грамматических процессов (дидактические игры и упражнения):

 «Кто что делает?» Цель: обогащение и активизация словаря по теме, формировать умение отвечать на вопросы: Что делает моряк? Что делает летчик? Что делает пограничник? Что делает танкист?

«Назови ласково»   Цель: формирование навыка образования существительных с уменьшительно — ласкательным суффиксами со словами

Солдат – солдатик,

Моряк -           

Самолёт -        

Корабль -     

Танк  -  

Развитие связной речи.

Рассказ по сюжетной картине «Пограничник»

Пальчиковая игра «Лодочка»

Вот плывет тихонько        «Лодочка»:  обе ладони поставит на ребро,

Лодочка по речке.           соединить их месте только по линии мизинцев и

                                                слегка округлить, большие пальцы плотно

                                                прижать к указательным.

На волнах от весел        «Считаем пальчики»: поочередно прикасаться к

Пузырьки — колечки      подушечке большого пальца кончиком

                                           указательного, среднего, безымянного и мизинца.

«Мамин праздник»

  1. Дети должны знать:
  • кого поздравляют в этот день, кто что делает;
  • почему его называют "Мамин день"

Развитие лексико-грамматических процессов (дидактические игры и упражнения):

«Подбери признак» Цель: согласование прилагательных с существительными.
Мама (какая?) - добрая, заботливая, любящая, ласковая нежная, красивая и т.д.
Бабушка (какая?) - ...
Сестра (какая?) - ...
Тетя (какая?) - ...

«Назови ласково». Цель: формирование навыка образования существительных с уменьшительно — ласкательным суффиксами со словами мамочка, мамуля, папочка, папуля, бабуля, дедуля, братик, братишка, сестренка, сестреночка, внучок, внученька.

«С   кем   ты живешь?» Цель: усвоение категории творительного падежа с предлогом с.

Ребенок  рассказывает, с кем он живет дома.

Я живу с мамой, с папой.

Я живу с мамой, с папой, с бабушкой.

Я живу с мамой, с братиком и дедушкой. И так далее.

«Мой, моя, мои»  Цель:  использование в речи местоимений.

Чья мама?

Чья бабушка?

Чей папа?

Чей дедушка?

Чьи родители?

Чей братик?

Чья сестренка?

 Развитие связной речи.

Расскажи о своей маме по плану:

- Как зовут твою маму?

- Где работает твоя мама?

- Кем работает твоя мама?

- Что любит делать мама дома?

- Как ты помогаешь маме?

«Знакомство с народной культурой и традициями»

«Найди различия и сходства»   Цель: учить сравнивать матрёшек, находить сходства и различия.

 «Где матрешка?»   Цель: учить различать положение предметов в пространстве (впереди, сзади, между, посредине, справа, слева, внизу, вверху).

«Сложи узор».  Цель: сложить узор в соответствии с образцом.

Пальчиковая  гимнастика «Маланья»

У Маланьи, у старушки

Жили в маленькой избушке

Семь сыновей,

Все без бровей,

Вот с такими ушами,

Вот с такими носами,

Вот с такой головой,

Вот с такой бородой!

Они не пили и не ели,

На Малинью все глядели

И все делали вот так…

(Хлопки в ладоши: то правая, то левая рука сверху)

(Сложить руки углом, показывая «избушку»)

(Показать семь пальцев)

(Очертить брови пальцами)

(Ладони с растопыренными пальцами поднести к ушам)

(Показать длинный нос, поставив ладони с растопыренными пальцами друг за другом)

(Очертить большой круг вокруг головы)

(Показать руками большую бороду)

(Одной рукой поднести ко рту «чашку», другой — «ложку»)

(Держа руки у глаз, похлопать пальцами, как ресницами)

(Дети показывают загаданные действия только при помощи пальцев)

 

«Сказка в гости к нам пришла»

Развитие лексико-грамматических процессов (дидактические игры и упражнения):

«Загадки по сказкам»

• Чудо- домик появился на полянке.

Скольких он гостей собрал:

И мышонка, и лягушонка,

И зайчонка, и лисичку, и волчонка

Каждый место здесь нашел,

Каждый друга здесь обрел! (Теремок).

• Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом…

Кем же были эти

Маленькие дети (Семеро козлят)

• Возле леса, на опушке,

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (Три медведя)

• На тарелочке лежал, как остыл и убежал.

Встретил он зверей в лесу, на беду свою — лису.

Ей попался на зубок круглый, вкусный. (Колобок)

• Птицы страшные летали, братца милого украли.

Ничего с ним не случится - выручит его сестрица. (Гуси-Лебеди)

• Что за сказка: кошка, внучка, мышь, ещё собака Жучка

Деду с бабой помогали, корнеплоды собирали (Репка)

«Слушай, не зевай – быстро отвечай!»

- Кто от бабушки ушел и от дедушки ушел? (колобок)
- Кто съел козлят? (волк)
- Кто пришел в гости к медведям? (Машенька)
- В какой сказке дед бил, бил яичко и не разбил? (Курочка Ряба)
- Что выросла «Большая – пребольшая»? (репка)
- Что случилось с ледяной избушкой? (растаяла)
- В какой сказке кот спасал петушка? (кот и дрозд)
- Кто нес корзинку с пирожками бабушке и дедушке? (медведь)
Развитие связной речи.

“Угадай-ка»
1 – Какую песенку пел Колобок?
2 – Что пела коза своим козлятам?
3 – Что говорила Машенька медведю, сидя в коробе?
4 – Какими словами помогал себе волк ловить рыбу на хвост?
5 – Что спрашивали звери в сказке “Теремок” прежде чем войти туда?

 «Народная игрушка»

Дети должны знать:

  •  о русских народных умельцах, которые мастерят народные игрушки;
  • из какого материала сделаны игрушки (дерево, керамика, глина);
  • какая бывает  игрушка: (народная, красивая, разноцветная, яркая, деревянная, глиняная, керамическая, свистящая, весёлая).                       

Развитие лексико-грамматических процессов (дидактические игры и упражнения):

 «Весёлый счёт» Цель:   упражнение в согласовании существительных с числительными:  

Одна  игрушка – две  – игрушки –  пять  игрушек

Одна  матрёшка – две  матрёшки – пять  матрёшек

Одна  лошадка –  две  лошадки – пять  лошадок

Одна свистулька – две свистульки – пять свистулек

Одна дудочка – две дудочки – пять дудочек.

«Какая?» Цель: расширение, уточнение и активизация словаря по теме.

Матрёшка из дерева – деревянная

Лошадка из глины - глиняная

Игрушка из керамики -  

Свистулька из керамики -

Дудочка из дерева –

«Один — много» Цель: образование существительных множественного числа в именительном падеже.

Игрушка – игрушки

Матрешка – матрешки

Лошадка – лошадки

Свистулька - свистульки

Дудочка – дудочки

Развитие связной речи.

Для чего нужна игрушка?

Почему они русские народные?

«К нам пришла весна. Сезонные изменения в природе, одежде людей»

Дети должны усвоить:

  • основные признаки весны;
  • почему весной радуются люди и животные;
  • весенние забавы.

Развитие лексико-грамматических процессов (дидактические игры и упражнения):

 «Назови ласково».  Цель: формирование навыка образования существительных с уменьшительно — ласкательным суффиксами со словами: проталина, ручей, трава, луч, облако, дерево.

«Времена года». Цель: формирование представлений о смене времен года.

Наступила теплая …(весна). А была холодная … (зима). После весны придет жаркое …(лето). А потом наступит прохладная … (осень). А после осени опять наступит холодная … (зима).

Развитие связной речи.

«Пришла весна». Цель: развитие диалогической речи. Воспитатель задает вопросы: Что появляется на  голубом  небе все чаще и ярче? Что случилось со снегом? Почему тает снежок? Дети надевают шубы или куртки? Что появилось на земле? Кто ползает или летает? На чем катаются дети?

Пальчиковая игра  «Капли»

Капля раз, капля два,     Ладонь левой руки раскрыта, указательный палец

                                         правой руки медленно стучит по ладони.

Очень медленно сперва, 

А потом, а потом              Ладонь правой руки раскрыта, пальцы левой руки

                                        стучать быстро по ладони.

Все бегом, все бегом.

Мы зонты свои откроем,   Упр. «Зонтик»: пальцы правой руки сжать в

                                            кулачок, затем выставить вверх указательный

                                           палец и опустить на него выпрямленную ладонь

                                          левой руки.

От дождя себя укроем.     Поменять руки.

 «Весна в лесу»

Дети должны знать:

  • основные признаки весны;
  • весенние забавы.
  • весенние месяцы
  • как изменилась погода: стало теплее или холоднее
  • день стал длиннее или короче

Развитие лексико-грамматических процессов (дидактические игры и упражнения):

«Ответь правильно» Цель: продолжать совершенствовать навыки по составлению предложений

Весной солнышко греет или морозит?

Снег тает или застывает?

Ручьи текут или стоят?

Травка зеленеет или вянет?

Жучки прячутся или просыпаются?

Дети катаются на самокате или снегокате?

Люди носят шубы или куртки?

«Посчитай»  Цель:   упражнение в согласовании существительных с числительными:

Один ручей, 2 ручья, 3 ручья, 4 ручья, 5 ручьев.
Одна лужа, две лужи, 3 ..., 4 ..., 5...
Одна проталина, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5...
Одна сосулька, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5...

"Один - много" Цель: образование существительных множественного числа в именительном падеже.

Один ручей - много ручьи,   одна лужа - много лужи, одна проталина - много ..., одна сосулька - много ...

Развитие связной речи

Отгадать загадки.

Рад весне братишка Сашка,
И собака рада Жулька.
На припеке с крыши нашей
Утром свесилась ... (сосулька)

Снег в лесу. Сугробов много.
И слышна синицы трель.
С крыши прямо на дорогу
Звонко падает ... (капель)

Пальчиковая игра  

Кап, кап, кап - звенит капель.
Кап, кап, кап - идет апрель!       (ритмично на каждый слог стучать по столу

                                                 подушечками пальцев, начиная с большого пал.)

«Встречаем весну и пернатых друзей» 

Дети должны знать:

  • названия нескольких птиц (ворона, воробей, скворец,  грач, ласточка,  сова, дятел, голубь);
  • их отличительные признаки; как они передвигаются; чем питаются;
  • обобщающее слово птицы.

Развитие лексико-грамматических процессов (дидактические игры и упражнения):

«У кого что есть?». Цель:  учить сравнивать строение тела птицы и животного.

Взрослый спрашивает, а ребенок отвечает на вопросы, рассматривая картинки или игрушки.

У кого крылья? У кого четыре лапы? У кого нос?

У кого перья? У кого клюв? У кого две лапы? У кого шерсть?

«Назови ласково». Цель: формирование навыка образования существительных с уменьшительно — ласкательным суффиксами со словами воробей, скворец,  сова,   соловей,  голубь;

«Посчитай». Цель:   упражнение в согласовании существительных с числительными: один грач, два грача, три грача, четыре грача, пять грачей и т.д. (воробей, скворец,  сова,   соловей,  голубь);

Развитие связной речи. «Расскажи о птичке» 

Цель: формирование грамматического строя речи и связной речи.

Дети рассматривают картинки с изображением двух-трех птиц: «Посмотрите на ворону (синицу…). Что у нее есть? У вороны есть голова,  глаза,  клюв, хвост, лапки, крылья, грудка, перышки». И так далее.

Пальчиковая игра  «Птички»

Птичка крылышки сложила,
Птичка пёрышки помыла,
Птичка клювом повела,
Птичка зёрнышки нашла.
Птички зёрнышки поела,
Птичка песенку запела,
Птичка крылышки раскрыла,
Полетела, полетела!

Скрестить пальцы обеих рук.
Выпрямленные, соединённые мизинцы изображают клюв.
Соединённые мизинцы стучат по столу,
как бы клювом клюют зёрнышки.
Затем скрещиваем кисти рук «машем крыльями».

«Гуляет весна по лугам и полям. О труде в саду и огороде»

Дети должны усвоить:

  • что включает в себя труд людей весной убирать, рыхлить, сажать, поливать, копать;
  • названия инструментов грабли, лопата
  • способы использования инструментов грабли, лопата, лейка, ведро,

Развитие лексико-грамматических процессов (дидактические игры и упражнения):

 «Назови  ласково». Цель: формирование навыка образования существительных с уменьшительно — ласкательным суффиксами со словами: грабли, лопата, теплица, лейка, ведро, грядка, клумба;

«Посчитай».  Цель:   упражнение в согласовании существительных с числительными:  

Одна лопата, 2 лопаты, 3 лопаты, 4 лопаты, 5 лопат.
Одна лейка,  2  лейки,   3 ...,  4 ...,  5...
Одна грядка, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5...
Одно ведро, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5...

«Один – много».  Цель: образование существительных множественного числа в именительном падеже.

Одна лопата - много лопаты,   одна грядка - грядки, одна теплица - много ..., одно ведро - много ...

Развитие связной речи.

Выучить с детьми наизусть:

Взяли грабли и лопатки — 
В огород пошли ребятки.

Тут копают, там рыхлят, 

Убирают мусор с гряд.

Репу сеют, лук сажают, 

А потом все поливают.

 «День Победы – майский праздник»

                                   

Дети должны усвоить:

  • какой праздник отмечается в нашей стране 9 мая
  • почему он называется "День Победы".

Развитие лексико-грамматических процессов (дидактические игры и упражнения):

"Один - много".  Цель: образование существительных множественного числа в именительном падеже.

Солдат – солдаты

Ветеран – ветераны

Враг-

Танкист -

Герой -

Награда -

«Какой должен быть солдат?» (повтори). Цель: учить повторять, правильно соблюдая последовательность слов.

Храбрый - сильный – отважный  – смелый - умный.

Решительный – выносливый – честный – ловкий – меткий.

«Профессии  военных» Цель: формирование навыка словообразования. Закрепление названий профессий.

Самолетами управляли …(летчики, пилоты)
Ракетной установкой управляли…(ракетчики)
Танками управляли … (танкисты).
Кораблями управляли... (капитаны, моряки)
При пулеметах были …(пулеметчики)
Разведку осуществляли…(разведчики)

Развитие связной речи

Повтори  поговорку

«Умелый боец - везде молодец».

«Солдатское дело -  воевать смело».

 «Путешествие в мир насекомых» 

Дети должны знать:

  • названия насекомых (бабочка, стрекоза, муравей, жук, пчела), обобщающее слово «насекомые»;
  • особенности внешнего вида;
  • уметь называть и показывать части тела насекомых: голова, усики, туловище, брюшко, шесть ног, крылья.

Развитие лексико-грамматических процессов (дидактические игры и упражнения):

 «Зверюшки — малютки»  Цель: усвоение знаний по теме.  Картинки насекомых. При  рассматривании насекомых, изображенных на картинках. Обращаем внимание детей на то, что они маленькие, у них есть лапки, крылышки, усики и т.д. Они летают, ползают, бегают. Едят растения. Неоднократно подчеркивается, что насекомые — самые маленькие.

«Посчитай до пяти». Цель:   упражнение в согласовании существительных с числительными:  одна бабочка, две бабочки, три бабочки, четыре бабочки, пять бабочек. Одна стрекоза … Один муравей … Один жук … Одна пчела …

Развитие связной речи. 

«На поляне». Цель: составление рассказа по сюжетной картине

«Кого ты видел?». Цель:  закрепление названий насекомых, развитие памяти. Воспитатель выставляет 5-6 картинок с изображением насекомых. Дети проговаривают названия насекомых. Воспитатель убирает картинки, дети должны по памяти назвать, кого они видели.

Я видел жука. Я видел пчелу. Я видел бабочку. Я видел комара. И др.

Подвижная игра  «Кузнечики»

Поднимайте плечики,         Дети выполняют движения,

Прыгайте кузнечики.        соответствующие тексту.

Прыг — скок, прыг — скок.

Сели, травушку покушаем,

Тишину послушай.

Тише, тише, высоко

Прыгай на носках легко.

 «Цветы на лугу»

                                     

Дети должны усвоить:

  • названия цветов (подснежника, мать — и — мачехи, одуванчика, незабудки);
  • строение цветка (корень, стебель, листья, лепестка, бутон).

Развитие лексико-грамматических процессов (дидактические игры и упражнения):

 «Назови ласково» Цель: формирование навыка образования существительных с уменьшительно — ласкательным суффиксами со словами: цветок, корень, стебель, лист, лепесток, бутон, земля, вода.

«Жадина» Цель: упражнять в согласовании притяжательного местоимения «моя», «моё», «мои», «мой» с именами существительными со словами цветок, цветы, подснежник, мать-и-мачеха, одуванчик, незабудка. Употребление названий цветов с притяжательными местоимениями: мой, моя, моё.

"Один - много" Цель: образование существительных множественного числа в именительном падеже.

Незабудка  - незабудки.
Подснежник  -  ...
Одуванчик -  ...
Мать-и-мачеха -  ...

«Повтори чистоговорки».

Вот вам одуванчик — желтый сарафанчик.

Вот вам и ромашка, а на ней — букашка.

Колокольчик голубой подарили нам с тобой.

Целый день, целый день очень пахнет сирень.

Ты не рви цветочек, пусть живет дружочек.

Развитие связной речи.

«Рисуем  картинку» Цель: учить детей располагать предметы на листе бумаги (вверху, внизу, посередине, около); последовательному рассказу о ходе работы.

«Посередине я нарисовал цветок. Около цветка я нарисовал бабочку. Вверху я нарисовал солнышко. А внизу — травку»

 

 «О цвете красок - радуга»  

Дети должны знать:

  • названия цветов радуги;
  • когда бывает радуга;

Развитие лексико-грамматических процессов (дидактические игры и упражнения):

«Радужная лесенка» Цель: закрепить знания основных цветов в радуге.

Предлагается  семь полосок, из которых нужно собрать радужную лесенку, ведущую вверх и  назвать  все цвета по – порядку.

«Какого цвета» (игра с мячом) Цель: различать и называть основные цвета.

Слова: елка, апельсин, снег, солнце, трава, лимон, небо, баклажан, море, морковь  - дети ловят мяч и называют цвет.

называют цвет.

«Что такого цвета?» Цель: различать и называть основные цвета.

 Необходимо назвать как можно больше предметов данного цвета

- Красный

- Синий  

- Зеленый

Развитие связной речи. 

Отгадайте   загадку:

Дождик капать перестал

Лучик солнца засиял

Все кругом озолотилось

Что-то в небе появилось

Семицветная дуга

Это чудо… (РАДУГА)

Пальчиковая гимнастика «Радуга» 

Гляньте: радуга над нами,            (Нарисовать рукой над головой полукруг

                                                        (маховое движение).)

Над деревьями,                         (Руки поднять вверх, пальцы разомкнуты.)

Домами,                                     (Руки сложены над головой крышей.)
И над морем, над волной,       (Нарисовать волну рукой)

И немножко надо мной.          (Дотронуться до головы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГОВ группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста №2 на 2015 – 2016 учебный год

Настоящая программа рассчитана на один год работы с детьми, является приложением к адаптированной  образовательной программе МАДОУ ДС № 46 «Кот в сапогах». Рабочая программа педагога дошколь...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагогов групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего возраста (2 года обучения)

Принята на педагогическом совете                             Утверждаю:№1 от 25 сентября 2015г.     ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагогов групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего возраста (2 года обучения)

      Рабочая программа  для детей старшей группы с общими нарушениями речи (ОНР)  - локальный акт образовательного учреждения, разработанный на основе...

Рабочая программа учителя-логопеда средней группы для детей с тяжелыми нарушениями речи (Общим недоразвитием речи)

Рабочая программа учителя-логопеда средней группы для детей с тяжелыми нарушениями речи (Общим недоразвитием речи)...

Рабочая программа старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)

Рабочая программа старшей логопедической группы  компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи  (общим недоразвитием речи) МБДОУ «Детский сад №26» разр...

Рабочая учебная программа группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста 5-6 лет

В условиях модернизации образования на основании инструктивного письма от 02.06.1998 года № 89/34 – 16 «О реализации права дошкольного образовательного учреждения на выбор программ и педаг...

Рабочая программа подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) 2018-2019 уч.год

Аннотация к Рабочей программе подготовительной группы компенсирующей направленности.            «Рабочая программа подготовительной логопед...