Информация для педагогов ДОУ "Методы и приемы стимулирования речевой активности у детей младшего дошкольного возраста"
консультация по логопедии

Котова Екатерина Васильевна

Описание методов стимулирования речевой активности у детей младшего дошкольного возраста, примеры игр.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «АЛЕНКА» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД ДЕСНОГОРСК» СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

«Методы и приемы стимулирования речевой активности у детей младшего дошкольного возраста»

Подготовил:

учитель-логопед

Котова Е.В.

2022г.


Методы и приемы стимулирования речевой активности у детей младшего дошкольного возраста

Взаимосвязь специалистов в ДОО имеет очень важное значение и является залогом успешности коррекционно-развивающей работы.

Для  воспитания звуковой культуры речи присущи следующие методы:

  1. Дидактические игры.
  2. Подвижные или хороводные игры с текстом.
  3. Метод упражнений, т. е. заучивание и повторение скороговорок, пословиц, стихов.
  4. Образец правильного произношения, который дает педагог.
  5. Произношение с подчеркнутой дикцией или интонирование звука.
  6. Образное называние звука или звукосочетания (з-з-з-з песенка комара, ш-ш-ш- шум ветра).
  7. Хоровые и индивидуальные повторения.
  8. Совместная речь ребенка и воспитателя, а также отраженная речь (незамедлительное повторение ребенком речи – образца).

Игры по развитию речи.

1. Развитие фонематического восприятия. Узнавание неречевых звуков; речевых звуков; по высоте, силе и тембру голоса; дифференциация фонем. Где звенит колокольчик?», «Что я слышу?» «Угадай, кто позвал?», «Угадай на чем играю?», «Угадай, что звучит?», «Тихо-громко», «Поймай звук» и др.

2.Игры на формирование речевого дыхания. «Забей мяч в ворота», «Посади бабочку на цветок», мыльные пузыри, свистульки, воздушные шары, вертушки и т.д.

3.Игры по развитию словаря и грамматического строя речи. «Цвет и форма», «Скажи какой?», «Один-много», «Большой-маленький», «Чья мама, чей детёнеш?», «Кто, где живет?», «Кто, что ест?», «Найди пару», «Четвертый лишний», «Назови одним словом», «Кто что делает?», «Угадай-ка», «Скажи ласково», «Жадина», «Чудесный мешочек», «Скажи наоборот» и т.д. На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. Уточнять названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта. Учить различать и называть существенные детали и части предметов (у платья — рукава, воротник, карманы, пуговицы, качества (цвет и его оттенки, форма, размер, особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая, некоторые материалы и их свойства (бумага легко рвется и размокает, стеклянные предметы бьются, резиновые игрушки после сжимания восстанавливают первоначальную форму, местоположение (за окном, высоко, далеко, под шкафом).

Обращать внимание детей на некоторые сходные по назначению предметы (тарелка — блюдце, стул — табурет — скамеечка, шуба — пальто — дубленка). Учить понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т. п.); называть части суток (утро, день, вечер, ночь); различать по внешнему виду домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты.

Звуковая культура речи. 

Продолжать учить детей внятно произносить в словах гласные (а, у и, о, э) и некоторые согласные звуки в следующей последовательности: п — б — т — д — к—г; ф — в; т — с — з — ц. Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность. Упражнять в выполнении общего комплекса артикуляционной гимнастики. Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.

Распространение

Продолжайте и дополняйте все сказанное малышом, но не принуждайте его к повторению — вполне достаточно того, что он вас слышит. Например:

Ребенок: «Суп».

Взрослый: «Овощной суп очень вкусный», «Суп кушают ложкой»

Отвечая ребенку распространенными предложениями с использованием более сложных языковых форм и богатой лексики, вы постепенно подводите его к тому, чтобы он заканчивал свою мысль, и, соответственно, готовите почву для овладения контекстной речью.

Литература:

1. Варенцова Н.С.  Обучение дошкольников грамоте. Пособие для педагогов           Издательство Москва-Синтез, М., 2009 г. 

2. Гербова  В. В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации: практическое пособие. Мозаика - Синтез., М., 2010 г.

3. Затулина, Г.Я. Развитие речи дошкольников. Вторая младшая группа. (от 3 до 4 лет) / Г.Я. Затулина. - М.: ЦПО, 2013. - 144 c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для педагогов "Методы и приемы стимулирования речевой деятельности у детей младшего дошкольного возраста"

Ранний возраст является самоценным возрастным этапом развития ребенка. В этот период особое место занимает эмоциональное общение взрослого с малышом, которое становится важнейшей предпосылкой становле...

Методы и приемы стимулирования речевой деятельности у детей младшего дошкольного возраста

laquo;Методы и приемы стимулирования речевой деятельностиу детей младшего дошкольного возраста» Проблема развития активной речи детей на сегодняшний день является актуальной.Поэтому важно ...

«Методы и приемы стимулирования речевой деятельности у детей младшего дошкольного возраста»

laquo;Методы и приемы стимулирования речевой деятельности у детей младшего дошкольного возраста»...

Выступление «Методы и приемы стимулирования речевой деятельности у детей младшего дошкольного возраста»

педагогам о методах и приёмах стимулирования речевой активности детей младшего дошкольного возраста...

Методы и приемы стимулирования речевой деятельности у детей младшего дошкольного возраста»

Овладение речью - это сложный процесс, который начинается с момента рождения ребенка. В этот период особое место занимает эмоциональное общение взрослого с ребенком, что является предпосылкой речевых ...