Игровые приемы автоматизации звуков в слогах.
консультация по логопедии

Петрухина Олеся Алексеевна

Игровые приемы автоматизации звуков в слогах. Речь ребенка формируется постепенно. В дошкольном возрасте большое внимание уделяется формированию правильного звукопроизношения. Ошибки произношения исправляются логопедом постепенно. Постановка звука начинается после того, как ребенок научится правильно воспроизводить основные движения и положения органов артикуляции, необходимые для данного звука, четко отличать правильное звучание от искаженного на слух. К автоматизации поставленного звука переходят лишь тогда, когда ребенок произносит легко, без предварительной подготовки, без поиска нужной артикуляции поставленный звук. Умение свободно и правильно использовать поставленный звук в самостоятельных устных высказываниях формируется медленно. Предлагая детям большое количество тренировочных упражнений, необходимо четко соблюдать последовательность в системе упражнений, переходя от более простых к более сложным формам речи: от произношения слогов к произношению отдельных слов различной звукослоговой структуры, от коротких предложений к распространенным, от повторения вслед за логопедом слогов, слов, фраз, небольших текстов и стихотворений к самостоятельному их заучиванию. При автоматизации звука в слогах, вначале берутся прямые слоги: са, со, сы, су, затем обратные. Затем слоги, где согласные находятся между гласными: аса, асы, асо, и, наконец, слоги со стечением согласных: ста, сто, сты, сту. Необходимое условие быстрейшей автоматизации – постепенное, систематическое повышение темпа речевых упражнений. Автоматизация звука в слогах – важный, но мало интересный для ребенка вид работы, заключающийся в многократном повторении за логопедом. Если к этому процессу подключить зрительный и тактильный анализаторы, дело пойдет быстрее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsii_raspechatat.docx14.41 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые приемы автоматизации звуков в слогах.

     Речь ребенка формируется постепенно. В дошкольном возрасте большое внимание уделяется формированию правильного звукопроизношения. Ошибки произношения исправляются логопедом постепенно. Постановка звука начинается после того, как ребенок научится правильно воспроизводить основные движения и положения органов артикуляции, необходимые для данного звука, четко отличать правильное звучание от искаженного на слух.

К автоматизации поставленного звука переходят лишь тогда, когда ребенок произносит легко, без предварительной подготовки, без поиска нужной артикуляции поставленный звук.

Умение свободно и правильно использовать поставленный звук в самостоятельных устных высказываниях формируется медленно. Предлагая детям большое количество тренировочных упражнений, необходимо четко соблюдать последовательность в системе упражнений, переходя от более простых к более сложным формам речи:  от произношения слогов к произношению отдельных слов различной звукослоговой структуры, от коротких предложений к распространенным, от повторения вслед за логопедом слогов, слов, фраз, небольших текстов и стихотворений к самостоятельному их заучиванию.

При автоматизации звука в слогах, вначале берутся прямые слоги: са, со, сы, су, затем обратные. Затем слоги, где согласные находятся между гласными: аса, асы, асо,  и, наконец, слоги со стечением согласных: ста, сто, сты, сту. Необходимое условие быстрейшей автоматизации – постепенное, систематическое повышение темпа речевых упражнений.

Автоматизация звука в слогах – важный, но мало интересный для ребенка вид работы, заключающийся в многократном повторении за логопедом. Если к этому процессу подключить зрительный и тактильный анализаторы, дело пойдет быстрее.

Упражнения на  автоматизацию звуков в слогах.

1. Каждый палец здоровается с большим пальцем. При этом произносится слог с автоматизируемым звуком.

2.Загибаем пальцы, произносим, например: указательный – са, средний – со, безымянный – сы, мизинец – су.

3. Сжимать и разжимать пальцы в кулак и произносить с автоматизируемые слоги.

4. Произносить слоги, надавливая подушечками пальцев одной руки, на другие.

5. Помочь зверюшкам на картинках добраться к их любимой еде, проводя пальцем по линиям и произнося слоги: са, со, су, сы.

6. Помочь пароходику добраться до острова, проводя пальцем по волнам, произнося слоги.

7. Помочь бабочке сесть на цветок, проводя пальцем по пунктирной линии и повторяя автоматизируемые слоги.

8.Проговаривая слоги, проводить карандашом линию, как разматывается клубок. Или: Рисовать путь самолета и проговаривать слоги: аса, асо, асу, асы. Или: Как  плывет рыбка – рисовать и проговаривать слоги: ста, сто, сту, сты.

9. Проводить ровные дорожки по пунктирным линиям и произносить слоги.

10. Обвести волны, в которых плавают дельфины, произнося слоги.

11. Произнести  слоги ра, ро, ру, ры, одновременно рисуя путь ракеты.

Автоматизируя звуки в слогах, можно одновременно закрепить знание цвета:

1. Скажи слог ра столько раз, сколько здесь красных карандашей.

2. Выбери зеленые карандаши и скажи столько же раз слог за.

Использование лексических тем служит богатым материалом автоматизации звуков в слогах.

1. «Что возьмет повар для компота?» Ребенок проводит пальцем от повара до фрукта и повторяет слоги.

2. «Одежда». Провести линию от клубочка к шапочке соответствующего цвета. Произнести слоги.

Используемые упражнения на развитие пальцевой моторики для автоматизации звуков в слогах стимулируют действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении дефектов произношения у детей; совершенствуют внимание и память, облегчают усвоение навыков письма. Чем больше анализаторов задействовано в коррекционной работе над звукопроизношением, тем эффективнее ее результат. Данные упражнения позволяют превратить автоматизацию звуков в слогах в увлекательную игру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ для воспитателей «Игровые приемы автоматизации звуков в слогах, словах, предложениях»

Автоматизация звуков – один из утомительных, сложно прогнозируемых по срокам этапов коррекционного процесса. В этот период работы должно быть достаточно большое количество наглядно-игровых дидак...

Семинар-практикум для педагогов «Игровые приемы автоматизации звуков в слогах, словах, предложениях»

Семинар-практикум для педагогов «Игровые приемы автоматизации звуков в слогах, словах, предложениях»...

Игровые приемы автоматизации звуков в слогах, словах, предложениях

Семинар-практикум для педагогов «Игровые приемы автоматизации звуков в слогах, словах, предложениях»...

Консультация для родителей: «Игровые приемы автоматизации звуков в слогах, словах, предложениях»

Автоматизация звуков – один из рутинных, утомительных, порой сложно прогнозируемых по срокам этапов коррекционного процесса. В этот период работы должно быть достаточно большое количество нагляд...

Брошюра "Игровые приемы автоматизации звуков в слогах, словах, предложениях"

Брошюра "Игровые приемы автоматизации звуков в слогах, словах, предложениях"...

Семинар-практикум для педагогов «Игровые приемы автоматизации звуков в слогах, словах, предложениях»

Автоматизация звуков – один из рутинных, утомительных, порой сложно прогнозируемых по срокам этапов коррекционного процесса. В этот период работы должно быть достаточно большое количество нагляд...

Семинар-практикум для педагогов «Игровые приемы автоматизации звуков в слогах, словах, предложениях»

Семинар-практикум для педагогов  «Игровые приемы автоматизации звуков в слогах, словах, предложениях»...