Презентация "Использование логопедических игр для ранней профориентации дошкольников"
презентация урока для интерактивной доски по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)

Данная презентация поможет разобраться в в том, как логопедические игры помогают дошкольникам ориентироваться в мире профессий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_k_prezentatsii.docx22.67 КБ

Предварительный просмотр:

Использование логопедических игр для ранней профориентации

дошкольников

Слайд 1. Профессиональная ориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение со взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях.

Главная составляющая социализации дошкольников – дети должны сознательно выбрать интересующий их путь профессионального развития.

Слайд 2. Целью профориентации в дошкольном возрасте является расширение знаний о мире профессий, формирование интереса к трудовой деятельности взрослых.

Слайд 3. Задачи:

  • расширять и систематизировать представления о труде взрослых, материальных и нематериальных результатах труда, его личностной и общественной значимости;
  • расширять и систематизировать представления о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека;
  • формировать первоначальные представления о труде как экономической категории;
  • формировать представления о различных сторонах трудовой деятельности детей средствами художественной литературы;
  • систематизировать знания о труде людей в разное время года;
  • знакомить с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов.

Слайд 4. Ознакомив детей с ТНР различными видами профессий, дети в итоге будут:

  • понимать, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд – это, по сути, основа жизни;
  • уважать тех, кто трудится и ценить плоды их труда;
  • ознакомлены с тем, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин, и что получается в результате;
  • готовы трудиться сами — по причине, что это им нравится и интересно, и потому, что это надо;
  • учиться труду, овладевая необходимыми навыками, трудиться, принося пользу людям, и развивать свои трудовые способности.

Слайд 5. Основной сложностью работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней, и в силу этого остаётся за пределами понимания ребёнка.

Слайд 6. Для ознакомления детей с трудом взрослых применяются традиционные методы обучения и воспитания:

  • словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы);
  • наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций).
  • - практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда);
  • игровой (сюжетно-ролевые игрыдидактические игры, игровые ситуации).

В практической деятельности все методы применяются не разрозненно, а в сочетании друг с другом.

Слайд 7. Ознакомление детей с трудом взрослых относится к очень важным задачам дошкольного образования; и успех в данном направлении будет достигнут только при условии использования системно-деятельностного подхода. Важно вовремя создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем на основе этого материала ребенок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно. 

Слайд 8. Работа по лексическим темам в логопедических группах облегчает работу по ознакомлению и расширению названий профессий, например:

  •  «Здравствуй детский сад!» профессии: повар, воспитатель, помощник воспитателя и т. д.;
  • «Овощи, фрукты. сад, огород» профессии: садовод, растениевод, продавец и т. д.;
  • «Грибы, ягоды» профессии: повар, лесник, растениевод и т. д.;
  • «Дорожная безопасность. Транспорт» профессии: полицейский, водитель, шофер, машинист и т. д.:
  • «Одежда. обувь. головные уборы» профессии: швея, портниха, обувщик и т. д.

Слайд 9. Углубление знаний детей о профессиях идет  по всем направлениям коррекционно-образовательной деятельности:

  1. коррекция звукопроизношения и формирование фонематического слуха («Повтори правильно», «Назови профессию с заданным звуком», «Где находится заданный звук?», «Хлопните в ладоши, если это надо для … (название профессии)», «Какая профессия лишняя?», «Хлопни, если услышишь заданную профессию» и т. д.);

Слайд 10.

  1. развитие грамматического строя (образование названий профессий с помощью различных суффиксов, игры: «Один-много», «Сосчитай до 5», «2-5-9», «Большой-маленький», «Назови ласково», «Мальчик-девочка», «Какой? Какая? Какие?», «Чей? Чья? Чьё?», «Что из чего?» и т. д.);

Слайд 11.

  1. углубление и расширение словарного запаса («Кто где работает?», «Кто это знает и умеет?», «Кто это делает?», «Кто что делает?», «Исправь ошибку», «Для человека какой профессии это нужно?», «Кому что нужно для работы?», «Кто больше назовет действий?», «Четвертый лишний»);

Слайд 12.

  1. обучение элементам грамоты («Прохлопай по слогам», «Собери слово», «Название какой профессии начинается на звук….?», «Назови первый и последний звук», «Допиши название профессии» (ломаные буквы), заштрихуй (обведи) то, что нужно для человека заданной профессии», «Составь предложение из 2-3-4- слов про людей заданной профессии», графические диктанты, игры со счетными палочками и пластилином и т. д.);

Слайд 13.

  1. развитие связной речи («Продолжи предложение», «Найди и расскажи» (по фотографии), «Нарисуй портрет» (словесный), «Я начинаю предложений, а вы заканчиваете», «Расскажи-ка» (рассказ по мнемотаблицам), «Составь рассказ по плану», пальчиковые гимнастики, игры, направленные на развитие координации движений и речи. загадки, беседы и т. д.);

Слайд 14. ЛИТЕРАТУРА

  1. Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. Методическое пособие / Л.Н. Арефьева. - М.: Сфера, 2008. - 73 с.
  2. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: учебно-метод. пособие / Г.А. Волкова. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. - 144 с.
  3. Гоголева М.Ю. Логоритмика в детском саду / М.Ю. Гоголева. - Ярославль: Академия развития, 2006. - 120 с.
  4. Дошкольник и мир профессий: Железная дорога: Программа и методические рекомендации /М. Ковардакова, И. Стеклова, М. Тимиреева, С. Королева, И. Никитина. – М.: АРКТИ, 2010.- 72 с.
  5. Кондратенко И.Ю. Произносим звуки правильно. Логопедические упражнения / И.Ю. Кондратенко. - М.: Айрис-пресс, 2009. - 64 с.
  6. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие. – Балашов: Издательство  «Николаев», 2004. – С.37.
  7. Кондрашов В.П. Формирование представлений о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников/ В. П. Кондрашов.- Саратов: Изд-во СГУ, 2001.
  8. Коррекция звукопроизношения у детей: дидактические материалы / авт. - сост.Л.Е. Кыласова. - Волгоград: Учитель, 2011. - 367 с.
  9. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР (с 4 до 7 лет) / Н.В. Нищева. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. - 352 с.
  10. Филичева Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М.:

Слайд 15. Спасибо за внимание!