"Как воспитать у ребенка навыки правильного звукопроизношения"
консультация по логопедии (средняя группа)

Илюхина Ольга Сергеевна

Консультация учителя-логопеда для родителей детей среднего дошкольного возраста по развитию навыков правильного звукопроизношения, в том числе с элементами артикуляционной гимнастики. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_sredney_gruppy.doc216 КБ

Предварительный просмотр:

«Как воспитать у ребенка навыки правильного звукопроизношения» 

О красивой, правильной речи своего ребёнка мечтает каждый родитель. Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка — это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов и многих других людей, в окружении которых малыш растёт и развивается.

Для детей дошкольный возраст - это время энергичного развития речи, в частности овладение грамотной речью. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков.

Основные правила «воспитания» правильной речи ребенка

1. Речь ребёнка, в первую очередь, становится по подражанию. Не подстраивайтесь к языку малыша (лепетание, сюсюканье и другие искажения). Подобная манера общения не только не стимулирует ребёнка к овладению правильным звукопроизношением, но и надолго закрепляет его недостатки. Произносите всегда все слова чётко и правильно.

2. Большое место должны занимать игры и занятия, направленные на выработку у детей чёткой дикции, правильного звукопроизношения, развития слухового внимания и фонематического восприятия (полезны игры, основанные на звукоподражании (как звенит колокольчик – дзинь, дзинь; как стучат колёса поезда - тд, тд; как кричит кукушка - ку-ку и т. п.).

3. Для развития диалогической и монологической речи хорошо использовать игровой метод в сочетании с приёмами показа, пояснения, указания, с вопросами. Это может быть любая воображаемая ситуация в развернутом виде, в котором присутствует сюжет и есть роли, наделённые игровыми действиями. Например, в играх «Больница», «Магазин», «Строители». Желательно, чтобы ребёнок не был предоставлен в играх самому себе. В сюжетные игры играйте вдвоём или всей семьёй.

4. Обогащая активный и пассивный словарный запас ребёнка, используйте словесные методы в сочетании с практическими наглядными. Основными словесными методами являются – беседа, рассказ, чтение. Всё это можно использовать с ребёнком в игре, в транспорте, на прогулках. Куда бы вы ни шли – общайтесь с ребёнком, объясняйте, поясняйте, что вокруг вас, почему это так устроено и зачем это нужно. Такими действиями и приёмами вы развиваете его внимательность, любознательность, мыслительные процессы. Ребёнок будет стремиться к новым знаниям, если с детства у него вызывать заинтересованность к окружающему миру через игру.

Используя пальчиковые игры, хорошо развивать речь, память, внимание, мышление, мелкую моторику рук, координацию движений.

Артикуляционная гимнастика

Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы и мягкое нёбо. Все речевые органы состоят из мышц, если можно тренировать мышцы рук, ног, то это значит, что можно тренировать и мышцы языка и губ. Вот для этого и существует артикуляционная гимнастика, помогающая укрепить мышцы органов речи и подготовить базу для чистого звукопроизношения.

Артикуляционная гимнастика является подготовительным этапом при постановке звуков. Несомненно, что постановкой и автоматизацией звуков должен заниматься только логопед. 

Проверив, какие звуки не произносит Ваш ребёнок, логопед подберёт комплекс упражнений именно для этого нарушения. Для неговорящих детей и детей с большим количеством дефектных звуков, подойдёт основной комплекс артикуляционной гимнастики.

При подборе и выполнении упражнений необходимо соблюдать определённую последовательность:

от простого упражнения к сложному;

выполнение упражнения в медленном темпе — обязательно перед зеркалом;

постепенное увеличение количества повторений до 10–15 раз;

ребёнок выполняет правильно движения — убираем зеркало;

артикуляционную гимнастику ребёнку должен показать взрослый, для этого он сам должен правильно выполнять все упражнения.

Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись и становились более прочными. Непосредственная работа над развитием артикуляционной моторики должна занимать не менее 5, а всё занятие — 10–12 минут.

Некоторые упражнения проводятся под счёт, который ведёт взрослый. Это необходимо для того, чтобы у ребёнка вырабатывалась устойчивость наиболее важных положений губ и языка. 

Упражнения выполняются ребёнком поэтапно: он улыбается, показывает зубы, приоткрывает рот, поднимает кончик языка к бугоркам, произносит звук т-т-т-т-т-т-т, затем делает губами широкую трубочку, приоткрывает рот, превращает язычок в «чашечку», выдувает тёплую струю на ладошку.

Наберитесь терпения! Помните, что выполнение артикуляционных упражнений — это трудная работа для ребёнка.

Речевые навыки формируются не за день и даже не за месяц. Но только ежедневные занятия помогут Вам воспитать правильную речь у своего ребенка. Не укоряйте ребёнка, а хвалите. Поощрение придадут малышу уверенность в своих силах и помогут быстрее овладеть правильным звукопроизношением.

С уважением, учитель-логопед Илюхина О.С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Как воспитать у ребенка навыки правильного звукопроизношения"

Воспитание правильного звукопроизношения - важная задача для родителей и педагогов необходимо, чтобы и в семье и в дошкольном учереждении все участники обучения ребенка произносили звуки правиль...

Консультация для родителей "Как воспитать у ребенка навыки правильного звукопроизношения"

Воспитание правильного звукопроизношения - важная задача для родителей и педагогов необходимо, чтобы и в семье и в дошкольном учереждении все участники обучения ребенка произносили звуки правиль...

Как воспитать у ребенка навыки правильного звукопроизношения.

Данный материал поможет родителям самостоятельно развивать навыки правильного звукопроизношения...

Как воспитать у ребенка навыки правильного звукопроизношения

Врспитание правильного звукопроизношения у детей важная задача родителей и педагогов....

Как воспитать у ребенка навыки правильного звукопроизношения

Воспитание правильного звукопроизношения – важная задача для родителей и педагогов. Необходимо, чтобы и в семье, и в дошкольном учреждении все участники обучения крохи произносили звуки правильн...

Как воспитать у ребенка навыки правильного звукопроизношения

Если у вашего ребенка проблема с речью, у него плохое звукопроизношение, и он посещает занятия с логопедом, все равно работа самого лучшего логопеда не даст хороших результатов, если вы дома не будете...

Как воспитать у ребенка навыки правильного звукопроизношения

Речь маленького ребёнка формируется в общении с окружающими его взрослыми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику малыша...