здоровьесберегающие технологии
статья по логопедии (средняя группа)

Морозова Анна Юрьевна

Применяя здоровье сберегающие технологии мы помогаем нашим воспитанникам стать более жизнеспособными, сформировать у них правильное отношение к своему здоровью, что бы они могли самостоятельно его сохранять, оберегать и поддерживать. Даже дошкольники должны получать знания о правилах оказания элементарной медицинской помощи и, в случае необходимости, самопомощи. В этот процесс мы вовлекаем и родителей наших воспитанников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда.

    Каждому ребенку нужен мир, где можно смеяться, танцевать, петь, учиться, жить в мире и быть счастливым.

И это будущее можем дать им только мы — взрослые люди. К сожалению в ДОУ с каждым годом растет количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Такие дети имеют нарушения центральной нервной системы различной степени, отклонения в психоэмоциональной сфере, нарушения в опорно-двигательной и дыхательной системе, имеют различные хронические и соматические заболевания. Это затрудняет восприятие, ослабляет познавательную деятельность, снижает работоспособность, ориентацию в практической деятельности.

Следовательно, одной из основных задач  в работе с детьми с ОВЗ является такая организация и методика проведения всех оздоровительных и воспитательно-образовательных мероприятий, при которой не только сохраняется хороший уровень умственной работоспособности, происходит дальнейшее развитие, но и укрепление здоровья ребенка. Мероприятия выстраиваются в последовательную цепочку и проходят через все виды деятельности. Это здоровьесберегающие технологии.

Цель моей логопедической работы — создание такой коррекционно — образовательной системы, которая не только бы сохраняла здоровье ребёнка, но и «приумножала» его. В своей работе я применяю различные здоровьеcбeрeгающиe технологии, как традиционные, так и нетрадиционные. Каждое фронтальное логопедическое занятие содержит комплекс основных здоровьеcбeрeгающих технологий. Маленькие дети (в силу своих возрастных особенностей) не способны справиться c большим количеством эмоций, что значительно осложняет процесс познания окружающего мира. Поэтому главная задача — помочь ребенку научиться понимать свои эмоции и адекватно их выражать. Именно поэтому для детей с ОВЗ большое значение приобретает эмоциональная разгрузка. Лучшим средством эмоционального тренинга в таких ситуациях является мимическая иартикуляционная гимнастика, которые помогают в эмоциональном плане расслабиться ребенку. C помощью дыхательных упражнений, организм ребенка насыщается кислородом, улучшаются обменные процессы в организме, повышается жизненный тонус, сопротивляемость и устойчивость к заболеваниям дыхательной системы, нормализуется психоэмоциональное состояние ребенка. Зрительная гимнастика позволяет расширить поле зрения, улучшить восприятие. Движения глазами развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергию организма. Кроме того, гимнастика для глаз является средством профилактики нарушений зрения. Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана c нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны между собой. Поэтому важным этапом логопедического занятия являются пальчиковые игры, игры в сухих бассейнах, упражнения c прищепками. Активно применяю в своей деятельности Cу-джoк терапию — это стимуляция высокоактивных точек расположенных на кистях рук, которые соответствуют всем органам и системам организма. Массируя пальчики и ладошки необычными массажными шариками и колечками, мы стимулируем все органы. При систематическом проведении массажа и самомассажа улучшается функция кровообращения, усиливаются импульсы коры головного мозга c мышцами и сосудами. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем интенсивней развивается его речь. На индивидуальных логопедических занятиях использую так же нетрадиционные здоровьесберегающие технологии. Биoэнергoпластика направлена на совместные движения руки и артикуляционного аппарата, что способствует активизация распределения биoэнергии в организме. Биoэнергия — это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика — плавные, раскрепощённые движения тела, рук. Для коррекционной работы наиболее значимым является соединение движений кистей рук c движениями органов артикуляционного аппарата. Нестандартное выполнение артикуляционной гимнастики c использованием биoэнергoплаcтики доставляет детям удовольствие. У ребенка формируются пластичность, ощущение свободы, раскрепощенности, улучшается кровообращение. Эта технология оказывает благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику, улучшает внимание, память, мышление, речь. Одной из методик, обладающей большими ресурсами, является акватерапия. Акватерапия — один из самых приятных способов обучения. Это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Акватерапию применяют в коррекционной работе с детьми, имеющими различные неврологические отклонения, интеллектуальную недостаточность, поражения общей двигательной активности, речевые нарушения, нарушения органов слуха и зрения. Использование игр с водой является быстродействующим, успокаивающим методом стабилизации эмоционального состояния детей с ОВЗ и поэтому данную методику хорошо использовать при адаптации детей к детскому саду. Следующий метод, который активно использую — это аурикулoтерапия. Это метод воздействия на точки ушной раковины. Воздействие осуществляется путём массажа или самомассажа ушной раковины до лёгкого покраснения и появления чувства тепла. Самомассаж ушных раковин производится одновременно c обеих сторон с помощью подушечек большого и указательного пальцев рук. При этом используются такие приёмы массажа: разминание, растирание, поглаживание. Дыхание при самомассаже должно быть ровным и спокойным, тихим и комфортным. Распространённая технология c необычным названием — cтeрeогнoз. У детей развивается способность узнавать предметы наощупь. В игровой ненавязчивой форме осуществляется массаж кончиков пальцев, активизируются мыслительные операции у ребенка. Тактильное различение предметов, помещаемых на ладонь, разнообразие ощущений, поступающих от руки в кору головного мозга, помогают ребенку распознать привычные предметы на ощупь, определить их форму, характер поверхности, размер. Хрoмoтeрапия — наука, изучающая свойства цвета. Цвет может оказывать положительное или отрицательное действие на ребенка. Одни цвета приятны для глаз, успокаивают, способствуют приливу внутренних сил, бодрят; другие — раздражают, угнетают, вызывают отрицательные эмоции. Каждый цвет воздействует на людей по-разному, носит избирательный характер, этот фактор и помогает в работе с гипeрaктивными детьми. Происходит нормализация мышечного тонуса и облегчается негативное состояние ребенка. Воздействие цвета на организм ребенка: Синий, голубой — расслабляющий эффект, успокаивающее действие, снижение спазмов, тормозящее действие. Красный, розовый — ощущение теплоты, повышение работоспособности, стимуляция психических процессов. Зеленый — создание хорошего настроения, успокаивающее действие. Желтый— цвет радости и покоя, нейтрализация негативного состояния. Хагoтерапия — терапия легкими поглаживаниями. Прикосновение — один из древних способов выражения положительных эмоций и одна из важнейших потребностей человека. Легкие прикосновения и поглаживания улучшает общее состояние ребенка, успокаивают, вызывают положительные эмоции. Ребенку необходимо не менее восьми объятий в день, обнимание самого себя — «игры-обнималки», объятья педагога и конечно родителей. Чем сложнее, труднее ребенок, тем чаще его надо обнимать. Релаксация— специальный метод, направлен на снятие мышечного и нервного напряжения с помощью специально подобранных техник. Релаксация это произвольное или непроизвольное состояние покоя, расслабленности, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением. Возникает вследствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий. Бывает непроизвольной (расслабленность при отходе ко сну) и произвольной, вызываемой путем принятия спокойной позы, представления состояний, обычно соответствующих покою, расслабления мышц, вовлеченных в различные виды активности. Применение здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей с ОВЗ приводит к следующим результатам: у ребёнка повышается самооценка, происходит коррекция психических процессов, совершенствуются умения и навыки, которые помогут дальнейшей успешной адаптации и социализации его в современном обществе. Здоровьесберегающие технологии помогают сохранить детям здоровье, заложенное природой, поддерживать их позитивное и эмоциональное состояние, способствуют физическому развитию ребёнка. Вся эта работа направлена на оздоровление детей и коррекцию речи. А чтобы результат был более быстрым и положительным я тесно сотрудничаю c родителями воспитанников. Наглядная информация в виде стенда, буклетов, памяток универсальна и позволяет незримо общаться c родителями, просвещать их в вопросах здоровьесбережения и социализации.Дни открытых дверей дают возможность родителям «прожить день в детском саду», ощутить атмосферу детской жизни и почувствовать еще раз себя ребенком, увидеть работу педагогов и попрактиковаться в применении здоровьесберегающих технологий облегчающих социализацию детей. Расширить круг общения c родителями дают возможность и интернет ресурсы: сайт детского сада и личная веб страница логопеда, где размешаются видеофрагменты, консультации, мастер-классы, практикумы по применению здоровьесбегающих технологий, которые родители могут легко использовать в домашних условиях и по обратной связи поделиться результатами и успехами ребенка. Положительные результаты в здоровьеcбережении дошкольников и социализации возможны только при совместной работе логопеда и родителей, при понимании важности и значимости коррекционной и оздоровительной работы c детьми. Я считаю, что самая большая награда, это — красивая, правильная речь у активного, бодрого ребенка. Когда ребенок c улыбкой бежит в кабинет логопеда, а после c важностью демонстрирует свои умения и достижения родителям и друзьям: я понимаю, что свою душу и сердце я отдаю не зря!

Литература: 1. Ахутина, Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. № 2. 2. Кувшинова, И. А. Здоровьесбережение, как необходимый аспект комплексной реабилитации детей с речевой патологией — М:2009.(библиотека журнала «Логопед». вып.6) 3. Панкратова И. В. Растим здоровое поколение // Управление ДОУ. 2004. N1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...

Здоровьесберегающие технологии Виды и значение здоровьесберегающих технологий

виды и значение здоровьесберегающих технологий в ДОУ...

Мной разработан и реализуется образовательный проект «Здоровьесберегающие технологии с воспитанниками дошкольного возраста», 2015г.- 2020г. Целью проекта является сохранение и укрепление здоровья детей через здоровьесберегающие технологии.

Здоровье это ДАР- который нужно сохранять и приумножать, начиная с рождения. Дошкольный возраст является решающим звеном в формировании фундамента физического и психического здоровья человека. Очень...

Здоровьесберегающие технологии в обучении «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»

 Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ- достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников.  Так я начала организовывать музыкально-оздо...

Консультация для воспитателей " «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Современные здоровьесберегающие технологии"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащени...