Символы России и Ставропольского края
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Костенкова Валерия Александровна

Формировать общее представление символах России и Ставропольского края, развивать правовое мировоззрение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_3.docx22.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение детский сад комбинированного вида № 2

города Ставрополя

Конспект образовательной деятельности по патриотическому воспитанию  

на тему:

«Символы России и Ставропольского края»

Составила и провела: Костенкова В.А.

учитель - логопед  высшей категории

Ставрополь 2022 г.

    Цель: формировать общее представление символах России и Ставропольского края, развивать правовое мировоззрение.

Задачи:

  • Дать детям элементарные представления о происхождении флага: познакомить со значением флага в современной жизни, с символическим значением цветов флага;
  • Познакомить с историей герба, его значением в прошлом и настоящим; с гимном России;
  • Воспитывать патриотические чувства – гордость за нашу историю, любовь к Родине, уважение к флагу, гимну, желание узнать как можно больше нового и интересного.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое, речевое, художественно-эстетическое.

Форма взаимодействия: совместная с взрослым, совместная со сверстниками, самостоятельная.

Методы и приемы: словесный, метод игрового моделирования, организация проблемной ситуации.

Предполагаемый результат:

- Дети проявляют любознательность, активно используют новые знания.

- Дети с удовольствием включается в совместную деятельность воспитателем, сверстниками и с интересом участвуют в обсуждении.

-Дети способны договариваться, сопереживать, радуются успехам сверстников.

- Дети с помощью речи выражают свои мысли, умозаключения, выводы.

        Создание развивающей предметно-пространственной среды для организации и проведения образовательной деятельности: Заучивание стихов «Здравствуй родина моя" В. Орлов; «Россия». Дидактические игры: «О чем рассказывает флаг», «Узнай на фото». Рассматривание современных российских монет, рассматривание печати, аппликация «российский флаг». Рассказ об истории флага, об истории герба.

Ход образовательной деятельности:

1.Организационный.

Ребята, покажите мне, пожалуйста, свои ладошки. А теперь потрите их друг об друга. Что вы чувствуете? (Тепло)

Учитель - логопед: Да, это тепло - тепло ваших добрых рук, возьмите друг друга за руки и подарите его друзьям.

2.Мотивационный.

Учитель - логопед: 

Утро наступает,

Солнышко встречает.

Друг на друга посмотрели

И на стульчики присели. (Дети проходят на стульчики)

Учитель – логопед с детьми рассматривает на глобусе, как расположены леса, моря, горы.

Учитель - логопед:  Дети, как называется наша страна?

Дети: Россия.

3. Образовательный.

Учитель - логопед:  Наша страна – Россия, она огромная и прекрасная. Россия – это наша Родина. Родина – мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерями, заботится о них, приходит на помощь. У каждого человека есть своя маленькая Родина – это город, станица или деревня, где он родился или живет. Из множества маленьких родных уголков состоит наша общая, великая страна.

Здравствуй, Родина моя  

Утром солнышко встает,
Нас на улицу зовёт.
Выхожу из дома я: 
– Здравствуй, улица моя!
Я пою и в тишине
Подпевают птицы мне.
Травы шепчут мне в пути:
– Ты скорей, дружок, расти!
Отвечаю травам я,
Отвечаю ветру я,
Отвечаю солнцу я:
– Здравствуй, Родина моя!

(В. Орлов)

 Дети:   Если долго-долго-долго в самолете нам летать

               Если долго-долго-долго на Россию нам смотреть,

               То увидим мы тогда и леса, и города.

               Океанские просторы, ленты рек, озера, горы.

               Мы увидим даль без края, тундру где звенит весна.

               И поймет тогда, какая наша Родина большая

               Необъятная страна.

Учитель - логопед:   Много стран на свете и все они очень разные. И у каждой страны есть свои отличительные знаки, свои символы. Какие отличительные знаки знаете вы?

Дети: Флаг, герб, гимн.

Учитель - логопед:    (показать иллюстрацию флага). Что такое?

Дети: Флаг.

Учитель - логопед:   Ребята, из каких частей состоит флаг?

Дети: Древко, полотнище, навершие.

Учитель - логопед:   А из каких частей состоит полотнище? Какого они цвета?

Дети: Белого, синего, красного.

Учитель - логопед:   А сейчас я вам расскажу, что означают цвета на флаге.

Три цвета на флаге России: белый, синий, красный

Белый цвет – в нем добро, любовь, чистота,

Мы хотим жить в дружбе и мире всегда!

Синяя полоска – цвет неба ясного,

Чтоб жизнь в нашей стране была прекрасная!

С красной полоской флаг –

В ней кровь отцов и дедов,

С красным цветом России

Добыта честь и победа!

Цвета: белый, синий и красный издревле почитались русскими людьми. Красными и синими нитями русские крестьянки вышивали узоры на белой ткани. Из белых, синих, красных тканей чаще всего шили праздничную одежду.

Учитель - логопед:   А, когда же впервые появился флаг?

Флаг нашей страны имеет свою историю ему более 300 лет. В старину вместо флага наши далекие предки использовали шест, к концу которого привязывали пучок травы, веток или конский хвост, окрашенный яркой краской. Называлось это – стягом.

Главным его назначением было собирать, «стянуть» воинов для защиты своей земли. Потом стяги стали делать из ткани. Косой клин прикрепляли к бревну. Дети, а где можно увидеть изображение флага России?

Дети: на зданиях, в день праздников, в армии солдат, на кораблях, самолетах; о время спортивных соревнований; во время визита правителей, на зданиях, где они встречаются – вывешивают флаги этих государств.

Учитель - логопед:  А что было бы, если бы не было флагов или флаги были бы одинаковые?

  (Ответы детей)

Учитель - логопед:   Ребята, так что же означает государственный флаг?

Дети: Флаг является символом власти.

Учитель - логопед:  Правильно, дети, флаг означает единство страны и является символом власти.

(Логопед показывает иллюстрацию с изображением герба)

А что это такое?

Дети: Герб.

Учитель - логопед:   Что же такое герб, откуда он появился и для чего он нужен? Давайте об этом поговорим.

Дети: Герб, как и флаг, придумали наши предки, когда много времени проводили в боях.

Учитель - логопед:   Воины были хорошо вооружены. Какие виды старинного оружия вы знаете?

Дети: Копье и меч.

Учитель - логопед:   А что защищает самого воина?

Дети: Доспехи, щит.

Учитель - логопед:   В разгар боя воинов трудно было различить. И поэтому знак наносили на щит.  Щит с таким знаком стали называть гербом. Рыцари очень дорожили своими гербами, передавали своим детям, внукам. Гербом гордились и старались его не опозорить.

Уже давно нет рыцарей, современные воины не используют щиты, но гербы остались. Все страны мира, все государства имеют свой герб.

Герб – это отличительный знак страны, золотой двуглавый орел – эмблема или символ России.

Давайте рассмотрим герб России. Какой формы герб? Какие цвета есть на гербе? Что изображено на нем?

Дети: На форме щита красного цвета изображен золотой двуглавый орел и всадник. Правой лапой орел сжимает скипетр.

Учитель - логопед:   Символ власти.

Дети: В левой лапе – золотой шар с крестом.

Учитель - логопед:   Это держава государства.

Дети: Над головами орла мы видим короны крылья орла, похожие на солнечные лучи, а сама птица похожа на солнце.

Учитель - логопед:   В давние времена короны, скипетр и держава были символами царской власти, а в наши дни они напоминают об историческом прошлом нашей страны.  

Учитель - логопед:   А где можно увидеть изображение герба?

Ребенок: На монетах, документах, пограничных столбах на границе.

Учитель - логопед:  Дети, так что означает герб нашей страны?

Ребенок: Герб – это отличительный знак нашей страны.

Учитель - логопед:   А сейчас поиграем в игру «Собери флаг"

(Дети собирают  флаг по образцу ).

А теперь послушаем запись государственного гимна России. Гимн – это главная песня страны.

Дети: Гимн, так же является символом государственного единства.

Учитель - логопед:   Если герб и флаг мы видим, то гимн мы слышим. Где можно услышать гимн?

Ребенок: На спортивных соревнованиях, на праздниках, по телевизору.

Учитель - логопед:   Дети, гимн слушают стоя. Давайте встанем и послушаем гимн. (Звучит гимн России).

Дети, так что же означает государственный флаг, герб и гимн страны?

Дети: Это символы власти, объединяющие людей.

Учитель - логопед:   Они обозначают единство страны и ее независимость от других государств. У нас на родине в Ставропольском крае и городе Ставрополе  тоже есть свои символы власти: флаг, герб, гимн.

  (звучит гимн Ставропольского края)

Ребенок: Под теплым солнцем вырастая,

                    Мы дружно, весело живем.

                    Россия, милая, родная

                    Цвети и крепни с каждым днем!

  1. Рефлексия:

Учитель – логопед: о чем мы  сегодня мы говорили? Что вы узнали нового и интересного?

Что запомнилось вам на занятии?

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самоабразованию воспитателя старшей группы Богдановой Т.В. "Ставропольский край -это край необычайных природных контрастов"

"Красота родного края , открывающая благодаря сказке, фантазии ,творчеству - это источник любви к Родине . Понимание и чу...

План работы по самоабразованию воспитателя старшей группы Богдановой Т.В. "Ставропольский край -это край необычайных природных контрастов"

"Красота родного края , открывающая благодаря сказке, фантазии ,творчеству - это источник любви к Родине . Понимание и чу...

План работы по самоабразованию воспитателя старшей группы Богдановой Т.В. "Ставропольский край -это край необычайных природных контрастов"

"Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии , творчеству - это источник любви к Родине....

«Государственные символы России и Краснодарского края»

Познакомить детей с символикой России и Краснодарского края...

Альбом (презентация) Ставропольской край. «Люблю тебя, мой край родной». 2018год.

Авторская разработка. Образовательная область «Познавательное развитие»....

ПРОЕКТ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ «В символах Россию открываю, в символах Россию познаю» Номинация: «Символика России» для детей 4-6 лет

Проект в старшей группе по патриотическому воспитанию ( символы государственности : флаг, герб, гимн)...

Терренкур «Символы России» как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о символах России.

Патриотическое воспитание детей через игру. Формирование у детей патриотических чувств и любви к своей Родине. Физическое развитие....