Речевые игры дома
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Конакова Ирина Вячеславовна

Значительную роль в обогащении и развитии словаря играют речевые игры. Именно игры формируют слуховое внимание, помогают выработать умение правильно произносить звуки, слова, усваивать грамматические формы родного языка, научат рассказывать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Речевые игры дома

Игры на активизацию словаря:

1. Игра «Ищем слова»

        Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? И т.д.
2. Игра «Угощаю».

        Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» Вам на ладошку, затем Вы ему, и так до тех пор, пока все не съедите. Можно поиграть в сладкие, кислые, соленые, горькие слова.

3.Игра «Что для чего» 

        Взрослый предлагает вспомнить, где хранятся эти предметы.

хлеб – в хлебнице,

сахар – в сахарнице,

конфеты – в конфетнице,

мыло – в мыльнице,

перец - в перечнице,

салат – в салатнице,

суп – в супнице,

соус - в соуснице и т. д.  

4. Игра «Доскажи словечко».

        Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее:

Ворона каркает, а воробей . . .

Сова летает, а заяц . . .

У коровы теленок, а у лошади . . .

Сахар сладкий, а лимон …

Луна видна ночью, а солнце …

Огонь горячий, а лед …

Река широкая, а ручей …

Камень тяжелый, а пух …

5.Игра «Скажи наоборот»

        У этой игры есть два варианта. Первый вариант легче, так как ребёнок в своих ответах опирается не только на речь взрослого, но и на картинный материал:

Дедушка старый, а внук…

Дерево высокое, а куст…

Дорога широкая, а тропинка…

Перо легкое, а гиря…

        Второй сложнее, так как опора происходит только на речь взрослого:

Пирожное сладкое, а лекарство…

Ночью темно, а днем…

У волка хвост длинный, а у зайца…

Чай горячий, а лед…

6.Игра «Похожие слова»

        Называем ребёнку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объясняем ребёнку, что похожие слова — это слова-приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу.

Например:         

приятель —друг —враг;

грусть —радость —печаль;
еда —очистки —пища;
труд —завод —работа;
танец —пляска —песня;
бежать —мчаться —идти;
думать —хотеть —размышлять;
шагать —сидеть —ступать.

7.Игра «Маме мяч бросай и…» (в зависимости от темы игры возможны варианты «Маме мяч бросай и животных называй (транспорт, фрукты и т.д.))

        Мама называет обобщающее понятие и бросает поочередно мяч  ребенку. Ребенок, возвращая  мяч, должен назвать относящееся к этому обобщающему понятию предмет. Возможет второй вариант игры, когда мама называет видовые понятия, а ребенок – обобщающие слова.

8. Игра «Животные и их детеныши»

        Бросая мяч ребенку, мама называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч, называет детеныша этого животного.

9. Игра «Чей домик?» или «Кто где живет?»

        Бросая мяч ребенку, взрослый задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч, отвечает.

-Где живет медведь? и т.д.

- Медведь живет в берлоге

Ребенок должен  дать полный ответ.

10.Игра «Лови, бросай, дни недели называй!»

        Взрослый, бросая мяч ребенку, может начинать с любого дня недели. Ребенок последовательно называет дни недели. Игру можно повторить несколько раз, каждый раз начиная с нового дня.

11.Игра «Месяцы и их последовательность»

        Взрослый, бросая мяч ребенку, может начинать с любого месяца Ребенок последовательно называет месяцы. Игру можно повторить несколько раз, каждый раз начиная с нового месяца. Задание можно усложнить- назвать месяцы  в обратном порядке.

12.Игра «Что за чем?»

        Взрослый бросает мяч и задает вопросы. Например: «Зима. А что за нею?». Ребенок  отвечает: «Весна», и бросает мяч взрослому.

Варианты вопросов: «Сколько месяцев в году?» «Назовите летние месяцы». «Назовите первый месяц весны». «Назовите последний месяц зимы». «С какого месяца начинается осень?» «Каким месяцем заканчивается осень?»

13.Игра «Скажи какой»

        Мама вынимает  из коробки предметы, а ребенок называет его и  указывает на какой-либо признак, например:

— Это мяч.

— Он синий. Если ребенок затрудняется, помогаем ему: «Это мяч. Он ...

(какой?)».

-Это помидор.

-Он красный, круглый.

14.Игра «Кто что умеет»

        Ребенку мама называет или показывают животное, а он  называет действия, характерные для этого животного. Например: белочка — скачет, прыгает, грызет; кошка — мяукает, мурлычет, царапается, пьет молоко, ловит мышей, играет клубком; собака — лает, сторожит дом, грызет кости, рычит, виляет хвостом, бегает; зайчик — прыгает, бегает, прячется, грызет морковку.

 Находим детали.

        В лексикон ребёнка нужно вводить не только названия предметов, но и составляющих их частей.

«Это самолёт, что у него есть?» – «Крылья, штурвал, сиденья, хвост, мотор и т.д.»

«А что есть у цветка?» – «Стебель, корень, листики, лепестки...»

15.Игра «Чья голова?»

Чья у зверя голова? Подскажи скорей слова

        Взрослый, бросая мяч ребенку, говорит: «У вороны голова...», а ребенок, бросая мяч обратно, заканчивает: «...воронья».

Примеры: у рыси голова рысья, у рыбы — рыбья, у кошки — кошачья, у сороки — сорочья, у зайца — заячья, у кролика — кроличья, у верблюда — верблюжья, у лошади — лошадиная, у утки — утиная, у лебедя — лебединая, у оленя — оленья, у лисы — лисья, у собаки — собачья, у птицы — птичья, у овцы — овечья, у белки — беличья, у медведя — медвежья, у тигра — тигриная, у курицы — куриная, у голубя — голубиная, у орла — орлиная.

 Усложнение. Составление предложений с этими прилагательными.

16.Игра «Кто или что может это делать?» 

        Взрослый называет действие, а ребенок подбирает предметы. Например, слово идет. Ребенок подбирает девочка идет, мальчик идет, кошка идет, снег идет и т. д. Подберите слова к глаголам стоит, сидит, лежит, бежит, плавает, спит, ползает, качается, летает, плавает,…

17. Игра «Отгадай, что это»

        Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом. Например:

Растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи).

Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие.

Движется по дорогам, по воде, по воздуху.

18.Игра «Как можно…»

        Взрослый спрашивает: «Как можно игратьРебенок отвечает: «Весело, интересно, громко, дружно…» Другие вопросы: 

- Как можно плакать? (Громко, тихо, жалобно, горько…)

- Как можно мыть посуду? (Хорошо, плохо, чисто, быстро…)

- Как можно пахнуть? (Приятно, вкусно, аппетитно, нежно…)

 - Как можно быть одетым? (Аккуратно, небрежно, модно…)

- Как можно смотреть? (Ласково, зло, внимательно…)

19.Игра «Один — много»

Мы — волшебники немного: Был один, а станет много.

        Взрослый бросает мяч ребенку, называя имена существительные в единственном числе. Ребенок бросает мяч обратно, называя существительные во множественном числе.

Примеры: Стол- столы, двор — дворы, нос — носы, гора — горы, нора — норы, мост —мосты, дом — дома, глаз — глаза, луг — луга, город — города, провод — провода, холод — холода, день — дни, пень — пни, сон — сны, лоб — лбы, ухо — уши, стул — стулья, кол — колья, лист — листья, перо — перья, крыло — крылья, дерево — деревья, носок — носки, чулок — чулки, кусок — куски, кружок — кружки, дружок — дружки, прыжок — прыжки, утенок — утята, гусенок — гусята, цыпленок — цыплята, тигренок — тигрята, слоненок — слонята. 

20.Игра «Семья».

        Взрослый, бросая мяч ребенку, задает вопрос, на который ребенок, возвращая мяч, должен ответить. Примерные вопросы: 

- Кем ты доводишься маме и папе?

- Кто ты для бабушки и дедушки?

- У тебя сестра или брат?

- Назови двоюродных братьев и сестер.

- Кем являются для тебя родители твоих двоюродных братьев и сестер?

- А ты кто для них?

Игры на речевые обобщения

1. Игра «Назови лишнее слово»

        Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».

 «Лишнее» слово среди имен существительных:

кукла, песок, юла, ведерко, мяч;

стол, шкаф, ковер, кресло, диван;

пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;

слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;

волк, собака, рысь, лиса, заяц;

лошадь, корова, олень, баран, свинья;

роза, тюльпан, фасоль, василек, мак;

зима, апрель, весна, осень, лето;

мама, подруга, папа, сын, бабушка.

 «Лишнее» слово среди имен прилагательных:

грустный, печальный, унылый, глубокий;

храбрый, звонкий, смелый, отважный;

желтый, красный, сильный, зеленый;

слабый, ломкий, долгий, хрупкий;

крепкий, далекий, прочный, надежный;

смелый, храбрый, отважный, злой, решительный;

глубокий, мелкий, высокий, светлый, низкий.

 «Лишнее» слово среди глаголов:

думать, ехать, размышлять, соображать;

бросился, слушал, ринулся, помчался;

приехал, прибыл, убежал, прискакал;

пришел, явился, смотрел;

выбежал, вошел, вылетел, выскочил.

2.Игра «Найди дерево» (выделение признаков деревьев: общая форма, расположение ветвей, цвет и внешний вид коры)

        Рассмотреть и научиться рассказывать о деревьях и кустарниках, которые встречаются по дороге в школу или детский сад.

Игры на развитие звукового анализа и синтеза

 1.Определение количества звуков в слове и их последовательности.

        Сколько звуков в слове «сова»? Какой первый звук? Второй? Третий? Четвертый?)

2.Придумывание слов с определенным количеством звуков.

        Придумай  слово , состоящее из трех, четырех, пяти звуков. Узнавание слов, предъявленных ребенку в виде последовательно произнесенных звуков.

-Какое слово получится из этих звуков.

-К-у-к-л-а.

3. Игра «Определи первый звук в слове», 

        Поиграйте с ребёнком в игру-соревнование: кто больше придумает слов с заданным звуком, или попросите его найти предметы в комнате (на улице, в парке и т.д.), в названиях, которых есть тот или иной звук.

4. Игра «Поймай последний звук в ладошку». 

        Медленно произносить слово и последний звук, выделяя голосом, произнести в ладошку. «Какой звук поймал в ладошку?»

5.Образование новых слов с помощью «наращивания» звуков.

-Какой звук надо добавить к слову «Оля», чтобы получилось новое слово?

-Звук Т (Толя), К (Коля, П (Поля) и т.д.

        То же самое можно проделать со словами (к)рот, пар(к), (о)вал, (а)том, (т)рубка, рыба(к), (м)рак, стол(б), (г)роза, (у)дар, шар(ф), (с)клад, (к)оса, (с)порт,(и)рис, (о)лень, (т)очки, (ш)утка.

6.Образование новых слов путем замены в слове первого звука на какой-либо другой звук.

-Какие новые слова можно получить из слова «лото», если поменять в нем первый звук?

-Фото.

        То же самое можно проделать со словами (л) кокон, (л)ножка, (м)ласка,(с)дом, (с)ток, (б)пил, (л)жук, (ж)пучок, (б)жилет, (ж)пир, (ж)мало, (д)точка, (п)галка, (п)шорох, (р)щека, (щ)венок,(м)шайка

«Найди общий звук»

7. Игра «Замена».

        Ребенок должен заменить в словах гласную так, чтобы получилось новое слово. Слова: дом, воз, нес, вол, сок, сом и др.(дым, вёз, нёс, вёл, сын, сам).

8. Игра «Кто больше?»

        Придумать слова, в которых заданный звук был бы:

- в начале слова

- в середине

- в конце слова

9. Игра «Найди общий звук»

        Эта игра хорошо развивает внимание, развивает фонематический слух, формирует навык быстрого звукового анализа.

        Взрослый  произносит 3-4 слова, в которых есть изучаемый звук.

- Какой звук встречается во всех словах?

Чашка, очки, ключ.

Жаба, лужи, жук.

Лиса, лес, соль.

Просим детей придумать аналогичное задание.

10. Игра «Найди лишнее слово»

В трех словах есть общий звук, а в четвертом - нет.

Щука, плащ, шерсть, клещи.

Кукла, мяч, чайник, чашка.

Овца, цыпленок, солнце, луна.

11. Игра «Поищи слово»

        Взрослый  говорит, что в русском языке есть слова, которые любят играть в прятки. Это короткие слова, они прячутся в более длинных словах. Для того, чтобы найти короткое слово, нужно длинное разделить на слоги. Например, надо найти слово, которое спряталось в слове "песок". Ребенок делит слова на слоги - пе-сок). Какое же слово спряталось? (Сок).

        Взрослый  называет другие слова, в которых второй слог представляет собой самостоятельное слово: рыбак, Борис, пирог, кулак, фасоль, король. Ребенок отыскивает "спрятавшиеся" в них слова.

12. Игра «Придумай слова, начинающиеся со слога…»

СА - санки, салазки, салака, самолет, сапожник, сачок, сало, сапожок;

МА - Марина, Маша, малина, машина, масло, марка, Мальвина;

ЛИ - лиса, липа, Лида, ливень, лимонад, лимон, линия;

БУ - булавка, бутон, букет, бутылка, бумага, бусы, букашка, Буратино.

13. Игра «Последняя буква»

        Игра простая, заодно расширяет словарный запас. Начинается игра с называния слова. Ребенок должен назвать следующее слово, которое начинается с последней буквы первого. И так по цепочке. Например: трубА – ананаС – соК – кашА…

        Можно усложнять задание: называть только слова, которые обозначают живые предметы, или, наоборот, неживые.

14. Игра « Слово рассыпалось».

        Из букв, написанных на каждой строчке, нужно составить слова.

О,Н,К,О.                       А,Р,У,К.                                И,Р,А,Г.

К,А,Л,О,Ж.                  Ш,А,М,И,А,Н.                      А,Н,К,И,Г.

15. Игра «Телеграф»

        Взрослый: "Я буду называть слова, а ты должен отстукивать карандашом количество слогов в названном слове - "передать слово по телеграфу".

16. Игра «Закончи слово»

         В этой игре предлагается назвать начальный слог слова или несколько первых букв слова, например, КАР, ребенок должен закончить слово: сло – во или сло-ги ит.д. Или мы-ши, мы-ло. (Булка, палка, ромашка, звезда, сосна, телефон, таблетка).

17. Игра «Рассыпанное слово»

Произносятся слоги и предлагается ребенку составить из них слова.

Например: ка – щу (щука),баш – ка – ру (рубашка), ран – даш – ка (карандаш).

18.Вставить в слова пропущенные гласные буквы.

…збук…, …стр…, з…п…х, п…л…тк… . «А»

…к…л…, …кн…, …стр…в, л…жка. «О».

…гла, в…лка, л…цо, л…па. «И».

М…шь, м…ло, кам…ш, пол…нь. «Ы».

…скимо, …скалатор. «Э».

…блоко, …нтарь, …года, …нварь. «Я».

Т…ло, л…то, л…пка, п…нал. «Е».

…жик, …лка, пл…тка, шл…пки. «Ё».

…ла, …ля, кл…шка, кл…чи, пл…шка. «Ю».

 Игровое упражнение на слоговую структуру слов

1. Игра «Перепутаница».

        Жили были: слова. Однажды они веселились, играли, танцевали. И не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться.

Слова:

босака (собака),
ловосы (волосы),
лекосо (колесо),
посаги (сапоги) и пр.

2. Игра «Слово это изменяй, изменяя — удлиняй»
        Взрослый произносит односложное слово: сад, куст, нос, нож, стол. Ребенок изменяет слово так, чтобы оно стало двусложным (нос - носы) или трехсложным (дом - домики). Определяется количество слогов.

3. Игра «Переставь слоги или звуки» 

        Взрослый называет ребенку слова и предлагает поменять в них местами буквы или слоги, а затем повторить новое слово: лок - кол, мод - дом, зако - коза, бары-рыба.

4. Игра «Прохлопай слово»

         Взрослый произносит слово, а ребенок должен отхлопать каждый слог. После отхлопывания ребенок должен сказать, сколько слогов он насчитал. В этой игре детям можно предлагать слова со стечением согласных звуков, при этом необходимо объяснить ребенку, что при стечении согласных деление слога проходит между ними: т. е. один согласный отходит в первый, а другой - во второй слог. Например, кош-ка, от-крыть, мед-ведь и т. д.

 5. Игра «Придумай слово с определенным количеством слогов» 

        Взрослый отхлопывает или отстукивает определенное количество слогов, а ребенок должен придумать подходящие к ним слова по картинкам. Если он затрудняется назвать слово, взрослый повторяет ритм и произносит первый слог. По мере тренировки можно предлагать детям самим придумывать слова без использования картинок.

6. Игра «Назови заданный слог в слове»

         Взрослый по слогам произносит слово из двух прямых слогов и просит ребенка назвать в нем первый, затем второй слог, например, ра-ма, вода; далее ему предлагается следующее слово и т. д. По мере тренировки взрослый предлагает ребенку двухсложные слова с обратными или закрытыми слогами, трех-четырехсложные слова (ма-ши-на) и слова со стечением согласных, например, мед-ведь.

7. Игра «Наоборот»

        Взрослый показывает ребенку, как превратить твердый слог в мягкий (или, наоборот, мягкий в твердый), если заменить в нем гласный звук. Например, пы - пи, мо - мё, бэ - бе, ла - ля, ну - ню, сё - со, ке - кэ, дю - ду, вя - ва. Затем ребенок пробует преобразовывать слоги самостоятельно, а взрослый подбирает их так, чтобы они содержали звуки, которые ребенок произносит правильно.

8. Игра «Выложи слог, который услышишь»

        Взрослый четко и медленно произносит слоги, содержащие звуки, которые ребенок может произнести правильно, и предлагает ему выложить буквы соответствующие звукам из палочек, спичек или фасоли.

9. Игра «Какой новый слог появился в слове?»

        Взрослый называет пары слов, отличающиеся друг от друга каким-то слогом. Ребенок должен определить, какой слог появился или изменился во втором слове. Например: рука - ру-баш-ка; корка - кор-зин-ка; розы - мо-розы; мушка - кормушка; ребенок - же-ребенок.

Игры на развитие грамматического строя речи

1.Игра «Веселый счет» 

        Вокруг много одинаковых предметов. Какие ты можешь назвать? (дома, деревья, листья, лужи, сугробы, столбы, окна..) Давай их посчитаем. Один кирпичный дом, два кирпичных дома, три кирпичных дома, четыре кирпичных дома, пять кирпичных домов и т. д. (Каждый день можно подобрать разные определения к одному слову. Например: кирпичный дом, высокий дом, красивый дом, многоэтажный дом, знакомый дом…)

2.Игра «Подружи слова» 

Листья падают – листопад, снег падает – снегопад, вода падает – водопад, сам летает – самолет, пыль сосет – пылесос,

3.Игра «Все сделал» 

        Скажи, как будто ты уже все сделал (сделала): мыл – вымыл, вешает – повесил, одевается – оделся, прячется – спрятался, гладит – погладил, стирает - постирал рисует – нарисовал, пишет – написал, поливает – полил, ловит – поймал, чинит – починил, красит – покрасил, убирает – убрал, строит – построил

4.Игра « Ты идешь, и я иду» 

        Ты выходишь, и я выхожу, ты обходишь, и я обхожу и т. д. (подходить, заходить, переходить…) Можно по аналогии использовать глаголы ехать, лететь.  

5. Игра  «Приготовим сок»

        «Из яблок сок (какой?) - яблочный; из груш… (грушевый); из вишни… (вишневый)» и т. д. А потом наоборот: апельсиновый сок из чего?» и т. д.

6. Игра  «Подбери признак»

        Взрослый  называет слово и задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое?), ребёнок отвечает.

Куртка (какая?) – красная, теплая, зимняя…

Сапоги (какие?) – коричневые,         удобные, теплые…

Шарф (какой?) – пушистый, вязанный…

Перчатки (какие?) – кожаные, белые...

Шляпа (какая?) – черная, большая…

Туфли (какие?) – осенние, красивые…

Платье (какое?) -  новое, нарядное, зеленое…

Рубашка (какая?) -  белая, праздничная….

Шуба (какая?) -  меховая, теплая…

7. Игра «Признак»

        Скажи, если предмет сделан из железа, то как он называется, какой он?

железо – 

бумага – 

дерево –

снег –

пух – 

стекло –

8. Игра «Назови другой предмет»

        Назови другой предмет, такой же  белый, как и снег.
(Такой же узкий, как и лента; такой же быстрый, как речка; такой же круглый, как  мяч; такой желтый, как  дыня).

9. Игра «Один - много»

        Сейчас мы будем играть в такую игру: я назову словом один предмет, а ты назови слово так, чтобы получилось много предметов. Например, я скажу «Помидор», а ты должен сказать «Помидоры». Много чего? (помидоров) и т. д.

книга, ручка, лампа;

город, стул, ухо;

ребенок, человек, стекло;

имя, весна, друг.

10. Игра «Назови ласково»

        Взрослый произносит фразу и бросает мяч ребенку. Предложите ребенку вернуть вам мяч и изменить фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково.

Шуба теплая - шубка тепленькая

Лиса хитрая - лисичка хитренькая

Заяц белый - зайчик беленький

Сапоги чистые - сапожки чистенькие

Ветка короткая - веточка коротенькая

Шишка длинная - шишечка длинненькая

Ворона черная - вороненок черненький

Снег белый - снежок беленький.

11. Игра «Чей, чья, чьё»

        Образование притяжательных прилагательных. «Уши собаки - (чьи уши?) собачьи уши; хвост кошки – кошачий» и т. д.

12. Игра «Чьи эти вещи?»

        Взрослый: «Нам нужно узнать, чьи эти вещи: бабушкины, дедушкины, мамины, папины, Машины или Колины, и разложить их рядом с ними». Взрослый спрашивает: «Чья это вещь?» — а ответы детей могут быть такими: «Этот портфель — Машин» или «Эта погремушка — Колина», «Эти туфли—мамины» и т. д.

13. Игра «Сравни»
по вкусу - лимон и мед, лук и яблоко;

по цвету - гвоздику и ромашку, грушу и сливу;

по прочности - веревку и нитку, камень и глину;

по ширине - дорогу и тропинку, речку и ручей;

по высоте - куст и дерево, гору и холм".

14. Игра «Слова-приятели»

-Как ты думаешь, как можно по-другому сказать о печальном человеке?(Грустный)
-Ценный - это какой? Жесткий - это какой?

-Каким словом можно заменить слово "конь"? Слово "врач", "чашка", "пища?

-Какое слово лишнее, не подходит к другим словам? Почему?
Грустный, печальный, унылый, глубокий

Храбрый, звонкий, смелый, отважный

Слабый, ломкий, долгий, хрупкий 

Крепкий, далекий, прочный, надежный

Если ребенку непонятно значение какого-либо слова, объясните его.

15. Игра «Скажи наоборот»

        Я начну, а ты продолжи:

Веселый праздник – грустный

АНТОНИМЫ:
большой – маленький
высокий - низкий
огромный - малюсенький
тонкий - толстый
добрый - злой
глупый - умный
легкий - тяжелый
грязный - чистый
красивый - некрасивый/уродливый
больной - здоровый
веселый - печальный
молодой - старый
сильный - слабый
темный - светлый
черный - белый
внизу – вверху
древний/старинный - современный
новый - старый
глубокий - мелкий
мокрый - сухой
водный - безводный
волосатый - лысый
прямой - кривой
одетый - раздетый
включенный - выключенный
открытый - закрытый
полный - пустой
горячий - холодный
мягкий - твердый
внутри - снаружи
шумный - тихий/бесшумный
широкий - узкий
один - много.

16. Игра «Закончи предложение»

        Подобрать родственные слова, образованные от слова гриб, в соответствии со смыслом стихотворения.

Материал: текст стихотворения.

Как-то раннею порой вдруг полился дождь…грибной.

И из дома в тот же миг в лес отправился … грибник.

Чтобы принести улов, взял корзину для… грибов.

Долго шёл он в глушь лесную - поляну там искал… грибную.

Вдруг под ёлочкой на кочке видит маленький… грибочек.

И обрадовался вмиг наш удачливый… грибник.

Как ему не веселиться, если здесь в земле… грибница!

Стал заглядывать под ёлки, под берёзы и дубы,

Собирать в свою корзину все съедобные…грибы.

А когда собрал их много, то отправился домой,

И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп… грибной.

Много он собрал грибов, и грибочков, и грибков,

А тому, кто долго ищет, попадётся и… грибище!

17. Игра «Составь фразу» (образование предложений из слов)

        Придумай предложения, используя следующие слова:
забавный щенок, полная корзина, спелая ягода, веселая песня, колючий куст, лесное озеро".

18. Игра «Слова в предложении перепутались». 

        Попробуй расставить их на свои места. Что получится?
1. Дымок, идет, трубы, из.

2. Любит, медвежонок, мед.

3. Стоят, вазе, цветы, в.

4. Орехи, в, белка, дупло, прячет.

19. Игра «Найди ошибку»

        Послушай предложения и скажи, все ли в них верно. Как нужно исправить предложение?

Зимой в саду расцвели яблони.

Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня.

В ответ я киваю ему рукой.

Самолет сюда, чтобы помочь людям.

Скоро удалось мне на машине.

Мальчик стеклом разбил мяч.

После грибов будут дожди.

Весной луга затопили реку.

Снег засыпало пышным лесом.

Мама ставит вазу с цветами в стол.

Когда хотят что-то купить, теряют деньги.

Под домиком на опушке живут бабушка и дедушка.

В полу лежит красивый ковер.

20. Игра «Что имеется в виду?» (тренировка на понимание переносного смысла)

        Скажи, как ты понимаешь эти выражения: 

железный топор - железный человек 

золотая стрела - золотые руки

ядовитый укус - ядовитый взгляд

острый нож - острое слово

низкий стол - низкий поступок 

черствый хлеб - черствый человек.

Игры на развитие связной речи:

1. Игра «Что на что похоже» 

        Ребенку предлагается подобрать похожие слова (сравнения)

Белый снег похож на…(что?)
Синий лед похож на… 

Густой туман похож на…

Чистый дождь похож на… 

Блестящая на солнце паутина похожа на… 

День похож на…

2. Игра «Потому что…»
        Включение в речь союзов и предлогов делает речь плавной, логичной, цельной. Развивайте эту способность у ребёнка, рассуждая и отвечая на вопросы:

Я мою руки потому, что…
Почему ты идёшь спать? и т. д.

3. Игра «Предлоги».

        Возьмите одноразовую картонную тарелку, расчертите её на сектора. В каждом секторе напишите предлоги - "на", "в", "под", "над", "с" и др. Играть можно как в рулетку - бросая на тарелку шарик. А можно сделать в центре тарелки стрелку и вращать её. Смысл остается тот же - на какой предлог попадет шарик или стрелка, с тем предлогом и нужно составить предложение.

4. Игра «Кем (чем) был?»

        Взрослый называет ребёнку явления, предметы, животных и т. д., а ребёнок должен сказать, кем (чем) они были раньше.
Корова была телёнком
Бабочка была гусеницей
Курица была цыплёнком, а цыплёнок – яйцом
Лёд был водой и т. д.

Игра "Что мы видим во дворе?"

        Вместе с ребенком посмотрите в окно. Поиграйте в игру "Кто больше увидит". По очереди перечисляйте то, что видно из вашего окна. Описывайте все увиденное в деталях. Например: "Я вижу дом. Возле дома стоит дерево. Оно высокое и толстое, у него много веток, а на ветках листочки". 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевые игры дома

Речевые игры дома.Развитие слухового внимания, развитие силы голоса, развитие правильного звукопроизношения, развитие речевого дыхания....

Буклет "Речевые игры дома"

Материал для родителей и педагогов. Примеры речевых игр...

Речевые игры дома

Данные игры помогают ребенку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, активизировать речь....

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ ДОМА

Предлагаем Вашему вниманию игры, которые помогут Вашему ребёнку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, активизировать речь. Эти игры могут быть интересны и полезны вс...

тренинг для родителей "Речевые игры дома"

рекомендуемые игры не предполагают со стороны родителей какой-либо специальной подготовки и не требуют использование инструментария...