Семинар-практикум для родителей «Артикуляционная гимнастика как основа правильной речи» В рамках родительского собрания «Взаимодействие учителя-логопеда с родителями»
консультация по логопедии

Семинар-практикум для родителей «Артикуляционная гимнастика как основа правильной речи»

В рамках родительского собрания «Взаимодействие учителя-логопеда с родителями»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

 «Ивановская  средняя общеобразовательная школа» корпус 1-27

Семинар-практикум для родителей «Артикуляционная гимнастика как основа правильной речи»

В рамках родительского собрания «Взаимодействие учителя-логопеда с родителями»

Подготовила:

Учитель-логопед

МОУ «Ивановская СОШ»

Корпус 1-27

Чернова Ю. В,

Октябрь

2022-2023 уч. год

Цель: познакомить родителей с  основными упражнениями артикуляционной гимнастики.

Оборудование: мяч и зеркала (по количеству присутствующих)

  1. Знакомство с темой

     Тема нашего семинара-практикума «Артикуляционная гимнастика как основа правильной речи»

Определение понятия, научный аспект

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции. Все речевые органы состоят из мышц. Если можно тренировать мышцы рук, ног, спины и т. д., значит можно тренировать и мышцы  органов артикуляции. Для этого существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной. Она помогает укрепить мышцы органов артикуляции и подготовит базу для чистого звукопроизношения.

Артикуляционная гимнастика представляет собой комплекс упражнений, направленных на  выработку полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Комплекс артикуляционной гимнастики отрабатывается логопедом, и затем предлагается для занятий дома с родителями, так как заниматься необходимо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Для этого, дорогие родители, Вам необходимо самим научиться выполнять артикуляционную гимнастику правильно! Не удивляйтесь, если некоторые упражнения не будут получаться  с первого раза даже у Вас, ведь для их выполнения необходим определённый навык.

 Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики:

  1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2 раза в день утром и вечером, по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за один раз.
  2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
  3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4.        Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

5.        Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно  контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики могут находиться перед настенным зеркалом, также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9x12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Занятия должны проходить в игровой форме, ведь это основная деятельность детей. Можно привлечь любимую игрушку: «Давай покажем зайке, как правильно выполнять гимнастику для язычка». Можно подобрать к каждому упражнению картинку – образ. Для того чтобы ребёнок нашёл правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намажьте губу вареньем, шоколадом или мёдом в зависимости от того, что любит ваш ребёнок.

      Работа организуется следующим образом.

  1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
  2. Показывает его выполнение.
  3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

     Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

Артикуляционная гимнастика является подготовительным этапом при постановке звуков. В связи, с чем необходимо помнить о том, что  тесное взаимодействие логопеда и родителей, систематическое закрепление полученных навыков в домашних условиях значительно сократит время постановки звуков и введения их в речь.

3. Практическая часть

Сейчас я предлагаю вам попробовать выполнить некоторые упражнения артикуляционной гимнастики. Для этого вам понадобятся зеркала. Располагаем их так, чтобы вам хорошо была видна нижняя часть лица.

Каждому из вас выданы описания артикуляционных упражнений, которые вы будете выполнять с ребенком дома. Сейчас мы попробуем их выполнить. (Логопед рассказывает о порядке выполнения артикуляционного упражнения, демонстрирует правильное выполнение)

Родители выполняют упражнения:

Основной  комплекс  артикуляционной  гимнастики.

  1. «Окошко»: На счет «раз» широко открыть рот (окошко открыто), на счет «два» закрыть рот (окошко закрыто).
  2. «Заборчик»:  Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.
  3.  «Дудочка»: Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет до пяти.
  4. «Бублик»: Выполнить упражнение «Дудочка». Затем округлить  губы  так, чтобы были  видны зубы. Следить, чтобы зубы были сжаты. Удержать губы в таком положении на счет до пяти.  
  5. «Лопаточка»: Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.
  6. «Накажем непослушный язычок»: Положить широкий язык между губами и «пошлепать» его  «пя-пя-пя».
  7. «Иголочка»: Улыбнуться, открыть рот. Высунуть язык наружу острым , как жало. Следить, чтобы кончик языка не загибался вверх.
  8. «Качели»: Улыбнуться, открыть рот. На счет 1-2 поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
  9. «Чистим нижние (верхние)  зубы»: Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние (верхние)  зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо-влево. Нижняя челюсть при этом не двигается.
  10. «Горка»: Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет «раз» - вытянуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы. На счет «два» вернуться в исходное положение. Кончик языка при этом не должен отрываться от нижних зубов, рот не закрывается

      11. «Вкусное варенье»: Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху - вниз. Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой).

  1. «Чашечка»: Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.
  2.  «Барабан»: Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук     д-д-д. Язык упирается в верхние зубы при произнесении этого звука, рот не должен закрываться.
  3. «Маляр»: Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить небо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.
  4. «Лошадка»: Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, язык должен быть широким. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.
  5. «Грибок»: Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к небу. Это шляпка гриба, а подъязычная  связка – ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно пощелкать языком, как в упр. «Лошадка». В пощелкивании улавливается нужное движение языка.

Можно сопровождать гимнастику не только картинками, как мы сейчас, но и текстом: сказкой или стихотворением.

Например, сказкой о Веселом язычке.

Сказка о Весёлом Язычке

Жил да был Весёлый Язычок. У него был домик. Это рот. У домика был «Забор».

Если Язычку было жарко, он открывал окошко (упражнение «Окно»).

Что же делает наш язычок? Он спит. У него есть мягкая подушка – твоя губка (упражнение «Лопата»).

Наконец он проснулся, потянулся, высунулся на улицу (упражнение «Иголка»).

Посмотрел направо, потом налево (упражнение «Часики»).

Погода хорошая, светит солнышко. Захотелось язычку погулять. Вышел он во двор, увидел качели. Решил покачаться (упражнение «Качели»).

Потом увидел наш Язычок лошадку, и захотелось ему на ней покататься (упражнение «Лошадка»).

Нагулялся язычок и отправился домой. Закрыл дверь - зубы (упражнение «Заборчик»), а затем первую - губы (сомкнуть губы).

Как вы могли заметить, мы потратили всего несколько минут, на то чтобы выполнить эти упражнения. Выполнение артикуляционной гимнастики не доставит вам большого труда, а ребенку принесет большую пользу, и позволит вам наблюдать за его прогрессом.

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно - это может привести к отказу при выполнении движения. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»).

Таким образом, артикуляционные упражнения способствуют развитию мышц речевого аппарата, что подготавливает ребенка к произношению отсутствующих звуков, способствуют коррекции неверного звучания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. "АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА КАК ОСНОВА ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ"

Правильное звукопроизношение является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению, так как чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на н...

Родительское собрание «Взаимодействие учителя - логопеда с родителями»

Цель: создание единого коррекционно- развивающего пространства с родителями....

Мастер-класс для родителей "Артикуляционная гимнастика- как основа правильного произношения"

Мастер-класс для родителей детей группы компенсирующей направленности....

Консультация для родителей "Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения"

Артикуляционная гимнастика является подготовительным этапом при постановке звуков. Несомненно, что постановкой и автоматизацией звуков должен заниматься только  логопед. Некоторые родители считаю...

Артикуляционная гимнастика, как основа правильной речи.

Артикуляционная гимнастика, как основа правильной речи....