"Современные образовательные технологии для развития связной речи."
презентация по логопедии

 Для формирования и активизации связной речи дошкольников, наряду с традиционными методами и приемами используются следующие инновационные технологии: здоровьесберегающие технологии, технология ТРИЗ, использование наглядного моделирования при составлении рассказов, ИКТ, кинизиология, биоэнергопластика, арт-терапия, конструкторы ЛЕГО, лэпбук, интеллектуальные карты, синквейны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_svyaznaya_rech.pptx2.59 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ Учитель-логопед Максименко Ю.С. Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей

Слайд 2

Актуальность проблемы речевого развития Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей. Речь – это инструмент развития высших отделов психики. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех основных психических процессов. Обучение дошкольников родному языку должно стать одной из главных задач в подготовке детей к школе. Главной задачей развития связной речи ребёнка в дошкольном возрасте является совершенствование монологической речи. Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей

Слайд 3

Условия успешного речевого развития. 1.Создание условий для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками. 2.Владение педагогом правильной литературной речью. 3.Обеспечение развития звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями. 4.Обеспечение детям условий для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей. 5.Создание условий для овладения детьми грамматическим строем речи. 6.Развитие у детей связной речи с учетом их возрастных особенностей. 7.Развитие у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции. 8.Создание условий для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями. 9. Приобщение детей к культуре чтения художественной литературы. 10.Поощрение детского словотворчества.

Слайд 4

Федеральний образовательный государственный стандарт дошкольного образования называет в качестве одной из важнейших задач детского сада речевое развитие дошкольников , которое включает в себя « владение речью как средством общения и культуры ; обогащение активного словаря ; развитие связной , грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества ; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха ; знакомство с книжной культурой , детской литературой , понимание на слух текстов различных жандров детской литературы ; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте ». Связная речь – одна из важных составляющих речевого развития дошкольника . Связная речь представляет собой развёрнутые высказывания , которые связаны между собой по смыслу , структуре и обеспечивают общение людей . Она носит характер последовательного систематизированного развёрнутого изложения . Основная функция связной речи – коммуникативная .

Слайд 5

. Формы связной речи Диалогическая речь Монологическая речь Беседа Пересказ Рассказ Рассказывание по восприятию (рассказы описания о предметах и объектах, сравнительные и объяснительные описательные рассказы, сюжетные рассказы, по серии картинок и по картинам, пересказ) Рассказывание по памяти ( из личного или коллективного опыта детей) Творческое рассказывание (рассказывание по воображению)

Слайд 6

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь). Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачёв). Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий. Основные требования (критерии) педагогической технологии: Концептуальность Системность Управляемость Эффективность Воспроизводимость.

Слайд 7

С овременные технологии речевого развития : здоровьесберегающие технологии; социо-игровая технология; т ехнология наглядного моделирования технологии проектной деятельности технология исследовательской деятельности информационно-коммуникационные технологии (ИКТ); личностно-ориентированные технологии; игровая технология технология «ТРИЗ» квест-технология и др.

Слайд 8

Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития . Арт-терапия Дыхательная гимнастика Развитие мелкой моторики Артикуляционная гимнастика Пальчиковая гимнастика Логоритмика Кинезиологические упражнения Су-джок терапия Динамическая пауза Релаксация Технология музыкального воздействия Сказкотерапия Психогимнастика

Слайд 9

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные - артикуляционные уклады различных фонем. Упражнения должны быть целенаправленными: важны не их количество, а правильный подбор и качество выполнения .

Слайд 10

ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ: Нельзя принуждать ребёнка заниматься. Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в форме игры и интересны для ребенка. На одном занятии по коррекции звукопроизношения не следует давать больше 2-3-х упражнений. Для дизартриков можно практиковать проведение целого комплекса упражнений общей длительностью около 10 минут. Нужно выбирать комплекс упражнений для усвоения тех звуков, которые ребёнок произносит не правильно. Если он искажает все группы звуков, то одновременно можно брать упражнения из комплексов для свистящих и сонорных звуков, а потом переходить к другим комплексам. Каждое упражнение выполняется не менее трёх раз. К последующим упражнениям можно переходить лишь после того, как будут усвоены предыдущие. Все упражнения надо выполнять естественно, без напряжения. (Ребёнок сидит спокойно, плечи не поднимаются, пальцы рук не напряжены и не двигаются.) Некоторые упражнения выполняются под счет, который ведет взрослый. Это необходимо для того, чтобы у ребёнка выработалась устойчивость наиболее важных положений губ, языка. У ребёнка не всегда может сразу все хорошо получаться, порой это вызывает у него отказ от дальнейшей работы. В таком случаи нельзя фиксировать его внимание на том, что не получается, надо подбодрить ребенка, вернуться к более простому, отработанному материалу, указав, что когда-то это тоже не получалось.

Слайд 11

Артикуляционная гимнастика включает в себя Статические упражнения для языка, для губ; Динамические упражнения для языка; Упражнения для мимической мускулатуры; Упражнения для формирования правильного произношения звуков [ с ] , [ с ’] , [ з ] , [ з ’] , [ ц ] ; Упражнения для формирования правильного произношения звуков [ ш ] , [ ж ] [ ч ] , [ щ ] ; Упражнения для формирования правильного произношения звуков [ л ] , [ л ’] ; Упражнения для формирования правильного произношения звуков [ р ] , [ р ’] ;

Слайд 12

Использование мнемотаблиц артикуляционной позы звука Синтез пальчиковой гимнастики с артикуляционными упражнениями ( биоэнергопластика ) (по В.А. Ястребовой и О.И. Лазаренко).

Слайд 13

Артикуляционная гимнастика в стихах. Артикуляционная гимнастика в стихах – это не только повышение интереса ребёнка к конкретному упражнению, ни и отсчёт времени выполнения упражнения и определение ритма выполнения динамических упражнений. Я лошадка – серый бок (цок, цок), Я копытцем постучу (цок, цок), Если хочешь, прокачу (цок, цок) Нашей Маше очень смело, На губу варенье село, Нужно ей язык поднять, Чтобы капельку слизать. .

Слайд 14

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО И НЕРЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система – это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлинённым постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков. Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики 1. Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо проветрить помещение. 2. Дыхательную гимнастику лучше проводить, чтобы между занятием и последним приемом пищи прошёл хотя бы час, ещё лучше, если занятия проводят натощак. 3.Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения. 4. Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи , груди, не поднимались плечи. 5. Крайне важно помнить о дозированной нагрузки для каждого ребёнка, поскольку в противном случаи может возникнуть гипервентиляция лёгких, сопровождаемая головокружением

Слайд 15

«Загнать мяч в ворота» Вытянуть губы трубочкой и длительно дуть на ватный шарить или теннисный мячик, стараясь, чтобы он полетел между двумя кубиками. «Фокус» (или «Парашютик») Рот открыть, язык выдвинуть вперед чашечкой и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на челку. «Кто дальше загонит мяч» Улыбнуться, положить передний край языка на нижнюю губу. Подуть длительно, так чтобы воздушная струя шла посередине языка, и сдуть ватку на противоположный край стола. «Фасолевые гонки» Коробка из-под конфет оборудована как дорожки для « фасолинок » – бегунов, а начинают они бег при помощи трубочек для коктейлей. Победит тот, кто быстрее доведёт своего «бегуна» до финиша. «Чья фигурка дальше улетит?» На столах лежат вырезанные из тонкой бумаги или салфеток фигурки птиц, бабочек, цветов, рыбок, снеговиков. Каждый ребёнок садится на против своей фигурки. Продвинуть фигурку следует лишь на одном выдохе, дуть несколько раз нельзя. Для разных фигурок обозначается движение сигналами «поплыли», «полетели», «побежали». УПРАЖНЕНИЯ НА ВЫРАБОТКУ ДЛИТЕЛЬНОЙ, НАПРАВЛЕННОЙ СТРУИ

Слайд 16

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ДЛИТЕЛЬНОГО ПЛАВНОГО И СИЛЬНОГО ВЫДОХА «Новогодние трубочки-шутки» Под воздействием выдыхаемого воздуха раскручивается бумажный язычок. УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЕТКОСТИ ВДЫХАЕМОЙ СТРУИ «Мыльные пузыри» Победителем станет тот, кто выдует самый большой пузырь, или тот, у кого получится больше всего пузырей. Нужно дунуть точно в колечко, иначе пузырей не будет. УПРАЖНЕНИЯ НА ЧЕРЕДОВАНИЕ СИЛЬНОГО И ДЛИТЕЛЬНОГО ВЫДОХА «Кораблик» Потребуется таз с водой и бумажные кораблики. Чтобы кораблик двигался плавно, нужно дуть на него не торопясь, сложив губы как для звука [ ф ] . Для имитации порывистого ветра губы складываются как для звука [ п ] : «п-п-п». Можно дуть, вытянув губы трубочкой, но не надувая щёки. Для предотвращения излишнего напряжения мышц шеи и лица таз следует ставить на уровне лица ребёнка. УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ОБОНЯНИЯ И ГЛУБОКОГО ВДОХА «Узнай, что это» На тарелочках лежат кусочек лимона или апельсина, чеснока или лука, сухие травы с характерным запахом и флакончик духов. Сначала изучаем и запоминаем запахи, а затем с закрытыми глазами отгадываются предметы.

Слайд 17

Логоритмика Это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Виды логоритмических упражнений

Слайд 18

Наглядное моделирование - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним Мнемотехника - «искусство запоминания» (греч.) - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Карты Проппа Сиквейн

Слайд 20

Мнемоквадрат – это отдельная карточка — изображение с закодированной информацией. Рисунок в квадрате обозначает, либо одно слово, либо словосочетание, либо простое предложение. Это может быть как предмет, так и действие. Например: ребенок ходит в детский сад у него есть шкаф и кроватка. Для того чтобы запомнить где его шкаф и кровать, на них наклеивают картинку, например, «Черепашку». И теперь ребенок знает, что вещи, на которых есть «Черепашка»- его вещи .

Слайд 21

Мнемодорожка – это последовательность четырех или более мнемоквадратов , расположенных линейно. Рисунок в каждом квадрате, соответствует одному слову или словосочетанию. Опираясь на изображения, ребенок составляет историю из нескольких простых предложений.

Слайд 22

Мнемотаблица – это таблица, поделенная на квадраты, в каждый из квадратов заложена определенная информация. Каждому изображению в квадрате соответствует слово или словосочетание, на основе этих изображение составляется рассказ или учится стих. Глядя на рисунки, ребенок воспроизводит текстовую информацию, так как в этом процессе одновременно задействовано и слуховое и визуальное восприятие. При помощи мнемотаблиц легко можно запомнить большой объем информации.

Слайд 23

Мой мишка (З. Александрова) Я рубашку сшила мишке, Я сошью ему штанишки, Надо к ним карман пришить И конфетку положить.

Слайд 24

Пересказ рассказа «Здравствуй, зимушка – зима!»

Слайд 25

Схема описания и сравнения посуды Предметно-схематические модели Т.А.Ткаченко

Слайд 26

Методика коллаж Коллаж - это учебное пособие, лист картона (плотная бумага или фланелеграф ), на который наклеиваются или накладываются (рисуются) различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры. Кажущийся беспорядок наложенных на картон картинок и составляет суть коллажа. Это обучающее пособие несет в себе разные задачи. Это и развитие памяти, расширение словарного запаса, образного восприятия и т.д. Данное пособие используется на всех видах занятий. Ребенок учиться связывать все картинки коллажа, составляет сюжеты. Коллажи широко используются в практической работе с детьми. С их помощью у ребенка формируются экологические представления, расширяется словарный запас; развиваются связная речь, зрительная память и логическое мыш­ление.

Слайд 27

Главная задача коллажа - соединить все картинки, буквы, цифры... между собой. Таким образом, происходит отработка сюжетного метода запоминания.

Слайд 28

Сказкотерапия - означает «лечение сказкой». Сказки содействуют развитию речи детей, развивают навыки связной речи. Развивают способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и жизни, умение делать нравственный выбор. Сказки воспитывают послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям. Формируют такие качества как терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу. Сказкотерапия

Слайд 29

ТРИЗ – это технология творчества, цель которой – стимулировать воображение, научить мыслить системно и вместе с тем нестандартно. ТРИЗ располагает конкретными приёмами, правилами, инструментами творчества. В работе с детьми, по данной технологии педагоги придерживаются следующего: Выслушивать каждого желающего. Давать только положительные оценки, они раскрепощают! Говорить: интересно, необычно, хорошо, любопытно! Импровизировать в беседах на занятиях и идти за логикой ребёнка, подчиняясь ей, не навязывая своего мнения. Учить детей возражать взрослым и друг другу, но возражать аргументировано, предлагая что–то взамен или доказывая.

Слайд 30

В результате занятий с применением технологии ТРИЗ у детей: Снимается чувство скованности, Преодолевается застенчивость, Развивается воображение, речевая и общая инициатива, Повышается уровень познавательных способностей, что помогает детям освободиться от инерции мышления. ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий призванная не заменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность.

Слайд 31

Метод фокальных объектов (МФО) – перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Например, мяч. Какой он? Смеющийся, летающий, вкусный; рассказывающий на ночь сказки . . . Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением. Пользуясь методом МФО можно придумать фантастическое животное, придумать ему название, кто его родители, где он будет жить и чем питаться, или предложить картинки “забавные животные”, “пиктограммы”, назвать их и сделать презентацию. “ Левообезьян ”. Его родители: лев и обезьянка. Живет в жарких странах. Очень быстро бегает по земле и ловко лазает по деревьям. Может быстро убежать от врагов и достать фрукты с высокого дерева . . .

Слайд 32

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников»

Формирование связной речи, изменение ее функций являются следствием усложняющейся деятельности малыша и зависят от содержания, условий, форм общения ребенка с окружающими. Функции речи складываются па...

Консультация для воспитателей: "Современные образовательные технологии для развития связной речи у дошкольников"

Связная речь - это последовательность связанных друг за другом мыслей, которые выражены точными словами, в правильно построенных предложениях....

«Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников» (Консультация для педагогов)

Применение современных образовательных  технологий делает обучение интересным, занимательным, развивающим....

Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников

Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников...

Современные образовательные технологии для развития связной речи у дошкольников

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематизированного развернутого изложения.Основная функция связной речи – коммуникат...