Кинезиология в детском саду.
консультация по логопедии

Теряева Светлана Владимировна
Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии ставит перед педагогом задачу поиска эффективных форм и приемов профилактики и укрепления здоровья детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Формами такой работы могут стать комплексы кинезиологической и дыхательной гимнастик, глазодвигательные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kineziologiya_v_detskom_sadu.docx18.58 КБ
Файл kineziologiya_v_logopedicheskoy_rabote.pptx429.9 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете

«Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей в ДОУ»

«Кинезиология в детском саду»

Подготовила: учитель-логопед

Теряева С.В.

Московская область, Совхоз им.Ленина, ноябрь 2022г

 «Кинезиология» происходит от греческого слова «кинезис» (kinesis), что означает «движение» и «логос» (logos) — «наука».

Кинезиология — наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. (Сиротюк А.Л.)

Кинезиологические упражнения полезны для детей, имеющих различные проблемы (расстройства психики, отставание в общем или речевом развитии, гиперактивность и т. д.). При систематическом выполнении упражнений дети становятся более активными, сообразительными, энергичными, учатся контролировать свои психические процессы (негативное поведение, раздражительность, низкую произвольность, возбудимость), улучшают речевые и двигательные навыки, лучше концентрируются.

Всем известно, что мозг человека состоит из двух полушарий. По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное и кинестетическое восприятие.(восприятие мира через рецепторы расположенные на теле человека)

Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое, оно отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ.

Работа мозга складывается из деятельности двух полушарий, связанных между собой системой нервных волокон. Эта система волокон и называется мозолистое тело. Мозолистое тело необходимо для координации роботы головного мозга и передачи информации из одного полушария головного мозга в другое.

Если нарушается работа межполушарных связей, то это ведет к нарушению пространственных ориентаций, страдает адекватное эмоциональное реагирование и координация работы зрительного и аудиального восприятия. Ребенок в таком состоянии плохо воспринимая информацию на слух или глазами.

Именно упражнения по кинезиологии позволяют активизировать межполушарное воздействие, синхронизировать работу обоих полушарий головного мозга, формирует новые нейронные связи между полушариями головного мозга.

Существует целый ряд кинезиологических упражнений, которые улучшают мыслительную деятельность, развивают межполушарное взаимодействие, мелкую моторику, память, внимание, речь, мышление.

Речь является первостепенным фактором успешного существования человека в обществе. Речь – это не только способ общения и коммуникации, но и средство освоения человеком многообразия психической и социальной жизни с самого рождения.

В этой связи крайне важно наличие у человека способности к правильной речи, полноценному использованию своих речевых способностей в обществе. Этому могут помешать распространенные в последнее время нарушения и отклонения в речевом развитии, в частности в звукопроизношении.

ФГОС для детей с ОВЗ требует выявление в максимально раннем периоде обучения детей группы риска (совместно со специалистами медицинского профиля) и назначение логопедической помощи на этапе обнаружения первых признаков отклонения речевого развития и организация обязательной логопедической коррекции в соответствии с выявленным нарушением перед началом обучения в школе.

Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развивающая работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не наоборот.

Польза кинезиологических упражнений:

1.        Кинезиологические упражнения развивают двухполушарное мышление, повышают обучаемость.

2.        Развивают речь.

3.        Развивают интеллектуальные и творческие способности.

4.        Развивают крупную и мелкую моторику.

5.        Формируют пространственные представления.

6.        Улучшают долговременную и кратковременную память.

Техника выполнения заданий:

1.        Занятия по кинезиологии необходимо проводить каждый день, без пропусков.

2.        Продолжительность занятий может составлять от 5-10 до 20-25 минут в день. В зависимости от возраста и индивидуальных особенностей ребенка.

3.        Занятия должны проходить в доброжелательной обстановке.

4.        Все упражнения следует выполнять точно и вместе с ребенком, постепенно усложняя задания и увеличивая время занятий.

5.        Проводить упражнения можно стоя или идя за столом.

6.        Каждое занятие должно включать упражнения для развития разных полушарий и их взаимодействия.

В работе учителя-логопеда огромное внимание уделяется развитию кистей рук. Развитие двигательной активности пальцев и кистей рук напрямую связано с развитием речи и развитием коры головного мозга.

Упражнения на развитие тонких движений пальцев рук.

Стимулирует общее развитие речи. Морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а также является мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

Упражнение «Дорожка»

Соединять большой палец левой руки и указательный палец правой руки, большой палец правой руки указательный палец левой руки, и менять местами указательные и большие пальцы.

Упражнение «Знакомство»

Соединяем все пальчики, ладошки положить друг к другу. Большой палец правой руки с большим пальцем левой руки, указательный палец правой руки с указательным пальцем левой руки и т.д. поочередно, начиная с большого пальца разводим и соединяем пальчики.

Упражнения телесные.

При их выполнении развивается межполушарное взаимодействие, снимаются синкинезии (непроизвольные, непреднамеренные движения) и мышечные зажимы. Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. В результате движений во время мыслительной деятельности простраиваются нейронные сети, позволяющие закрепить новые знания. При регулярном выполнении реципрокных (перекрестных) движений образуется большое количество нервных путей, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию психических функций.

Упражнение «Ухо -нос»

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с точностью до наоборот.

“Перекрестное марширование”

Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой (или локтем) по противоположной ноге (коленке). Сделать шесть пар движений. Затем,шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать шесть пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.

Регулярное выполнение данных упражнений помогает стимулировать мозговую деятельность и развивать речь ребенка. Использование данных игровых приемов также помогает расслабить, переключить и настроить на продуктивные занятия.

Использованная литература:

1. Афонькин С.Ю., Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. - СПб., 1997.

2. Гордеев В.И., Александрович Ю.С. Методы исследования развития ребенка: качество жизни (QOL) – новый инструмент оценки развития детей. – СПб.: Речь, 2001.

3. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. – СПб.: Речь, 2002.

4. Рузина М.С. Пальчиковые и телесные игры для малышей – СПб.: Речь, 2003.

5. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. – М.: Сфера, 2001.

6. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб., 1996.

7. Шанина Г.Е Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие – М., 1999.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кинезиология в логопедической работе Подготовила: учитель – логопед Теряева С.В.

Слайд 2

Кинезиология - наука о движении человека, научная и практическая дисциплина, изучающая мышечное движение во всех его проявлениях. Кинезиологические упражнения – комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие, развивать мозолистое тело . Название “ кинезиология ” происходит от греческого слова “ кинезис ” ( kinesis ), что означает “движение”. Греческое же происхождение имеет и слово “логос” ( logos ), которое обычно переводят как “наука”.

Слайд 3

Цели кинезиологических занятий

Слайд 4

В логопедии используются следующие направления:

Слайд 5

Кинезиология в логопедии решает следующие задачи :

Слайд 6

Важнейшие направления кинезиологии в логопедической работе

Слайд 7

Условия выполнения кинезиологических упражнений: Благодаря двигательных упражнений для пальцев происходить компенсация левого полушария и активизация межполушарного воздействия, что способствует к детской стрессоустойчивости.

Слайд 8

Кинезиологические упражнения Составлена по методическим разработкам А. Л. Сиротюк «Коррекция развития интеллекта дошкольников» и рассчитана на работу с детьми старшего дошкольного возраста (но возможно использование отдельных упражнений и в более младшем. Картотека представляет собой карточки с комплексами.

Слайд 9

Колечко . Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале , упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

Слайд 10

Кулак - ребро - ладонь. Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды (кулак - ребро - ладонь).

Слайд 11

Лезгинка . Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз.

Слайд 12

Змейка . Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя . Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

Слайд 13

Дыхательные упражнения «Свеча». Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча . Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха. «Дышим носом». Подыши одной ноздрей, И придет к тебе покой. Исходное положение – о. с. 1 -правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки, левой делать тихий, продолжительный вдох; 2 - как только вдох окончен, открыть правую ноздрю делать

Слайд 14

Упражнение на релаксацию «Путешествие на облаке». Сядьте удобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоко вдохните и выдохните… Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как ваши ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие . Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что – нибудь чудесное и волшебное… Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место в классе. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе . Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.

Слайд 15

Упражнения для развития мелкой моторики « Домик». Мы построим крепкий дом, Жить все вместе будем в нем. « Ладошка» С силой на ладошку давим, Сильной стать ее заставим. « Лезгинка» Любим ручками играть И лезгинку танцевать. «Ухо-нос» Левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки, хлопнуть в ладоши и поменять их положение. Соединить концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажать на пальцы левой руки. Отработать эти движения для каждой пары пальцев. (10 раз) Пальцами правой руки с усилием нажать на ладонь левой руки, которая должна сопротивляться. То же для другой руки. (10 раз) Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой рук в течении 6-8 раз.

Слайд 16

Глазодвигательные упражнения «Взгляд влево вверх ». Правой рукой зафиксировать голову за подбородок. Взять в левую руку карандаш или ручку и вытянуть ее в сторону вверх под углом в 45 градусов так, чтобы, закрыв левый глаз, правым нельзя было видеть предмет в левой руке. После этого начинают делать упражнение в течение 7 секунд. Смотрят на карандаш в левой руке, затем меняют взгляд на “прямо перед собой”. (7 сек.). Упражнение выполняют 3 раза. Затем карандаш берут в правую руку и упражнение повторяется. «Горизонтальная восьмерка». Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев хорошо выдвинутым изо рта языком. «Слон». Стоя . Встаньте в расслабленную позу. Колени слегка согнуты. Наклоните голову к плечу . От этого плеча вытяните руку вперёд, как хобот. Рука рисует « Ленивую восьмёрку », начиная от центра зрительного поля вверх и против часовой стрелки; при этом глаза следят за движением кончиков пальцев. Упражнение выполнять медленно от трёх до пяти раз левой рукой, прижатой к левому уху, и столько же раз правой рукой, прижатой к правому уху.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кинезиология в детском саду

Статья по теме "Кинезиология в детском саду"...

КИНЕЗИОЛОГИЯ В ДЕТСКОМ САДУ

Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения является основой оздоровления всего общества. В национальной доктрине образования в Российской Федерации говорится: приоритетная роль образован...

Консультация для родителей: «Кинезиология в детском саду»

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения...

Кинезиология в детском саду

В данной статье вы можете познакомиться со здоровьесберегающей технологией- кинезиологией....

Кинезиология в детском саду

Кинезиология в детском саду...

"Кинезиология в детском саду".

Игра- тест для педагогов....

Консультация для родителей по здоровьесбережению "Кинезиология в детском саду"

Кинезиология изучает развитие головного мозга через двигательную активность, а выполняемые упражнения способствуют улучшению мыслительной работы, развивают мелкую моторику....