Подготовительный этап к проведению самомассажных упражнений по системе БАТ (биологически активных точек) на занятиях логопеда в условиях логопункта в ДОУ.
статья по логопедии (подготовительная группа)

Сабанина Ирене Эвальдовна

Необходимость перестройки работы современного логопеда, смены приоритетов с коррекционно-образовательной работы в сторону корреционно-оздоровительной, дефектологической практики продиктовано жизненными процессами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовительный этап к проведению самомассажных упражнений по системе БАТ (биологически активных точек) на занятиях логопеда в условиях логопункта в ДОУ.

Массаж артикуляционного аппарата и артикуляционные упражнения 

не только улучшают двигательную функцию отстающих систем мозга,

но и вовлекают в работу близлежащие мозговые системы.

М.Е.Хватцев.

В работе логопеда без своевременного, грамотно обоснованного применения в организации коррекционно-образовательной деятельности знаний неврологических основ речи, общих закономерностей её развития, а также психологических, возрастных и личностных особенностей детей с речевыми нарушениями не обойтись. Сбор и анализ анамнестических данных, своевременный мониторинг, различного рода тестирования, качественное заполнение речевых карт способствуют выявлению воспитанников, остро нуждающихся в разнообразных методах коррекции речи, что позволяет активно использовать здоровьесберегающие технологии для достижения в логопедической коррекционной практике положительных и стабильных результатов.

        Актуальность и значимость применения этих методик в повседневной практике неоспорима и велика. По собственной статистике в логопедическом массаже с 2018 по 2022 учебный год нуждались:  

        на 2018-2019 учебный год –  8 человек из группы 25 человек

        на 2019-2020 учебный год – 14человек

        на 2020-2021 учебный год – 16 человек

        на 2021-2022 учебный год – 17 человек. 

        К сожалению, количество детей, рождённых с незрелой нервной системой, со временем не снижается, а неуклонно растёт. Отсюда необходимость назначения логопедического массажа всем логопатам, у кого диагностическое обследование выявило отклонения в развитии речи, связанных с нарушением иннервации (разные формы дизартрии, ринолалия, боковой сигматизм, проблемы просодической и дыхательной стороны речи). Необходимость перестройки работы современного логопеда, смены приоритетов с коррекционно-образовательной работы в сторону корреционно-оздоровительной, дефектологической практики продиктовано жизненными процессами.

        Нарушения звукопроизношения у детей являются достаточно изученным разделом в логопедии, и методика их преодоления в основном разработана. Но, несмотря на это, есть основания ставить вопрос о необходимости дальнейшего изыскания приемов и методов, активизирующих умственную и практическую деятельность детей, способствующих повышению эффективности преодоления нарушений звукопроизношения. 

        При организации логопедической коррекции отдельное внимание организации и проведению самомассажных упражнений.

        Особенность применения самомассажа:

  • доступность;
  • простота выполнения;
  • возможность задействования большой группы детей.

При организации самомассажных упражнений, непродолжительный, но важный этап – подготовительный.  Иногда ребёнок просит обойтись без массажа на  занятии. Если не настроен ребёнок на эту процедуру – не стоит настаивать хотя без предварительной подготовки артикуляционных и мимических мышц не обойтись. Вместо этого предлагается сделать массаж самостоятельно. Нормализации мышечного тонуса можно достичь специальным комплексом самомассажных упражнений. Например, комплекс «Зимой», когда во время «надевания» шапки, якобы на прогулку, дети тем самым массажируют волосистую часть головы, затем растирают «замерзшие» щёчки и «снимают» с шеи шарфики, массажируя корень язычка. Вариантов может быть много, но самомассажные упражнения остаются одни и те же с тем же алгоритмом действия. Например, дети с удовольствием работают не просто пальчиками, а надетыми на пальчики вязаными игрушками. После нескольких таких упражнений необходимость в вязаных игрушках отпадает: дети выучили все движения и осознали, что самомассажные упражнения можно делать и пальчиками. 

        Если общий массаж оказывает благоприятное физиологическое воздействие на организм в целом, то массаж биологически активных точек воздействует на конкретное место. Чтобы поднять верхнюю губу, необходимо массажировать определённые точки,  простимулировать массажем необходимые артикуляционные движения. 

        Но как приучить детей? Не объяснять же им специфику проведения массажа с точки зрения зависимости совершения необходимых движений от сосредоточения или скопления нервных окончаний? Помогают мультгеро1например, Антошка, чей яркий образ можно использовать на занятиях в качестве соеобразного стэнда для обозначения местат нанесения грима. Глядя на лицо любимого героя с веснушками-подсказками, воспитанники с удовольствием наносили грим и себе на лица. Именно на нужные точки для самомассажных упражнений  БАТ. Для самоконтроля использовали зеркала: сначала для зрительного запоминания, затем для мимической памяти. После нанесения грим растирали, попросту массажировали именно необходимые, проблемные точки.

D:\логопед\фото по работе\20200213_093856.jpg

         Овладение техникой БАТ даёт возможность работать не только индивидуально, но и фронтально, расширяет возможности для более полной коррекции речи. 

        4. Список литературы 

  1.  Архипова, Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии. / Е. Ф. Архипова -  М., 1997. Текст: непосредственный.
  2. Блыскина, И.В., Ковшиков В.А. Массаж в коррекции артикуляторных расстройств/ И. В. Блыскина, В. А. Ковшиков.  СПб., 1995.Текст: непосредственный.
  3. Дьякова, Е.А. Логопедический массаж/Е. А. Дьякова - М., 2000.Текст: непосредственный. 
  4. Мёдова, Н.А. Обучение и развитие детей со сложными комплексными нарушениями/ Н. А. Мёдова. Методические рекомендации, 2013.  Текст: непосредственный.

Электронные ресурсы.

1.Кукушкина, О. И. Коррекционная (специальная) педагогика. / О. И. Кукушкина. – Альманах № 5 «Специальная и коррекционная педагогика. К вопросу о терминологии». Альманах Института коррекционной педагогики / Almanac Institute of special education, ISSN 2312-0304.[Электронный ресурс].

 Сабанина Ирене Эвальдовна, 

учитель-логопед первой квалификационной категории

МАДОУ  «Тяжинский детский сад №3 «Золотой ключик».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫЕ ТОЧКИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ МАССАЖЕ

В логопедическом массаже используется, как правило, не единичная точка, а целый комплекс биологически активных точек, в зависимости от поставленных целей. Рассмотрим комплексы биологически активных то...

Массаж биологически активных точек для детей (по А.М.Уманской)

Массаж всегда был основой основ для лечения многих болезней и профилактики заболеваний.Точечный массаж по Уманской в особенности полезен в периоды смены сезонов....

Памятка "Массаж и самомассаж биологически активных точек (БАТ)"

В памятке предложены варианты массажа и самомассажа БАТ в виде иллюстраций с пояснениями, характеризующими назначение и использование специальных упражнений, применяемых в коррекционно-профилактическо...

Массаж биологически активных точек для детей

Массаж биологически активных точек для детейЭтот массаж биологически активных точек для детей помогает уменьшить отек слизистой носоглотки, очистить придаточные пазухи носа от содержимого, нормализова...

Игровой массаж биологически активных точек у детей

Игровой массаж биологически активных точек у детей...

Консультация для педагогов "Массаж биологических, активных точек"

В практике работы дошкольных учреждений сложилась тенденция к использованию традиционных методов проведения физкультурно-оздоровительной работы с воспитанниками, таких как гимнастика, физкультурные за...

Массаж биологически активных точек

Массаж способствует расслаблению и  снятию эмоционального напряжения. Применяется он с  целью профилактики простудных заболеваний, повышения защитных свойств слизистых оболочек носа, гортани...