Родителям о заикании у детей.
консультация по логопедии

В данном материале рассматриваются социальные причины возникновения заикания и советы, как вести себя родителю, если оно возникло.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_o_zaikanii_toropovoy_n.yu_.docx19.64 КБ

Предварительный просмотр:

Родителям о заикании у детей.

учитель-логопед Торопова Н.Ю.

Вряд ли кто из взрослых не знает, что такое заикание, так как этот речевой дефект всегда обращает на себя внимание. Это сложное речевое нарушение является очень мучительным, так как речь постоянно прерывается внезапными, независящими от говорящего паузами, остановками или повторением звуков, слогов. Эти нарушения ритма, темпа, плавности речи, обусловлены судорожным состоянием мышц речевого аппарата, нарушением коммуникативной стороны речи.

В большинстве случаев заикание возникает в детском возрасте (от 2 до 6 лет), когда ребенок начинает употреблять фразы, в период интенсивного формирования речевой функции, но и может начаться позже (иногда при поступлении в школу: начинается учебный процесс, увеличиваются нагрузки на ребенка, предъявляются новые, повышенные требования). Заикание и может возникнуть и в подростковом возрасте, когда происходят физиологические и психологические изменения в организме ребенка.

И именно на родителей падает ответственность за своевременное обращение к специалистам (неврологу, логопеду) и устранение этого дефекта, а иногда и за его появление.

В большинстве случаев заикание возникает у нервно-ослабленных детей. Причин заикания много (предрасполагающих, вызывающих), но мне хочется остановиться на тех, в которых вольно или невольно повинны сами родители (социальных):

  1. Чрезмерная речевая перегрузка ребенка, без учета его возможностей и возраста, когда родители слишком много читают ребенку стихов, рассказов, сложных, трудных для и понимания и для произнесения, заучивают с ним прочитанное. Например, ребенку 3 года, а с ним родители разучили А.С. Пушкина «Анчар». Малыш начинает декламировать стих, захлебываясь, бормотать что-то невразумительное, искажая до неузнаваемости слова, запинаясь, а родители и не подозревают, что сами становятся причиной заикания у своего сына и т.д.
  2.  Не менее опасна для детей перегрузка впечатлениями, которые вызывают эмоциональное перенапряжение ребенка: частые походы в кино, театр, цирк; родители разрешают подолгу смотреть телевизор, сидеть у компьютера, играя в игры. Это означает, что совсем не нужно развивать ребенка и полностью исключить всякие посещения театра, цирка, но делать это нужно осторожно, помня о возрастных особенностях малыша, впечатлительности и легкой ранимости его нервной системы.
  • Иногда родители прибегают к другой крайности, когда совсем не развивают речь своего ребенка, считая, что она разовьется сама собой. Отставание в речевом развитии (позднее появление слов, фраз) будет проявляться в бедном словарном запасе, нарушении грамматического строя речи, неправильном произношении звуков. При этом мыслительные способности ребенка превышают его речевые возможности, у ребенка не хватает элементарного запаса слов и грамматических средств для выражения собственных мыслей. Поэтому в момент высказывания у малыша появляются запинки, остановки, продолжительные паузы («хезитации»), которые в некоторых случаях могут перейти в заикание. Чтобы избежать этого, родители должны развивать речь своего ребенка: разговаривать с ним, читать детские книги, соответствующие его возрасту; просить пересказать основное содержание, подсказывая слова, задавая наводящие вопросы, показывать на картинки; объяснять значение всех непонятных слов, запоминать их, расширяя словарный запас и активизируя его в самостоятельной речи ребенка, обращать внимание на неправильное, порой «неряшливое» произношение слов, фраз, поправлять его, когда он говорит неверно.
  • Отрицательно сказывается на состояние речи детей и неблагоприятная обстановка в отдельных семьях. Скандалы и конфликты в семье, запугивание ребенка, строгие наказания, частые претензии, одергивания у нервных и впечатлительных детей вызывают заикание. Обычно считают, что заикание появляется в результате испуга, однако испуг часто лишь провоцирует заикание, которое вследствие перечисленных факторов может возникнуть и без него.
  • Заикание может возникнуть и в результате подражания. Постоянно общаясь с заикающимся, в семье или в детском саду, ребенок начинает и в собственной речи воспроизводить те же запинки. Вот почему, детей с заиканием из массовых групп должны направлять в логопедические группы (по возможности, для детей с заиканием), после прохождения ПМПК.

Итак, мы перечислили некоторые социальные причины возникновения заикания, знание которых поможет предотвратить появление этого дефекта речи у детей.

А если все-таки заикание возникло? Как должны себя вести родители в таких случаях, хочется предостеречь их от ошибок:

  • Необходимо укрепление нервной системы ребенка. При появлении заикания необходима срочная консультация невролога и/или лечение.
  • Исключить психотравмирующую ситуацию в семье, если она присутствует (ссоры, скандалы, развод, несоблюдение единства требований взрослых ближайшего окружения к ребенку и т.д.).
  • Соблюдать правильный общий режим (чередование питания, сна, отдыха, прогулок) и речевой режим, в который вводит ребенка логопед по его занятиям, при параллельном лечении у невролога.
  • Не одергивать ребенка, не требовать речи без заикания, браня его за неправильный ответ, делая замечания: «Говори, как следует! Не балуйся!» Такое «одергивание» отрицательно сказывается на речи, усугубляя заикание. В таких случаях необходимо бережно и ласково отнестись к малышу, помочь, договорив за него фразу, успокоить его и незаметно отвлечь от начатого разговора, переключив его внимание на что-нибудь интересное.
  • Следить, чтобы ребенок меньше разговаривал. Полезен полный речевой покой («режим молчания»), особенно в первый месяц появления заикания, и здесь родителю надо проявить изобретательность (изобразить занятость, поиграть в «молчанку», сослаться на боль головы и т.д.), в самых крайних случаях говорить с ребенком шёпотом, но не требуя усердного ограничения речи ребенка, крича, запугивая, наказывая- лишь бы он молчал.
  • Разговаривать с ребенком спокойным темпом, в первый месяц «молчания» исключить чтение, разучивание стихов и пересказ сказок.
  • Исключить посещение дома гостями, друзьями ребенка, стараться самим пока не ходить в гости.
  • Исключить общение с гиперактивными детьми. Исключить шумные, подвижные, возбуждающие игры, особенно в вечернее время. Отдавать  предпочтение настольно-печатным, спокойным играм, несложным поручениям (убрать в уголке, вытереть пыль, полить цветы и т.д.).
  • Исключить просмотр ребенком телевизионных программ, игр на компьютере, стараясь самим взрослым при ребенке не смотреть телевизор, провоцируя конфликт с ним.
  • Важно помнить, что улучшения в речи ребенка (в результате занятий логопеда и помощи невролога) наступят не сразу, а заикание необходимо постараться устранить полностью. Поэтому необходимо серьезно относиться к логопедическим занятиям, выполняя все рекомендации логопеда, не пропуская их, особенно по неуважительной причине (в мороз - жалко вести на занятие; не выспался - жалко будить; у мамы выходной - хочется побыть с малышом дома и т.д.), не прекращать занятия с логопедом, даже если родитель доволен достигнутыми результатами.

И последнее, что хочется сказать родителям, если у ребенка появилось заикание - не нужно отчаиваться, смотреть на это как на непоправимое несчастье. Наоборот, нужно активно действовать, принимать все необходимые меры для того, чтобы этот дефект исчез полностью и навсегда!

Литература:

  • Хрестоматия. Логопедия. Заикание. - М.: В. Секачев, ЭКСМО-Пресс, 2001 (с. 396-408);
  • Селиверстов В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия - М.: ВЛАДОС, 2001 (с.13-49).
  • Рау Е.Ф., Синяк В.А. Логопедия. – М., Просвещение, 1969 (с.75-80)
  • Цвынтарный В.В. Радость правильно говорить. - М.: Центр-полиграф, 2002 (с.3-39)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Профилактика заикания у детей дошкольного возраста"

юлия аппель (kamu777) 12 апреля, 2012 - 08:38Категория: РодителямТеги: профилактиказаиканиекоррекционная педагогикаработа с родителямиАппель Юлия Владимировна, МКДОУ детский сад №158 г. Нов...

Консультация для родителей "Устранение заикания у детей дошкольного возраста"

Устранение заикания с включением методики дыхательной гимнастики по Стрельниковой А.С....

Консультация для родителей «Проблема заикания у детей дошкольного возраста»

Проблема заикания занимает уже умы не одного поколения людей и её можно считать одной из самых древнейших в истории развития учения о расстройствах речи. В литературе прошлого встречались весьма разно...

Консультация для родителей "Предупреждение заикания у детей"

В статье выделены несколько групп детей с фактором риска по заиканию.Обращается внимание на важность создания условий для нормального соматического и нервно-психического развития детей....

Консультация для родителей "Предупреждение заикания у детей"

В консультации представлены причины возникновения заикания у детей, советы родителям, как себя вести, чтобы у ребёнка не возникло заикание....

Консультация для родителей " Предупреждаем заикание у детей"

заика́ние — это нарушение речи, которое характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков или слогов, или слов; или частыми остановками или нерешительностью в речи, разры...

Консультация для родителей "Профилактика заикания у детей дошкольного возраста"

В данной консультации рассказывается о том, что такое заикание, его причины, общие правила поведения родителей для того, чтобы у ребенка не возникло заикание, а также лечение заикания....