Проект "Посуда"
проект по логопедии (средняя группа)

Куницына Татьяна Николаевна

Совместный проект логопеда и дефектолога

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx57.54 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Посуда»

Тип проекта: групповой; информационно – творческий.

Продолжительность проекта: краткосрочный (5.12.-9.12.2022)

Участники: воспитанники средней группы, учитель-логопед, учитель-дефектолог.

Проблема:  низкий уровень знаний по теме «Посуда»

Актуальность проекта: Дети с речевыми нарушениями в недостаточной степени имеют представление о посуде, её видах, свойствах, назначении. Затрудняются в словообразовании по теме « Посуда» и т.п Участие детей в проекте позволит максимально обогатить их знания и представления о посуде, её частях, видах, свойствах, назначении; будет способствовать развитию связной речи у детей, их творческим способностям коррекции лексико-грамматических нарушений.

Цель: создание условий для развития познавательной, речевой и творческой активности детей в процессе разработки проекта.

Задачи:

1. Расширение представлений детей о посуде, ее внешних признаках, видах, свойствах, назначении.

2. Обогащение словаря детей по лексической теме «Посуда»:

-  существительными, обозначающими название предметов посуды;

- качественными прилагательными, характеризующими размер, цвет и материал, из которого изготовлены предметы посуды;

-  глагольными формами, обозначающими действия с предметами посуды;

3. Коррекция грамматического строя речи:

-  практическое употребление существительных, обозначающих предметы посуды, во множественном числе;

-  образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;

-  практическое употребление предлогов «над, под, в, на, из-за, из-под» в словосочетаниях «существительное, обозначающее предмет посуды, в именительном падеже + глагол (стоит, лежит, спрятался) + предлог + существительное, обозначающее место, в предложном падеже».

4. Развитие психических процессов: памяти, внимания, восприятия,мышления.

5. Воспитание бережного отношения к посуде через эмоциональное восприятие художественного произведения «Федорино горе».

Этапы реализации проекта:

1.Подготовительный – постановка цели и задач, определение направлений и методов. Подбор методической и художественной литературы и наглядного материала.

2.Основной:

1. Проведение дидактических игр по теме

2. Проведение НОД

3. Чтение художественной литературы

3. Заключительный:

1. Развлекательное мероприятие «Путешествие в мир посуды». 2.Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.

3.Работа с родителями:

Консультации на тему «Дидактические игры на тему: Посуда», «Читаем ребенку о посуде».

Предполагаемый результат:

1. Расширятся знаний детей о посуде.

2. Пополниться словарный запас.

3. Проявится активность и заинтересованность родителей воспитанников в образовательном процессе.

План проведения проектной работы

Дата

Утро

НОД

Вечер

5.12.2022

Понедельник

Д/и «Раскрась посуду», «Разложи тарелочки по порядку» (дефектолог)

НОД на развитие психических процессов

«Посуда»

(дефектолог)

6.12.2022

Вторник

Занятие по развитию лексико-грамматических категорий на тему «Посуда»

Беседа: «Что мы знаем о посуде»

7.12.2022

Среда

Д/и «Укрась чайник», «Подбери заплатку», «Посчитай и закрась» (дефектолог)

НОД на тему «Такая разная посуда» (дефектолог)

8.12.2022

Четверг

Игры на развитие словаря и грамматических категорий (логопед)

НОД «День рожденья Анфисы».

(Логопед)

Пятница 9.12.2022

Развлечение «Путешествие в мир посуды»

Приложение (дефектолог)

  1. «Раскрась посуду»

Цель: учить детей рисовать ватной палочкой способом тычка.

Материал: ватные палочки, вода, краски, картинка с изображением частично раскрашенной посуды.

Ход: детям выдаются картинки с изображением посуды, на которой присутствуют нераскрашенные фрагменты. После показа, дети ватными палочками закрашивают изображения, подбирая необходимый цвет краски.

2.  «Разложи тарелочки по порядку»

Цель: учить раскладывать предметы в порядке убывания.

Материал: изображения тарелок, различных по величине (4 шт.)

Ход: детям выдаются картинки с изображением тарелок, различных по величине. Педагог просит найти сначала самую большую тарелку и положить её первой в ряду, затем тарелку поменьше, ещё меньше и в конце самую маленькую.

3. «Укрась чайник»

Цель: учить сопоставлять геометрические фигуры контуру.

Материал: картинка чайника с контурами квадратов и кругов на нём, геометрические фигуры: квадраты и круги.

Ход: педагог выдает детям картинки с изображением чайника в черно-белом цвете и предлагает детям сделать его ярким, украсив геометрическими фигурами. Уточняет, что каждую фигуру  нужно положить на своё место (на свой контур). При выполнении задания дети перечисляют названия фигур и их цвета.

4. «Подбери заплатку»

Цель: развиваем логическое мышление и зрительное восприятие ребенка.

Материал: картинка с изображением кружек с недостающими кусочками, «заплатки».

Ход: Посмотри внимательно на картинку. На каждой из этих кружек чего — то не хватает. Тебе надо найти кусочек, которого не хватает. И заполнить пустое место на картинке  «заплаткой», чтобы получилась целая кружка.

5. «Посчитай и закрась»

Цель: учить сопоставлять количество предметов с нужным цветом.

Материал: доска, цветные мелки.

Ход: Посмотри внимательно все ли кружки, нарисованные на доске, одинаковые? Правильно на них нарисовано разное количество цветов. Кружку , на которой нарисовано 2 цветка мы раскрасим зеленым цветом; на которой 3 цветка- желтым, а на которой всего один цветок, раскрасим розовым цветом.

Дети вслух пересчитывают цветы на кружках и подбирают соответствующего цвета мелки.

Конспект занятия НОД на развитие психических процессов

«Посуда»

Цель: Продолжать работу над закреплением представления детей о посуде, её функциях, названии, обобщающего понятия. Развивать психические процессы: мышление, память, внимание, восприятие; общую и мелкую моторику.

Задачи:

• закреплять знания о посуде, где она хранится, для чего она нужна.

•развивать навыки счета, закреплять знания о цвете и геометрических формах.

• развивать у детей мелкую и общую моторику.

Материалы: Предметные картинки с изображением посуды, картинки с изображением тарелок разного размера, картинка «подбери заплатку», картинки с изображением чайника и нарисованными на нем геометрические фигуры, доска, мел, изображения посуды с не закрашенными частями.

Предварительная работа: рассматривание предметных и сюжетных картинок по теме «Посуда»,  рассмотрение частей посуды на примере детской  посудки.

Ход:

Педагог: Добрый день, ребята! Сегодня я вам приготовила много игр, связанных с нашей темой. Посмотрите на доску и скажите, о чем сегодня мы будем с вами говорить? (Дети рассматривают картинки на панели, называют, что нарисовано на картинках и вместе с педагогом выясняют, что тема недели «Посуда») Как вы думаете, для чего нам нужна посуда?

Дети: чтобы готовить и есть.

Педагог: для чего нам нужна кастрюля?

Дети: варить суп, компот.

(Педагог спрашивает по очереди детей о предметах посуды и для чего этот предмет нам нужен)

Педагог: Молодцы ребята! А сейчас мы с вами поиграем. Посмотрите внимательно на доску, что на ней нарисовано?

Дети: кружки

Педагог: все ли кружки одинаковые?

Дети: нет, на них разное количество цветочков.

Педагог: правильно, сейчас мы эти кружки будем раскрашивать, та на которой нарисован 1 цветочек-розовым цветом и т.д. (Д/и: «Посчитай и закрась»)

Педагог: Молодцы! А вот и следующая игра. Сейчас я каждому раздам тарелочки. Юра все тарелочки одинаковые?

Дети: Нет. Различные по величине.

Педагог: Сейчас мы с вами будем раскладывать эти тарелочки в правильном порядке. Сначала найдем самую большую тарелку_ она будет у нас первой лежать в ряду и т.д. (Д/и: «Разложи тарелочки по порядку»)

Педагог: Молодцы! Прежде чем приступить к следующей игре, давайте с вами чуть-чуть отдохнем и поиграем. Вставайте со стульчиков и повторяйте за мной!

Физкультминутка: «Посуда»

Вот большой стеклянный чайник, («надуть» живот, одна рука на поясе)
Очень важный, как начальник. (другая рука — изогнута, как носик)
Вот фарфоровые чашки, (приседать)
Очень хрупкие, бедняжки. (руки на поясе)
Вот фарфоровые блюдца, (кружиться)
Только стукни — разобьются. (рисуя руками круг)
Вот серебряные ложки, (потянуться, руки сомкнуть над головой)
Вот пластмассовый поднос —
Он посуду нам принес. (сделать большой круг)

Педагог: Молодцы, ребята! А теперь мы с вами поиграем в игру, которая называется «Укрась чайник». Посмотрите, на картинке нарисован чайник, но он совсем не яркий и не красивый, предлагаю вам его сделать красочным. Посмотрите, на нем нарисованы контуры геометрических фигур. Как называются эти фигуры? 

Дети: круг, квадрат.

Педагог: Правильно, вам нужно на каждый контур наложить соответствующую фигуру.

(дети украшают чайник проговаривая название фигуры и её цвет)

Педагог: Умники! Посмотрите, у меня есть много красивых, ярких кружек, но маленькие части от этих кружек потерялись и перемешались между собой, давайте каждой кружке найдем свою частичку и вставим её на место. (Д/и: «Подбери заплатку»)

Педагог: Молодцы! Прежде, чем приступить к следующему заданию, нам нужно размять наши пальчики, чтобы они были у нас ловкими и послушными.

Пальчиковая гимнастика: «Антошка моет посуду»

Посуду моет наш Антошка. (Потирают ладошки друг о друга)

Моет вилку, чашку, ложку.

Вымыл блюдце и стакан, (Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца)

И закрыл покрепче кран. (Выполняют имитирующее движение)

Педагог: Отдохнули, пальчики наши набрались сил! А  сейчас преступим к нашему последнему заданию. Что нарисовано на этих картинках?

Дети: кувшин, чайник и чашка.

Педагог: молодцы, посмотрите, часть этих предметов не закрашена, нам нужно с вами это исправить. С помощью ватных палочек и красок мы заполним пробелы соответствующими цветами. (После показа дети приступают к выполнению задания. Д/и: «Раскрась посуду»)

Педагог:  Молодцы ребята! Как хорошо мы с вами поиграли, узнали много нового о посуде! Во что мы сегодня с вами играли?

Дети: раскрашивали посуду на доске, ватными палочками, украшали чайник, раскладывали тарелки по величине.

Педагог: А о чем мы с вами беседовали в начале занятия?

Дети: Какая есть посуда, её названия и для чего  она нужна.

Педагог: Молодцы, ребята! Всем спасибо!

Конспект коррекционного занятия в средней группе

Форма проведения: подгрупповая (6 детей).

Тема «Посуда»

Задачи:

Коррекционно - образовательные:

Уточнять и расширять представления детей о посуде; учить дифференцировать посуду по видам (кухонная, столовая, чайная); закрепить знание названий частей посуды (стенки, край, ручка, носик, крышка, дно); обогащать и активизировать словарь детей по теме «Посуда» (чайник, тарелка, кастрюля, ложка, стакан, сковорода, вилка, кувшин, нож, салатник) .

Коррекционно-развивающие:

-закреплять знания детей об основных цветах (красный, синий, белый, черный, зеленый, желтый) .

-развивать целостность восприятия, зрительную память, внимание, способствовать развитию глазодвигательных мышц, продолжать развивать навыки ориентировки в пространстве, развивать общую и мелкую моторику;

- Воспитательные:

-воспитывать уважительное отношение ко взрослым; Воспитывать бережное отношение к посуде, воспитывать у детей аккуратность.

Оборудование: кукольная посуда (кастрюля, сковорода, нож кухонный, половник, электрический чайник; глубокая и мелкая тарелки, столовая ложка, вилка, столовый нож; чайная пара: чашка + блюдце, чайная ложка, заварочный чайник, сахарница).

Ход занятия:

Организационный момент

-Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам пришло письмо из деревни от бабушки Федоры. Помните, что с ней приключилось? Так вот, она никак не может навести порядок у себя в доме, и просит, чтобы мы ей помогли. Ну что, поможем навести порядок бабушке?

Основная часть

- Ребята, Федора нам прислала посылку! Интересно, что же там внутри? Посмотрим? (ставит коробку на маленький столик и открывает ее).

- Что это? Как назвать одним словом? (посуда).

- Давайте присядем и рассмотрим внимательно, какую посуду нам прислали. (Дети берут стульчики и рассаживаются полукругом).

- Посмотрите, к нам в гости сегодня пришли помогать повар, кукла Маша и Мишка-медведь. Повару нужна посуда, чтобы приготовить еду, Маша хочет попить чай, а Мишка – пообедать. Сейчас мы с вами достанем посуду и поймем, для кому и для чего она нужна. (Дети по очереди достают посуду из коробки, объясняют ее назначение и выбирают, какому персонажу она необходима, расставляют).

- Молодцы! Вся посуда расставлена. Давайте вспомним, как называется посуда, необходимая повару для приготовления пищи и находящаяся на кухне? (кухонная). Какую посуду возьмем для того, чтобы поесть за столом? (столовую). А если пригласим гостей на чашечку чая? (чайную).

 «Найди пару»

-Проходите и помогите расставить блюдца и чашки по цвету: синюю чашку с синим блюдцем, желтую с желтым и т. д.

-Какую посуду вы видите на картинке

«Что лежало на столе»

-Внимательно посмотрите на картинку, запомните посуду. Расскажите, что лежало на столе.

-Молодцы, ребята!

«Найди отличия»

У каждого из вас лежат изображения посуды, выделите отличия.

3. Физкультминутка

-Вот большой стеклянный чайник

(надуть живот, одна рука на поясе, другая изогнута как носик) .

-Очень важный как начальник

-Вот фарфоровые чашки

-Очень хрупкие, бедняжки.

(приседать, одна рука на поясе) .

-Вот фарфоровые блюдца,

-Только стукни, разобьются.

(Кружиться, рисуя руками круг) .

-Вот серебряные ложки

(Потянуться, руки сомкнуть над головой) .

-Вот пластмассовый поднос -

-Он посуду нам принес.

(Сделать большой круг) .

-Хорошо, на славу отдохнули!

«Обрывная аппликация «Чайник»

-Руки меня перестали слушаться, разбила свой чайник, любимый на мелкие осколки, помогите склеить.

-У вас на столах лежат изображения чайника и ленточки цветной бумаги. Возьмите ленточки и порвите на мелкие кусочки.

Аккуратно нанесите клей на чайник и прикладывайте мелкие части на контур (педагог внимательно следит и контролирует работу детей, дает рекомендации и советы) .

Дефектолог:

- Ребята, мы с вами знаем, что у посуды, как и у любого другого предмета, есть части. Назовите, у какой посуды есть дно? Края? Стенки? Крышка? Ручка? Носик? А какие части есть у чайника? (дети называют и показывают).

4. Итог занятия. - Почему же посуда убежала от Федоры ? (бабушка за нею не ухаживала).

- Назовите посуду ласково, научите Федору как нужно к ней обращаться. (Игра с мячом на ковре)

- Ребята, что еще должна бабушка делать для того, чтобы посуда от нее больше не убегала? (мыть, бережно к ней относиться, вытирать, чистить, …)

- А где нужно хранить посуду? (в шкафу, на полке, в буфете, в ящике).

- Давайте подарим Бабушке Федоре посуду, чтобы к ней могли приходить гости. (Дети складывают посуду в коробку).

Дефектолог:

- Ребята, а мы можем пригласить наших гостей в игровой уголок на чашечку чая. (Дети берут повара, куклу и медведя и продолжают игру).

Расскажите, какую посуду вы запомнили и увидели в гостях у бабушки?

-Какого цвета посуда встречалась вам в процессе работы?

-Расскажите, что было выполнять сложнее всего?

-Что было выполнять интересней всего?

Приложение (Логопед)

Игры на развитие дыхания

Упражнение « Чаепитие»

Дуем на горячий чай. Вытянуть губы «трубочкой» (вдох), подуть на горячий чай (выдох). Вытянуть губы узкой «воронкой» (выдох). Пыхтящий чайник: произносить: « Пых-пах-пох! Пых-пих-пых-пих!»

Упражнение «Блюдца»

сделать полный вдох, затем на одном выдохе произнести «Динь-динь» далее наращивать количество слов на выдохе «Динь – динь – динь …»

Пальчиковая гимнастика

Девочка Иринка порядок наводила.

Девочка Иринка кукле говорила:

«Салфетки должны быть в салфетнице,

Масло должно быть в масленке,

Хлебушек должен быть в хлебнице,

А соль? Ну, конечно, в солонке!»

Показывают и шевелят большим пальцем.

Поочередно соединяют большой палец с остальными.

Из тарелок, как один, 

Суп мы ложками едим. 

Вилкой кушаем котлеты, 

Ножик режет нам омлеты. 

(Ладони вместе перед собой «тарелка».)

(Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой.)

(Указательный и средний пальцы выпрямлены, большой палец придерживает безымянный и мизинец – «держим вилку».)

(«Режем» прямой ладонью взад-вперёд.)

Игры на развитие лексической стороны речи

1. Назови одним словом.

Цель: формировать обобщающее понятие «Посуда», «Чайная посуда», «Кухонная посуда», «Столовая посуда».

2. Назови предмет.

Цель: обогащать словарь по теме «Посуда».

3. Кто больше назовет?

Цель: обогащать словарь по теме «Посуда».

Ход. Воспитатель бросает мяч ребенку и просит его назвать предмет посуды. Далее ребенок возвращает мяч обратно. Игра продолжается до тех пор, пока дети не назовут все свои варианты.

4. Закончи предложение.

Цель: закреплять обобщающие понятия.

Чашка, тарелка, миска, кружка – это …. (посуда).

Вилка, нож, ложка – это …. (столовые приборы).

Кастрюля, сковорода, миска, нож – это ….(кухонная посуда).

5. Узнай предмет по его части.

Цель: обогащать словарь по теме «Части посуды».

Ход. Детям показывают изображения частей различной посуды. Им нужно ответить, к какому предмету посуды они подходят больше всего.

6. Назови часть посуды.

Цель: обогащать словарь по теме «Части посуды».

Ход. С детьми рассматриваются предметы посуды, а потом просят назвать части: носик, крышка, ручка, края, донышко и пр.

7. У каких предметов есть ручка?

Цель: начать знакомство с многозначными словами.

8. Скажи наоборот.

Цель: знакомить с антонимами.

Глубокая тарелка – мелкая тарелка.

Острый нож – тупой нож.

Грязное блюдо – чистое блюдо.

Сковорода тяжелая, а ковш …

Кувшин высокий, а стакан ….

Кастрюля большая, а тарелка ….

9. Что делает?

Цель: учиться подбирать действия к предмету, объекту.

Повар ножом… режет, чистит.

Повар суп в кастрюле …. варит.

Мальчик ложкой суп…. ест.

Мама кастрюлю …. моет, чистит.

Игры на формирование грамматического строя речи

1. Один - много.

Цель: учить образовывать множественное число имен существительных (по принципу «Один – много»).

Одна тарелка – много тарелок.

Один нож – много ножей.

Одно блюдце – много блюдец.

2. Чего не стало.

Цель: учить образовывать форму родительного падежа множественного числа имен существительных.

Ход. Вот перед вами стоит посуда, например, кастрюля, чашка, ложка, тарелка. Запомните их. Сейчас я накрою посуду платочком, а когда открою, чего-то не будет хватать. Нет чего?

3. Какой? Какая? Какое? Какие?

Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными в единственном и множественном числе.

Нож какой? Острый, металлический, кухонный, опасный.

Тарелка какая? Глубокая, красивая, белая.

4. Исправь ошибку или размытое письмо.

Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными в единственном и множественном числе.

Красный тарелка.

Острое нож.

Красивый блюдце.

5. Жадина.

Цель: учить правильно употреблять притяжательное местоимение «мой».

Представь, что вся посуда твоя. Ответь на вопросы.

Чья тарелка? Моя тарелка.

Чей кувшин? Мой кувшин.

Чья кастрюля? Моя кастрюля.

6. Пересчитай.

Цель: учить согласовывать числительные с существительными в единственном и множественном числе.

Ребенку предъявляется картинка с изображением нескольких предметов посуды, которые он должен пересчитать.

Одна тарелка, две тарелки, три тарелки, четыре тарелки, пять тарелок.

7. Назови ласково.

Цель: учить образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Ложка – ложечка.

Тарелка – тарелочка.

Миска – мисочка.

Нож – ножичек.

8. Скажи, какая посуда.

Цель: учить образовывать прилагательные от существительных.

Тарелка из фарфора – фарфоровая.

Ложка из металла – металлическая.

Миска из пластмассы – пластмассовая.

Разделочная доска из дерева – деревянная.

Нож из железа – железный.

Кувшин из глины – глиняный.

Блюдце из стекла – стеклянное.

9. Хорошо – лучше.

Цель: учить образовывать степени сравнения прилагательных и наречий.

У Маши тарелка глубокая, а у Вани глубже.

У Оли нож острый, а у Коли острее.

У Даши сковорода горячая, а у Вимы горячее.

10. Где находится?

Цель: учить правильно употреблять предлоги, выражающие различные пространственные отношения (на, в, за, из, между, перед и пр.).

Ход. Педагог, используя игрушечную посуду, задает детям вопросы.

Где стоит тарелка? На столе.

Где находится сковорода? На плите.

Где стоит розовая чашка. Между голубой и зеленой.

11. Дополни предложение.

Цель: обучать составлению и распространению простых предложений за счет однородных членов.

Посуда бывает какая?

Что можно делать ножом?

Столовые приборы это….

12. Составь предложение со словами.

Цель: поощрять стремление детей составлять из слов словосочетания и предложения.

Составь предложения, используя слова.

Повар, лук.

Мама, суп.

Мальчик, чай, чашка.

Игры на совершенствование звуковой культуры речи

1. Какое слово отличается от других?

Цель: развивать речевое внимание.

Вилка, вилка, пилка, вилка.

Ложка, кошка, ложка, ложка.

Блюдо, блюдо, чудо, блюдо.

2. Есть ли заданный звук в слове?

Цель: учить определять звук в слове, когда звук выделяется голосом и не выделяется голосом.

Есть ли звук «С» в словах: сито, сковорода, нож, скалка?

Есть ли звук «Ш» в словах: кувшин, вилка, ковш?

3. Выбери один из двух.

Цель: осуществлять выбор из двух предметов того, в названии которого есть заданный звук.

С: солонка, тарелка.

Ч: чайник, кувшин.

К: кастрюля, ложка.

4. Какое слово самое короткое / длинное?

Цель: учить определять протяженность слов (длинные – короткие).

Какое слово самое короткое?

Ложка, поварешка, нож.

Сахарница, вилка, половник.

Какое слово самое длинное?

Миска, салатник, сковорода.

Мыть, чистить, накрывать.

Тема занятия: «Такая разная посуда»

Цель: закрепление в речи существительного с обобщающим словом «посуда»

Задачи:

обучающие: расширение и конкретизация представлений о посуде, её назначении, частей, из которых она состоит, расширение словаря по теме,

развивающие: развивать логическое мышление, внимание, память, диалогическую речь, речевое дыхание, зрительное внимание.

воспитывающие: формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, слушать, не перебивая, инициативности, самостоятельности, воспитывать бережное отношение к вещам и предметам домашнего обихода.

Методы обучения: отгадывание загадок, беседа с детьми по вопросам, рассматривание картинок, словесные игры, самостоятельная практическая деятельность детей, итог занятия.

Оборудование: предметные картинки по теме: «Посуда», разрезные картинки – половинки, дидактическая игра «Чайная пара», «Найди тень».

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Приветствие. Здравствуйте, друзья! (звук разбитой чашки)

Игра «Найди половинку» (формирование пар)

  1. Основная часть.

1.Зашумленные картинки (работа в парах за столами)

2. Рассматривание картинок на доске, называем, обобщаем – посуда.

3. Называем части посуды (чайник, кастрюля, бутылка ?, чашка). С детьми рассматриваются предметы посуды, а потом просят назвать части: носик, крышка, ручка, края, донышко и пр.

4. Игра «Без чего»  – дети у доски.

5. Игра «Что делает?» - сидим на ковре.

Цель: учиться подбирать действия к предмету, объекту.

Повар ножом… режет, чистит.

Повар суп в кастрюле …. варит.

Мальчик ложкой суп…. ест.

Мама кастрюлю …. моет, чистит.

6. Один - много.  (Бросаем мяч, дети в кругу)

Цель: учить образовывать множественное число имен существительных (по принципу «Один – много»).

1 тарелка – много тарелок.          1 кастрюля – много кастрюль,

1 нож – много ножей.                  1 чайник – много чайников,

1 блюдце – много блюдец.          1 вилка – много вилок.

7. Исправь ошибку (сидим на ковре)

Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными в единственном и множественном числе.

Красный тарелка,                 Горячая чайник,                     Острое нож,                          Новый ложка,                       Красивый блюдце,                 Большое поднос.

8. Игра «Найди тень/пару» (работа в подгруппах) – дети у мольбертов,

9. Какое слово отличается от других? (сидим на ковре)

Цель: развивать речевое внимание.

   Вилка, вилка, пилка, вилка.  

   Ложка, кошка, ложка, ложка.  

   Блюдо, блюдо, чудо, блюдо.

10. Составь предложение со словами.

Цель: поощрять стремление детей составлять из слов словосочетания и предложения.    Составь предложения, используя слова.

 Повар, лук.               Мама, суп.                       Мальчик, чай, чашка.

11. Игра «Четвёртый лишний»

             Педагог называет ряд слов, дети говорят, какое слово является лишним, неподходящим)

  • Кастрюля, блюдце, колбаса, чайник
  • Поварешка, лепёшка, вилка, ложка
  • Хулиган, стакан, тарелка, нож
  • Чашка, селёдка, картошка, баклажан
  • Графин, кружка, подружка, блюдце
  • Сковорода, половник, полковник, кастрюля
  • Тарелка, ложка, поднос, пылесос
  • Яблоко, лимон, кувшин, груша

12.Загадывание загадок.

Давайте мы отгадаем загадки, и если вы ответите правильно, картинки повернуться к нам.

Как начнет
Говорить-разговаривать,
Надо чай
Поскорее заваривать.

Дети: чайник

Чайника подружка
Имеет два ушка,
Варит кашу, суп для Юли.
И зовут её…
Дети:
кастрюлей  (Как готовят там пищу, что с ней делают?)

Сел за стол я и копаю маленькой лопаткою.

Инструмент я окунаю в борщ, в повидло сладкое,

Что лопатка зачерпнет, отправляю прямо в рот.

Кашу, торт, бульон, окрошку,

Знают все, что это (ложка).

А на чай и простоквашку 
Подставляй, дружочек, …

Дети: чашку 

Чтобы жарилась еда, 
Нам нужна…

Дети: сковорода (Что на ней делают?)

Она бывает глубока.

Она бывает и мелка.

Однако, это не река.

Дети: тарелка

Итог занятия

  • Беседа с детьми по вопросам

-О чем мы сегодня разговаривали?

- Какие предметы на картинках мы видели? «Посуда»?

- Для чего нужна посуда?

- Понравилось – не понравилось?

  • Прощание с детьми, раскраски, Жадина. (чем будете раскрашивать ?)

Цель: учить правильно употреблять притяжательное местоимение «мой».

Кто какую раскраску выбирает, свою посуду громко называет! (это моя тарелка. Это мой кувшин. Это моя кастрюля.).

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности в средней логопедической группе «День рожденья Анфисы».

Тема: «Посуда»

Программное содержание:

Цель: развитие пассивного и активного словарного запаса по теме.

Образовательные задачи: Закреплять представления о посуде, ее назначении, частей, из которых она состоит. Уточнять, расширять и активизировать активный и пассивный словарь по теме «Посуда»;

Развивающие задачи: Закреплять восприятие сенсорных эталонов красного, желтого, зеленого, синего и белого цветов. Упражнять в образовании и употреблении прилагательных, согласовании их с существительными; Упражнять в употребление существительных единственного числа родительного падежа с предлогом без; Учить образовывать уменьшительно — ласкательную форму имен существительных; Учить произносить двухсложные слова из открытых слогов; Развивать речевое дыхание, артикуляционную моторику; Развивать зрительное внимание, диалогическую речь, память; Развивать общую и мелкую моторику; Продолжать работу над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи;

Воспитательные задачи: Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Словарная работа: Существительные: посуда, чашка, блюдце, ложка, чайник, носик, ручка, крышка; прилагательные: красная, красное; синяя, синее; желтая, желтое; зеленая, зеленое; белая, белое;

Оборудование: колокольчик; игрушечная обезьянка; плоскостные изображения чашек с приклеенными кусочками ваты красного, желтого, зеленого, синего и белого цветов, блюдца тех же цветов; три плоскостных изображения чайника (чайник без носика, чайник без крышки, чайник без ручки) и плоскостные недостающие детали к этим чайникам; парные картинки с изображением посуды большого и маленького размеров; мяч.

Организационный момент

Логопед. Колокольчик, мой дружок, Собери детей в кружок. (Звенит колокольчик, дети собираются возле логопеда)

- Здравствуйте, девочки! Здравствуйте, мальчики! (Дети здороваются) Начинаем мы играть. Дружно за руки возьмемся И друг другу улыбнемся.

- Слышите, кто-то стучится. Давайте посмотрим, кто пришел (берет обезьянку, она шепчет что-то на ухо). Это обезьянка. Ее зовут Анфиса. Она хочет с вами познакомиться. Поздоровайтесь, пожмите лапку Анфисе и назовите свое имя. ( Каждый ребенок здоровается с обезьяной).

Дидактическая игра «У Анфисы гости»

- Ребята, у Анфисы сегодня день рожденья и она хочет пригласить гостей на чай. Давайте поможем Анфисе накрыть стол для чаепития. Подойдите к столу и выберите по одной чашке. (На столе лежат плоскостные изображения чашек с приклеенными кусочками ваты).

– А теперь подберите к чашке блюдце. (Блюдца тех же цветов находятся на наборном полотне). Расскажите, посуда какого цвета у вас. 1-ый ребёнок: У меня красная чашка и красное блюдце. 2-ый ребёнок: У меня синяя чашка и синее блюдце. И. т. д. - Молодцы, всё правильно рассказали. А сейчас давайте мы с вами попьём чай с блинами и с вареньем. Общая артикуляционная гимнастика. - Возьмите все зеркала, будем выполнять упражнения.

Первое упражнение — «Месим тесто». ( Дети выполняют), замесили тесто, испекли блинчики (упражнение «Блинчики») . Ах, какие вкусные блинчики с вареньем (упражнение «Вкусное варенье»). И последнее упражнение — «Чашечка».

 - Ребята, блины мы испекли, чашки у вас есть, давайте мы с вами выпьем чай , но он очень горячий, на него надо подуть.

Сейчас мы с вами выполним упражнение «Подуем на чай». По моей команде вы сделаете вдох и подуете, не поднимая плеч, не раздувая щёк, вытянув губы трубочкой. Вот так (дети дуют на ватку, прикрепленную к чашке) (Упражнение повторяется 2-3 раза).

- Попили чай, надо помочь Анфисе помыть посуду.

Пальчиковая гимнастика “Помощники” Раз, два, три, четыре, (удар кулачками, хлопки в ладоши). Мы посуду перемыли: (одна ладошка скользит по другой). Чайник, чашку, ковшик, ложку и большую поварешку. (Загибают пальчики, начиная с большого пальца). Мы посуду перемыли, (одна ладошка скользит по другой). Только чашку мы разбили, (Загибают пальчики, начиная с большого пальца). И кастрюлю уронили, Ковшик тоже развалился, Нос у чайника отбился. Ложку мы чуть-чуть сломали, Так Анфисе помогали. (Удар кулачками, хлопки в ладоши).

- Ребята, вы так старались, Анфисе помогали, что посуду изломали! Придется теперь ее ремонтировать.

Дидактическая игра “Чего не хватает?” На наборном полотне три изображения чайника (чайник без носика, чайник без крышки, чайник без ручки)

- С чайником случилось несчастье. Без какой части остался наш чайник? (без носика). Коля, найди нужную часть на столе, прикрепи ее на место. И т.д.

Физкультминутка «Посуда» Вот большой стеклянный чайник (Надули животик, одну руку поставили на пояс, другую изогнули – «носик».) Очень важный, как начальник. Вот фарфоровые чашки, (Присели, одну руку поставили на пояс.) Очень хрупкие, бедняжки. Вот фарфоровые блюдца, (Кружатся, рисуя руками в воздухе круг.) Только стукни, разобьются. (Хлопают в ладоши, топают.) Вот серебряные ложки, (Потянулись, сомкнули руки над головой.) Голова на тонкой ножке. Вот пластмассовый поднос, (Легли, вытянулись.) Он посуду нам принёс.

Дидактическая игра «Назови ласково» Предложить детям рассмотреть парные картинки и ответить на вопросы: - Посмотрите, это чашка, а где чашечка? - Где ложка, а где ложечка? - Где блюдце, а где блюдечко? - Где тарелка, а где тарелочка? - Где чайник, а где чайничек? Дидактическая игра «Конец слова за тобой» - Я сейчас я буду бросать мяч и произносить первый слог, а вы будете возвращать мне мяч, и говорить второй слог, затем называть слово полностью. Логопед: Чаш… Ребенок: …ка, чашка Логопед: Блюд… Ребенок: …це, блюдце Логопед: Чай… Ребенок: …ник, чайник, Логопед: Лож… Ребенок: …ка, ложка Логопед: Пи… Ребенок: …рог, пирог, Логопед: Са… Ребенок: …хар, сахар - Молодцы!

Подвижная игра «Каравай» - Молодцы, вы хорошо справились со всеми заданиями, давайте теперь поздравим Анфису с днем рожденья и поводим вокруг нее хоровод. Как на Анфисин день рожденья Испекли мы каравай. Вот такой вышины, Вот такой нижины, Вот такой ужины, Вот такой ширины. Каравай, каравай! Кого хочешь выбирай!

- А теперь Анфисе пора прощаться. Она очень рада, что у нее появились новые друзья. Итог занятия. - О чём мы сегодня говорили на занятии? Кто к нам приходил в гости? В какие игры мы играли с Анфисой? Что вам больше всего понравилось делать?

Беседа: «Что мы знаем о посуде»

 

Цели: расширять запас слов по теме «Посуда»; познакомить с классификацией предметов посуды; учить употреблять названия предметов посуды в единственном и множественном числе в именительном и родительном падежах, описывать их; учить соблюдать соотношение величин.

Содержание:

1. Повторение названий предметов посуды.

Воспитатель. На занятиях мы с вами говорили, о том, что нужно беречь деревья, леса. Что можно изготовить из дерева? (Ответы детей). Из дерева делают посуду, например, деревянные ложки. А какую еще посуду вы знаете? (Дети называют, воспитатель показывает картинки с изображением посуды)

2. Классификация посуды.

Воспитатель. Посуда бывает разная.

Чайная посуда: чашка, блюдце, стакан, бокал, сахарница, конфетница, молочник, чайник, сухарница. Для чего нужна чашка? Что можно пить из чашки, стакана? Что мы кладем в сахарницу, сухарницу, конфетницу? Что наливаем в молочник?

Столовая посуда: тарелка, супница, солонка, хлебница, перечница, масленка, салатница, соусница. Давайте вместе назовем столовую посуду. (Дети хором повторяют за воспитателем название посуды и рассматривают картинки). К столовой посуде относятся еще нож, вилка, ложка – столовые приборы. Зачем нужна супница, хлебница? Что находится в масленке, солонке, перечнице, соуснице, салатнице?

Кухонная посуда – это кастрюля, сковородка, миска, половник, сито, кувшин. В этой посуде люди готовят еду. Для чего нужны кастрюли, половник? Как используют сковородку, сито? (Показывает изображение кухонной посуды, дети ее называют). Для чего нужна чайная посуда? Когда мы пользуемся столовой посудой? Зачем нужна кухонная посуда? Какая посуда есть у вас дома?

3.Ознакомление с признаками материала, из которого изготовлена посуда.

Воспитатель показывает образцы посуды из фарфора, глины, стекла, дерева, металла, пластмассы. Дети берут посуду в руки, определяют ее легкость, прозрачность, гладкость или шероховатость. Воспитатель подсказывает, что пластмассовая посуда легкая, но готовить в ней нельзя, она расплавится, металлическая посуда тяжелая, в ней можно готовить, стеклянная посуда хрупкая, она может лопнуть от горячей пищи, в фарфоровой посуде нельзя готовить, в ней подают готовое блюдо, глиняная посуда – тяжелая, готовить в ней можно в печке или в духовке.

Дети осматривают посуду и называют свойства материала: стекло – прозрачное, тонкое, холодное, гладкое, хрупкое; глина – толстая, гладкая, непрозрачная; металл – тяжелый, прочный, твердый и т.д.

Игра: «Один – много», «Большой - маленикий»