Игры и упражнения со звуками и словами
консультация по логопедии

Уважаемые родители! Предлагаю вашему вниманию игры и игровые упражнения, направленные на формирование и развитие у детей фонематического слуха и восприятия, а также навыка звукового анализа, что является неотъемлемой частью при обучении грамоте. ИГРА «ЭХО» Громко и длительно произносим: А-А-А. Ребенок-эхо тихо повторяет: а-а-а. И так все гласные (следите, чтобы произнесение звуков было медленным, протяжным). Не забывайте о том, что ваша речь является образцом. Далее произносятся сдвоенные гласные: АУ, УА , ИА, УО, ОИ, ИО, УИ. Вариант этой игры: Попросите ребенка повторить за вами только те имена, которые начинаются со звука Э. Называем имена: Алла, Уля, Эльза, Оля, Эмин, Эля, Ася, Алик, Эльдар, Элла, Анна, Айдар, Эдуард, Эдик. После освоения игр «Эхо», закрепите вместе с ребенком понятие «гласный звук» и его признаки: -Гласные удобно петь и кричать - Голос звучит при этом свободно - Когда произносим эти звуки, то хорошо открываем рот. ИГРА «ПОДАРКИ АЛЕНКЕ» Вам понадобится бумага и карандаши. Когда девочке Аленке исполнилось шесть лет, ей подарили много игрушек, в названии которых слышится звук У. Угадай, какие игрушки могли ей подарить? (Утку, улитку, утюг, Буратино, кукушку. Муравья, дуршлаг и т. д.) Ребенок называет игрушки, если он затрудняется помогите ему в этом. Аналогично обыгрываем другие гласные звуки. Попросите ребенка нарисовать названные слова и повторить их еще раз. Вариант этой игры: «Загрузи кораблик» (самолет, лодку, машину и любой вид транспорта) Кораблик собирается в плавание. Он необыкновенный, перевозит только такие грузы, в названиях которых есть звук У: пуговицы, ружья, груши, улья и т. д. Ребенок рисует нужные предметы на кораблике, который можно нарисовать совместно или выполнить ввиде аппликации (творчество только приветствуется!) Повторяем с другими звуками. ИГРА «СКАЖИ СЛОВО С НУЖНЫМ ЗВУКОМ» Вам понадобятся: мяч и фантики от конфет. Эту игру вы можете использовать, когда собралась вся семья или на отдыхе, когда есть еще несколько игроков/детей. Ведущий называет звук и по очереди кидает мяч всем игрокам, которые называют слова на заданный звук. Если игрок не может быстро вспомнить звук, то отдает фант. Например, со звуком А: шашки, каша и т. д.; со звуком И: рис, лист, мир, винт и т. д. ИГРА «УЧИМ НЕГРИТЕНКА ТОМА» Объясняем ребенку, что негритенок приехал из Африки и мечтает заговорить по-русски. Учитель дал ему задание: придумать 10 слов, в которых есть звук Ф, а у него не получается. Помоги ему. ИГРА «БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ» Просим ребенка стукнуть карандашом по столу (или хлопнуть), если услышит звук Щ. Слова: шелк, шептать, щекотать, счастливый, цапля, щелкунчик, честный, шелковица шоколад, щипать, шум, щепка, жир, щипцы. Аналогично играем с другими шипящими звуками. ИГРА «НАЙДИ ЛИШНЕЕ СЛОВО» Озвучиваем ребенку правила этой игры: В трех словах этого задания есть общий звук, а в четвертом его нет. Нужно назвать лишнее слово. Щука, плащ, шерсть, клещи. Кукла, мяч, чайник, чашка. Овца, цыпленок, солнце, луна. Ножницы, кружок , лошадь , жеребенок. ИГРОВОЕ УПР. «ПРЕДМЕТЫ ВОКРУГ» Задание: Назови предметы вокруг тебя (минимум 3), названия которых начинаются с того же звука, что и твое имя. ИГРА «ПОДАРКИ ЛЕСНЫМ ЗВЕРЮШКАМ» Правила игры: крокодил Гена провел отпуск в Африке. И оттуда привез своим друзьям- лесным зверюшкам, много разных подарков. Каждому подарил такой предмет, название которого начинается с такого же звука, как и имя зверюшки, например : Зайчику- зонтик, звонок, задачник; Лосенку-лопатку, лыжи и лакомство; Лисенку- леденец, лежак, лейку. А что подарил крокодил Гена волчонку, барсучонку, белочке, Чебурашке? Какие подарки мог подарить крокодил Гена детенышам животных: козленку, жеребенку, щенку, ослику? ИГРА «ОТНИМИ ЗВУК» Какое слово получится, если убрать первый звук? Косы-осы, смех-мех, плуг-луг, укол-кол, клей-лей. Если это задание вызывает у ребенка трудности при выполнении, попробуйте выполнить его с опорой на зрительный анализатор, попросите выложить слово из букв разрезной или магнитной азбуки. ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «КАКОЙ ЗВУК ЗАБЛУДИЛСЯ?» Правила игры: Прослушать стихотворение и назвать слова, в которых перепутаны звуки. Закричал охотник: «ОЙ! Двери гонятся за мной.» Тает снег, течет ручей, На ветвях полно врачей. Мы собрали васильки, На головах у нас щенки. На болоте нет дорог, Я по кошкам –скок да скок. Сели в ложку и айда- По реке туда- сюда. Жучка будку не доела: Неохота, надоело. Синеет море перед нами, Летают майки над волнами. ИГРА «ЗАКОНЧИ СЛОВО» Перед игрой подготовьте карточки с буквами С и Ц (их можно сделать из картона или обычной бумаги, можно вылепить из пластилина). Это упражнение направлено на развитие умения дифференцировать звуки. Говорим ребенку, что если в конце слова он слышит звук Ц, то одновременно с произнесением слова поднимает карточку с буквой Ц, а если слышит в слове С, поднимает карточку с буквой С.