Учимся составлять звуковую схему слова
консультация по логопедии (старшая группа)

Мельникова Нина Сергеевна

Данный вид работы представляет, как правильно составить зуковую схему слова или звуковую модель слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchimsya_sostavlyat_zvukovuyu_shemu_slova.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Учимся составлять звуковую схему слова

Уважаемые родители, для ребят, которые идут в первый класс, будут очень полезны занятия по составлению звуковой схемы слова.

Давайте попробуем разобраться, как правильно составить звуковую схему слова или звуковую модель слова. Данный вид работы мы также можем назвать звуко-буквенным разбором слова или фонетическим разбором.

Фонетика – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки языка, ударение, слог. Звуки, которые произносит человек, мы называем звуками речи. Звуки речи образуются в речевом аппарате при выдыхании воздуха. Речевой аппарат – это гортань с голосовыми связками, ротовая и носовая полости, язык, губы, зубы, нёбо. Гласные звуки состоят только из голоса, выдыхаемый воздух проходит через рот свободно, не встречая преграду. Гласные звуки можно долго тянуть, петь.

В русском языке гласных звуков шесть: [а], [о], [у], [э], [ы], [и]. Гласные звуки бывают ударными и безударными. Гласные звуки мы будем обозначать красным цветом. Согласные делятся на твёрдые и мягкие. Твёрдые согласные обозначают, синим цветом, мягкие – зелёным. Когда мы произносим согласные звуки, воздух встречает преграду (губы, зубы, язык). Одни согласные состоят только из шума – это глухие согласные. Другие – из голоса и шума. Это звонкие согласные.  Слияние гласного звука с согласным мы обозначаем прямоугольником, разделённым наискосок прямой линией, где снизу закрашиваем согласный, а сверху гласный.

Сделайте из цветного картона или бумаги карточки, чтобы составлять слова. Также понадобятся карточки со знаком ударения и разделительной чертой.

Можно рисовать схемы в тетради в крупную клеточку. Ещё лучше совмещать оба вида работы.

Начинайте работу с простых слов – односложных или двусложных.

Итак, вы сделали карточки и готовы к занятию.

Подумайте, как заинтересовать ребёнка.

Может вы, научите составлять слова куклу Машу или любимого зайку?

Или будете отгадывать загадки, и составлять схему слова-отгадки?

А может быть слово (карточка или картинка) спрятаны и вы поиграете в

игру «Холодно-горячо»?

Очень хорошо, если вы придумали, что-то интересное и появился стимул к работе.

Фрагмент занятия.

Отгадай загадку.

Сидит дед в сто шуб одет.

Кто его раздевает,

Тот слёзы проливает.

Давай, составим схему слова лук.

1. Делим слово на слоги.

Произносим с хлопком в ладоши – лук. В этом слове 1 слог.

2. Из каких звуков состоит слог?

Произносим протяжно л-у-к.

Первый звук – [л]. Это твёрдый согласный звук. Второй звук – [у]. Это гласный звук. Звуки [л], [у] сливаются вместе, получается слияние [лу]. Выбираем нужную карточку – слияние твёрдого согласного с гласным звуком.

Третий звук [к] – твёрдый согласный. Выбираем карточку для твёрдого согласного.

3. Обозначим звуки буквами. Звук [л] обозначаем буквой “эль”. Звук [у] – буквой “у”. Звук [к] – буквой “ка”.

Ударение в односложных словах не ставим. В слове один гласный звук, значит он ударный.

Можно проявить фантазию и придумать свои обозначения для звонкого и глухого согласного. Например, в игре “Узнай звук” для обозначения звонкого согласного я выбрала колокольчик, а для глухого согласного – смайлик в наушниках. Картинки можно распечатать и использовать в схеме.

Помним, что надо придумать что-то интересное, чтобы выбрать слово для анализа.

Уважаемые родители, к концу шестого года ребенок в речевом развитии достигает высокого уровня. Он правильно произносит все звуки родного языка, отчетливо и ясно воспроизводить слова, его высказывания становится содержательнее, выразительнее и точнее. Желаю успеха.

Учитель-логопед: Мельникова Нина Сергеевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская дидактическая игра «Подбери букву, прочитай слово, подбери схему к слову , составь звуковую схему слова»

Цели : Развитие у детей фонематического слуха (определение первого звука в слове), знакомство с буквами, чтение,  подбор схемы слова, составление звуковой схемы слова, воспитание  усидч...

Звуковые схемы слов

Дидактическое пособие используемое на занятиях по развитию звукобуквенного анализа слов. Рекомендовано к использованию логопедам, воспитателям детских садов, родителям....

Интерактивная игра "Составь звуковую схему слова "лисица"

Составь звуковую схему слова "лисица"...

Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация». Тема: «Составление звуковой схемы слов».

Краткая аннотация к работе: данная образовательная ситуация организуется с детьми старшего дошкольного возраста с целью создания условий для формирования первоначальных представлений детей о звуковой ...

Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты» (схемы для звукового анализа слов)

Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты»  (схемы для звукового анализа слов)...

Презентация "Составляем звуковую схему слова"

по  картинка составляем звуковоую схему слова...

Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты» (схемы для звукового анализа слов)

Здравствуйте, уважаемые родители и педагоги! Предлагаем сегодня поговорить о подготовке детей к обучению грамоте, а именно о проведении звукового анализа слов.Всем известно, что письмен...