Конспект занятия в старшей группе по развитию речи «Дифференциация звуков с-ш»
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

ВАРГАНОВА ЛЮДМИЛА ГЕННАДЬЕВНА

совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различие звуков с-ш.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи

«Дифференциация звуков с-ш»

Цель: совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различие звуков с-ш.

Задачи:

-продолжать знакомить со звуками с-ш;

-научить различать звуки звуки с-ш в произношении, определять место звука в слове;

- развивать внимание, память.

Наглядный и демонстрационный материал: мяч, коробка, картинки с изображением змеи и слона, круги синего и зеленого цвета (по 10 шт.), предметные картинки по теме, мешочек с предметными фишками (10 шт.), домики с кармашками (2 шт.), карточки из 3 окошек (10 шт. + 1 большая), фишки (10шт. на каждого ребенка и 1 большая).

                                                  Ход занятия:

  1. Организационный момент. Приветствие.

                  (Стоим в кругу, взявшись за руки.)

- Ребята, давайте поздороваемся с вами? (здороваемся)

- К нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся и с ними.

- А теперь послушайте стихотворение.

Говорим всегда красиво, Смело и неторопливо!

Ясно, четко говорим, Потому, что не спешим!

О чем это стихотворение? (О речи.)

- А как мы с вами должны говорить? (правильно, красиво, не торопиться)

- Сейчас у нас с вами занятие по развитию речи, где мы с вами учимся правильно произносить звуки и красиво говорить.

2. Основная часть.

- Ребята, я к вам на занятие пришла не с пустыми руками, а вот с такой коробочкой. (показываю)

- Хотите узнать, что там? (Да.)

- Тогда слушайте загадку.

Серый толстый великан
Нос как будто длинный кран
На спине прокатит он
Озорной ушастый … 
(Слон)

- Правильно. А какие у слона уши? (Огромные)

- А еще у слона есть хобот. Хобот, он какой? (Длинный)

- А еще у слона огромные ноги. И он ходит очень тяжело. Давайте с помощью наших ручек покажем. (показываем)

- Давайте еще раз произнесем слово «С-с-слон». Какой первый звук мы слышим? («с»)

- Вот еще одна загадка.

Нет ни рук, ни ног у зверя,
И не нужно, не потеря - 
Она легко в траве скользит,
А приблизишься – шипит.
(Змея) 

- Чего нет у змеи?(рук, ног)

- Но зато она умеет, что делать? (ползать)

- Давайте покажем, как ползает змея? (показываем.)

- А как шипит змея? (Ш-ш-ш)

- Как произносится звук С? (Губы улыбаются, язык спрятался за нижними зубами).

- Как произносится звук Ш? (губы образуют трубочку, язык прячется за верхними зубами.) 

- Как вы думаете, с какие звуки мы сегодня вспомнили? ([c] [ш])

- Правильно! А теперь мы поиграем со звуками [c] [ш]. Я буду их произносить, а вы внимательно слушайте. Если услышите звук С, то показываете как ходит слон, а если звук  Ш, то показываете, как  ползает змея. Звук произносить не нужно.

С-ш-ш-с-с-ш-с.

( Дети дают ответ соответствующим движением.)

- А теперь мы поиграем в игру «Эхо». Я вам по очереди буду кидать мяч и говорить чистоговорку, а вы ее повторяете и кидаете мяч обратно.

Ша-ша-ша - Соня моет малыша

 Са – са – са - в лесу бегает лиса.

Шу-шу-шу - Я письмо пишу.

Су –су –су- Было весело в лесу.

Аш – аш - аш - Есть у Лены карандаш.

Ас – ас –ас - В нашей группе свет погас.

Са-са-са - у Маши есть коса.

Су-су-су - заплету косу.

Ша-ша-ша – Маша моет малыша.

Ши-ши-ши – на поляне малыши.

Са-са-са - в сказке были чудеса.

Шо-шо-шо – говорим мы хорошо. (все вместе)

            (Воспитатель предлагает детям сесть на стулья.)

- А теперь мы поиграем в игру «Не ошибись!». Я сейчас вам раздам буквы С  и Ш.. Я вам буду сейчас говорить слова, если в слове слышится звук Ш, то вы поднимаете буквы Ш, а если слышится звук С, то показываете букву С 

          Шар, сок, машет, несет, нос, ландыш, сильный, шапка, маска, оса, голос.

Игра «Определи жильца».

- Посмотрите, у меня в руках волшебный мешочек, в котором картинки с предметами и животными. Каждый из вас сейчас вытянет одну картинку, и мы с ними поиграем.

(Выбирают картинку из мешочка.)

- Ребята, посмотрите, у меня на доске появилось два домика. В одном домике живет Змея, и она принимает у себя в гостях только слова в которых есть звук  Ш, а в другом домике живет Слон, и он принимает у себя в гостях только слова, в которых есть звук С. Ваша задача определить, что у вас на картинке, какой звук слышится в этом слове и заселить в нужный домик.

(Ребята определяют, что изображено на картинке, определяют , какой звук слышится в слове, и заселяют в нужный домик.)

 Дидактическая игра «Измени слово»:

- Замените звук С на звук Ш.

са – ша        су – шу

со - шо        сы – ши

ста – шта     спа – шпа

сма – шма    сла – шла

сутки — шутки     каска — кашка

касса — каша       маска — Машка

миска — мишка    плюс - плюш

  1. Физкультминутка

Вы, наверное, устали? (ходьба на месте)

Да! (хлопки в ладоши)

Поэтому все встали (Встали, руки вверх).

Дружно вытянули шеи (наклон вперед),

И как гуси зашипели: ш-ш-ш.

Пошипели, помолчали,

Ветерок послушали С-с-с (покачиваются, подняв руки).

И как зайцы поскакали,

Поскакали, поскакали.

И за кустиком пропали. (Шагают на месте и садятся)

4. Продолжение работы по теме.

-Ребята, каждый звук имеет свое место в слове. Он может стоять в начале слова, т.е. с него слово начинается. Может стоять в середине слова, т.е. перед ним и после него есть другие звуки. А может стоять в конце слова, т.е. этим звуком слово заканчивается.

Игра «Определи, место звука в слове».

                Работа в листочках

5.-Ребята, существует много скороговорок со звуком С и Ш. Послушайте одну из них.

Саше дали кашу, а Маше простоквашу.

- Давайте повторим сначала медленно,

- побыстрее

- быстро

- грустно

- весело.

6.Итог занятия

- Чем мы сегодня занимались на занятии? (познакомились со звуки [с] [ш], находили слова с данными звуками, определяли место звука в слове, учились произносить скороговорку быстро и медленно.)

- Молодцы, ребята, вы хорошо позанимались. Занятие окончено. Всем спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ Занятия в старшей группе. Тема: «В зоопарке». Дифференциация звуков {С}, {Ш}. Буквы «С», «Ш».

Цели занятия.Образовательные:-         закрепить произношение и различение звуков {С}, {Ш};-         развивать фонематич...

КОНСПЕКТ Занятия в старшей группе. Тема: «В зоопарке». Дифференциация звуков {С}, {Ш}. Буквы «С», «Ш».

Цели занятия.Образовательные:-         закрепить произношение и различение звуков {С}, {Ш};-         развивать фонематич...

Конспект занятия в старшей группе «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [з]-[ж]»

Создание условий для слухового восприятия детей звуков з – ж. Учить различать на слух звуки З и Ж, определять позицию звука в словах. Упражнять в четком, внятном произнесении слог...

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ш»

Цель: совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различие звуков с-ш....

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ш»

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи«Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ш»...