Лексические темы (подготовительная группа) - задания
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Лютая Тамара Валентиновна

Лексико-грамматические задания для подготовительной группы компенсирующей направленности (ОНР)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon leksicheskie_temy_pod._gr._zadaniya.doc158 КБ

Предварительный просмотр:

Лексические темы     (подготовительная группа)

Золотая осень

1. Спросите у ребенка, какое время года наступило и какое ему предшествовало. С какого месяца начинается осень. Назовите осенние месяцы.
2. Попросите ребенка назвать приметы осени, которые он наблюдает
(дни стали короче, похолодало, часто моросит дождь, небо низкое, серое, хмурое…)
3. Какими стали листья, трава, цветы (багряные, золотые, бордовые, разноцветные, оранжевые, желтые, фиолетовые, пожухлые, увядшие, поблекшие…). Попросите объяснить, что такое листопад.
4. Как можно охарактеризовать осеннюю одежду?
 (теплая, непромокаемая, непродуваемая…)
5. Подберите прилагательные к словам «осень» (Золотая, щедрая, урожайная, дождливая, теплая, красивая, яркая, дивная…), «лес», «листва», «небо», «погода».
Подберите слова- действия.
Листья (что делают?) падают, кружатся, летят, осыпаются, краснеют, шуршат, шелестят…
Ветер (что делает?) дует, воет, срывает, кружит, несет, качает …
Небо (что делает?) хмурится, плачет, синеет, блистает…
6. Скажи по-другому:
Какая погода бывает, если идет дождь? - Дождливая.
Дует ветер? –
Если светит солнце? –
Если пасмурно?
Если холодно? –
Если сыро? –
7. Скажи наоборот:
Холодный – теплый
Пасмурный –
Дождливый –
Сырой –
Ранняя –
Свежий (лист) –
Яркий –
Высокое –
8. Объясните осень называют золотой? Щедрой? Почему говорят, что листья лежат ковром?
9. Выучите с ребенком
 стихи, загадки об осени

10. Объясните значение пословиц, поговорок: Лето со снопами – осень с пирогами. Холоден сентябрь, да сыт. Осенью и воробей богат.

Осенняя ярмарка. Сад.Огород.

1. Попросите ребенка назвать как можно больше овощей и фруктов. Поиграйте в игру «Кто больше назовет»

2. Попросите ребенка рассказать, где выращивают овощи (в огороде, на грядке, в поле, в теплице, в парнике); фрукты (в саду, на ветке, в оранжерее)

3. Что можно приготовить из фруктов, из овощей.

4. Назовите части овощей (головка, шелуха, дольки, перья, корешки, кожура, ботва, клубни, стебли, кочан, кочерыжка, стручки, глазки), фруктов (кожура, косточки, семечки, мякоть, хвостик).

5. Помогите ребенку составить сравнительное описание овоща и фрукта.
Например: Головка чеснока округлая, похожа на капельку, а апельсин – круглый. Чеснок белый, а апельсин оранжевый. Чеснок гладкий, а апельсин шероховатый. Чеснок горький. 
6. Поиграйте в игру «один – много» (У меня один кабачок, а у тебя? У меня много кабачков…)

7. Поиграйте в игру «Веселый счет». Учите детей согласовывать числительные с существительными.

Один кабачок - два кабачка - .... - пять кабачков - ...десять кабачков.

8. Подбери сравнения:«кожа, как персик», «румяный, как яблоко» «свежий, как огурец», «твердый, как орех» 
9. Прочтите детям загадки, стихи, сказки об овощах и фруктах
10. Объясните смысл выражения «Яблоко от яблони недалеко падает».

Труд людей осенью. Хлеб.

1. Знать, уметь рассказать, как выращивают хлеб: пашут плугами (тракторами) землю, сеют зёрна, удобряют и потом жнут(скашивают),обмолачивают

Из бункера комбайна в кузов грузовика зерно высыпается, а солома остаётся на поле. Грузовики отвозят зерно на элеватор(зернохранилище

на мельницу, где его мелят жерновами. Муку доставляют в магазины, на хлебозавод.

2. Знать, называть части таких растений, как овес, пшеница, рожь.

3. Различать, называть зёрна риса, пшена, гречихи, др. зерновых культур, знать, как их используют в питании.

4. Уметь назвать профессии людей, принимающих участие в выращивании хлеба, представлять, чем заняты эти люди (тракторист, хлебороб, комбайнёр, мельник, шофёр, пекарь, кондитер...)

5. Уметь подбирать слова - признаки о хлебе: свежий, чёрствый, мягкий, душистый, хрустящий, румяный, поджаристый...

6. Называть хлебные изделия.

7. Предложите ребёнку посмотреть (поучаствовать) в приготовлении блинов, пирогов... Назовите все операции.

8. Выучите пословицу (по выбору). Уточните, как ребёнок понимает её смысл. «Хлеб всему голова». «Хлеб ржаной - отец родной». «Хлеб - драгоценность, им не сори».

9.  Учите ребенка образовывать прилагательные от существительных:
пшеница - пшеничный        ячмень -     гречиха –       кукуруза –     рожь -

10. Прочитайте стихи, рассказы, пословицы про хлеб.

Лес – наше богатство.

Сходите на прогулку в лес. Что такое лес? Что растет в лесу? Рассмотрите деревья, кусты, грибы, ягоды….

2. Рассмотрите деревья, назовите части дерева. (Ствол, ветви, сучья, листья, корни, крона…). Сравните стволы деревьев, отличаются ли они?
3. Найдите и назовите ребенку ягоды: малину, бруснику, рябину, чернику, клюкву. Расскажите, где они растут, какие они на вкус, как можно их использовать?
4. Найдите грибы, или покажите картинки в книге. Назовите их, обсудите, почему их так назвали
(белый, масленок, мухомор, моховик, подберезовик, сыроежка, поганка, опята, лисички).
5. Рассмотрите и назовите части гриба: ножка, шляпка, грибница.

6. Объясните разницу между съедобными и несъедобными грибами.
7. Учите подбирать определения:
Какая клюква? (красная, кислая, блестящая, полезная) Какая береза? (стройная, белоствольная, тонкая, зеленая, кудрявая…)

8. Назови варенье, пирог, начинку
Из клюквы – клюквенное, клюквенный, клюквенная
Из брусники –
Из черники – 
Из малины – 
Из грибов – 

9. Игра «С какой ветки эта детка»
Лист березы – березовый
Лист осины – осиновый
Лист клена – кленовый ….

10. Игра «Чего в лесу много?» (родительный падеж существительных)
Много грибов, ягод, веток, шишек, деревьев…
11. Прочитайте
 стихи про осенний лес. Вспомните, в каких сказках действие разворачивается в лесу?
12. Вместе с ребенком ответьте на вопрос, почему лес - это наше богатство?

                                         

Перелетные птицы.

1.Учите ребенка узнавать по внешнему виду перелетных птиц, называть их;

2. Помогите ребенку классифицировать: перелетные птицы - соловей, зяблик, ласточка; зимующие птицы - ворона, сорока, воробей; домашние птицы - курица, утка, гусь;

3. Подберите эпитеты, характеризующие птицу:

а) По внешнему виду: скромный, серенький, неприметный - соловей;
б) По повадкам: ловкая, подвижная - ласточка; осторожная - цапля;

4.Учите детей точно подбирать слова-действия: летает, порхает, кружится, нахохливается, высиживает, раскапывает, щебечет, курлычет.

5. Образуйте притяжательные прилагательные: птичье крыло, соловьиная песня, журавлиные ноги, грачиный клюв.

6. Выделите характерные признаки: клюв тоненький как иголочка –

 у ласточки; клюв большой, крепкий - у грача.

7. Расскажите ребенку, чем питаются птицы. Объясните, почему птицы улетают на юг.

8. Включайте в описание птиц сложные слова: пёстрогрудый скворец; черноголовая ласточка; длинноногий журавль; остроклювый аист.

9. Образуйте множественное число: журавль - журавли –много журавлей; ласточка - ласточки – много ласточек; грач - грачи – много грачей.

10. Составьте рассказ-описание одной из птиц.

11. Прочитайте сказки о птицах: Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка», С.Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями», Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок»

12. Выучите стихи, загадки про птиц.

Дикие животные и их детеныши.

1. Рассмотрите с ребенком изображения диких животных (медведя, барсука, лося, оленя, рысь, росомаха …. и их детенышей).

2. Обратите внимание на внешний вид каждого животного. Чем похожи, между собой  белка – лиса, барсук – волк, олень – лось. Чем отличаются?

3. Уточните, почему эти животные называются дикими? (боятся человека, сами строят себе жилье, добывают корм)

4. Обратите внимание как животные готовятся к зиме. Медведь, барсук, еж зимой впадают в спячку. Заяц, лиса, белка осенью линяют, многие делают запасы на зиму. Волк прячется в логове, белка в дупле, лиса в норе, заяц под кустом и т.д.

5. Вспомните особенности строения тела животных. У кого острые зубы? У кого пушистый хвост? Теплая шерсть? Когти? Пасть? Короткие передние лапы и длинные задние? Длинные уши?

6. Как передвигаются животные: мышка юркает в норку, лягушка прыгает, заяц скачет, лиса бежит, хвостом след заметает, медведь переваливается неуклюже, косолапо…

7. Уточните, знает ли, ребенок, какие звери относятся к хищным, а какие к травоядным. Почему?

8. Вспомните, как назвать всю семью:

медведь – медведица – медвежонок,

волк – волчица – волчонок,

лиса, еж, заяц, лось, барсук, белка, рысь.

9. Расскажите про одно из животных по примерному плану:

Как называется, где живет, внешний вид, повадки, чем питается, как добывает корм, враги, как защищается, детеныши.

10. Объясните значение выражений:

гоняться за двумя зайцами;

- вертеться как белка в колесе;

- держать в ежовых рукавицах.

11. «Чьи лапы? Чей хвост?»

У зайца – заячьи, заячий

У волка –

У лисы –

У медведя –

У рыси –

12. Образуйте одно слово из двух:

Длинные уши – длинноухий

Короткие ноги – коротконогий

Опишите животных, используя эти слова.

13. Поиграйте в игру «Назови ласково»

Лиса – лисичка, лисонька.

Заяц – зайчик, заинька, заюшка

14. Поиграйте в игру «Веселый счет»

1 волк – 2 волка …- 5 волков…-10 волков.

15. «Скажи какой?» лиса – пушистая, хитрая, рыжая; медведь – бурый, косолапый, неуклюжий; волк – злой, серый, острозубый и т.д.

16. Прочитайте рассказы, сказки, загадки о диких животных.

Домашние птицы и птенцы.

1. Дети должны различать по внешнему виду, называть гуся, утку, курицу, индюка.

2. Объясните, почему домашние птицы (живут вместе с человеком, приносят ему пользу, человек заботится о них: кормит, строит жилище).

3. Назовите птичью семью:
утка - селезень - утята;
гусь - гусыня - гусята:
индюк – индюшка - индюшата;
петух - курица - цыплята.

4. Назовите части тела домашних птиц, покажите их на картинках. 

(Лапы, хвост, перья, клюв, бородка, гребень)

5. Правильно назовите помещение для птиц: курятник, птичник.

6. Расскажите ребенку, кто такая птичница, что она делает.

7. Назовите, кто как голос подаёт: крякает, гогочет, кудахчет, квохчет кукарекает, болбочет, пищит.

8. Поиграйте в игру «Веселый счет». Учите правильно согласовывать слова при счёте:
1 гусёнок, 2 (3,4) гусёнка, 5 (6,7,8,9,10) гусят и т.д.

9. Подберите прилагательные:
курица - куриный (гребень);
утка -утиный;
петух - петушиный;
гусь -гусиный;
индюк - индюшиный.

10. Составьте описание одной из домашних птиц.

11. Объясните значение выражений: «клевать носом»,  «как с гуся вода»,

«как курица лапой».

12. Прочитайте стихи, загадки, сказки о домашних птицах.

Домашние животные и их детеныши.

1. Поговорите с ребенком о том, каких животных называют домашними и почему. Спросите, кто ухаживает за животными, что делает доярка, конюх, пастух, чабан, свинарка, телятница.

2Расскажите, как на селе люди готовятся к зиме (заготавливают сено, зерно на зиму, утепляют жилища).

3. «Скажите, что делает?» корова – мычит, жует, пасется,…., собака – лает, скулит, нюхает, сторожит, ….

4. Игра «Чей корм?».

Корм козы – козий,

Лошади –

Осла –

Коровы –

Свиньи –

Поросенка –

Кошки –

Собаки –

Быка –

 

«Веселый счет»

1 котенок, 2-3-4 котенка, 5-6-7-8-9-10 котят;

1 собака, 2-3-4 собаки , 5-6-7-8-9-10 собак.

5. Составьте загадку – описание  любого животного по плану:

Кто  это? Внешний вид? (Что у него есть?) Чем питается? Как называют детенышей? Как подает голос? Как человек заботится о животном? какую пользу приносит?

6. Игра «Хвастунишка»

У моей овцы шерсть мягкая, а у моей еще мягче.

Теплая – теплее

Вкусная – вкуснее

Длинная – длиннее

Сильная – сильнее

7. «Кто, как голос подает?»

Корова – мычит              кошка – мяукает

Собака – лает                 овца – блеет

лошадь - ржет                свинья - хрюкает

8. «Назови семью».

Кот – кошка – котенок           пес – собака – щенок

Бык – корова – теленок           конь – лошадь – жеребенок

Моя семья.

1. Вспомните, что называется семьей. Кто может быть членом семьи. Сосчитайте членов своей семьи (мама, папа, брат – нас четверо).

2. Выясните, как ребенок понимает родственные отношения. Знает ли он своих родственников. (Назовите дедушку, бабушку, тетю, дядю, внука, сына, дочь, двоюродных братьев и сестер, племянников)

3. Назовите фамилию, имя, отчество каждого члена семьи.

4. Кто из родственников самый старший, самый младший. Расставьте родственников по порядку от самого младшего к самому старшему.

5. Вспомните профессии родственников, чем они занимаются. Где учатся братья, сестры.

6. Расскажите, что делают члены семьи. Мама печет, варит, жарит, убирает… Папа чинит, пилит …

7. Подберите слова, которыми можно характеризовать семью. (Крепкая, большая, дружная, спортивная, гостеприимная)

8. Назовите правильно предметы: очки дедушки – дедушкины, кофта бабушки – бабушкина… (тети, дяди, братишки, сестрички, Кати, Пети, Васи)

9. Подберите слова, которыми можно описать маму, папу, бабушку, сестру… Скажи, какая мама.  (Добрая, ласковая, веселая, красивая, приветливая, трудолюбивая, заботливая…)

10. Упражнение «Наоборот»

Молодой – старый                               Веселый – грустный

Добрый – злой                                       Трудолюбивый – ленивый

Умный – глупый                                   Щедрый – скупой

Толстый – худой                                 Высокий – низкий

Бледный – румяный                            Помогает – мешает

Работает – отдыхает                      Чинит-ломает

11. Составьте рассказ об одном из членов семьи по плану.

Кем он тебе приходится?

Как зовут? Кем работает?

Какой он?

Что умеет делать?

Чем любит заниматься?

За что ты его любишь?

12. В каких сказках можно встретить мать, отца, дедушку, бабушку, брата, сестру?

13. Объясните ребенку смысл поговорок. «Мой дом – моя крепость»,

«Семья крепка ладом», «Яблоко от яблоньки недалеко падает».

Мебель.

1. Обратите внимание детей на мебель, находящуюся на кухне, в спальне, в детской комнате, назовите её.(обеденный стол, шкафчики, тумба, этажерка; кровать, шифоньер…). Спросите, почему в разных помещениях разная мебель.

2. Уточните назначение предметов мебели: для хранения одежды, книг, посуды, для отдыха.

3. Назовите и покажите такие части мебели, как: перекладины, подлокотники, столешница, боковые стенки, объясните их назначение.

4. Рассмотрите табурет и стул, кресло и диван, полку и шкаф, сравните, укажите на отличие, сходство, попросите объяснить, какая мебель удобнее, почему.

5. Поиграйте в игру «Новое слово».

Стол для детей – детский, а для журналов - …, а для обеда…, а для компьютера…

Шкаф для платья – платяной, а для книг - …, для посуды - …, .

6. Упражнение «Весёлый счёт», учите правильно согласовывать слова при счёте, обратите внимание на окончания слов.

один письменный стол, 2, 3, 4 письменных стола, 5, 6, 7, 8, 9, 10 письменных столов;

одна детская кровать, две детские кровати, три ,четыре детские кровати, 5, 6, 7, 8, 9, 10 детских кроватей.

одно удобное кресло, 2,3,4 удобных кресла, 5,6,7,8,9,10 удобных кресел.

7. Игра «Скажи какой по материалу».

Из дерева – деревянный, из пластмассы - …, из фанеры - …, из велюра - … стальной - .

Мебель из бамбука – бамбуковая, из берёзы – берёзовая, из сосны - …, из ореха - …, из дуба - ….

8.  Расскажите о труде мебельщиков, столяров, приучайте детей ценить труд людей.

9. Объясните смысл поговорки: «Под стол пешком ходить».

Бытовая техника.

1. Расскажите ребенку, что в доме есть много «помощников» - это бытовые приборы, бытовая техника. Покажите примеры бытовой техники. Расскажите, для чего нужен каждый прибор. Как они используются человеком.

2. Объясните, основные правила безопасности при использовании бытовых приборов.

3. Попросите ребенка назвать бытовые приборы, которые используют на кухне, в ванной, в жилой комнате.

4. Объясните значение некоторых слов: холодильник (вырабатывает холод), стиральная машина (стирает белье),….

сырорезка, овощечистка,  пароварка, пылесос, мясорубка, соковыжималка, кофеварка, …

5. Поиграйте в игру «Из двух слов – одно»

Мясо  рубит – мясорубка

Пыль  сосет – пылесос

Сок  выжимает – соковыжималка

Овощи  режет – овощерезка

Скоро  варит – скороварка

Кофе  варит – кофеварка

Кофе  мелет – кофемолка

6. Подумай, какая часть слова одинаковая в следующих словах. Почему они так называются?

Кофеварка, пароварка, скороварка.

Кофемолка, кофеварка

7«Четвертый лишний» (найти лишний предмет, объяснить свой выбор)
Холодильник,  мясорубка,  кастрюля, кофеварка .
Кастрюля, микроволновая печь, сковорода, кружка
Стиральная машина, посудомоечная машина, телевизор, швейная машина.
Телевизор, ноутбук, магнитофон, пылесос.
Чайник, обогреватель, холодильник, электроплита.
Ножницы, иголка, спицы вязальные, швейная машина.

8. Составьте рассказ по плану :
1). Название бытового прибора.
2). Для чего он нужен?
3). Где он хранится у тебя дома?
4).Как нужно обращаться с ним?

9. Нарисуй в тетради бытовую технику, которая используется для облегчения домашнего труда. 

10.Составь предложение из этих слов.
Мама, чайник, чай, налить, из.
Пылесосить, папа, пылесос, ковер, новый.
Холодильник, брат, из, доставать, колбаса.
В, стиральная машина, ванная комната, стоит.
Пирог, в, разогревать, бабушка, микроволновая печь.

Транспорт. Правила дорожного движения.

1. Назовите наземный, подземный, водный, воздушный, военный, пассажирский, грузовой транспорт. Назовите несколько механизмов каждого вида. Например: автомобиль, электричка, поезд, мотоцикл – наземные виды транспорта.

2. Какие из видов транспорта имеют определенную узнаваемую окраску? 

(Скорая помощь, пожарная машина...)

3. Назовите транспорт, которым вы пользуетесь чаще всего.

4. Назовите части разных видов транспорта: фары, бампер, крылья, шасси, иллюминаторы, каюта, нос, палуба.

5. Назовите профессии людей работающих на транспорте. Объясните, что входит в обязанности пилота, капитана, машиниста, кондуктора, стюардессы, проводника…

6. Расскажите о правилах дорожного движения. Почему их нужно соблюдать?

 Кто следит за их исполнением?

7. Кто регулирует движение самолетов, поездов (диспетчер).

8. Образуйте сложные слова:

Возит большие грузы – большегрузный
С двумя колесами – 
С тремя колесами – 
Перевозит много тонн – многотонный
Сам летает –

Возит мусор – мусоровоз 
Возит воду- 
Возит с помощью пара-
Возит с помощью электричества-

9. Подберите прилагательные для описания автомобиля, самолета, поезда. (Самолет – реактивный, серебристый, сверхзвуковой, пассажирский, стремительный…)

10. Подготовьте рассказ о дальней поездке на разных видах транспорта.

Школа. Школьные принадлежности. Библиотека.

1. Поговорите с ребенком об одежде и обуви. Какой должна быть зимняя (осенняя, летняя) одежда?

2. Предложите ребенку назвать несколько предметов зимней (весенней, летней) одежды (шуба, комбинезон, куртка, пальто, свитер); обуви (валенки, пимы, ботинки, сапоги).

3. Рассмотрите и назовите предметы одежды, обуви и головных уборов, назовите их части: воротник, рукава, манжеты, пояс, пуговицы, петли, карманы, капюшон, голенище, подошва, носок, задник, каблук, козырек, помпоны поля и т.д.

4. Рассмотрите предметы одежды, обуви, определите материалы, из которых они сделаны. Попросите ребенка объяснить, почему зимнюю одежду делают из этих материалов (меха, пуха, шерсти, кожи).

5. Назовите одежду и ее части, в зависимости от материала, из которого они сделаны: шерстяной свитер, меховая шуба, кожаные сапоги…

6. Подберите прилагательные для описания одежды: шуба – теплая, мягкая, норковая, длинная, женская, красивая…

7. Подумайте, какая одежда нужна для занятий спортом, прогулок, праздников.

8. Выполните упражнение «Большой - маленький».

Сапог – сапожок; шапка – шапочка; пальто – пальтишко; шуба – шубка; валенки - валеночки

9. Поиграйте в игру «Один - много»

Одна шуба – много шуб, одна шапка – много шапок…

10. Расскажите ребенку, кто и где делает одежду, расскажите про труд портнихи. Какими инструментами она пользуется, какие действия выполняет? (Кроит, шьет, пришивает, отпарывает, подшивает, гладит, обметывает).

11. Попросите ребенка описать одежду, в которой он ходит в детский сад.

Космос.

      Расскажите ребенку, что Солнце – это огромный раскаленный шар. Вокруг него

вращаются шары поменьше - это планеты.

 Наша Земля – третья от Солнца планета. Земля шар – объясните это ребенку, покажите глобус. Земля вращается вокруг себя, поэтому часть ее находится в тени. А другая часть освещается Солнцем. Этим объясняется смена дня и ночи. Земля окружена атмосферой – воздухом, которой мы дышим.

В нашей Солнечной системе много планет. Их названия - Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.  Вокруг этих планет вращаются маленькие планеты. Вокруг Земли вращается Луна. Мы видим ее по ночам – она светит отраженным светом.

В космосе множество раскаленных огромных шаров, подобных нашему Солнцу. Они находятся так далеко, что кажутся нам крошечными и видны только ночью. Мы называем их звездами. У каждой звезды свое имя. Есть звезды Денеб, Альтаир,  Сириус.

Чтобы запомнить расположение звезд на небе, человечество объединило их в группы, напоминающие фигуры и дало им названия. В звездную ночь посмотрите на небо, и найдите созвездия Кассиопея, Орион, Большая медведица, Лебедь. В древности люди по звездам ориентировались ночью, находили стороны света.

Люди всегда интересовались  космосом, звездами, планетами. Они создавали увеличительные приборы – телескопы, которые позволяли лучше рассмотреть планеты и звезды. В 1957 году в нашей стране создали и запустили в космос первый искусственный спутник, который вращался вокруг Земли. 12 апреля 1961 года, ровно 50 лет назад, ученые нашей страны запустили в космос первую ракету с человеком на борту. Первым космонавтом стал Юрий Гагарин. С тех пор 12 апреля отмечают как День Космонавтики.

С тех пор человек много раз летал в космос. Американские астронавты даже высадились на поверхности Луны! Вокруг Земли вращается множество спутников, которые помогают передавать сигналы радио, телевидения, интернета, помогают изучать звезды и планеты. Исследовательские спутники достигали ближайших планет, Марса и Венеры.

Поиграйте в игры:

«Составь слово»

Ходит по луне – луноход

Ходит по планете - планетоход

Летит к звездам – звездолет

Считает звезды – звездочет.

«Сосчитай от одного до десяти»

Одна планета, две планеты, три планеты, четыре планеты, пять планет, …

Один космонавт, два космонавта, три космонавта, четыре космонавта, пять космонавтов, …

Один звездочет, герой, ракета, станция, звезда, …

«Скажи какая»

Космонавт (какой?) – сильный, смелый, отважный, храбрый, геройский,  бесстрашный, дисциплинированный….

Земля (какая?) – большая, круглая, красивая, родная, огромная, …

Звезда – далекая, яркая, загадочная,…

«Скажи, что делает?»

Ракета  – стартует, летит, облетает, приземляется, … 

«Скажи наоборот».

Храбрый – трусливый                       

Сильный – слабый                                                          

Взлетел – приземлился                        

Больной – здоровый                 

Плохо – хорошо                                 

Большой – маленький

Защищать – нападать

Трудно – легко

Трус – храбрец

Далеко – близко

Подбери слова-родственники.

Как называется маленькая звезда? (звездочка)

Назови корабль, летящий к звездам. (звездолет) это ….

Падающие звезды. (звездопад)

Кто считает звёзды? (звездочет)

Небо, усеянное звёздами. (звёздное)

«Хвастунишка»

Моя ракета большая, а моя еще больше, а моя большущая.

Моя ракета красивая, а моя еще … .

Моя ракета надежная, а моя еще … .

Моя ракета быстрая, а моя еще … .

Моя ракета прочная, а моя еще … .

Моя ракета современная, а моя еще … .

Весна.

1. Уточните временные представления детей (за зимой наступит весна, а за весной - лето). Проверьте, знает ли ребенок названия зимних месяцев.

2. Понаблюдайте с детьми за изменениями в природе, учите находить признаки ранней весны, называя их на основе личного наблюдения (день стал длиннее, а ночь короче; стало теплее; солнце ярко светит (слепит глаза), днем сильно припекает; вокруг стволов деревьев появились приствольные ямки; снег осел; дороги, тропинки стали черными; на крышах повисли сосульки, днем слышна звонкая капель, а ночью подмерзает;  на дорогах - гололед; набухли на деревьях и кустах почки; на пригорках -проталины; кое-где начала пробиваться зелень).

3. Научите ребенка объяснять своими словами, что такое капель, оттепель, гололед, ледоход, проталины, таяние снега, первоцветы.

4. Учите ребенка  подбирать эпитеты: солнце - ласковое, слепящее, лучистое;

ветер - свежий, весенний, теплый; небо - ясное, высокое, чистое; облака - легкие, пушистые, белоснежные.

5. Учите образовывать наречия от прилагательных:

день пасмурный и ветреный (днем пасмурно, ветрено); дождливый -, ненастный-, туманный-, ясный-, солнечный.

6. Подберите  родственные слова. Объясните ребенку значение непонятных слов. Попытайтесь с помощью этих слов описать наблюдаемые объекты и явления.

весна - весенний, веснушки, по-весеннему, веснянки;

ветер - ветерок, ветрище, ветрено;

солнце – солнышко, солнечный, солнцезащитный;

Таять – тающий, таяние, подтаявший, растаявший;

Лед – льдинки, льдистый, ледоход, гололед…

7. Расскажите  о том, как изменились игры и развлечения детей (мастерят скворечники, строят запруды, пускают кораблики).

8. Расскажите о том, какие изменения произошли в жизни зверей (у медведя появились малыши, птицы прилетают из теплых стран).

9. Выучите  народные приметы, научите ребенка их применять.

Апрель с водой - май с травой.

Увидел грача - весну встречай.

Весна красна цветами, а осень пирогами.

                                  Весна. Изменения в природе.

1. Учите ребенка узнавать по внешнему виду перелетных птиц, называть их;

2. Помогите ребенку классифицировать: перелетные птицы - соловей, зяблик, ласточка; зимующие птицы - ворона, сорока, воробей; домашние птицы - курица, утка, гусь;

3. Подберите эпитеты, характеризующие птицу:

а) По внешнему виду: скромный, серенький, неприметный - соловей;
б) По повадкам:
 ловкая, подвижная - ласточка; осторожная - цапля;

4. Учите детей точно подбирать слова-действия: летает, порхает, кружится, нахохливается, высиживает, раскапывает, щебечет, курлычет.

5. Образуйте притяжательные прилагательные: птичье крыло, соловьиная песня, журавлиные ноги, грачиный клюв.

6. Выделите характерные признаки: клюв тоненький как иголочка - у ласточки; клюв большой, крепкий - у грача.

7. Расскажите ребенку, чем питаются птицы. Объясните, почему птицы улетают на юг.

8. Включайте в описание птиц сложные слова: пёстрогрудый скворец; черноголовая ласточка; длинноногий журавль; остроклювый аист.

9. Образуйте множественное число: журавль - журавли – много журавлей; ласточка - ласточки – много ласточек; грач - грачи – много грачей.

10. Составьте рассказ-описание одной из птиц.

11. Прочитайте сказки о птицах: Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка», С.Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями», Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок»

Труд людей весной.

1. Расскажите ребенку о том, как много людей разных профессий трудится в сельском хозяйстве. В поле работают трактористы, комбайнеры, агрономы, овощеводы. В саду трудятся садоводы. На ферме работают скотники, доярки, телятницы, конюх, пастух пасет стадо. За птицами ухаживает птичница.

2. Расскажите ребенку о том, что ранней весной поля готовят к посеву семян. 

Сначала поля пашут тракторами, затем боронят и сеют зерно. На полях используют много разной техники и приспособлений: трактора, сеялки, веялки, плуги, косилки, бороны.

 На огородах люди вскапывают грядки, строят парники, выращивают и рассаживают рассаду. В садах обрезают сухие ветки, белят стволы деревьев и кустарников, убирают прошлогоднюю листву.

3. «Назови профессию».

Ухаживает за телятами – телятница

Ухаживает за скотом – скотник

Ухаживает за лошадьми - конюх

Доит коров – доярка

Работает на комбайне – комбайнер

Работает на тракторе – тракторист

Ухаживает за птицами – птичница.

Разводит овощи – овощевод

Работает в саду – садовод

4. Напомните, какие зерновые культуры выращивают на полях?  Назовите поля:

 Поле с рожью – ржаное

Поле с пшеницей – пшеничное

Поле  с овсом – овсяное

Поле  с кукурузой – кукурузное

Поле с ячменем – ячменное

Поле с гречихой – гречишное

Поле с кукурузой – кукурузное.

5. Что нужно для работы в саду и огороде: лопата, грабли, ведро, лейка, секатор, кисти, пленка, тяпки, …..

6. «Что делает?» Подбор слов-действий к слову «огородник» - копает, вскапывает, перекапывает, рассаживает, поливает, ухаживает, заботится..

7. Объясните значение выражений «Весенний день весь год кормит», «Кто не сеет, тот не жнет», «Пашню пашут – руками не машут».

День Победы.

  1. Расскажите ребенку о празднике День победы. Почему он так называется?

Кого поздравляют в этот день. Уточните, кто такие ветераны, что такое орден, медаль, знамя, подвиг, победа, вечный огонь, салют.

2. Закрепите с детьми дату этого праздника.

3. Вспомните, кто из родственников принимал участие в Великой Отечественной войне. Рассмотрите фотографии иллюстрации в книгах, побеседуйте о войне.

4. Уточните, знает ли ребенок, какие памятники, посвященные Дню Победы, героям войны есть в нашем городе.

Сходите с ребенком к мемориалу «Вечный огонь». Объясните, что вечный огонь это символ вечной памяти людей о погибших воинах, он горит вечно, чтобы мы вечно помнили и о героях войны.

5. Посмотрите с ребенком Парад Победы.  Расскажите ему о разных видах войск. Объясните, кто такие пехотинцы, летчики, пограничники, саперы, десантники…

6. Расскажите о том, что столица нашей Родины- Москва. Покажите Москву на карте. Расскажите о Кремле, Красной площади. Объясните, какое значение имеет Москва для России, почему во время войны говорили «Велика Россия, а отступать некуда, позади Москва».

7. Подберите родственные слова к словам

Герой – герой, героиня, геройский, героический;

Война – военный, воевать, войско;

Родина – родиться, родной, родимый, родственник

8. «Скажи по другому»

Смелый – храбрый, отважный,  доблестный,… …

Охранять – защищать, беречь, отстаивать,….

Воин – защитник, солдат, боец, …..

Родина – Отечество, Отчизна

Воевать – биться, сражаться, атаковать, обороняться…

9. Объясните ребенку значение выражений:

Родина-мать, умей за нее постоять.

Тот герой, кто за Родину горой.

Кто за правое дело стоит, тот всегда победит.

Насекомые.

1. Напомните ребенку о том, какие насекомые водятся в наших краях: пчела, муравей, бабочка, стрекоза, мухи, жуки, божьи коровки и т.д.

2. В парке, на полянке найдите и рассмотрите насекомых

3. Обратите внимание на их строение. Назовите и покажите их части тела (брюшко, лапки, головка, усики, хоботок, надкрылья, крылышки, жало)

4. Обратите внимание на особенности строения некоторых насекомых (у стрекозы большие глаза, длинные крылья, у осы и пчелы пушистое брюшко, у кузнечика длинные, крепкие ножки…)

5. Что делают насекомые? (Ползают, скачут, прыгают, летают, порхают, роятся, кусают, жалят, звенят, жужжат, гудят,...)

6. Расскажите об  образе жизни насекомых. (Пчелы живут в ульях, муравьи строят муравейники, бабочка проходит несколько стадий развития: гусеница, куколка, взрослая бабочка…)

7. Расскажите ребенку о том, какую пользу приносят насекомые (опыляют  растения, являются кормом для птиц, животных, пчелы дают мед, воск…)

8. Расскажите  ребенку, что бывают и вредные насекомые. Они уничтожают  растения, разносят микробы, портят одежду, мебель.

9. Сосчитайте от 1 до 10

Одна трудолюбивая пчела -   …   - десять трудолюбивых пчел.

Надоедливая муха; мохнатый шмель; разноцветная бабочка; большеглазая стрекоза.

10. Объясните значение слов: короед, мухомор, мухобойка, пчеловод, водомерка, листовертка.

11. Подберите родственные слова к словам

Пчела – пчелиный, пчелка, пчеловод.

Муравей – муравьишка, муравейник, муравьиный.

Муха – мушка, мушиный, мухобойка, мухомор.

12. Объясните значение выражений:

«Трудится, как пчела»   «Мухи не обидит»   «Комар носа не подточит»

Лето.

1. Назовите основные приметы лета.

 День длинный. Солнце светит ярко. Погода жаркая. Небо высокое, голубое; облака легкие, пушистые. Летние дожди теплые, обильные, бывают грозы.

2. Назовите природные явления, которые встречаются только летом: гроза, радуга, град. Объясните причину этих явлений.

3. Вспомните названия летних месяцев.

4. Расскажите, как изменяется растительный мир летом. 

Цветут цветы, кустарники, вырастают высокие травы. Колосится рожь, пшеница и др. зерновые культуры. В лесу созревают грибы, ягоды, орехи. 

5. В парке рассмотрите и назовите цветы, деревья, травы.

6. Как люди одеваются летом? Расскажите, какой должна быть летняя одежда: легкая, светлая, свободная; из каких материалов ее делают: изо льна, хлопка, шелка…Назовите летнюю одежду: сарафан, юбка, платье, футболка, шорты, бриджи, кепка, панамка, косынка… Расскажите, почему нельзя долго находиться под прямыми лучами солнца, почему надо прикрывать голову.

7. На прогулке в лесу, в парке понаблюдайте за птицами, насекомыми. Рассмотрите и назовите их. Что делают летом птицы, животные, насекомые?

8. Расскажите, как люди проводят время летом: купаются, загорают, играют в волейбол, бадминтон, катаются на велосипедах, самокатах, ходят на прогулки в лес, в парк.

9. Подерите прилагательные.

Лето (какое?) - теплое, жаркое, веселое, короткое, прекрасное, долгожданное; цветок (какой?) – красивый, пахучий, нежный, лекарственный, ароматный, луговой;   море (какое?), погода (какая?)

и т.д.

10. Назови букет:

Из маков - маковый

Из васильков - васильковый

Из одуванчиков - одуванчиковый

Из лютиков - лютиковый

Из ромашек - ромашковый

Из фиалок - фиалковый

Из ландышей - ландышевый

Из черемухи – черемуховый.

11. Подберите родственные слова:

Цветок -  цветочек, цветовод, цветник, цветочница, первоцвет, цветочный;

Роза - розовый, розарий, розовеет, розочка; 

Море - морской, моряк, приморский, заморский, мореплаватель, морепродукты;

Отдых – отдыхать, отдыхающий;

Трава – травка, травинка, травушка, травоядный;

Солнце – солнечный, солнышко, солнцезащитный.

12. Объясните значение поговорок..

«Лето собериха, а зима поедиха»

«Что летом родится, зимой пригодится»

«Готовь сани летом, а телегу зимой»

«Летний день стоит зимней недели»

Наша Родина – Россия.


Словарь по теме:

Существительные: Родина, страна, государство, край, Россия, граница, столица,

город, деревня, село.
Глаголы: любить, беречь, охранять, оберегать, защищать, заботиться, гордиться.
Прилагательные: любимая, единственная, огромная, прекрасная.

Отработка словаря, грамматического строя речи:
1. Выучить чистоговорку:.
Жура-Жура-Журавель!
Облетел он сто земель.
Облетел, обходил,
Крылья, ноги натрудил. 
Мы спросили журавля: 
«Где же лучшая земля?» 
Отвечал он, пролетая: 
«Лучше нет родного края!»
П. Воронько

2. «Подбери признаки к нашей Родине, России» Родина — какая?
(любимая, необъятная, могучая, родная, бескрайняя,  беззащитная, прекрасная,

богатая, весёлая, огромная, красивая, грустная)
3. «Какое слово не подходит?»:
Россия, российский, роса, россияне.
Родина, родной, родители, радость.
Отец, Отечество, отчаяние, отчий.
4. Игра «Города России» ( разделить на слоги, слова — названия городов России):

Мо-сква, Тверь, Са-ма-ра, Ту-ла, Нов-го-род, Псков, Мур-манск, Рос-тов, Во-ро-неж, Со-чи, Тю-мень, Руб-цовск.
5. Сделать звуковой анализ слов:
Москва
6. Выучить стихотворение наизусть:
Небо синее в России, 
Реки синие в России. 
Васильки и незабудки 
Не растут нигде красивей.
Есть и клёны, и дубы, 
А какие есть грибы! 
А ещё пекут в печи 
Вот такие калачи!         
В. Гусев


Наш город, наша улица, наш дом.

Словарь по теме:
Существительные: Россия, Москва, Рубцовск , рубцовчанин, горожанин, адрес,

улица, переулок, тротуар, газон, подъезд, балкон, библиотека, музей, памятник,

киоск, вокзал, парк, фонтан, здание, церковь, цирк, театр, стадион, кинотеатр.  
Прилагательные: городской, рубцовский, широкий, узкий, прямой, одноэтажный, многоэтажный, новый, старый, деревянный, кирпичный.
Глаголы: жить, строить, переезжать, благоустраивать.
Отработка словаря, грамматического строя речи:

1. Продолжи предложение:
В нашем городе много улиц (домов, людей…)
Дома бывают одноэтажные (многоэтажные, деревянные, кирпичные, большие,

 новые, маленькие…)
Улицы бывают широкие (узкие, ровные, прямые, новые…)

2. Сосчитай до десяти и обратно.
Один большой город, два больших города...
Одна красивая улица…
Один высокий дом…

3. Что лишнее и почему?
Дом, домашний, дым, домовой.
Город, городской, горох, горожанин.
Улица, переулок, улочка, улитка.

4. Назови как можно больше улиц в нашем городе.

5. Исправь предложения:
Дома стоят над улицей.
Мы живем на домах.
С первого этажа видно гораздо дальше, чем с последнего.

6. Составь рассказ о своем городе по плану:
 Как называется страна, в которой ты живешь?
Как называется столица нашей Родины
Как называется твой город?
Назови  свой домашний адрес
Что расположено на твоей улице (магазины, другие учреждения?)
Чем тебе нравится твой город?
 «Что бы ты показал гостям нашего города?» (достопримечательности города).

Защитники Отечества.


Словарь по теме:
Существительные: солдат, родина, снайпер, офицер, ракетчик, танкист, полководец,
ракета, танк, десантник, летчик, пограничник, моряк, парашютист, вертолетчик, герой,
пулеметчик, парашют, бомба, отвага, противник.

Прилагательные: военный, храбрый, мужественный, отважный, смелый, трусливый.
Глаголы: воевать, защищать, драться, победить, сражаться, ранить, стрелять, бросать.  
Отработка словаря, грамматического строя речи: 
1. Побеседуйте с ребенком о предстоящем празднике «День Защитника Отечества»,

о том, кого поздравляют в этот день. Рассмотрите вместе с ребенком иллюстрации

и фотографии, имеющие отношение к Российской армии, в газетах, журналах,

книгах. Посмотрите по телевизору программу «Служу Отечеству», проведите с ребенком воспитательную беседу, которая способствовала бы возникновению у него уважительного

отношения к Армии и защитниками Отечества.  
2.«Как называется военный», который:
летает на вертолете -                    
ездит на танке -                 
служит в пехоте -                 
прыгает с парашютом -                              
служит на корабле -             
управляет самолетом -             
охраняет границы Родины -            
3.«Продолжи предложения»:
В армии служит много        (солдат, танкистов, пограничников, летчиков,  десантников...)
Наши защитники умеют      (воевать, сражаться, защищать, побеждать….)
Наши солдаты (какие?)        (храбрые, смелые, отважные, мужественные…)
Наши солдаты сражаются (как?)    (храбро, мужественно, смело, отважно)
4.«Что делают»: 
летчик -             
вертолетчик-            
парашютист-           
моряк -   

танкист -    

пограничник -              
5.«Сосчитай до пяти»: 
Один легкий танк, два легких танка, …   пять легких танков. 
Одна подводная лодка, две подводных лодки, … пять подводных лодок. 
Один  танкист, два танкиста, …    пять танкистов.
6.«Объясни словечко»:
пограничник               пехотинец                                 
военный
                           подводник                    
7.«Какое слово не подходит?»: 

Таня, танк, танкист, танковый.
Пограничник, граница, граната.


                                    Зима. Зимующие птицы.

Выясните, знает ли ваш ребенок, какое время года наступило. Задайте ему вопросы и предложите дать на них полные ответы. Объясните, как нужно отвечать на ваши вопросы.
• Какое сейчас время года?
(Зима.)
• Почему ты так думаешь? Постарайся назвать все приметы зимы.

 (На улице мороз, земля покрыта снегом, снег лежит на ветках деревьев и на крышах домов, водоемы покрыты льдом. Люди надели теплую зимнюю одежду. Дети катаются на лыжах, санках и коньках, лепят снеговиков и играют в снежки. Прилетели  снегири.)
2. Выясните, знает ли ребенок названия зимних месяцев. Запомнить их поможет следующее четверостишие:
Декабрь, январь, февраль
Проходят чередой.
С морозом, со снежком,
С Рождественской звездой.

3. Рассмотрите с ребенком иллюстрацию. Пусть он попробует составить по ней рассказ. Предложите сыну или дочери сначала рассказать о времени года, изображенном на картине, о природе, о детских играх и забавах, о настроении, которое вызывает картина.
(Это зима. Земля покрыта пушистым белым снегом. Река покрылась льдом. На ветвях деревьев лежит мохнатый иней. Снегири клюют ягоды рябины. Мальчик и девочка насыпают корм для птиц в кормушку. На них смотрит снегирь. Дети катаются на санках с горы. Малыши лепят снеговика. Весело детям зимой!)

4. Помогите ребенку подобрать как можно больше прилагательных к каждому существительному.
Снег (какой?) — белый, мягкий, чистый, легкий, пушистый, холодный.
Лед (какой?) — гладкий, блестящий, холодный, твердый.
Сосулька (какая?) — твердая, легкая, узорная, красивая, холодная, хрупкая.
Сугроб (какой?) — большой, пышный, мягкий, белый, холодный.

5. Предложите ребенку задание для проверки фонематического слуха. Сможет ли он из существительных, перечисленных в предыдущем задании, выбрать те, которые начинаются со звука [с] (снег, снежинка, снеговик, сугроб)? Определит ли, с какого звука начинается слово лед? (С мягкого согласного звука [л].)

6. Выучите с ребенком следующее стихотворение, поработайте над звукопроизношением и выразительностью речи.
В зимнем парке.
В парке зимнем, в парке сонном
Под периной снежной склоны.
Елки в шишках, как в сережках.
Мы гуляем по дорожкам.
Кто на лыжах, кто на санках,
Лепим бабу на полянке.
Удивляются пичуги:
«Что слепили тут подруги?
Вот так баба! Как картина!
Вся украшена рябиной!»
Высунул язык щенок,
Удивленья скрыть не смог.
В парке зимнем нагулялись,
По сугробам навалялись.
Только нам домой пора.
До свиданья! До утра!

7. Потренируйте ребенка в слоговом анализе. Пусть разделит на слоги названия зимующих птиц и скажет, какое из них содержит меньше всего слогов (клест – 1 слог), а какие – больше всего (со-ро-ка, во-ро-на, во-ро-бей, сви-рис-тель – 3 слога).

8. Выучите с ребенком четверостишия о зимующих птицах. Это поможет запомнить названия птиц и расширить представления об их повадках.

Клюв, как клещи, у клеста.
Вот так клюв! Вот это да!
Шишки запросто лущит
Птица, грозная на вид.

В день, когда мела метель,
Прилетел к нам свиристель.
Мы ему насыплем крошек,
Свиристель такой хороший.

Щеголь-щегол акробат

И затейник,

Щеголь-щегол обожает репейник.
В морозы его подкорми семенами,

Щеголь-щегол обожает репейник.
Чтоб встретил весну тот щегол вместе с нами.

Чтоб встретил весну тот щегол вместе с нами.

В желтой футболке и черной

жилетке
Птица синица уселась на ветке.
Тенькает звонко птица синица,
Лютых морозов она не боится.

Комнатные растения.

    Постоянно привлекайте ребенка к уходу за комнатными растениями. Пусть он рыхлит землю, обтирает листья, поливает и опрыскивает растения. Выясните, знает ли ребенок названия тех комнатных растений, которые есть у вас дома. Научите его четко и правильно произносить их названия: азалия, амариллис, традесканция, хлорофитум, колеус, примула, фиалка, кактус, герань, фикус.

Предложите ребенку составить рассказ об одном из комнатных растений по образцу.

• Это комнатное растение — амариллис. У него длинные широкие темно-зеленые листья. Когда он цветет, у него появляется толстый прямой стебель, а на стебле два оранжевых цветка — лилии. Размножается амариллис клубнями. Амариллис надо часто поливать, надо протирать его листья, рыхлить землю.

Пусть ребенок разделит на слоги слова фи-ал-ка, кактус, при-му-ла, сделает звуковой анализ слова кактус.

Помогите ребенку запомнить, что комнатные растения размножаются разными способами: черенками (герань), листьями (фиалка), воздушными корнями (хлорофитум), корневищами (папоротник), клубнями (амариллис).

Предложите ребенку отгадать загадку и рассказать, как он догадался.

Ежик странный у Егорки

На окне сидит в ведерке.

День и ночь он дремлет,

Спрятав ножки в землю.

(Кактус)

6. Прочитайте ребенку рассказ.

АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК

Оля и Юля — близнецы. Они родились в один день. Наконец им исполнилось шесть лет. Они получили много подарков. Мама подарила им Барби, папа — дом для нее, дядя — мяч, дедушка — «Волшебные сказки». А бабушка принесла каждой по маленькому горшочку с землей и сказала:

— Поставьте горшочки на окно, поливайте раз в неделю, и произойдет чудо.

Оля сделала все так, как сказала бабушка. А Юля про свой горшочек забыла.

Через неделю в Олином горшочке появился зеленый росток, а через две недели на высоком стебле распустился прекрасный цветок.

Аленький цветочек! — закричала Оля. Бабушка улыбнулась и сказала:

Он отблагодарил тебя за заботу.

А где же мой цветочек? — спросила Юля.

— А твой цветочек погиб, потому что ты не ухаживала за ним, — вздохнула бабушка.

7. Предложите ребенку ответить на вопросы к рассказу:

О ком рассказ?

Что подарила девочкам бабушка?

Что произошло с Юдиным цветочком? Почему?

Что сказала Юле бабушка?

Какой была Юля?

Когда ребенок ответит на вопросы, предложите ему прослушать рассказ еще раз и подготовиться к пересказу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр на развитие общей и мелкой моторики в соответствии с лексическими темами. Подготовительная группа

Материал представляет собой подборку игр и упражнений на развитие общей и мелкой моторики у старших дошкольников....

Лексические темы. Подготовительная группа

Список лексических тем для работы на год в подотовительной группе....

Календарный план по лексическим темам подготовительная группа

Календарный план широко раскрывает данную тему...

Игровые упражнения по лексическим темам (подготовительная группа)

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи  - одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в детском саду и в семье...

КАртотека пальчиковых игр по лексическим темам подготовительная группа

Картотека пальчиковых игр по лексическим темам : игрушки, фрукты, овощи, деревья, осень, подойдет для родителей и педагогов...

Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам (подготовительная группа)

Цель:Развивать речь, память, мышление, воображение, творческую фантазию и эмоциональную сферу детей, снимать умственное и психологическое напряжение во время занятий, развивать координацию и моторику...