консультация для родителей
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Заблоцкая Наталья Анатольевна

"Обогащаем словарь ребенка" консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon консультация для родителей43 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему:

«Обогащаем словарь ребенка»

Старший дошкольный возраст – очень важный период в жизни ребенка, ведь от того насколько подготовленным малыш придет в первый класс, зависит его дальнейшее обучение. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Речь открывает доступ ребёнку ко всем достижениям человеческой культуры. С развитием речи у ребёнка тесно связано формирование как личности в целом, так и основных психических процессов.

Как же помочь своему ребенку?

Работа над развитием словаря должна проходить по нескольким направлениям:

  • обогащение словаря новыми словами (названия предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.);
  • уточнение словаря (наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира);
  • активизация словаря (дети должны не просто запомнить новые слова, но и уметь свободно ими пользоваться);
  • устранение из речи детей нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные).

Развитие ребенка происходит через общение и совместную деятельность со взрослыми. С обогащением знаний детей об окружающем расширяется и словарный запас.

Что нам поможет:

  • наблюдения (наблюдайте за каким-нибудь процессом, например, за сезонными изменениями, происходящими в природе, рассматривайте различные предметы и т.д.);
  • рассматривание и описание картин, картинок, игрушек и различных предметов;
  • показ фильмов и последующее обсуждение;
  • чтение художественных произведений;
  • дидактические игры, словесно-логические упражнения.

Хочу предложить вам несколько игровых заданий, которые обязательно заинтересуют вашего ребёнка. Эти игры не займут много времени, в них можно играть по дороге в детский сад, во время прогулки, на детской площадке.

1. Игра «Кто последний?»

Взрослый и ребёнок подбирают и называют поочерёдно по одному слову, характеризующему какой-либо предмет. Чьё слово будет последним, тот и будет победителем. Например: яблоко – сладкое, зелёное, круглое, румяное и т.д.

2. Игра «Комплименты».

Интересная игра, смысл которой заключается в следующем: берём любую игрушку, которую нужно «порадовать», т.е. сказать ей как можно больше приятных слов. Комплименты можно говорить по очереди: то взрослый, то ребёнок.

3. Игра «Находим детали».

В лексикон ребёнка нужно вводить не только названия предметов, но и составляющих их частей.

«Это самолёт, что у него есть?» – «Крылья, штурвал, сиденья, хвост, мотор и т.д.»

«А что есть у цветка?» – «Стебель, корень, листики, лепестки...»

4. Игра «Что бывает?»

Родитель называет слово-признак (прилагательное), а ребенок должен подобрать к нему несколько слов, обозначающих предмет (существительных).

Спрашиваем у ребёнка: «Что бывает большим?» – «Дом, гора, слон...» «А что больше: слон или гора?»

«Что бывает твёрдым?» – «Камень, лёд, железо...»

Или: «Что может быть голубым?» Ребёнок начинает перечислять: небо, море, глаза...

5. Игра «Всё наоборот».

В этой игре словарный запас пополняется словами-антонимами. Взрослый произносит слово, а ребёнок должен подобрать к нему другое слово, противоположное по смыслу.

«Хороший - плохой, высоко - низко, добро - зло, высокий - низкий и т.д.».

6. Игра «Добавь слово».

В этой игре взрослый называет начало действия, а ребёнок должен добавить слово, которое обозначает продолжение и окончание действия:

- Катя положила кашу в тарелку и... (стала есть).

- Вова проснулся и... (умылся).

- Маша замёрзла и... (пошла домой).

7. Игра «Назови одним словом».

Игра направлена на пополнение словарного запаса ребёнка обобщающими понятиями.

Взрослый называет несколько слов, например, майка, брюки, рубашка, шорты, и просит ребёнка назвать все предметы одним словом (одежда).

Можно поиграть по-другому. Взрослый называет обобщающее слово, например, посуда, и предлагает малышу вспомнить и назвать как можно больше предметов посуды. Чтобы ребёнку было интересней, можно дать ему мяч, чтобы на каждое названное слово он ударял им об пол.

Это лишь некоторые игры и упражнения, которые помогут вам  расширить и активизировать лексический запас вашего ребенка. Помните, что важно использовать каждую минуту общения с ребенком для развития его речи: нужно беседовать, разговаривать по дороге домой из детского сада, больше и чаще читать с ребенком книг и обсуждать с ребенком прочитанное, побуждать ребенка высказывать свое мнение и переживания. Успехов вам и вашему ребенку!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...